Submitted by Светлана Валентиновна Федорова on чт, 21/04/2016 - 22:29
Картотека развивающих игр и упражнений (старший возраст)
Игры Б.Никитина и Воскобовича, блоки Дьенеша, С Столяра, З. Михайловой, А.Венгера и Дьяченко.
I.Выделение и абстрагирование свойств
Цель: развивать умение выделять в предметах от 1 – го до 4 – х свойств (форму, размер, толщину),
абстрагировать одного от другого, называть их.
1.Дид. игра «КЛАДОИСКАТЕЛИ»
Позваляет дать первоначальное представление о замещающих свойствах знаков, замена свойств символами, при строгом следовании правилам действий.
2.Дид.игра «АВТОТРАССА»
Позволяет приблизить детей к пониманию того, чтонарушение правил не позволяет достичь верного результата.
3.Дид.упражнение «НЕОБЫЧНЫЕ ФИГУРЫ» развивает умение строго следовать правилам при выполнении цепочки действий «Выращивание дерева».
2..Сравнение, классификация, обобщение.
Цель: развивать умение сравнивать, классифицировать и обобщать предметы по одному и трем свойствам.
1.Дид.игра «ДОМИНО»
Развивать умение комментировать свои действия словом.
2. Дид. Игра «ПОСТРОЙ ДОРОЖКУ МЕЖДУ ДОМИКАМИ ПОРОСЯТ»
Развивает умение выделять и абстрагировать цвет, форму, размер, толщину, сравнивать предметы по заданным свойствам.
3.Дид.игра «ГИРЛЯНДЫ ДЛЯ ОСВЕЩЕНИЯ ПАРКА»
4.Дид.игра «ЗАСЕЛИ ДОМИКИ», «У КОГО ВГОСТЯХ ТРИ ПОРОСЕНКА», «ТРИ ДЕРЕВА».
3.Логические действия и операции
Цель: развивать у детей умение разбивать множества на классы по совместимым свойствам, развивать логические операции «не» , «или», «и» , умение с помощью этих операций строить истинные высказывания, кодировать и декодировать информацию о свойствах предметов.
Учить свободно рассуждать, обосновывать правомерность или ошибочность действий.
1.Дид. материал «РАЗДЕЛИ БЛОКИ»
Между Буратино и Петрушкой необходимо разделить конфеты.
2.Дид. игра «ПОМОГИ ФИГУРКАМ ВЫБРАТЬСЯ ИЗ ЛЕСА»
Развивать логическое мышление, умение рассуждать.
3.Дид. упражнение «ЗАГАДКИ БЕЗ СЛОВ»
4.ДИД. УПРАЖНЕНИЕ «где спрятался джерри?».
5.Дид.упражнение «УГАДАЙ КАКАЯ ФИГУРА».
6.Дид.упражнение «РАЗДЕЛИ БЛОКИ – 2».
7.Дид.упражнение «РАЗДЕЛИ БЛОКИ – 3»
4..Развитие внимания и наблюдательности.
Цель: тренировка зрительного внимания.
1.Дид.игра «МАГАЗИН»
Развивает внимание и наблюдательность в различии аналогичных предметов по величине, знакомит с понятиями «верхний», «нижний», «средний», «большой», «маленький», «сколько».
2.Дид.игра «СНЕГОВИКИ», «ГДЕ ОШИБСЯ БУРАТИНО?».
3.Дид.игра «МУХА».
Тренирует устойчивость и концентрацию внимания.
4.Дид. игры «КРУГИ», «ЦЫФРЫ ПО ПОРЯДКУ».
5. Дид. игры «ГИМНАСТИКА», «ОТМЕТЬ ФИГУРКИ»,
6.Дид.упражнение «ПАРАЛЛЕЛЬНЫЙ СЧЕТ ПРЕДМЕТА»
7.Дид. игры «ПРЕДМЕТЫ В ШУМЕ», «НАЙДИ ОДИНАКОВЫЕ».
8.Дид. игры «ЛАБИРИНТЫ», ЕГО НЕ ХВАТАЕТ», «НАЙДИ РАЗЛИЧИЯ».
5.ТРЕНИРОВКА ЗРИТЕЛЬНОЙ И СЛУХОВОЙ ПАМЯТИ
1.Дид. игра «»ЧТО ИЗМЕНИЛОСЬ»(с варьированием места положения).