Исходя из того, что учебные предметы ИЗО, черчение и МХК преподаются на ступенях начального, основного и среднего общего образования, целью своей профессиональной деятельности представляю реализацию персонифицированной модели социального и профессионального самоопределения обучающихся на уроках ИЗО, черчение, МХК и во внеурочной деятельности по этим предметам на основе эффективного использования современных образовательных технологий, в том числе информационных технологий, направленных на развитие УУД.
Уровень освоения обучающимися учебных программ по ИЗО, черчению и МХК остается стабильным и составляет 100% за три года.
Высокое качество освоения обучающимися учебных программ имеет устойчивую положительную динамику: (диаграмма 1)
- ИЗО - 4%
- Черчение - 4%
- МХК - 1%
Уровень и качество освоения обучающимися учебных программ по ИЗО, черчению и МХК подтверждаются в ходе ежегодного внутришкольного контроля и независимых диагностических обследований проводимых ЮФУ.
Для обучающихся в ЦДИ ЮФУ, по окончанию курса обучения, проводится итоговый просмотр ведущими сотрудниками факультета технологии, изобразительного искусства и профессионального образования Южного Федерального Университета: кафедры методики, технологии дизайна и ДПИ; кафедры живопись, графика и скульптура Института архитектуры и искусств Южного Федерального Университета. По результатам просмотра талантливые и одаренные дети награждаются похвальными грамотами.
Ежегодно проводится муниципальный этап всероссийской олимпиады школьников по МХК:
2012 г. – Кочерыгин Владимир (победитель)
2014 г. – Гарибян Геворг (призер),
2014 г. – Трубкина Екатерина (призер)
Проведение олимпиад по ИЗО и черчению не предусмотренно. Вместо этого обучающиеся принимают участие в региональных и межрегиональных олимпиадах, во всероссийских и международных выставках.
По изобразительному искусству дети участвуют в межрегиональной олимпиаде школьников.
2012 г. – Малышева Анастасия – победитель (диплом I степени).
2013 г. – Северчук Елена – призер (диплом III степени).
По изобразительному искусству ребята участвуют во всероссийских и международных выставках.
2014 г. - международная выставка Ростовская региональная украинская национально-культурная автономия при поддержки Генерального консульства Украины в Ростове-на-Дону - Саркисян Рубен, Северчук Елена, Гриценко Людмила, Евтушенко Мария, Довгалева Анастасия
Кроме этого, школьники принимают участие в «Южно-Российской межрегиональной олимпиаде школьников «Архитектура и искусство» по изобразительному искусству – проводится ЮФУ в два этапа: отборочный и заключительный.
Призеры заключительного этапа:
2011 г – Железняк Лидия – III место
2012 г – Малышева Анастасия –I место.
2013 г – Северчук Елена –III место
Об общественном признании высоких учебных результатов местным сообществом свидетельствуют: благодарности, благодарственные письма, грамота от администрации школы, отдела образования, главы администрации Багаевского района, сертификат ЮФУ.
Много внимания уделяю достижению высоких результатов во внеурочной деятельности.
Мной разработаны и реализуются инновационные образовательные программы кружковой работы «Волшебная кисточка» для 1-2 классов и «Палитра» для 5-8 классов по 1 часу в неделю, размещенные в открытом доступе на сайте ОУ, имеющие экспертные заключения профильной кафедры ИЗО ПИ ЮФУ.
Основными формами внеурочной деятельности по ИЗО являются кружки «Волшебная кисточка» и «Палитра», а также обучение в Багаевском отделении центра довузовской изодеятельности факультета изобразительного искусства (ЦДИ ФИИ) ПИ ЮФУ, работающего на базе МБОУ Багаевская СОШ № 2 и реализующего программы довузовской подготовки направленные на социальное и профессиональное самоопределение обучающихся, а также на подготовку наиболее одаренных из них к поступлению в художественные учебные заведения.
Количество обучающихся, участвующих в кружках ИЗО и ЦДИ ФИИ ПИ ЮФУ, за 2 года увеличилось на 21 человек или в среднем на 9%.
Мною было инициировано участие школы в реализации инновационного проекта областной экспериментальной площадки «Регионального образовательного досугового центра «Изобразительное творчество», в соответствии с приказом Министерства общего и профессионального образования Ростовской области от 29.11.2006 г. № 2457 о присвоении статуса экспериментальной площадки регионального уровня данному инновационному проекту Педагогического института Южного федерального университета.
В сентябре 2006 года на основании «Договора о сотрудничестве» в Багаевской СОШ № 2 было открыто отделение художественной школы Художественно – Графического Факультета Педагогического Института ЮФУ. С 2010г. - Центр довузовской изодеятельности, имеющий единственное отделение в сельской местности Ростовской области, в котором я являюсь инициатором создания, руководителем и преподавателем Багаевского отделения с момента его основания.
Обучающиеся становятся призерами и победителями в конкурсах, проектах, выставках: – муниципального, регионального, федерального уровней.
Муниципальный уровень: слайды
Региональный уровень: слайды
Федеральный уровень: слайды
Информация представлена на слайдах
Обучающиеся принимают участия в международных конкурсах и проектах. Дипломы представлены на слайдах
Высоких результатов достигают дети, нуждающиеся в социально-педагогической поддержке:
Сосницкий Иван - воспитанник детского дома, обучается в ЦДИ ФИИ ПИ ЮФУ с сентября 2013 года, где я преподаю живопись, рисунок, композицию. За период обучения имеет следующие результаты:
- 2013г - Районный конкурс Территориальной избирательной комиссии «Новый год – праздник всех и каждого!» - победитель,
- 2014 - Участие в благотворительной акции «Творчество дарит добро» во время проведения I Всероссийского форума педагогов-художников, г. Москва 25.02.2014 (2 работы). В июле будет принимать участие в областном (выездном) конкурсе-пленэре «Люблю тебя, Петра творение...»
Результаты моей внеурочной деятельности имеют высокую общественную оценка.
Есть благодарности и благодарственные письма от Администрации г. Ростова-на-Дону, Городского Управление Культуры, Городского Дома Творчества, газеты Аргументы и Факты на Дону, г. Ростов-на-Дону, Южного регионального отделения Российской Академии художеств, ФГАОУ ВПО «Южный Федеральный Университет» Факультета изобразительного искусства, Художественно-гуманитарного колледжа.
Активно участвую в создании условий для приобретения обучающимися позитивного социального опыта.
Мной была разработана и реализована программа духовно-нравственного воспитания - «Основы православной культуры» - для кружковой работы. Данная программа предназначена для детей 13-15 лет (разновозрастной группы). Курс построен по тематическому принципу.
Мною разработана и реализуется программа социализации личности обучающихся для обучающихся моего класса, где я являюсь классным руководителем. Содержание воспитания группируется вокруг базовых национальных ценностей. Базовые ценности отражаются в содержании мероприятий проводимых при реализации данной программы. Мероприятия организуются во взаимодействии с учреждениями дополнительного образования, культуры и науки.
Для того чтобы достигнуть успешной социализации воспитательная работа в классе мною ведется по различным направлениям. Одно из важнейших направлений - патриотическое воспитание.
Патриотизм как качественное образование личности должен пройти через воспитание убеждений, утвердившись в сознании школьника, и реализоваться в деятельности.
Основными формами организации деятельности являются в том числе социальные практики.
Социальные практики позволяют школьнику получать опыт нравственно значимого поступка, переводя содержание национальных ценностей в форму их усвоения через общественно значимую деятельность.
Поэтому активно занимаюсь включением обучающихся в реализацию социально значимых практик и проектов, востребованных в социуме:
– общественно-политические:
– экологические:
– здоровьесохранные проекты:
– культурологические;
– гуманитарные.
Формирование у обучающихся позитивного социального опыта происходит также в условиях организации совместной деятельности с общественными фондами и организациями ветеранов войны, воинов-интернационалистов, инвалидов и др.
Для подтверждения общественной оценки значимости и активности обучающихся в социальных проектах, указанных выше, представлены благодарности, благодарственные письма, грамоты, дипломы и др. выданные и мне и моим ученикам. Благодарности и благодарственные письма от Администрации г. Ростова-на-Дону, Городского Управление Культуры, Городского Дома Творчества, «Военно-патриотического клуба» Ростовской региональной общественной организации ветеранов Афганистана и участников локальных войн.
Высокое качество организации образовательного процесса обеспечивается за счет реализации инновационной учебной программы «Изобразительное искусство» 5-8 класс и рабочих программ на основе эффективного использования современных образовательных технологий, в том числе информационных технологий.
Образовательная инновационная учебная программа «Изобразительное искусство» 5-8 класс размещена в открытом доступе на сайте ОУ.
Программа состоит из разделов – рисование с натуры, рисование по памяти и по представлению, рисование на темы, декоративная работа, беседы об изобразительном искусстве.
Программа «Изобразительное искусство» 5-8 класс имеет экспертное заключение профильной кафедры ИЗО ПИ ЮФУ.
При разработке рабочих учебных программ по ИЗО, черчению и МХК я основывалась на сквозном принципе построения, то есть предусматривала определенное распределение элементов содержания курсов не на один год, а поступательно, с начала и до его завершения.
Рабочие учебные программы по ИЗО, черчению и МХК разрабатывались на основе:
- Закона Российской Федерации «Об образовании»,
- ФГОС
- ФГТ
- Обязательного минимума
- Базисного учебного плана ОУ,
- Примерных программ по ИЗО – Кузин В.С., черчению – Ботвинников А.Д. и МХК – Данилова Г.И. - Учебников по ИЗО, черчению и МХК, авторы – Шпикалова, Ломов, Кузин, Неменский, Ботвинников, Виноградов, Вышнепольский, Данилова, Емохонова.
МОУ Багаевская СОШ №2 участвует в реализации инновационного проекта областной экспериментальной площадки «Регионального образовательного досугового центра «Изобразительное творчество», в соответствии с приказом Министерства общего и профессионального образования Ростовской области от 29.11.2006 г. №2457 о присвоении статуса экспериментальной площадки регионального уровня данному инновационному проекту. С 2010 г. сотрудники Центра довузовской ИЗО-деятельности ФНиДО Пи ЮФУ участвовали в реализации инновационного проекта ЮФУ "Организационно-методическое сопровождение развития кадетских образовательных учреждений, а также учреждений, осуществляющих образовательный процесс с использованием культурно-исторических традиций казачества", выполненного в рамках Федеральной целевой программы развития образования.
25-27 февраля 2014 года состоялся I Всероссийский форум педагогов-художников и Международная педагогическая конференция по проблемам сохранения целостной системы непрерывного художественного образования
Применение современных образовательных технологий дают возможность достижения требований ФГОС к результатам освоения образовательных программ предметным, метапредметным и личностным, которые определяют цели урочной и внеурочной деятельности.
В своей работе я использую инновационные гуманистические технологии рекомендованные ФГОС и способствующие развитию ключевых компетенций и УУД, которые ведут к радикальному изменению привычной позиции учителя. Из носителя готовых знаний он превращается в организатора познавательной деятельности своих учеников.
Применяю технологии проектного обучения, поэтапного формирования художественных действий, уровневой дифференциации «Лестница достижений», моделирующего, проблемного и исследовательского обучения.
Для совершенствования качества образовательного процесса использую в своей практике открытые информационные ресурсы
- «Сеть творческих учителей» - http://www.it-n.ru/ - персональный профиль - «Открытый класс» - http://www.openclass.ru/ http://www.openclass.ru/user/397616 - персональный профиль
- «Про Школу. ру» - http://www.proshkolu.ru/user/gorbacheva13/ - персональный профиль Для повышения гласности и открытости диагностической и контрольно-оценочной деятельности учителя по выявлению образовательных результатов в соответствии с ФГОС ведется открытый электронный дневник. http://dnevnik.ru/user/user.aspx?user=1000003414773
Оценка качества моей образовательной деятельности представлена в благодарностях, грамотах и др. документах.
При реализации персонифицированной модели социального и профессионального самоопределения обучающихся выделяю следующие направления в обучении ИЗО, черчения и МХК:
- общеразвивающее, на уроках ИЗО, черчение, МХК
- специально-развивающее, во внеурочной деятельности по ИЗО
Свою деятельность по этим направлениям основываю на следующих ведущих принципах: эстетико-воспитательному, эмоционально-ценностному, культурологическому, логическому.
Целью реализации модели является социальное и профессиональное самоопределения обучающихся на уроках ИЗО, черчение, МХК и во внеурочной деятельности по этим предметам на основе эффективного использования современных образовательных технологий, с учетом требований ФГОС к предметным, метапредметным и личностным результатам освоения образовательных программ.
Являясь руководителем районного методического объединения учителей ИЗО, черчения и МХК неоднократно делилась опытом своей работы со своими коллегами в школе и коллегами района. Выступала на заседаниях районного методического объединения учителей ИЗО, черчения и МХК, Августовских конференциях, Областном семинаре-практикуме для руководителей ИЗО и ДПИ «Инновационные технологии в преподавании изобразительного искусства и декоративно-прикладного творчества», семинарах учителей эстетического воспитания Багаевского района, участие и доклад на I Всероссийском форуме педагогов-художников, г. Москва
После прохождения обучения по подготовке экспертов «Нормативное регулирование и технологии экспертизы профессиональной компетентности педагога в ходе аттестации педагогических кадров» (Удостоверение№2818 – июнь 2011г. ГОУ ДПО «РОИПК и ПРО») новым видом деятельности стала деятельность в профессиональном экспертном сообществе.
Интернет-ресурсы рассматриваю как эффективное средство для вовлечения учащихся в активную практическую деятельность, а так же как обмен опытом с коллегами посредством собственного сайта.
http://gorbacheva13.ucoz.ru/
http://trist13.wix.com/gorbacheva
Мои сайты созданы как сайты учителя изобразительного искусства для для общения с коллегами и распространенния своего педагогического опыта
Особенности моей методической системы отражаются в учебно-методических публикациях Второго Всероссийского фестиваля передового педагогического опыта "Современные методы и приемы обучения" проходящего в феврале - мае 2014 года.
Мной разработана учебные программы:
- «Графика» (элективный курс) 9 класс,
- «Основы дизайна» (элективный курс) 9 класс.
Опубликована моя статья «Проблема развития творческих способностей»
В 2009 году - получение гранта в рамках победителей ПНПО
В январе 2014 года Советом Ростовского регионального отделения ОТОО «Союз педагогов-художников» рассмотрены заявка о приёме в члены СПХ и принято решение принять в члены СПХ: Горбачеву Ольгу Ивановну, Для координации работы Совета с членами «Союза педагогов-художников» и с образовательными учреждениями, избран Координационный совет, члены которого определены как полномочные представители в районах области и города:
- Горбачева Ольга Ивановна, ст. Багаевская, - Багаевский район Ростовской области.
Профессиональный стандарт педагога выделяет личность учителя как ключевую фигуру реформирования образования, и устанавливает главное профессиональное качество, которое педагог должен постоянно демонстрировать своим ученикам - умение учиться.
Возникает необходимость овладения учителем новыми профессиональными компетенциями:
Кроме этого, более значительную актуальность приобретает профессиональная ИКТ-компетентность куда входят:
Выдвигается ряд компетентностей в обучении, воспитательной работе и развитии, а также психолого-педагогические требования к квалификации учителя.
Для повышения профессиональной компетентности за три года повышала квалификацию на шести 72-часовых курсах проводимых ЮФУ и РИПК и ППРО по экспертизе, интерактивной доске, ФГОС начального и общего образования, инновационным технологиям.
Совершенствую профессиональное мастерство посредством ежегодного участия в Августовских конференциях, Областном семинаре-практикуме для руководителей ИЗО и ДПИ, Семинаре учителей эстетического воспитания, участие и доклад на I Всероссийском форуме педагогов-художников, г. Москва.
После прохождения обучения по подготовке экспертов «Нормативное регулирование и технологии экспертизы профессиональной компетентности педагога в ходе аттестации педагогических кадров» (Удостоверение№2818 – июнь 2011г. ГОУ ДПО «РОИПК и ПРО») новым видом деятельности стала деятельность в профессиональном экспертном сообществе.
Педагогическую культуру развиваю в условиях профессионального конкурсного и выставочного движения:
- 2009 год - победитель ПНПО - конкурс лучших учителей Российской Федерации
- 2010г - «Художники-педагоги и ученики» - выставка в Московском академическом художественном лицее г. Москва.
- 2014 - Участие в выставке в рамках благотворительной акции «Творчество дарит добро» во время проведения I Всероссийского форума педагогов-художников, г. Москва
- 2014 г. - международная выставка Ростовская региональная украинская национально-культурная автономия при поддержки Генерального консульства Украины в Ростове-на-Дону.
Такой подход послужил основой достижения результатов отображенных в данной работе, которые послужили обоснованием выдвижения меня для участия в ПНПО.
|