Официальный сайт pharma-24 24/7/365

Вы не зарегистрированы

Авторизация



ЗАДАЧИ и ЗАГАДКИ (9 класс)

Фото пользователя Марина Валерьевна Каширина
Submitted by Марина Валерьевна Каширина on Tue, 19/04/2016 - 12:49
Данные об авторе
Автор(ы): 
Каширина М.В.
Место работы, должность: 

Периксинский филиал МБОУ "Сатинская СОШ"

Регион: 
Тамбовская область
Характеристики ресурса
Уровни образования: 
основное общее образование
Класс(ы): 
9 класс
Предмет(ы): 
География
Целевая аудитория: 
Учащийся (студент)
Целевая аудитория: 
Учитель (преподаватель)
Тип ресурса: 
дидактический материал
Краткое описание ресурса: 
<p><strong>ЗАДАЧИ и ЗАГАДКИ (9 класс)</strong></p>

ЗАДАЧИ и ЗАГАДКИ (9 класс)

1.    В какой части Восточной Сибири можно построить сверхмощную ТЭС? Чем вы докажете, что выбранное вами место экономически выгодно?

2.     Для производства электроэнергии и тепла в дореволюционной России местное топливо почти не использовалось. Тепловые станции работали на нефти, донецком и привозном заграничном угле. Этим определялось их размещение. Где располагались ТЭС России? Почему именно там?

3.     Какие природные условия на территории России способствуют развитию железнодорожного транспорта?

4.     Объясните, какие изменения внесло строительство мощных ГЭС на Волге:

а)   в режим самой реки и Каспийского моря;

б)   в природу прибрежной полосы;

в)   в работу разных отраслей промышленности, сельского хозяйства и транспорта.

5. Назовите территории России, где нет месторождений нефти, но есть нефтеперерабатывающие заводы. Чем можно объяснить размещение этих заводов?

6.     В какие исторические периоды и почему было наиболее выгодным экономико-географическое положение городов Волоколамск, Тобольск, Нижний Новгород (вариант: Вышний Волочек. Архангельск, Оренбург)?

7.     В каком экономическом районе России историческая последовательность специализации ведущих отраслей имела следующий вид:

вариант 1

а)   зерновое хозяйство - пищевая промышленность - гидроэнергетика - нефтехимия - машиностроение;

б)   добыча пушнины - лесная промышленность - гидроэнергетика - алю­миниевая промышленность.

вариант 2

а)   зерновое хозяйство - сахарная промышленность - добыча железной руды;

б)   добыча пушнины, солеварение (для внутреннего и внешнего рынков) - лесная промышленность - топливная промышленность.

8.     Почти все железные дороги азиатской части России имеют широтное направление. Предложите одну или несколько наиболее перспективных, с вашей точки зрения, трасс для строительства железных дорог в этом регионе в меридиональном направлении. Обоснуйте свой выбор. Укажите, с какими трудностями, обусловленными особенностями природной среды, придется столкнуться строителям на различных участках этих трасс?

9.     Известно, что в Находке. Новгороде и Санкт-Петербурге создаются так называемые свободные экономические зоны, развитие которых предполагает широкое привлечение иностранного капитала. В каких еще городах (районах) нашей страны вы предложили бы создать такие зоны? Назовите не более пяти городов (районов). Свой выбор обоснуйте.

10. В настоящее время большое внимание уделяется нетрадиционным источникам электроэнергии. К вам, как к специалисту по природным условиям и ресурсам, обратились с просьбой указать наиболее и наименее благоприятные районы в нашей стране для сооружения ветровых (вариант: солнечных) электростанций. Укажите такие районы, обосновав свое решение. Какие данные о каких природных процессах понадобились бы вам. чтобы расчетами доказать правильность своего выбора?

 

 

 

2 (1).jpgЗАДАЧА «КУПЕЦ»

Представьте себе, что Вы - купец времен Дмитрия Донского или Ивана Грозного. Ваш капитал сос­тавляет 1000 руб. Вы можете открыть лавку, т.е. начать дело в одном из следующих городов: Москва, Владимир. Псков, Смоленск, Рязань (рис. 24).

В Москве Вам гарантирован доход «50% в год со всего капитала. В любом из пограничных городов Вы можете рассчитывать на 100% годовых (так как ближе торговые партнеры), но каждые 2 года Вы теряете половину накопленного капитала в результате приграничных конфликтов.

Где следует начать дело, чтобы к концу 10-го года иметь наибольший капитал?

ЗАДАЧА «УРАЛО-КУЗНЕЦКИЙ КОМБИНАТ»

В годы первых пятилеток перед страной встала задача увеличить выплавку металла (чугуна и стали) на 20 млн. т (предположим такую цифру). Возможным местом для строительства комбината являлись Урал (район Магнитогорска) и Кузбасс (район Новокузнецка). Урал богат железной рудой, Кузбасс - углем, необходимым для доменных печей. Производство 1 т металла требует 2 т руды и 2 т угля. Будем считать (для простоты вычисления), что уголь - только в Кузбассе, а руда - только на Урале. Перевозка руды и угля может быть осуществле­на по железной дороге, причем один вагон (его стоимость 30 тыс. руб.) может совершить за год 40 рейсов (оборотов) и его грузоподъемность составляет 25 т. Каждый рейс одного вагона обходится государству в 500 руб. (транспортные рас­ходы).

Капитальные вложения, необходимые для получения I млн. т металла, составляют на Урале 40 млн. руб., в Кузбассе 50 млн. руб. Все прочие затраты для Кузбасса и Урала считать равными. Расчетный срок взять 10 лет.

Выло предложено 2 варианта:

1.     производить все 20 млн. т на Урале;

2.     производить 10 млн. т на Урале и 10 млн. т в Кузбассе.

Оценить, какой из вариантов эффективнее (дешевле). Существует ли ва­риант эффективнее 1 и 2?

 

ЗАДАЧА «СТРОИТЕЛИ»

 

 
  3 (1).jpg

 

 

 

Предположим, что возникла необходи­мость разместить в Восточной Сибири какое-то крупное производство, строительство которого можно оценить в 60 тыс. человеко-лет (т.е. 10 тыс. человек работают в течение 6 лет, или 6 тыс. человек в течение 10 лет). Возможны два вари­анта размещения: в районе Вогучан и в районе Тайшета (рис. 25).

Строительная организация, расположен­ная в г. Братске, может выделить 10 тыс. чело­век на это строительство. Известно, что в Вогучанах годовой заработок строителя составляет 4 тыс. руб., а в районе Тайшета - 2 тыс. руб. Прочее удорожание строительства в Вогучанах из-за удаленности подвоза материалов и т.п. - 100 млн. руб.

Однако, при выборе варианта Тайшета. 40% строителей (из 10 тыс. человек) переедут на другие стройки, так как потеря заработка (пусть даже в лучших климатических условиях) устраивает далеко не всех. Следовательно, удлиняется срок строительства предприятия, а ежегодный выпуск предприятия составляет 50 млн. руб. чистой продукции.

Какой вариант предпочтительнее для народного хозяйства, если потери от недополучения чистой продукции считать затратами народного хозяйства?

 

3 (2).jpgЗАДАЧА «ЦЕНА ЗЕМЛИ»

Бурное развитие электротехнической про­мышленности, самолетостроения. приборостроения и т.п. потребовало увеличения произ­водства цветных металлов. Выбор Красноярского края в качестве самого благоприятного района для создания крупного завода цветной металлургии не вызывал сомнений.

Известно, что строительство в северных районах, как правило, обходится дешевле, поэтому наиболее привлекательной площадкой в пределах края была одна из площадок Саянского ТПК. Другим возможным вариантом разме­щения завода была одна из площадок Нижнего Приангарья (как ТПК еще не оформленного) (рис. 26). Однако строительство здесь удорожается на 100 млн. руб.

Дальнейшие расчеты свелись к учету следующих факторов: размещение завода в Саянском комплексе приведет к изъятию из сельскохозяйственного ис­пользования 40 тыс. га земли (с учетом санитарно-защитной зоны); средняя урожайность сельскохозяйственной продукции на этих землях составляет 20 ц/га; стоимость 1 ц продукция равна 20 руб.; фонд заработной платы на заводе - 10 млн. руб. в год для условий Саянского ТПК. а в условиях Нижнего Приангарья - 12 млн. руб. (с учетом районного коэффициента).

Если считать 10 лет расчетным периодом с момента пуска предприятия, то насколько выгоден южный вариант строительства?

 

ЗАДАЧА «ТЕХНОЛОГИЯ»

 

Современная научно-техническая революция предъявляет повышенные тре­бования к качеству металла, и прежде всего к качеству стали. Возможны две тех­нологии производства качественных сталей:

1.     производство электросталей (в электропечах);

2.     улучшение традиционного способа (домна-мартен или конвертор).

Первая технология связана с огромным ростом потребляемой электроэнер­гии: на I т стали требуется 6 тыс. кВт ч электроэнергии против 0,6 тыс. кВт ч по второму способу. Но при этом потребность в трудовых ресурсах более чем в 6 раз ниже по второму способу: в расчете на 5 млн. т стали требуется всего 3 тыс. человек.

Первый вариант производства может быть реализован только в Сибири, где есть энергетические ресурсы. При этом обустройство одного работающего на заводе обходится государству в Сибири в 40 тыс. руб. (учитывая членов семьи) против 15 тыс. руб. в европейской части страны. Второй вариант производства может быть реализован как в Сибири, так и в европейской части страны. Стои­мость 2 тыс. кВт ч электроэнергии в европейской части равна 5 руб., а в Сибири – 1 руб. Годовая заработная плата в Сибири составляет 5 тыс. руб, на одного занятого, а в европейской части - 4 тыс. руб. Стоимость строительства завода на 5 млн. т стали по первой технологии в Сибири – 1,2 млрд. руб., по второй тех­нологии в Сибири - 1,0 млрд. руб., по второй технологии в европейской части - 0,8 млрд. руб.

Если взять 10 лет за расчетный период, то какой вариант технологии и где следует выбрать?

 

ОТВЕТЫ К ЗАДАЧАМ и ЗАГАДКАМ

1.             ТЭС на углях - Канско-Ачинском, Иркутском бассейнах или вблизи новых угольных месторождений зоны БАМ — Южно-Якутского или Ленского бассейнов; ТЭС на мазуте - у нефтяных месторождений на Сахалине. Формулируя эту задачу, ее автор руководствовался подходом к размещению промышленности, который преобладал в период «развитого социализма». Логика ответа должна была строиться на поиске места для размещения ТЭС вблизи от месторождений горючих полезных ископае­мых. Гигантомания советской экономики тех лет просто игнорировала вопрос о том, нужна ли именно в этом районе «сверхмощная ТЭС», нужно ли строить такие станции вообще и каковы экологические последствия их работы. Учитывая экологиче­ские условия, разместить крупную ТЭС, например, поблизости от уже перенасыщенных промышленностью и буквально задыхающихся от нехватки свежего воздуха Кузбасса и индустриальных центров Юга Сибири невозможно.

2.     ТЭС располагались в крупнейших промышленных центрах: Москве, Санкт-Петербурге, Харькове. Риге. В Санкт-Петербург и Ригу уголь завозился морем из Англии, в Риге использовали также дешевое местное топливо - торф. Москва и Харьков обеспечивались в основном отечественным углем, подвозившимся по железной дороге.

3.     Строительству железных дорог способствуют геолого-геоморфологические условия, прежде всего равнинность рельефа, особенно на большей части Европейской территории страны. Благоприятно также отсутствие вечной мерзлоты. В районах Крайнего Севера, напротив, прокладка и эксплуатация железных дорог затруднены. Неблагоприятно влияют на развитие железнодорожного транспорта особенности российского климата, главным образом, характерная для большинства районов холодная и снежная зима, однако, при соблюдении определенных технологических норм и правил (сне­гоочистка. снегозащитные лесонасаждения вдоль полотна) существенного значения они не имеют.

4.     а) Режим реки был зарегулирован, уменьшилось поступление волжской воды

в Каспий, что привело к повышению его солености. (Однако это не сказалось на изменении уровня Каспийского моря, который вследствие тектонического под­нятия повысился с 1977 г. с отметки -29 см до -23,4 см).

б)  При наполнении водохранилищ были затоплены богатейшие пойменные луга.

в)  Была создана база для развития энергетических отраслей промышленности. Повысилась пропускная способность Волжского водного пути, большинство портов стали доступны для большегрузных судов (хотя для их пропуска пришлось сооружать шлюзы). На сельском хозяйстве строительство волжских ГЭС сказалось в основном отрицательно, так как были выведены из оборота наибо­лее плодородные пойменные земли. Изменились и условия для ведения рыбного хозяйства: несмотря на специальные рыбоподъемники нарушилась миграция вверх по Волге осетровых рыб и значительно уменьшился вылов других ценных пород рыб.

5.     Например, в Подмосковье нет крупных месторождений нефти. На привозной нефти работает и .Московский НПЗ, обслуживающий многомиллионную столицу. В Цент­ральном районе действуют также Рязанский и Ярославский НПЗ. в Волго-Вятском районе - Нижегородский НПЗ (г. Кстово). Размещение объясняется двумя причи­нами:

а)  наличием потребителя;

б)  по путям следования нефтепроводов.

  1. Географическое положение (ГП) - положение объекта относительно поверхности Земли, а также по отношению к другим объектам, с которыми он находится во взаи­модействии. Особо выделяют экономико-географическое положение (ЭГП) - совокупность пространственных соотношений предприятий, населенных пунктов, ареа­лов районов, отдельных стран и их групп к внешним объектам, имеющим для них экономическое значение. ЭГП - категория историческая, определяемая как процесс изменения отношения объектов в ходе географического разделения труда. В зави­симости от исторического периода оценка ГП объекта может существенно меняться, вплоть до противоположной.

Для ответа на этот вопрос необходимы хотя бы минимальные знания по истории.

Первые два города - Волоколамск (известен с 1135 г.) и Вышний Волочек (получил статус города в 1770 г.) возникли как перевалочные центры на основных водных путях. Правда. Волоколамск имел более выгодное ЭГП в XII —XIV вв.(как ключевой пункт на пути из Москвы-реки в Волгу через реки Руза, Волошня. долее волоком в реку Ламу и приток Волги Шошу), а Вышний Волочек при открытии в начале XVIII в. Вышневолоцкой водной системы - водного пути от Волги до Балтийского моря (через реку Т верен. Вышневолоцкий в одор аз дел и тел ы i ы й канал, реки Цна и Мета, озеро Мстино, Сиверсов и Вишерский каналы, реку Волхов, обводной Ладожский канал и реку Нева). Вышневолоцкая водная система используется и сейчас, но лишь для местных перевозок, так как обмеление рек не позволяет пропускать крупные суда. Основным же транспортным путем на Северо-Западе уже с XIX в. служит система каналов Волго-Балта (первоначальное название - Мариинская система). Города Тобольск (основан в 1587 г., на современном месте с 1610 г.) и Оренбург (основан в 1735 г., на современном месте с 1743 г.) возникли как форпосты освоения Сибири и Казахстана. До середины XVII в. расширение русских владений в Сибири имело целью, главным образом, открытие новых земель, богатых пушным зверем. Русские промышленные люди проникали в сибирскую тайгу по многоводным сибир­ским рекам, притоки которых близко подходят друг к другу. По их следам шли воен­ные отряды, строившие укрепленные остроги, которые становились центрами тор­говли с местным населением. С середины XVII в. поток колонизации сместился на юг, и Россией стали осваиваться степные районы. К этому времени были созданы укрепленные казачьи городки по границе лесостепной и степной зон. Так возникли Оренбург, Петропавловск, Семипалатинск. Важную роль эти города играли и в ох­ране восточных рубежей. Поэтому для таежного Тобольска ЭГП было более выгод­ным в XVII - начале XVIII в, а для степного Оренбурга - в середине XVIII – начале XIX в.

Преимущества ЭГП следующей пары городов связаны с их ролью в развитии тор­говли. Архангельск (основан в 1584 г.), более века бывший единственным морским портом России в европейских водах, становится крупным торговым центром в конце XVI в. Здесь в XVII в. размещались представительства многих зарубежных торго­вых компаний. Удобное положение у слияния Оки и Волги сделало Нижний Новго­род (основан в 1221 г.) одним из важных стратегических и торговых центров Северо- Восточной Руси. Но наибольшее значение он приобретает в период интенсивного пароходного строительства, когда Волга становится главной транспортной артерией России (XIX в.); с 1817 г. здесь проводится главная ярмарка страны.

7.     Вариант I:

а)  Поволжье;

б)  Восточная Сибирь.

     Вариант 2:

а)  Центрально-Черноземный район;

б)  Северный район.

8. На этот вопрос нет однозначного ответа. Можно предположить несколько марш­рутов, так как на всей огромной территории азиатской части России действует пока всего одна железная дорога субмеридионального направления - к Сургуту и Нижневартовску в Западной Сибири. В Восточной Сибири еще только ведется строительство ответвляющейся от БАМа Амуро-Якутской магистрали.

Важно, чтобы ответ содержал как можно более полное обоснование прокладки маршрута. Дорога должна связать один из крупных центров - без освоения на юге Сибири с перспективными для разработки природных ресурсов территориями на севере (необходимо указать, какие это ресурсы, и оценить значение их освоения для экономики страны; от этого будет зависеть экономическая целесообразность строительства дороги).

Для прокладки трассы необходимо внимательно изучить физико-географические карты. По возможности следует избегать районов с вероятностью опасных и небла­гоприятных для эксплуатации дороги природных явлений (последствия сейсмичес­кой активности, осыпи, лавины, сели, наводнения). В соответствии с условием зада­чи должна быть дана оценка возможных проблем, с которыми встретятся строители на разных участках, и предложены меры их решения (возведение насыпей на забо­лоченной местности, особая конструкция полотна для районов с вечной мерзлотой и т.д.).

9. Существует несколько определений свободных экономических зон (СЭЗ), в которых, главным образом, отмечаются особые условия для развития экономики за счет налоговых льгот для иностранных инвесторов. В бывшем Советском Союзе понятие СЭЗ интерпретировалось достаточно широко, так как многие города стремились получить этот статус скорее для освобождения от административно-командного диктата центра.

Решение предполагает анализ ситуации (экономической, демографической, эколо­гической и т.д.) в городах или отдельных районах, выбранных с учетом их привле­кательности для иностранных инвесторов (СЭЗ может включать не только городские земли, но и прилегающую к городу территорию).

Могут быть названы, например, СЭЗ «Янтарь» в Калининградской области - обо­собленная территория, имеющая хорошо оборудованный порт, самый западный форпост России. Очень много сейчас говорится об Алтайской свободной эколого-экономической зоне, территория которой отличается богатыми лесными и рудными ресурсами, а также климатическими преимуществами по сравнению с окружающей местностью.

Многие крупные портовые комплексы и прилегающие к ним районы также могут стать свободными экономическими зонами в силу выгодного географического поло­жения как по отношению к зарубежным партнерам, так и к российским рынкам. Требуют дополнительных иностранных инвестиций для развития экономики и неко­торые из ресурсных районов (Восточная Сибирь. Якутия). Можно отметить форми­рующиеся СЭЗ: «Садко» (Нижегородская область), «Ева» (Еврейская автономная область), «Даурия» (Читинская область), г. Находка и другие.

10. Внимание к нетрадиционным источникам энергии объясняется причинами, по край­ней мере, двоякого рода: с одной стороны ограниченностью запасов и удорожанием добычи традиционных видов топлива, применяющегося при производстве электро­энергии (уголь, нефть, газ), и с другой - усилением внимания к неблагоприятным экологическим последствиям современной энергетики. К экологически чистым и еще слабо используемым источникам энергии относят Солнце и ветры.

Солнечная энергия неравномерно распределяется в пространстве и во времени: ее поступление на земную поверхность возрастает с приближением к экватору и до­стигает максимума в районах преобладающего высокого давления (им соответству­ет малооблачная погода антициклонов). Для использования энергии Солнца необхо­димы два основные условия:

1) солнце должно стоять достаточно высоко над горизонтом, так как скользящие лучи имеют меньшую эффективность;

2) в году должно быть как можно больше дней солнечного сияния (не пасмурных).

В Арктике годовое количество суммарной солнечной радиации составляет около 250 кДж/кв. см в год. в умеренном поясе оно увеличивается с 290 на севере до 540 на юге, а в субтропиках, на южных границах нашей страны, достигает 670 кДж/кв. см. Очевидно, что наиболее эффективны эти электростанции будут в южных районах. При этом годовое количество осадков, свидетельствующее о количестве пасмурных дней, должно быть небольшим.

На территории России наиболее благоприятными районами для размещения сол­нечных электростанций являются Черноморское побережье Краснодарского края (хотя здесь и отмечаются периоды высокой облачности) и полоса, примыкающая к южной границе России с государствами Закавказья и Казахстаном. На террито­рии СНГ наибольшие возможности для использования солнечной энергии имеются в Средней Азии и на территории Крыма (где. кстати, находится экспериментальная солнечная электростанция мощностью 5 МВт). Окончательные выводы о размеще­нии солнечных электростанций можно сделать лишь при наличии информации о величине потока солнечного излучения, повторяемости облачной погоды и типа облачности или о фактической величине поступления солнечного излучения на зем­ную поверхность, измеряемой на некоторых метеорологических станциях. При этом надо иметь в виду, что КПД солнечных электрогенераторов не превышает 15-20%, следовательно, рассчитывать можно только на такую же часть потока солнечной энергии, поступающей на Землю.

Распределение энергии ветра по поверхности Земли также весьма неравномерно: наиболее хорошо ею обеспечены горы и районы с ярко выраженным морским климатом (можно вспомнить, что ветряная мельница - традиционный символ Нидерландов. что «многорукие гиганты» - ветряные мельницы, с которыми сражался Дон-Кихот. - стояли на отрогах испанской Месеты).

Отсюда можно сделать выводы о принципах выбора площадок для строительства ветровых электростанций в России и соседних странах. Наилучшие возможности для этого существуют на побережьях Балтийского и Черного морей. Тихого и Северного Ледовитого океанов, а также в горных районах (правда, там есть опасность обледе­нения лопастей ветровых генераторов при низких температурах воздуха). Для обоснования выбора района строительства нужно в первую очередь знать среднюю скорость и повторяемость направлений ветров.

Ветровые электростанции проще и надежнее солнечных и могут служить удобными вспомогательными источниками энергии на островах, в сельских районах и в пунктах, удаленных от крупных источников централизованного энергоснабжения. Одной из основных проблем солнечной и ветровой энергетики является невозможность постоянного гарантированного производства электричества из-за изменчивости природных процессов. Так что пока, по-видимому, эти станции будут играть вспомогательную роль, снижая нагрузки в основной энергосети, хотя есть уже действующие станции «с аккумулятором», например, в скандинавских странах, где в скальных или подземных хранилищах размещают водогрейные котлы.

 

 

 

Задача «Купец»

 

Основывая дело в Москве, можно получить 50% прибыли в год, т.е. за 10 лет капитал в 1000 руб. увеличится в 1,510 раз и составляет 1000 1,510 руб. В любом другом городе капитал будет расти следующим образом:

  1. й год - 1000 2 - 2000 (1000 + 100% от 1000),
  2. й год - 2000 2 - 4000 : 2 - 2000 руб,
  3. й   год - 2000 2 - 4000 ( 2000 + 100% от 2000),
  4. й год - 4000 2 - 8000, но 8000 : 2 - 4000 и т.д.

Всего за 10 лет капитал увеличился в 210/2 раз, так как удвоение происходило каждый второй год. Теперь сравним:

1000 1,510 - 1000 1,52 5 - 1000 2,255 и 1000 25.

Ясно, что вариант развития в Москве предпочтительнее, и это был один из факторов, объясняющий более быстрое экономическое развитие Москвы по сравнению с остальными городами Руси ввиду ее выгодного экономико-географического положения.

 

Задача «Урало-Кузнецкий комбинат»

 

Рассмотрим два основных конкурирующих варианта:

1.     все производство на Урале;

2.     10 млн. т на Урале и 10 млн. т в Кузбассе.

 

Вариант 1

 

Строительство завода: 20 млн. т 40 млн. руб./т - 800 млн. руб. Регулярный подвоз 40 млн. т угля (20 2) потребует 4 тыс. вагонов (40 млн. т; (40 25) т/вагон), что обойдется народному хозяйству в 120 млн. руб. Эти 4 тыс. вагонов сделают за год 160 тыс. рейсов, что составит 80 млн. руб. эксплуатационных затрат.

Итого: капитальных затрат - 800 + 120 - 920 млн. руб.; транспортные затраты - 80 млн. руб. (год).

 

Вариант 2

 

Строительство двух заводов: 10 40 + 10 50 - 900 млн. руб. Регулярный подвоз 20 млн. т угля из Кузбасса потребует 2 тыс. вагонов, но эти же вагоны перевезут руду с Урала в Кузбасс, чего не было в варианте I. Таким образом, мы обходимся лишь 2 тыс. вагонов - вот где сказываются преимущества загрузки порожнего направления.

Итого: капитальных затрат - 900 + 80 - 980 млн. руб.; транспортные затраты - 40 млн. руб. (год).

Таким образом, экономия на транспортных расходах уже за 2 года позволит окупить дополнительные капитальные вложения: (80 - 40) 2 года больше, чем 980 - 920.

Считая расчетным сроком 10-летний период, суммарная экономия составит 340 млн. руб.

 

Задача «Строители»

 

Рассчитываем оба варианта.

Б о г у ч а н ы

Заработная плата - 10 тыс. чел. 6 лет 400 руб./(чел. г.) - 240 млн. руб. Удоро­жание строительства - 100 млн. руб.

Т а й ш е т

Заработная плата - 6 тыс. чел. 10 лет 2000 руб ./(чел. г.) - 120 млн. руб.

Поскольку по этому варианту строительство продолжается на 4 года больше, то в течение этого перио­да народное хозяйство недополучит продукции на сумму 4 50 - 200 млн. руб.

Теперь сравним две величины:

240 + 100 (Богучаиы) и 120 + 200 (Тайшет).

Таким образом, вариант Тайшета несколько выгоднее.

В качестве дальнейшей игры с рассмотренными задачами предлагается сделать сле­дующее:

  1. Ввести в каждую из задач какой-либо новый фактор, поддающийся количествен­ному учету, причем таким образом, чтобы вариант, бывший ранее оптимальным, стал бы худшим.
  2. Попробовать все расчеты сделать в общем виде (на буквах) и определить множество возможных комбинаций их цифровых значений, при которых сохраняется опти­мальность того или иного плана.
  3. Ввести качественные факторы и обосновать их значимость, убедиться в необходи­мости их учета.

 

Задача «Цена земли»

 

К дополнительным вложениям в вариант размещения в районе Нижнего Приангарья надо добавить перерасход на заработной плате, который за 10 лет (расчетный период) составит: (12 - 10) 10- 20 млн. руб. Итого дополнительных затрат - 100 +20 - 120 млн. руб.

Потери, связанные с изъятием земель в Саянском варианте, составляют: 40 тыс. га 20 ц/га 20 руб./ц - 16 млн. руб. в год, или за 10 лет 160 млн. руб. Итого: за 10 лет экономия Нижнеангарского варианта составит - 160 - 120 - 40 млн. руб.

 

 

Задача «Технология»

 

Второй вариант технологии в Сибири - совершенствование сложившегося способа производства стали - рассматривать не имеет смысла. Даже самые грубые прикидки по­казывают, что только обустройство трудящихся составит сумму, почти равную стоимости самого завода - 800 млн. руб. Этот вариант можно отбросить сразу.

Рассмотрим Европейский вариант по традиционной технологии.

Производственные вложения                           - 800 млн. руб.

Обустройство 20 тыс. человек рабочих            - 300 млн. руб.

Стоимость электроэнергии -

0.6 тыс. кВт ч 5 млн. т 5 руб./тыс. кВт ч           -15 млн. руб./г.

Заработная плата 20 тыс. человек                      - 80 млн. руб./г.

Итого текущие расходы за 10 лет составят:        950 млн. руб.

Сибирский энергоемкий вариант имеет следующие показатели:

Производственные вложения                          - 1200 млн. руб.

Обустройство 3 тыс. человек рабочих            - 125 млн. руб.

Стоимость электроэнергии                               - 30 млн. руб./г.

Заработная плата 3 тыс. человек                      - 15 млн. руб./г.

Итого текущие расходы за 10 лет составят:      450 млн. руб.

Таким образом, более капиталоемким является Сибирский вариант (+ 235 млн. руб.), окупается меньше чем за 5 лет. Ежегодная экономия на текущих расходах составляет: 95 - 45 - 50 млн. руб. За 10 лет общая экономия составит:(1100 + 950) -(1335 + 450) = 265 млн. руб.

Здесь важно отметить еще один фактор, непосредственно в задаче не учитываемый, но имеющий очень важное для народного хозяйства значение. Энергоемкий вариант позво­ляет высвободить (по сравнению с традиционным) 17 тыс. человек, которых можно исполь­зовать на других производствах.

Прикрепленный файл Size
Задачи по географии.doc 169.5 KB

Видео скачать на телефон бесплатно


Смотреть русское с разговорами видео

Online video HD

Видео скачать на телефон

Русские фильмы бесплатно

Full HD video online

Смотреть видео онлайн

Смотреть HD видео бесплатно

School смотреть онлайн