Размещено: Людмила Юрьевна Токмакова - ср, 20/04/2016 - 18:22
Как организовать занятие, на котором каждый студент активно участвует в процессе познания, анализирует факты, делает выводы? Эти вопросы волнуют любого преподавателя.
Один из методов осмысления исторического материала -деловая игра.
Обобщающее занятие по теме «Великая Отечественная война» проводится на отделении информационный технологий в Пензенском многопрофильном колледже среди студентов 1 курса.
Задачи деловой игры:
оценить уровень усвоения и осмысления фактического материала по теме;
формировать творческое мышление студентов, их самостоятельность, их умение быстро ориентироваться в фактическом материале и принимать решение;
способствовать развитию познавательного интереса к предмету;
развивать интеллектуальную и эмоциональную сферу студентов;
способствовать воспитанию патриотизма, воспитанию чувства долга перед миллионами погибших в борьбе с фашизмом и чувства глубокого уважения к людям разных национальностей, принимавших участие в разгроме фашизма.
Условия игры:
Студенты учебной группы делятся на 4 команды произвольно и выбирают капитанов команд.
Каждая команда принимает участие во всех проводимых конкурсах.
При ответах на вопросы принимается коллективный ответ.
За каждый полный ответ на вопрос и выполненное задание команда получает 1 балл, за неполный ответ - 0,5 балла, за неправильный ответ или отказ отвечать - 0 баллов (оценивают преподаватель и два эксперта - наиболее подготовленные студенты данной группы).
При необходимости определения команды - победительницы задаются дополнительные вопросы преподавателем или экспертами.
Все члены команды, набравшие большее количество баллов, получают оценки 5 , члены двух других команд - 4 , остальные - 3
Ход игры:
I. Конкурс-разминка «Время, события, люди»
Преподаватель задает 15 вопросов, каждый из которых предполагает конкретный, четкий ответ. Отвечает та команда, которая первая изъявит желание это сделать. Оценивает преподаватель.
Вопросы
Время
Именно в этот день и год началась Великая Отечественная война.
Именно в это время началось контрнаступление советских войск под Москвой.
Именно в этом году Верховным Главнокомандующим был подписан приказ № 227 “Ни шагу назад”
Именно в этот день и год советские войска с боями вышли к государственной границе СССР.
Именно в этот день состоялся парад Победы советских войск в честь разгрома фашистской Германии.
События
Именно это событие положило начало создания антигитлеровской коалиции.
Именно эта битва окончательно похоронила фашистский план молниеносной войны против СССР.
Именно эта битва завершила коренной перелом в ходе Великой Отечественной войны.
Именно это событие положило начало открытию второго фронта в Европе.
Именно во время этого события были вскрыты и разоблачены тягчайшие преступления против человечества, совершенные гитлеровцами.
Люди
Именно он возглавлял ГКО
Именно этот человек командовал Западным фронтом в период контрнаступления советских войск под Москвой.
Именно этот человек командовал окруженной группировкой противника под Сталинградом.
Именно этот человек подписал акт о безоговорочной капитуляции Германии с советской стороны.
Именно этот президент США присутствовал на Потсдамской конференции.
II.Конкурс «Поиск»
Каждая команда получает (по жребию) текст с исторической ошибкой. Ее необходимо найти и исправить. Проверяют и оценивают эксперты.
Текст №1
22 июня 1941г. гитлеровская Германия, вероломно нарушив договор о ненападении, без объявления войны напала на СССР. Вместе с германскими войсками в боевых операциях участвовали вооруженные силы Венгрии, Италии, Румынии, Финляндии и Англии. Первыми встретили агрессора пограничники. Уже начало войны показало, что наши люди готовы не щадя жизни биться за свободу Отчизны.
Текст №2
В середине ноября 1941 г. начался второй этап фашистского наступления на Москву. Вражеские войска стремительно развивали наступление на Клин. Резервов в этом районе у Ставки не было. Одновременно немецко-фашистские войска нанесли мощный удар в районе Волоколамска. В эти критические дни для Москвы Верховным главнокомандующим был подписан приказ № 227 “ Ни шагу назад!”, который вводил жестокие наказания за отступление без распоряжения свыше.
Текст №3
В результате организованной жестокой обороны враг был измотан. С 12 июля 1943 г. меняется и характер Курской битвы. Теперь наступали советские войска, германские войска перешли к обороне. Но сдержать контрнаступление наших войск они уже были не в силах. 5 августа были освобождены Орел и Белгород, а 23 августа - Харьков. На этом завершилась Курская битва, которая положила начало коренного перелома в ходе Великой Отечественной войны.
Текст №4
В ознаменовании победы над фашистской Германией в Москве на Красной площади 24 июня был проведен парад, вошедший в историю как Парад Победы, Марш сводных полков фронтов завершила колона солдат, бросивших к подножию Мавзолея Ленина 200 знамен разгромленных фашистских армий. Командовал парадом Маршал Советского Союза К.К. Рокоссовский, принимал парад Верховный главнокомандующий И.В. Сталин.
III.Конкурс «Исторический кроссворд»
Каждая команда выделяет по 2 человека для участия в этом конкурсе. Им предлагается один и тот же кроссворд. Команда получает столько очков, сколько отгадает слов кроссворда. Кроссворд отгадывается в течение 10 минут, а в это время другие члены команд принимают участие в следующих конкурсах.
IV. Конкурс «Восстанови хронологию исторических событий»
Каждая команда получает карточку, (по жребию) где перечислено несколько исторических событий, которые необходимо расположить в хронологической последовательности. Проверяют и оценивают эксперты
Карточка № 1 «Битва за Москву»
-решение об эвакуации на восток советских правительственных учреждений;
-парад войск на Красной площади 7 ноября 1941 г.;
-Г.К. Жуков становится командующим Западным фронтом;
-Контрудар Красной армии севернее и южнее столицы;
-Гитлер подписывает директиву о переходе к обороне на советско-германском фронте.
Карточка №2 «Сталинградская битва»
-начало общего стратегического наступления советских войск, продолжавшегося до марта 1943г.,
-ультиматум советского командования окруженным под Сталинградом немецким частям с требованиям сдаться;
-прорыв немецких танков к Волге;
-капитуляция 6-й немецкой армии;
-окружение группировки немецких войск под Сталинградом.
Карточка №3 «Курская битва»
-наступление немецких войск на позиции Красной армии в Курском
выступе;
-освобождение Орла и Белгорода;
-освобождение Харькова;
-танковое сражение под Прохоровкой;
-контрнаступление советских войск в районе Курского выступа.
Карточка №4 «Перед победой»
-наступление советских войск на Зееловские высоты;
-Парад Победы на Красной площади в Москве;
-самоубийство Гитлера;
-освобождение Варшавы;
-подписание Акта о безоговорочной капитуляции Германии;
V.Конкурс «Имя - событие»
Каждая команда (по жребию) получает карточку с именами людей, которые имели то или иное отношение к войне. Командам необходимо ответить: кто эти люди, и с какими историческими событиями II-ой мировой войны они связаны. Конкурс оценивает преподаватель.
Карточка №1
Жуков - Гудериан
Карточка №2
Рузвельт - Паулюс
Карточка №3
Черчилль - Риббентроп
Карточка №4
Эйзенхауэр - Молотов
VI. Возможные дополнительные вопросы.
1. 16 октября 1941 г. по Ленинградскому шоссе, просочившись через линию фронта, мчалась прямо к Москве никем не сдерживаемая колона мотопехоты. Этот шальной фашистский отряд докатился до Москвы так близко, как это не удавалось больше никому, даже в конце ноября. На встречу мотоколонне устремился отряд танков БТ - 7. Они мчались по улице Горького. Ленинградскому проспекту. Ленинградскому шоссе и столкнулись с врагом. в ту минуту, когда пулеметчики выезжали на горбатый Химкинский мост, переброшенный через канал у нынешней границы города. Танков за ними не было. Все захватчики были уничтожены в коротком бою в 15 км от Кремля. Прибывшая к месту событий кинохроника успела заснять разбитые мотоциклы и трупы солдат (см. Московская правда. 1987г. 15 октября)
Как вы думаете, почему об этом факте до 1987г. не сообщалось в печати?
2. В ходе великой Отечественной войны и после нее Сталин выдвинул такой тезис, что трагедия, которую пережил наш народ в начальный период войны, является результатом “внезапности” нападения на Советский Союз.
Как вы думаете, соответствует ли этот тезис действительности?
3. В 1943-1944 гг. было осуществлено насильственное переселение с родных земель чеченцев, ингушей, балкарцев, карачаевцев, калмыков и других народов в Казахстан, Среднюю Азию Якутию. Красноярский и Алтайский края, в Новосибирскую, Тюменскую, Томскую области, на Сахалин, Таймыр, в Заполярье.
Как вы считаете, вызывалась ли такая мера необходимостью защиты страны?
4. 900 дней жестокой блокады Ленинграда ученые Всесоюзного института растениеводства сберегали уникальную коллекцию семян, собранную со всего света их учителем - академиком Н.И. Вавиловым. Все тяготы блокады: бомбежки и артобстрелы, пожары и холод - испытали на прочность этих людей. А голод был для них мучителен вдвойне. Ведь рядом стояли тысячи коробок с пшеницей, рисом, фасолью, гречихой. Протяни руку — возьми, брось в котелок, вари и ешь... Тонны семян хранились на полках. Но, измученные голодом, доведенные до дистрофии (зимой 1941-1942гг. умерли от голода 14 сотрудников), ученые не съели тогда ни одного зернышка. Бесценная мировая коллекция была сохранена.