МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА Основы подготовки интегративного открытого урока по специальностям «общее фортепиано» и «ударные инструменты» на материале открытого урока на тему: «Достижение ритмической организации в ансамбле учащихся классов общего фор
Submitted by Екатерина Сергеевна Лопашёва on Tue, 26/04/2016 - 22:06
Муниципальное образовательное учреждение дополнительного образования детей
«Детская музыкальная школа №5»
МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА
Основы подготовки интегративного открытого урока по специальностям «общее фортепиано» и «ударные инструменты»
на материале открытого урокана тему:
«Достижение ритмической организации в ансамбле учащихся классов общего фортепиано и ударных инструментов»
Выполнили:
преподаватель МОУДОД «ДМШ №5»
Лопашева Е.С.
преподаватель МОУДОД «ДМШ №5»
Пушкарева Л.Г.
Данная методическая разработка представляет собой разработку интегративного открытого урока по специальностям «общее фортепиано» и «ударные инструменты». В ней содержатся сведения о наиболее рациональной организации учебного процесса и подробно освещены все этапы подготовки и проведения такого урока.
Целью методической разработки является распространение собственного педагогического опыта посредством описания наиболее эффективных вариантов форм, методов и средств музыкального обучения по специальности «общее фортепиано», основанных на введении в предмет «общее фортепиано» системообразующих факторов из вспомогательной дисциплины (в частности специальности «ударные инструменты»).
Вся теоретическая база данной методической разработки основана на нашем практическом опыте использования новой формы ансамблевого исполнительства – фортепианного дуэта учащихся по специальности «общее фортепиано» и солиста по специальности «ударные инструмента» и подтверждена положительными результатами.
Мы надеемся, что наша методика поможет педагогам-практикам выйти за рамки традиционного преподавания предмета, дополнив существующую методику новыми идеями, упрощающими, а значит, оптимизирующими учебный процесс.
Предназначается методическая разработка для преподавателей по специальности «общее фортепиано» ДМШ И ДШИ и может быть полезна при работе с учащимися, занимающимися по программам ФГТ.
Список литературы…………………………………………………………………..стр. 14
Приложение
Введение
Причина, по которой мы решили написать данную методическую разработку, заключается в том, что в настоящее время в программе предмета «общее фортепиано» изучению произведений для игры в ансамбле уделено недостаточное внимание. Мы считаем это направление в работе очень перспективным именно для данного учебного предмета.
В преподавательской практике всегда есть ученики, имеющие более сильные музыкальные задатки. Поиск способов развития этих задатков и привел нас к такой форме ансамблевого исполнительства, как трио (фортепианный дуэт и солист на другом инструменте). Изменение наших педагогических взглядов на форму ансамблевого исполнительства только как на фортепианный дуэт обусловило необходимость интеграции в предмет «общее фортепиано» другого предмета, в частности, предмета «ударные инструменты»
То есть предмет «общее фортепиано», на котором мы изучаем ансамблевую игру, выступает в данном случае в роли интегратора (ведущей дисциплины), а предмет «ударные инструменты», способствующий более углубленному изучению музыкальных произведений по заданной теме – вспомогательной дисциплиной.
Преподаватели, постоянно показывающие ансамблевую игру своих учеников на городских конкурсах, уже ощутили положительные результаты в их музыкальном развитии. Мы же, предлагаем воспользоваться нашим опытом, и именно для учеников, занимающихся по программам ФГТ, расширить эти рамки и выйти не только на дуэты, но и трио.
Эта работа ведется нами довольно успешно уже в течение трех лет.
Отработку новой методики мы начали с одного трио, объединив учеников двух классов: преподавателей Лопашевой Е.С. (общее фортепиано), Пушкаревой Л.Г (общее фортепиано) и Болдырева Я.В. (ударные инструменты). Первой пробой наших сил стал конкурс отдела общего фортепиано МОУДОД «ДМШ №5» по теме: «Играем в ансамбле, играем вместе» в 2012 г., где наши учащиеся заняли I место. Затем был городской конкурс «По странам и континентам» в 2013 году, где наше трио стало лауреатом III степени. В следующем учебном году на основе учеников из этого трио мы создали два самостоятельных трио с разными солистами, подключив к ним еще одно трио из новичков. И уже работа с этими тремя ансамблями была показана на заседании городской секции «Общее фортепиано» по плану ГМО.
Этап подготовки к интегративному уроку был использован для отработки созданной нами развивающей методики по предмету «общее фортепиано», а проведение урока – для ее демонстрации. Убедительные результаты этого мероприятия легли в основу данной методической разработки.
Игра учеников в ансамбле требует от преподавателей использования различных подходов к решению задач достижения ритмической организации. Наш опыт показывает, что в партии любого солирующего инструмента обязательно есть вспомогательные «маячки», которые являются системообразующим фактором для решения этой проблемы. Именно вокруг них мы собирали и приводили в новую систему учебный материал.
В рамках нашего интегративного открытого урока показаны пути решения проблемы ритмической организации на примере ансамблей с учащимися класса ударных инструментов.
Мы предлагаем два варианта решения проблемы по заданной теме, соответствующих двум этапам обучения.
I вариант, разработанный преподавателем Лопашевой Е.С. заключается в работе над ритмом в узком значении через внутреннее его ощущение (начальный этап).
Таблица первого варианта ритмической организации
РИТМ
Восприятие ритма на слух
Воспроизведение ритма в движениях
Осознание ритма, появление
теоретических знаний
Воспроизведение ритма на инструменте
II вариант, разработанный преподавателем Пушкаревой Л.Г., заключается в работе над ритмом в широком значении (следующий этап) и построен на слуховом контроле всех участников ансамбля.
Таблица второго варианта ритмической организации
РИТМ
размер
метр
темп
форма
Подготовительный этап.
Подготовительный этап лежит в основе успешного результата любой деятельности в целом и преподавательской в частности.
Он включает в себя:
1. выбор темы
2. выбор формы (интегративный открытый урок)
3. выбор состава ансамбля
4. выбор программы
5. переложение
6. подачу заявки на проведение открытого урока
7. подготовку материалов для показа с использованием ИКТ, реквизита, наглядных пособий.
8. создание мотивации для успешной работы
1. Выбор темы.
Ритмические способности – ведущий компонент комплекса профессиональных способностей учащихся. Поэтому выбор темы был сделан именно в пользу ритмической организации.
2. Выбор формы.
Открытый урок – продукт концентрированного опыта серии уроков, направленных на освоение музыкального материала по заданной теме. Именно открытый урок позволяет показать все этапы работы преподавателя и его учеников, продемонстрировав в заключении итоги этой работы, что является совершенно необходимым для подтверждения правильности выбранных форм, методов и средств обучения.
Выбрав тему открытого урока необходимо задуматься о наличии межпредметных связей, и если таковые имеются, то стоит воспользоваться этими связями для оптимизации учебного процесса. В нашем случае эта связь очевидна. Добиться ритмической организации в ансамбле логичнее и, самое главное, проще при поддержке ударных инструментов. Поэтому мы решили воспользоваться формой интегративного урока.
3. Выбор состава ансамбля.
Основу всех наших трио составляет фортепианный дуэт, а вот выбор солирующего инструмента был сделан в пользу ударных инструментов, так как у ударных инструментов два главных назначения: первое – подчеркивать ритмическую канву произведения, что способствует решению проблемы ритмической организации в ансамбле и второе назначение – создавать особый колорит звучания, который пока довольно редко можно услышать в концертных залах наших музыкальных школ. Поэтому мы включили в состав наших ансамблей как мелодические (ксилофон), так и немелодические (малый барабан, ударная установка) ударные инструменты.
После выбора состава ансамбля необходимо заручиться поддержкой преподавателя, ученик которого выступает в роли солиста. Нашим единомышленником, поддержавшем идею интегративного урока, стал преподаватель ударных инструментов Болдырев Я.В. На протяжении всей подготовки к открытому уроку он был нашим консультантом по всем вопросам, относящимся как к теории, так и к практике игры на ударных инструментах.
4. Выбор программы(см. Приложение 2) – важный момент, так как именно в рамках выбранной программы преподаватель должен иметь возможность наиболее емко и точно раскрыть заявленную тему. Поэтому в программу нашего открытого урока были включены «три кита» музыки – танец, марш, песня. Каждое произведение программы по степени сложности содержания и способов его воплощения должно соответствовать навыкам и умениям уже имеющимся в арсенале юных исполнителей и одновременно дающих возможность преподавателю продолжить развитие этих навыков и умений. Еще одно условие – содержание музыкального произведения должно быть понятно учащимся.
Выбранная нами программа включает в себя произведения русского, зарубежного и современного авторов. Изучение творчества этих авторов, несомненно, расширяет кругозор наших учащихся.
Выбрав такую программу мы смогли показать работу над ритмической организацией в ансамбле с учащимися ударных инструментов по возможности в различных жанрах и стилях.
Каждое произведение, включенное нами в программу, несет на себе четко определенную нами функцию: «Гопак» - установление контакта с залом, создание творческой атмосферы, «Марш» – раскрытие темы преподавателем Лопашевой Е.С., «Блюз» – раскрытие темы преподавателем Пушкаревой Л.Г.
5. Переложение. В произведении, выбранном для публичного выступления учеников, должна быть заложена возможность проявить и свой артистизм, и свои профессиональные навыки. Любое произведение, соответствующее данным требованиям будет иметь определенный уровень сложности. Сложность музыкальных образов и их текстовое воплощение всегда находятся в прямой взаимосвязи. Грамотно распределив задачи фортепианной партии с помощью переложения между двумя учениками, преподаватель минимизирует трудности учебного процесса, достигая при этом максимально возможного результата.
6. Заявку на проведение открытого урока необходимо подать в срок, определенный правилами секции для включения в план ГМО.
7. Подготовка материалов для показа с использованием ИКТ, реквизита, наглядных пособий.
Как было сказано выше, открытый урок – продукт концентрированного опыта серии уроков. Донести такой объем информации до слушателей за ограниченный промежуток времени можно только с помощью ИКТ.
Для ИКТ нами были использованы следующие материалы:
1. схема формирования трио
2. программа открытого урока
3. таблицы двух вариантов ритмической организации
4. схема мотиваций
5. переложения
6. план II части открытого урока
7. план III части открытого урока
8. высказывания выдающихся музыкантов
Весь реквизит должен быть продуман заранее. Он используется на протяжении всех этапов разучивания и помогает в решении проблем, связанных с поставленной задачей. В нашем случае реквизит был необходим для ритмической организации на начальном этапе обучения. Преподаватель Лопашева Е.С. использовала инструменты шумового оркестра – коробочку, палочки, треугольник.
Наглядные пособия – карточки были использованы преподавателем Пушкаревой Л.Г. Каждая карточка помогает выделить из общей ритмической культуры музыканта ее неотъемлемые составляющие и проработать каждую из них отдельно.
8. Создание мотивации.
Основной двигающей силой в учебном процессе всегда была, есть и будет мотивация. Чем больше мотиваций мы имеем, тем больше гарантий положительного результата. Опыт показывает, что одна мотивация должна быть общей, то есть объединяющей и у каждого участника – своя.
В результате наличия всех этих мотиваций у преподавателя идет активный процесс поиска новых форм, методов и средств обучения; у ученика наличие мотиваций ведет к активному разучиванию музыкального произведения; родители начинают контролировать домашние занятия, что, безусловно, влияет на скорость разучивания музыкального материала.
Хочется обратить внимание еще на одну общую мотивацию, которая дает стимул к творческому процессу – это новизна. В нашем случае – это игра в ансамбле с учащимися класса ударных инструментов. Введение в учебный процесс такой формы исполнительства дает нам возможность выйти за рамки традиционного преподавания предмета, а ученикам – отойти от его формального изучения.
II этап - этап организации учебного процесса.
Очень важно грамотно составить расписание по предмету общее фортепиано. При его составлении следует учитывать:
смену обучения в музыкальной школе
расписание по другим предметам
общую загруженность учеников по дням недели
дальнейшую возможность сводных репетиций как для фортепианных дуэтов, так и для трио.
III этап – этап разучивания
Начинаем с индивидуальных занятий. В этот период задача преподавателя – контролировать, чтобы степень проученности произведения у всех участников трио повышалась в едином, четко продуманном темпе. Все «подводные камни» вначале прорабатываются в дуэтах учитель-ученик.
Далее – коллективные занятия. Вначале это фортепианные дуэты и только затем трио. Следует стремиться к тому, чтобы совместные занятия начинались как можно раньше. Эти занятия – особый этап в разучивании. Неповторимый тембр любого солирующего инструмента вначале является отвлекающим фактором для учащихся, но, раскрывая особый колорит произведения, является новой мотивацией в творческом процессе, способствуя открытию «второго дыхания».
Хочется отметить, что на сводные репетиции для трио и для всех участников открытого урока стоит приглашать родителей, усиливая тем самым их заинтересованность в конечном результате. Некоторые родители приобрели фортепиано своим детям после получения звания Лауреатов на городском конкурсе, некоторые, после проведения открытого урока, осознав значимость инструмента фортепиано в общем музыкальном образовании.
IV этап – открытый урок на тему «Достижение ритмической организации в ансамбле учащихся классов общего фортепиано и ударных инструментов».
I часть – установление контакта с залом.
Одним из важных факторов успешного проведения мероприятия является творческая атмосфера. Любое мероприятие – это процесс взаимосвязи всех участвующих в нем сторон.
С помощью какого произведения лучше установить эту взаимосвязь? На наш взгляд звучание этого произведения должно:
1. пробудить интерес своей необычностью, новизной звучания, завладев вниманием слушателей.
2. удержать это внимание активным, зажигательным характером, дающим позитивный настрой на последующее взаимодействие с залом
По нашему мнению всеми этими достоинствами обладает «Гопак» М. Мусоргского из оперы «Сорочинская ярмарка». Именно это произведение было выбрано нами для исполнения нашими учениками в I части открытого урока.
Исполнение произведения
ЧастьII. Разработана преподавателем Лопашевой Е.С на примере «Марша» Р. Шумана и проведена на заседании секции «общее фортепиано» по плану ГМО 01.11. 2013г.
План проведения урока см. Приложение 3
В музыке высота звуков неотделима от их временной организации. Следовательно, развитию чувства метра и ритма нужно уделять особое внимание.
Для развития чувства ритма у детей необходимо их активное участие в музыкальных занятиях. Причем, первый этап – это восприятие ритма на слух и непосредственное воспроизведение его в движениях. И только затем наступает второй этап – переход от мышечного ощущения ритма к его осознанию и накоплению теоретических знаний.
Ритм имеет эмоциональную и моторную природу. Б.М. Теплов характеризовал ритм, как «способность активно переживать (то есть отражать в движениях) музыку, тонко чувствовать эмоциональную выразительность временного хода музыкального произведения». Чувство музыкального ритма двигательно-моторно в своей основе. Специальными исследованиями доказано, что ритмическое переживание музыки всегда сопровождается теми или иными двигательными реакциями (подсознательное, «машинальное» отбивание ритма ногой, постукивание пальцами, покачивание корпуса и т.д.)
Иными словами, музыкально-ритмическое переживание человека, так или иначе, связано с его мышечным чувством. Эту позицию полностью разделял авторитетный теоретик и практик в вопросах ритма швейцарский педагог, пианист и дирижер Жак Эмиль Далькроз: «Без телесных ощущений ритма… не может быть воспринят ритм музыкальный. В образовании и развитии чувства ритма участвует все наше тело».
На основе этих предпосылок построена система ритмического воспитания его последователя немецкого композитора и педагога Карла Орфа. она включает в себя движения и речь под музыку, игру на элементарных музыкальных инструментах, упражнения, способствующие развитию чувства ритма через динамику движений.
В наших специфических условиях урока общего фортепиано вполне применимы многие из этих упражнений. Независимо от того, на каком инструменте играет ребенок, он может хлопать, стучать, топать, ходить, бегать, прыгать, петь и говорить.
Упражнения можно выполнять не вставая из-за инструмента или стоя на месте.
Кроме того, эти упражнения оживляют урок, очень нравятся детям.
Итак, перейдем непосредственно к нашему уроку.
Ход урока.
Вывести на экран нотный текст (см. Приложение4)
Сначала дети исполнят пьесу целиком. Исполняют: Алмаева Алена (4 класс, скрипка), Бабушкина Александра (2 класс, скрипка), Устинов Данила (4 класс, малый барабан). Р.Шуман «Солдатский марш».
Преподаватель: Алена, расскажи нам, что такое марш.
Алена: «Марш – это пьеса в четком ритме для сопровождения военных походов, демонстраций, различных шествий: волевой, энергичный ритм воодушевляет, организует людей. Марш призван объединить движение (шаг) идущих, а также создавать у них определенное настроение. Поэтому бывают различные по темпу и характеру марши: парадный, походный, встречный, похоронный. У нас марш военный, строевой, под него удобно ходить».
Для того, чтобы соответствовать данному определению, мы проделали следующие упражнения. В основе их лежат упражнения по методике К.Орфа:
– Исполнение одной ученицей метра, а другой ритма звучащей мелодии
– «ритмическое эхо» с продолжением. Саша начинает, а Алена доигрывает за ней мелодию
– Ритможесты или как их еще называют «звучащие жесты» – хлопки, притопы, щелчки. Они отражают ритмические доли: хлопок на сильную долю, на слабую разводим руки. Данила играет свою партию.
– Ходьба. Шагаем доли, хлопаем при этом ритм (Алена) и метр (Саша)
– Еще один вид ритмического упражнения – сольмизация, то есть ритмичное проговаривание текста с названиями нот
– Используем инструменты детского шумового оркестра – коробочка, палочки, треугольник.
У каждого участника свой ритм. Партитура такая:
Я играю основу – ровную пульсацию (деревянные палочки),
Саша (треугольник) – отмечает ударом в треугольник акцент на первую ноту такта
Алена (коробочка) – исполняет ритм (причем с динамикой: акцент на первую долю такта, а затем диминуэндо до конца фразы)
Данила (малый барабан) играет свою партию
– Ритмослоги. Наиболее распространенным вариантом ритмослогов является произнесение длинной ноты «Та», более коротких «ти». Точка озвучивается прибавлением «й». Получается «Тай-й-та-ти».
– Чтобы не укорачивать предпоследнюю ноту пьесы, Алена проговаривает Тра-та-та-та (заполняет шестнадцатые) – Та! (последняя восьмая).
– Метод «вербального эквивалента», то есть усвоение ритма через звучащее слово. Материалом могут служить цвета, имена и другие близкие детям слова.
У нас такой вариант:
«Де-воч-ки Са-ша и А-ле-на
Ве-се-ло мар-ши-ру-ют вмес-те!»
Выводы:
Ходить под музыку – занятие понятное и знакомое ребенку с самого раннего возраста, с музыкальных занятий в детском саду. На раннем этапе обучения знакомство с шагами в музыке переходит в осознание пульса, метра, размера. Это возможность первых опытов игры в ансамбле в качестве аккомпаниатора.
Мною была выбрана небольшая пьеса – это дало нам возможность быстро выучить нотный текст (всего за два урока). Мы видим здесь яркий, понятный детям образ. Эта пьеса входит в золотой фонд педагогического репертуара.
Ансамблевое изложение дает нам возможность разбить аккордовую фактуру на двоих исполнителей. Из-за чего, правда, возникла трудность с синхронностью исполнения. Вот здесь нам и пригодились те упражнения, которые мы вам показали.
Ведь не секрет, что те, кто играет в ансамбле, должны не просто мыслить одинаково, у них сердца должны биться в едином темпе.
ЧастьIII. Разработана преподавателем Пушкаревой Л.Г. на примере «Блюза» А. Шора и проведена на заседании секции «общее фортепиано» по плану ГМО 01 ноября 2013г.
План проведения урока (см. Приложение 5).
Вступление. Выбор в пользу «Блюза» был сделан с учетом необходимости показать работу не только с ксилофоном, малым барабаном, но и с ударной установкой, а также включить в программу произведение современного автора.
Вывести на экран нотный текст (см. (Приложение 6).
Несколько слов об особенностях данного переложения. Если вспомнить немного истории, то джазом назывались небольшие оркестры или ансамбли, а также исполняемая ими музыка. Основу таких джаз-оркестров и ансамблей составляли фортепиано, труба, саксофон и другие инструменты. И конечно, ударные, поскольку в джазе основополагающая роль принадлежит ритму. Контрабас, который раньше применялся для передачи мелодико-гармонической ткани произведения, приобрел в таких оркестрах новую функцию – ритмическую. Выбор «Блюза» обусловил необходимость разделения музыкальной ткани на две партии – так больше шансов приблизить басовую партию к активному, с атакой звучанию контрабаса, а в первой партии добиться легкости и непринужденности, учитывая, что за плечами ученика, исполняющего первую партию, один год обучения, а у ученика, исполняющего вторую партию – два.
Работа в целом будет заключаться над ритмом в широком значении этого слова, в воспитании умения синхронизировать все свои действия с действиями других исполнителей и построена на слуховом контроле всех участников ансамбля.
Ход урока.
1. «Блюз» А.Шора звучит в исполнении Силкина Данилы (ударная установка), Устинова Егора и Павлюковича Влада – фортепиано.
2. Работу над ритмической организацией начинаем с размера (карточка Размер). Размер – количество долей определенной длительности, образующих такт.
Главная задача перевести наше мышление с классического понимания размера 6/8 на двухдольный: первые - первая доля, вторые – вторая доля. В этом нам поможет партия ударника, ведь именно барабаны дают нам доли: большой барабан (с его глухим, как бы из глубины звучанием) – первую долю (звучит большой барабан) и малый барабан (звук более открытый, с металлическим призвуком) – вторую долю, подчеркивая тем самым ее значение, чего требуют от нас стилистические особенности джаза в целом и блюза в частности (звучит малый барабан).
Упражнение №1 - выстраиваем вертикаль, синхронно исполняя первые и вторые доли, опираясь в слуховом контроле на характерное звучание большого и малого барабанов.
Выполняем это упражнение вначале парами (первая пара – ударник и ученик, исполняющий вторую партию, вторая пара – ударник и ученик, исполняющий первую партию).
При дальнейшем совместном исполнении следует добиваться, чтобы степень глубины звукоизвлечения первых и вторых долей в фортепианной партии соответствовала особенностям звучания большого и малого барабанов.
Упражнение №1, как и последующие, упражнения №2 и №3 используем при работе над основной частью произведения, отрабатывая каждый мотив отдельно.
Показ преподавателя.
Выполнение упражнения №1 учениками.
3. Переходим к работе над метром (карточка Метр)
Метр – равномерное чередование акцентов в музыке.
Задача упражнения №2 – помочь ученикам метрически ощутить вступления своих мотивов (первый мотив начинает вторая партия, второй мотив начинает первая партия и т.д.). Для этого чередуем звучание фортепиано и ударной установки:
В слуховом контроле опираемся на партию ударника: заканчиваются три доли в партии ударника – значит, начинается следующий мотив.
Это очень полезное упражнение. Все три ученика получают уверенные навыки вступления своей партии. Таким образом, когда играет трио, исполнение произведения не будет прервано даже в случае остановки одного из участников.
Показ преподавателя.
Выполнение упражнения №2 учениками.
4. Упражнение №3 поможет нам в работе над темпом (карточка - Темп).
Темп – скорость исполнения музыки. В данном случае взятие верного темпа было возложено мной на ударника, учитывая его природное (более точное по сравнению с другими участниками трио) ощущение темпа. Пять ударов барабанных палочек друг об друга как бы озвучивают пульсацию восьмых пауз во вступлении, давая тем самым импульс к движению.
Итак, темп задан. Теперь важно удержать его на протяжении всего произведения. Для этого необходима вертикаль и горизонталь. Вертикаль уже выстроена с помощью упражнения №1.
С помощью упражнения №3 начинаем выстраивать горизонталь.
Безусловно, пульсация восьмых ведущих тарелок в партии ударника помогает сохранить темп и дает ощущение непрерывности движения. Но в данном случае полезнее проработать ощущение движения отдельно внутри фортепианной партии, с ее взлетами мелодии вверх.
Внимание на экран – каждый четырехтакт состоит из двух мотивов. Импульс к движению даем от второй доли (от начала мотивов) и взлетаем к завершающей мотив первой доле, выстраивая тем самым горизонталь. Очень важно, чтобы этот импульс не потерялся ни при передаче мелодии от II партии к I партии, ни при передаче мелодии из руки в руку внутри I партии.
Показ преподавателя
Выполнение упражнения №3 учениками.
Чтобы движение было непрерывным, необходимо уделить внимание связкам между мотивами, представив их себе в виде «мостиков».
И вот теперь мы подошли к самому сложному этапу в вопросе достижения ритмической организации в ансамбле – ощущению пропорциональности разделов композиционной формы музыкального произведения (карточка – Форма). Форма – построение музыкального произведения, соотношение его частей.
Внимание на экран: мы видим вступление; связку, если идем на первую вольту и заключение, если идем на вторую вольту. Основная часть представляет из себя 12-ти тактовый период, характерный для блюза. Вопрос к ученикам: из скольких четырехтактов он состоит? Ответ. Из трех.
Вопрос ученикам: из скольких мотивов состоит четырехтакт? Ответ: из двух.
Обращаем внимание на то, что каждый четырехтакт заканчивается звучанием акцентной тарелки (звучит акцентная тарелка).
Задача упражнения №4а – помочь ученикам ощутить границы четырехтактов. Для этого два мотива объединяем в четырехтакт. Мелодическую горизонталь удлиняем стремлением к звучанию акцентной тарелки. Именно звучание акцентной тарелки в партии ударника сигнализирует нам об окончании каждого четырехтакта.
Показ преподавателя.
Выполнение упражнения №4а учениками.
Упражнение №4б помогает охватить 12-тактовый период целиком. Для этого каждый последующий четырехтакт исполняем на более высоком эмоциональном уровне по сравнению с предыдущим. Третий четырехтакт – это кульминация. Слуховым контролем отмечаем первое, второе и третье (заключительное) в основной части звучание акцентной тарелки в партии ударника.
Показ преподавателя.
Выполнение учениками упр. 4б
Вступление, связка и заключение также представляют из себя четырехтактовые построения, но не делящиеся на мотивы. Поэтому работу над ними лучше начинать после того, как ученики уже начали ощущать четырехтакты в основной части. Причем, первоначально следует проучивать связку и заключение, так как они идут при поддержке партии ударника, и только потом вступление, лишенное такой поддержки.
6. Контрольное исполнение произведения целиком.
Затем ученики и преподаватель встают в ряд, держа в руках карточки
Размер
Метр
Темп
Форма
Преподаватель: В совокупности именно эти понятия определяют ритмическую культуру музыканта в широком смысле этого слова.
III. Подведение итогов.
В результате использования в учебном процессе этих упражнений ученики получили следующие навыки ритмической организации в ансамбле:
выстраивания вертикали
выстраивания горизонтали
выявления и удержания верного темпа
ощущения разделов композиционной формы
синхронизации всех своих действий с действиями других исполнителей
ознакомления на слух всех партий исполняемого произведения
Внимание на экран: Один из американских джазовых композиторов писал так: «Это чувство вдохновенного ритма, который вызывает у музыкантов чувство легкости и свободы, которое дает впечатление неудержимого движения вперед с непрерывно увеличивающейся скоростью, хотя фактический темп остается неизменным» – замечательные слова, и хотя мы не достигли этого уровня, но постарались хоть на один шаг приблизиться к нему.
Заключение
В результате использования в работе приведенных выше методов ученики получили новые навыки ритмической организации в ансамбле соответственно этапам своего обучения.
Благодаря этим навыкам все три ансамбля продемонстрировали высокий уровень исполнения, показав убедительную ритмическую организацию, что подтверждает эффективность выбранных форм, методов и средств обучения (см. Приложение 7,8). Благодаря такому всестороннему подходу к изучаемым произведениям мы получили три ярких и необычных для предмета «общее фортепиано» номера. Вследствие этого продолжилась концертная деятельность наших учеников. За два месяца наши трио участвовали в школьном проекте «Классическая музыка в детском саду», выступили в Новогодних классных концертах и концерте отделения «общее фортепиано», таким образом, пополнив копилку профессиональных знаний и умений наши ученики почувствовали вкус сцены.
В результате успешного проведения открытого урока мы как преподаватели:
полностью реализовали свой педагогический опыт, расширив его в процессе подготовки новыми идеями и способами их реализации
получили неоценимый опыт организации таких мероприятий
подняли планку требований к публичным выступлениям учащихся на отделении «общее фортепиано» в нашей школе
расширили рамки форм публичных выступлений по предмету «общее фортепиано» на городском уровне
и, конечно же, получили заинтересованность учащихся в нашем предмете – предмете «общее фортепиано». У всех участников открытого урока наш предмет встал наряду со специальностью.
Присутствующие на заседании секции «общее фортепиано» по плану ГМО имели возможность увидеть сам открытый урок. В данной методической разработке не только описан сам урок, но и подробно освещены все педагогические действия внутри каждого этапа и результаты этих действий.
Поэтому мы считаем, что овладение опытом по предлагаемой методике может стать основой для введения в преподавательскую практику при работе с учащимися по программам ФГТ формы ансамблевого исполнительства с солирующим инструментом.
Список литературы
1. Бочкарёв Л. Л. Психология музыкальной деятельности. – М.: Классика-XXI, 2008. – 352 с.
2. Ветлугина Н. А. Структура музыкальности и пути ее исследования. Музыкальное развитие ребенка. М.: Просвещение, 1986. – 325 с.
3. Гольденвейзер А. Б. О музыкальном искусстве. – М.: Музыка, 1975. – 415 с.
5. Жак-Далькроз Э. Ритм. М.: Классика-XXI, 2006. – 248 с.
6. Зильберквит М. Мир музыки. М.: «Детская литература», 1988.335с.
7. Келдыш Г. В. Музыкальный энциклопедический словарь. М.: Советская энциклопедия, 1990. – 672 с.
8. Кривенцова Т. В. Работа над развитием чувства ритма у начинающих (Из личного опыта). // Экстернат РФ: сетевой журнал.2012. URL: http:www. ext.spb.ru.
9. Колесникова Е. В Развитие фонематического слуха у детей 4-5 лет. М.: Ювента, 2010. – 96 с.
10. Мазель Л.А. Строение музыкальных произведений. – М.: «Музыка», 1986. – 528с.
11. Михеева Л.В. Музыкальный словарь в рассказах. – М.: «Советский композитор», 1986. – 176с.
12. Ритмика. Примерная программа для средних специальных музыкальных школ по специальности инструментальное исполнительство. – М.: Федеральное агенство по культуре и кинематографии научно-методический центр по художественному образованию, 2005. – 22 с.
13. Теплов Б. М. Психология музыкальных способностей. М.-Л.: Издательство Академии педагогических наук РСФСР, 1947. – 334 с.
14. Фридкин Г.А. Практическое руководство по музыкальной грамоте. М.: «Музыка», 1987. – 271с.
15. Цыпин Г. М. Психология музыкальной деятельности: проблемы суждения, мнения. М.: Интерпракс, 1994. – 368 с.
Программа открытого урока:
М. Мусоргский «Гопак» из оперы «Сорочинская ярмарка». Исп. Авдеева Екатерина (5 кл.) – ксилофон.
Партия фортепиано: Макарова Елена (спец. – вокал, 3 кл.), Агаджанян Наира (спец. – скрипка, 6 кл.)