Правописание Ь после шипящих на конце имён существительных женского рода
Submitted by Ольга Николаевна Шевченко on пн, 18/04/2016 - 03:20
Этапы урока
Ход урока.
Универсальные учебные действия (УУД)
I этап -
чистописание и актуализация знаний
Учитель: «У человека оно одно, у вороны – удвоено, а у лисы отсутствует совсем. Что это?»
Дети. Высказывают разные предположения, кто-то называет правильный ответ, что это буква О.
Учитель: «Назовите имена существительные, которые встретились в этой загадке. Обоснуйте ваш выбор. Определите род имен существительных»
Дети: «Слово человек отвечает на вопрос кто? и обозначает предмет, значит, это имя существительное. Определяю род. Человек – он мой – мужской род»
(аналогично, слова «ворона» и «лиса»).
Учитель: «Как определить род имени существительного?
Молодцы, эти знания понадобятся нам на уроке.
А теперь посмотрите на доску»
(На доске записаны строчные буквы Ш, Щ, Ч)
Учитель: « Что общего у этих букв?»
Дети: «Это согласные буквы, шипящие. Эти буквы имеют общий элемент: наклонная палочка с закруглением внизу.2
Учитель: «Запишите эти буквы, соблюдая нормы каллиграфии»
Дети записывают буквы, каждую два раза.
Учитель: «А.теперь запишите соединения, которые даны ниже».
Дети записывают: ШИ, ШЬ, ЧА,ЧЬ, ЩУ,ЩЬ.
Учитель: «Ребята, как вы думаете, какую букву надо было бы ещё написать?»
Дети: «Надо написать букву Ж, т.к. она тоже согласная и обозначает шипящий звук».
Учитель: «Посмотрите внимательно на записанные соединения. Что интересного вы заметили?»
Дети: «Мы заметили закономерность: сначала идёт буква с гласной, а потом эта же буква записана с Ь».
Учитель: «Допишите соединения с буквой Ж, соблюдая закономерность».
Личностные качества: широкая мотивационная основа учебной деятельности;
РУУД – принимать и сохранять учебную задачу;
- выполнять учебные действия в громкоречевой и умственной форме;
ПУУД – анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков;
- строить рассуждения;
КУУД – учитывать разные мнения, формулировать собственное мнение
IIэтап – постановка проблемы
На доске записаны слова: вещи, ерши, мелочи, чертежи.
Учитель: «Что общего у данных слов?»
Дети: «Эти слова стоят во множественном числе».
Учитель: «Запишите эти слова в единственном числе».
Два ученика выполнят это задание у доски.
Учитель: «А теперь давайте проверим вашу работу.
- Что вас удивило?
- Задание было одно, а как написали?
- Почему же так вышло?»
Дети : «Мы не знаем, как правильно».
Учитель: «Как вы думаете, какой будет тема нашего урока?»
Дети: (Дети формулируют тему урока) «Правописание Ь после шипящих на конце имён существительных». Учитель открывает тему урока на доске.
Личностные качества – учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу и способам решения новой частной задачи;
РУУД - учитывать выделенные учителем ориентиры действия;
- преобразовывать практическую задачу в познавательную;
III этап – поиск решения
1. Учитель Давайте определим цель нашего урока и предполагаемый результат.(узнать, когда у имен существительных пишется после шипящих ь и научиться писать существительные с ь после шипящих).
Ну а теперь будем разбираться, почему разные написания у имен существительных с шипящей на конце.
На доске даны слова: душ, ложь, дочь, плащ, страж, мышь.
Учитель: «Прочитайте слова, записанные на доске.
- чем похожи все слова?»
Дети отвечают, что это существительные с шипящей на конце.
Учитель.: « Чем различаются слова?»
Дети отвечают, что в одних словах есть Ь, а в других он отсутствует.
Учитель: «Какие у вас возникли предположения?»
Можно выслушать несколько предположений.
Учитель: «Запишите все слова с Ь в один столбик, а без Ь – в другой.
- Что общего у существительных 1 столбика?»
Дети: «Это существительные мужского рода.»
Учитель: «Что общего у существительных 2 столбика?»
Дети: «Это существительные женского рода.»
Учитель: «Кто может сформулировать вывод о правописании Ь после шипящих?»
Дети делают вывод.
2. Учитель: «А теперь откройте учебник на стр. 4. Сравните наш вывод с выводом, который дан в учебнике».
Дети читают правило в учебнике.
Учитель: «Что нового вы узнали из правила?»
Дети: «Мы узнали, как обозначается эта орфограмма»
Один из учеников показывает на доске, как обозначается данная орфограмма.
Физминутка.
Учитель называет несколько имён существительных. Если это существительное мужского рода, то встают мальчики, если женского рода – девочки.
3. Учитель: «А теперь давайте проверим, кто же был прав».
Дети проверяют записанные слова, исправляют допущенные ошибки, используя новое правило
РУУД – учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале;
- принимать и сохранять учебную задачу;
- оценивать правильность выполнения действия;
ПУУД – анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков;
- обобщать;
- строить рассуждения;
КУУД – формулировать собственное мнение;
- строить монологическое высказывание;
IV этап – составление алгоритма.
Учитель: «А теперь давайте составим алгоритм написания Ь после шипящих на конце имён существительных»
Дети отвечают, что надо определить род. Если род мужской, то Ь не пишется, а если женский – то пишем Ь.
Учитель вывешивает таблички.
Учитель: «Это подходит для всех слов?»
Дети: «Нет, только для существительных с шипящей на конце»
Учитель: «Значит, что надо сделать вначале?»
Дети. – Надо определить часть речи.
На доске появляется алгоритм:
Есть шипящий на конце?
Определить часть речи.
Определить род.
Мужской род – нет Ь.
Женский род - Ь
РУУД – планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей;
- выполнять учебные действия в громкоречевой и умственной форме;
- учитывать правило в планировании
ПУУД – осуществлять синтез как составление целого из частей;
- устанавливать причинно-следственные связи;
Vэтап – первичное закрепление.
Игра с мячом. Ученик, получивший мяч, определяет, нужен ли в слове Ь, пользуясь алгоритмом
На доске появляется обобщение о функциях Ь в русском языке
- обозначает мягкость согласных;
- разделительный Ь;
- указывает на грамматическую форму – неопределённая форма глагола;
- указывает на грамматическую форму –
существительное женского рода с шипящей на конце.
Учитель: «Что нового мы узнали о Ь?»
КУУД – допускать возможность различных мнений;
- приходить к общему решению;
- контролировать действия партнёра;
- учитывать разные мнения;
ПУУД – анализ объектов, сравнение, обобщение;
РУУД – принимать и сохранять учебную задачу;
- планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей;
- осуществлять контроль итоговый и пошаговый;
VII этап – самостоятельная работа
Учитель: «Теперь я предлагаю вам применить полученные знания на практике. Я предлагаю вам два варианта заданий»
. На доске записаны слова:
Ночь, тишь, камыш, шалаш, мышь, малыш, не спишь.
1вариант – составить небольшой рассказ, используя данные слова.
2 вариант – составить четверостишие:
-----------------------тишь
-----------------------камыш.
----------------------мышь.
----------------------не спишь! (малыш)
Проверка.
Дети зачитывают свои работы.
Учитель: «Назовите слова с новой орфограммой. Докажите»
Развитие творческих способностей.
VIII этап -
итог урока.
Рефлексия.
Учитель: «С какой новой орфограммой мы познакомились на уроке сегодня? Какую цель ставили в начале урока? Какой прогнозировали результат? Кто достиг цели? У кого что-то не получилось? Определите причину.
Каким алгоритмом мы будем пользоваться при написании имен существительных с шипящей на конце?
Что нового мы узнали о Ь?
Кто может похвалить себя за работу на уроке?
А кто недоволен сегодня своей работой? Почему?
Что было интересно на уроке?
Что вызвало затруднения?»
Домашнее задание:
Попробуйте зарифмовать новое правило, с которым мы познакомились.
Запишите 7 имен существительных женского рода и 7 имен существительных мужского рода с шипящей на конце.
Личностные качества – ориентация на понимание причин успеха (неуспеха) в учебной деятельности;