Этапы урока
|
Деятельность учителя
|
Деятельность учащихся
|
1.Мотивирование
к учебной деятельности.
|
- Добрый день, ребята! Мне приятно всех вас видеть.
На части не делится солнце лучистое
И вечную землю нельзя поделить,
Но искорку счастья луча золотистого
Ты сможешь, ты в силах друзьям подарить.
- Ребята, я улыбаюсь вам, вы улыбнитесь мне. Улыбка поможет согреть других своим теплом, показать ваше дружелюбие и улучшить всем настроение. Говорят, что хорошее настроение всегда помогает справиться с любой задачей и добиться хороших результатов.
- Какое у вас настроение? (Если настроение хорошее, раскрашиваем зеленым цветом. Если плохое - красным цветом.)
- Отметьте в маршрутном листе.
- Сели ровно, спинка прямая. Открыли тетради, записали сегодняшнюю дату. Пишем чисто и красиво.
|
Настрой на дальнейшую работу.
Определение настроения.
Работа в тетради.
|
2. Чистописание
3.Актуализация знаний.
Определение темы урока.
|
Наш урок начнём с минутки чистописания.
Определите, какие буквы будем писать.
- Это третья буква алфавита.
- Назовите 1 звук в слове девочка. Какой буквой на письме обозначается этот звук?
- Эта буква в алфавите следует за буквой К.
- С этой буквы начинается третий слог в слове работа.
Напишите соединение этих букв до конца строки.
В маршрутном листе оцените свою работу.
- Что вы знаете об этих буквах?
Это главные буквы на нашем уроке.
Оценим свои знания на шкале успеха.
- Как вы думаете, о чём мы будем говорить на уроке?
- Какова тема урока?
|
Ученики отвечают на вопросы и на доску крепят буквы В, Д, Л, Т.
Самооценка.
Ответы учеников.
Шкала успеха на доске. На луче определяем своё место.
- О новой особенности согласных букв в,л.д,т.
Тема в виде вопроса. (? согласные)
|
-
-
2. Выход из проблемы путем побуждающего диалога.
|
- Сейчас мы будем записывать слова. Мне нужны 2 помощника для работы у доски. Все остальные работают в тетради. Записываем отгадки.
Ну-ка, кто из вас ответит
Не огонь, а больно жжет
Летом светит очень ярко
Осенью - наоборот. (солнце)
Когда я сосульку ел,
Было очень вкусно.
А когда я заболел
Стало очень …..(грустно)
День и ночь стучит оно,
Словно бы заведено.
Будет плохо, если вдруг
Прекратится этот стук. (сердце)
Сравните написание слов с записью на доске.
(Видят несоответствия в написании. Если нет, то спрашиваю у детей, кто написал иначе)
- Одинаково ли записаны слова?
- Сколько мнений в нашем классе?
- Какие?
- А почему получились разные мнения? Как вы думаете?
- Кто не написал согласную. Почему не написали?
- А кто написал согласную? Почему написали?
|
Работа учащихся у доски и в тетрадях.
Проверка.
- Нет.
- Два.
-Нужно писать согласную и не нужно писать.
- Мы этого еще не знаем.
- Не слышим ее при произношении.
Ответы учащихся.
|
5. Постановка цели урока.
|
- Так чего мы еще не знаем?
- Какова цель нашего урока? Что мы сегодня будем делать?
Карточки с целью и задачами урока размешаются на доске.
1.Узнать, как называется эта орфограмма.
2.Познакомиться с правилом проверки.
3.Научиться подбирать проверочные слова.
|
-Нужно писать или нет согласную в слове, если ее не слышно.
- Учиться правильно писать слова.
Учащиеся с помощью учителя формулируют задачи урока.
|
6. Открытие нового знания.
Поиск решения учебной проблемы методом подводящего диалога.
|
Работа в парах.
На карточках слова: капуста, капустный, капустница.
Запишите эти слова в тетрадь. Выделите корень.
- В каких словах при произношении согласный мы не слышим?
-А нужно ли писать согласную в слове, если ее не слышно?
- Почему?- Что мы помним о написании корней?
- Как бы вы назвали такие согласные?
- Молодцы! Интересные названия придумали.
- Оцените свою работу в паре.
|
Работа в паре:
1.Прочитайте слова.
2.Что заметили?
3.Докажите.
Записывают слова в тетрадь.
Ответы уч-ся:
- Это однокоренные слова.
-Имеют одинаковый корень и смысл.
- В словах капустный и капустница звук Т не произносится, но буква Т пишется.
- Да.
-Корни пишутся одинаково.
- Неслышимые, незвучные, молчаливые, скрытые…
Маршрутный лист. Самооценка.
|
7. Постановка темы урока. Работа с учебником..
|
- А где можно узнать, как называются эти согласные?
Откройте учебники и давайте прочитаем, как правильно называются такие согласные.
- Так как называются такие согласные?
- Над какой темой мы сегодня работаем?
- Какой цели достигли?
|
- В учебнике, спросить у учителя.
-Один ученик читает вслух, другие про себя.
- Непроизносимые.
-Непроизносимыми согласными в корне слова.
- Узнали, как называется эта орфограмма.
|
8. Физ. минутка.
|
Учитель читает стихотворение, дети выполняют те движения, что описаны в физ. минутке.
|
|
9. Подводящая беседа к формулированию правила.
10 Самостоятельное формулирование правила.
11.Закрепление изученного.
|
Работа в группе.
(Устная работа по карточке) - Найдите пары однокоренных слов и ответьте, какое из этих слов будет проверяемым, а какое проверочным.
звездный солнышко
солнце сердечный
грустный здравствуй
здравие звезда
грусть сердце
- Оцените свою работу в группе.
- Если согласные не произносятся, можно это слово написать без ошибок?
- Что для этого надо сделать?
- Сделайте вывод о том, как проверить слова с непроизносимой согласной.
- Давайте сравним свой вывод с выводом учебника.
- Правильным было наше предположение?
- Назовите тему нашего урока.
- Какой цели мы достигли?
Запись на доске.
Непроизносимые согласные проверяй так:
Звезда – звездный
1. Вернемся к словам (солнце, грустно, сердце) – у кого из моих помощников есть ошибки? Исправьте ошибки. Подберите к этим словам проверочные слова, запишите в тетрадь.
2. Нужно ли писать непроизносимый согласный в словах?
гиган…ский
грус…ный
извес…ный
мес…ный
наез…ник
радос…ный
чес…ный
вкус…ный
интерес…ный
- Какой цели мы достигли?
- Всё ли понятно было при выполнении задания?
|
Учащиеся работают в группе. (5 групп)
Каждая группа рассказывает об одной паре слов.
Группы проверяют правильность выполнения задания.
Маршрутный лист. Самооценка.
- Да.
- Подобрать проверочное слово.
- Надо изменить слово так, чтобы непроизносимый согласный чётко слышался.
Работа с учебником. Читаем правило.
Ответы учащихся.
- Мы познакомились с правилом проверки.
Работа в тетради.
Записываем сначала проверочные слова, затем слова с непроизносимой согласной.
(количество слов зависит от того, сколько времени осталось)
По цепочке ученики выходят к доске, записывают пары слов, объясняют.
Учащиеся подбирают проверочные слова и записывают в тетради.
-Учились подбирать проверочные слова.
-Есть слова в которых непроизносимые согласные не пишутся.
|
12. Подведение итогов.
|
Иногда согласные
Играют с нами в прятки.
Они не произносятся,
И что писать , неясно нам…
Что же делать, как нам быть?
Как проблему – то решить?
- Какова была тема урока?
- С какими целями работали?
- Каких целей достигли?
|
Ответы учащихся.
|
13. Самооценка учащихся.
(выставление отметок учителем)
|
Оцените себя.
Определите:
- Кому было легко и интересно на уроке – раскрасьте кружок зелёным цветом.
- Кому интересно, но трудновато – раскрасьте кружок жёлтым цветом.
- Кому неинтересно и трудно – раскрасьте кружок красным цветом.
|
В маршрутном листе оценивают себя.
|
14 Домашнее задание.
|
Выучить правило.
На выбор:
- Упражнение из учебника.
- Выписать из учебника «Литературное чтение» 6 слов на изученное правило.
|
|