Submitted by Елена Владимировна Абросимова on чт, 21/04/2016 - 12:08
Система подготовки учащихся к ЕГЭ по химии
учитель химии высшей категории
МОУ СОШ №43 им. А.С. Пушкина
с углубленным изучением немецкого языка
Абросимова Е.В.
Повышение эффективности подготовки к ЕГЭ – важная задача в организации работы учителя. Важно учитывать, что единый государственный экзамен является итогом всего школьного курса химии, поэтому подготовка к нему – это задача не последних месяцев обучения в школе, не последнего года или даже двух. Такая подготовка должна вестись системно, на протяжении всего процесса обучения химии в школе.
1. Формированиеинтереса к предмету, мотивирование обучающихся на получение прочных базовых знаний, начиная с первых уроков химии.
Являясь учителем основной и старшей школы строю свою работу с учетом того, что какой-то части учеников потребуется сдавать ЕГЭ по химии. Особое внимание уделяю формированию химической грамотности, владение теоретическим материалом, объясняющим факты и явления. Обучая школьников приемам работы с различными типами контролирующих заданий (с выбором ответа, с кратким ответом, с развернутым ответом), добиваюсь понимания того, что успешное выполнение любого задания невозможно без тщательного анализа его условия и выбора правильной последовательности действий.
Тема
Примеры заданий
Тестовые
Свободный ответ
8 класс
Электронная оболочка атома. Энергетические уровни
1. В каком ряду расположены химические элементы, в атомах которых одинаковое число энергетических уровней?
1. K, Na, Li 2. Ca, Mg, A1
3. A1, Si, P 4. S, Cr, Se
1. Изобразите схему распределения электронов по энергетическим уровням в атоме азота (N).
Образование ионов. Ионная химическая связь
1. в результате образования ионной связи между атомами Са и F образуется
1. CaF 2. CaF2
3.CaF34. Ca2F
2. Химическая связь будет иметь ионный характер между атомами элементов
1. N и O 2. Si и CI
3. Na и O 4. P и Br
1. Почему в периодах с ростом порядкового номера химических элементов усиливаются неметаллические свойства, а в группах – металлические свойства?
2. Расположите вещества: Mg, Na, Al в порядке возрастания металлических свойств. Ответ поясните.
Ковалентная связь Электроотрицательность
1. Соединения с ковалентной неполярной связью расположены в ряду
1. Определите тип химической связи и запишите схему её образования для вещества с формулой O2.
2. Определите тип химической связи и запишите схему её образования для вещества с формулой H2S
На протяжении всего курса ориентирую учащихся на овладение языком химии, на использование номенклатуры ИЮПАК, на совершенствование умения терминологически грамотно характеризовать любой химический процесс.
2. Выявление группы учащихся, которым необходима подготовка к ЕГЭ по химии. Для этих ребят (9-10 классов) организуются:
дифференцированный подход на уроках химии,
элективные курсы,
факультативные занятия,
индивидуальные консультации.
3. Непосредственная подготовка к экзамену учащихся 11 класса:
знакомство их со структурой КИМ по химии, спецификацией и кодификатором заданий, которые размещены на сайте http://www.fipi.ru.
изучение нового материала по темам курса химии, а также организация повторения теории с использованием материалов ЕГЭ прошлых лет.
организация для обучающихся 10-11 классов нескольких пробных тестирований в форме и по материалам ЕГЭ, представляемых ресурсом СтатГрад.
В 9, 10 и 11 классах для проверки качества знаний по отдельным разделам и темам активно использую задания ОГЭ и ЕГЭ из открытого сегмента ФИПИ, а также собственную подборку заданий по всем темам из сборников материалов прошлых лет. Это позволяет не только проверить уровень подготовки учащихся, но осуществить тренировку выполнения заданий различного типа (Приложение 2).
Использование обобщающих схем и таблиц способствует эффективной организации повторения материала: например, при повторении тем "Генетические ряды металлов и неметаллов", "Основные свойства классов неорганических веществ" в 8 классе ребята составляют схему, которая имеет вид:
По мере изучения химии в 9 классе, схема дополняется и детализируется, а в 11 классе используется при повторении материала. Прежде всего, постоянно обращается внимание учащихся на то, что характерные свойства каждого конкретного вещества и различных классов веществ в полной мере зависят от их состава и строения. Именно поэтому при выполнении заданий о свойствах веществ (классов веществ), в первую очередь, необходимо использовать знания о видах химической связи и способах ее образования, об электроотрицательности и степени окисления химических элементов в соединениях, о зависимости свойств веществ от типа кристаллической решетки, о поведении веществ с различным видом связи в растворах и т.д. Этот предметный материал в полной мере отрабатывается в 11 классе, при изучении темы "Строение вещества". Для повышения эффективности усвоения материала, развития представлений о взаимосвязи строения и свойств в веществ, учащиеся в ходе урока заполняют сводную таблицу:
Критерии
Ионная связь
Ковалентная связь
Металлическая связь
Водородная
связь
полярная
неполярная
Природа связанных атомов
Способ образования связи
Механизм образования связи
Тип кристаллической решетки
Физические свойства веществ
Примеры веществ
Для успешного формирования важнейших теоретических понятий, перечисленных выше, в учебном процессе предлагаются разнообразные по форме упражнения и задания на их применение в различных ситуациях, привлекая при этом знания из других разделов курса.
Эффективным способом обобщения, систематизации и повторения материала является создание опорных конспектов. Так, например, учащимися 10-11 классов составляются и используются опорные конспекты по органической химии (Приложение 1).
Элективный курс для подготовки учащихся 10-11 классов к ЕГЭ посвящен более глубокому изучению основных способов решения всех типов задач, а так же заданий второй части ЕГЭ (часть С). В процессе решения задач происходит уточнение и закрепление химических понятий о веществах и их свойствах, вырабатывается навык использования имеющихся знаний. Логика курса выстроена так, что освоив решение задач базового уровня (объемные отношения газов; расчеты количества вещества, массы или объема веществ по уравнениям химических реакций; вычисления с использованием понятия массовая и объемная доля; расчеты по термохимическим уравнениям), учащиеся переходят к решению комбинированных задач повышенной сложности. Большое внимание на элективных занятиях уделяется решению задач на вывод формул органических веществ. Для успешного овладения общими способами решения задач разного типа, обращаю внимание обучающихся на выявление алгоритма. Умение составлять ОВР методом электронного баланса также основан на отработке базовых понятиях: окисление и восстановление, умениях определять окислитель или восстановитель, степень окисления элементов в сложных веществах и указывать, как изменяется степень окисления элемента в процессе реакции. Уделяется большое внимание влиянию среды на протекание ОВР. [1]
С ведением ЕГЭ в школьную практику важное значение приобретает совершенствование методики контроля учебных достижений выпускников. Формы контроля могут быть самыми разнообразными в зависимости от конкретных целей и специфики изученного материала.
Тесты
В начале обучения
Входные тесты
Формирующие тесты
В процессе обучения
Итоговые тесты
На выходе обучения
Диагностические тесты
Опыт показывает, что для контроля в процессе обучения целесообразно использовать задания, аналогичные тем, которые представлены в экзаменационной работе и в значительной степени нацелены на проверку сформированности умений применять приобретенные знания.
Особое внимание уделяю ознакомлению обучающихся с типичными ошибками, которые были выявлены по результатам ЕГЭ предыдущего года. Анализ типичных ошибок позволяет выпускникам избежать их при выполнении аналогичных заданий в будущем.
***Приложения доступны в прикреплённом для скачивания файле
Другие материалы для подготовки к урокам, задания для учеников можете посмотреть на сайте учителя https://sites.google.com/site/abrosimovachemy/materialy-v-pomos-ucenikam/distancionnoe-obucenie/ucenikam/
Библиографический список
1. "Особенности подготовки к ЕГЭ 2014 года по химии." А.Н. Левкин , к.п.н доцент кафедры естественно-научного образования СПб АППО; С. Е Домбровская, Заслуженный учитель Российской Федерации, ст. преподаватель кафедры естественно-научного образования СПб АППО.
2. "Опорные конспекты по органической химии". Цыплёнкова О.В. https://sites.google.com/site/sajtucitelahimiicyplenkovojov/
3. "Банк заданий для подготовки выпускников средней (полной) школы к ЕГЭ по химии (10-11 класс)". Составители: Е.В. Абросимова, Е.А. Лукина, И.Н. Максюта, О.А. Матвеева. Руководитель Кукова Г.Г., ГЦРО, Ярославль 2009 г.