Этап урока, цель
|
Содержание деятельности учителя
|
Содержание деятельности учащихся
|
Использование цифровых образовательных ресурсов
|
1. Вводно-мотивационный
- подготовить учащихся к общению, к усвоению нового материала
|
- На сегодняшнем уроке мы продолжим путешествие по реке времени. Мы отправляемся в Древний мир. Узнаем о древнейших государствах, узнаем, какую страну можно назвать государством, будем работать с исторической картой Древнего мира, познакомимся с достопримечательностями древних цивилизаций.
|
|
|
2. Повторение изученного материала
- повторить изученный материал, закрепить знания и умения, необходимые для самостоятельной работы по новому материалу
|
- На прошлом уроке истории мы говорили о первобытных людях.
Назовите основные занятия первобытных людей.
|
Учащиеся рассказывают материал предыдущего урока.
|
|
3. Этап собственно-учебной деятельности.
- образовательный аспект цели урока.
|
Как только человек научился обрабатывать землю, выращивать растения и животных, он встал на следующую ступеньку своего развития
Появились ремесла, стали строить города, появились люди, управляющие другими людьми, начался переход от первобытности к цивилизации. Это произошло примерно в середине 4 тысячелетия до нашей эры.
|
Учащиеся наблюдают по схеме переход от первобытности к первым цивилизациям
|
|
Сделайте предположения: что такое «цивилизация»?
-Слово «цивилизация» произошло от латинского слова «цивилис», что означает «гражданский, городской, государственный». Т.е. «цивилизация» - это такая организация жизни людей, которая противоположна дикому состоянию жизни, грубому поведению человека.
Цивилизации – это организованные сообщества людей с высоко развитой культурой, религией.
|
Учащиеся, опираясь на свой жизненный опыт, высказывают предположения, учитель предлагает перевод слова, подводит их к определению термина.
|
|
Исследования ученых показали, что древнейшие цивилизации зародились в долинах крупнейших рек.
-Как вы думаете, почему?
- Сюда, в плодородные долины, устремлялись большие массы людей. Они создавали на их берегах свои города и поселения, которые затем объединялись в государства.
|
Учащиеся высказываются, на доске записываются наиболее точные предположения.
Учащиеся смотрят на изображения рек, на карту и отмечают на контурных исторических картах реки Тигр и Евфрат, Нил, Хуанхэ, Янцзы, Инд и Ганг.
|
|
|
От гор Армении на севере до Персидского залива протянулась обширная территория, названная древними греками Месопотамией, что означает «земля между двумя реками»
Действительно, Месопотамия располагалась между двумя реками: Тигром и Евфратом.
|
|
|
Работа с контурной картой
|
В нижнем течении Тигра и Евфрата поселился народ – шумеры. В переводе с древнего языка слово «шумеры» означало «черноголовые».
- Как вы думаете, почему этот народ так себя назвал?
|
Школьники на карте отмечают красным цветом шумерское государство, отвечают на вопрос.
|
|
|
С шумерами связана одна из загадок истории Древнего Мира.
Неизвестно, откуда они пришли в Месопотамию. Язык шумеров не похож ни на какой другой.
По сохранившимся изображениям мы знаем, что у шумеров были овальные лица с большими глазами. Кажется, что это пришельцы с других миров.
|
|
|
И мужчины, и женщины носили юбки из шерстяной ткани или листьев. Мужчины брили головы, а женщины носили красивые головные уборы.
|
|
|
Из глины они делали кирпичи и строили города.
Города появились на холмах, были обнесены стенами, т.е. имели
определенную территорию и границы.
Во главе шумерских городов стояли правители (цари).
Правители издавали законы. Это были первые законы в истории.
Город-государство имел свою казну, находящуюся в распоряжении правителя.
Государства воевали между собой, и поэтому они нуждались в войске.
Итак, на примере Шумера вы увидели, что появление цивилизации связано с появлением государства.
- Используя полученную схему, назовите признаки государства.
|
Ключевые слова записываются в виде схемы. Так дети подводятся к определению «государства»
Перечисляют признаки государства
|
|
|
Для управления государством, учета имущества, для обозначения того, кому, сколько и что принадлежит, были придуманы знаки – рисунки. Шумеры выдавливали их на глиняных дощечках палочками.
Изобретение письменности – это одно из величайших достижений человечества.
|
|
|
4. Первичное закрепление нового материала.
- образовательный аспект цели урока
- повысить уровень осмысления изученного материала на основе применения его на практике
|
В Африке, в нижнем течении реки Нил зародилась цивилизация древнего Египта, ровесницы Шумера.
|
Школьники заполняют контурную карту
|
|
|
Огромная каменистая пустыня покрывает северо-восток Африки. Климат сухой и жаркий, дожди редко.
|
|
|
|
Жизнь развивается в этих местах благодаря реке Нил.
Рекой жизни называли ее египтяне. Почему?
|
Предположения детей
|
|
|
Разливаясь, Нил оставлял плодородный ил.
Египтяне строили каналы для отвода лишней воды с полей и для полива в засуху.
|
|
|
|
Кроме того, по берегам Нила рос папирус. Из этого растения делали лодки, а позже – материал для письма.
- Что вы узнали о Египте?
|
|
|
|
.
|
Группа учащихся рассказывает о Древнем Египте.
В древнем Египте для царей (фараонов) строили гробницы – пирамиды, в которых они должны были жить после смерти.
Строили пирамиды крестьяне, рабы. Их была не одна тысяча человек. На строительство пирамиды уходили десятки лет
|
|
|
|
Самая большая пирамида – пирамида фараона Хеопса, высотой около 147 м (это примерно 50-этажный дом). Сложена более чем из 2 млн. каменных блоков, каждый блок весил почти 2,5 тонн. Блоки очень плотно укладывали, без использования связующего раствора. Мастерство строителей пирамид было столь совершенным, что их творения стоят уже более 4,5 лет.
Пирамиды – это одно из чудес света.
|
|
|
|
Покой великих пирамид охраняет сфинкс – гигантская фигура с телом льва и головой человека.
|
|
|
Древние цивилизации существовали и на Дальнем Востоке.
В долине 2-х рек: Хуанхэ и Янцзы (в переводе «желтая» и «голубая» река)расположилась Китайская цивилизация.
|
Заполняют контурную карту
|
|
|
|
Для защиты государства с севера от набегов кочевников была построена стена.
Для строительства этого заградительного сооружения со всей страны согнали сотни тысяч рабов, военнопленных, земледельцев.
День и ночь трудились они под плетьми надсмотрщиков. Строители укладывали огромные камни, кирпичи, утрамбовывали землю. Множество людей погибло при возведении стены.
|
|
|
|
Она протянулась более чем на 5 тыс. км. Местами ее высота достигала 10 м (2-3-этажный дом).
|
|
|
|
Ширина стены позволяла разъехаться двум конным повозкам.
Через определенные промежутки возвышались укрепленные башни. Они охранялись воинскими отрядами. Когда наблюдатели замечали передвижения врагов, они зажигали на башне огонь. Зажженный огонь видели с соседних башен. На них, в свою очередь, зажигали костры. Так на много километров передавался сигнал об опасности. Тут же приходила подмога.
|
|
|
|
Китайская письменность – иероглифы произошла из рисунков.
Китайцы изобрели бумагу – лучший материал для письма, которым мы пользуемся до сих пор.
|
|
|
Китайцы открыли производство шелка и долго не раскрывали свой секрет, пока китайская принцесса, отданная замуж в далекую страну не вывезла в своей прическе несколько коконов шелкопряда.
|
Из шелковых нитей ткали прозрачную ткань, из нее шили красивые наряды. Художники писали на шелке свои картины.
|
|
|
|
Еще они изобрели порох, компас, прибор, предсказывающий землетрясения.
|
|
|
На полуострове Индостан расположилась Индия.
|
Заполняют контурную карту
Группа школьников рассказывают об Индии, комментируют слайды
|
|
|
|
Жители Древней Индии изобрели цифры, которыми мы пользуемся и называем арабскими. На самом деле арабы позаимствовали их у индийцев.
Очень важным математическим открытием индийцев был нуль – знак для обозначения пустоты. Без этого знака современная математика не может обойтись.
|
|
|
|
Искусству мудро править людьми царей учила игра «чатуранга» - шахматы.
|
|
|
Греки называли свою страну Элладой, а себя – эллинами.
- Что вы знаете о Греции?
|
Заполняют контурную карту
Рассказывают о Греции
|
|
|
|
Древняя Греция – родина Олимпийских игр. В них принимали участие только мужчины, женщинам входить в Олимпию запрещалось под страхом смертной казни.
Греки соревновались в беге, прыжках, метании копья, борьбе и соревновании колесниц.
|
|
|
|
Афины – самый красивый город Греции. В нем находились храмы для богов. В центре построили Парфенон – храм богини Афины.
|
|
|
|
Ее 12-метровая статуя стояла в Парфеноне.
|
|
|
Отметим на контурной карте Древний Рим и послушаем об этой древней цивилизации.
|
Заполняют контурную карту, комментируют слайды, добавляют материалом энциклопедий.
|
|
|
|
Древний Рим славился гладиаторскими боями.
Гладиаторы – это самые сильные рабы. Их заставляли сражаться друг с другом на арене цирка для развлечения собравшихся римлян.
|
|
|
|
Гладиаторы сражались не только друг с другом, но и с животными, например, со львами.
Поединки зачастую были очень жестокими. Как рассказывали римские историки, арена становилась скользкой от крови, и ее нужно было посыпать песком, чтобы возобновить бой.
|
|
|
|
Колизей – самое большое и красивое сооружение для проведения гладиаторских боев и других зрелищ. Здесь могло поместиться 56 тысяч человек
|
|
5. Подведение итога урока.
- подвести итог урока, оценить работу учащихся
|
- С какими цивилизациями познакомились?
- Что такое цивилизация?
- Какое сообщество людей можно назвать государством?
|
|
|
6. Этап информирования д/з и инструктаж по его выполнению.
- сообщить д/з, разъяснить способ его выполнения и мотивировать необходимость и обязательность его выполнения
|
Дома вы продолжите работать с контурной картой. На рассмотренных сегодня цивилизациях отметьте условными обозначениями те достопримечательности, о которых вы рассказывали на уроке. А также можно подготовить интересный доп. Материал о них.
|
|
|