Межрегиональный конкурс «Мастер-класс учителей русского языка и литературы»
название
|
номинация
|
Ф.И.О. автора
|
место работы
|
«Здоровьесберегающие технологии по ФГОС
на уроках русского языка и литературы»
|
лучший мастер-класс в основной школе
|
Сомова Светлана Алексеевна, учитель русского языка и литературы высшей категории
|
МБОУ «Энтузиастская ООШ», Владимирская область, Юрьев-Польский район, с.Энтузиаст.
|
Здоровьесберегающие технологии по ФГОС на уроках русского языка и литературы.
Термин «здоровьесберегающие образовательные технологии» – совокупность тех принципов, приёмов, методов педагогической работы, которые дополняя традиционные технологии обучения и воспитания, наделяют их признаком здоровьесбережения, а именно:
•определённая учебная нагрузка;
•построение урока с учётом работоспособности учащихся;
•соблюдение гигиенических требований (свежий воздух, оптимальный тепловой режим, хорошая освещенность, чистота);
•благоприятный эмоциональный настрой;
• проведение физкультминуток и динамических пауз на уроках.
Как учитель русского языка и литературы может это сделать?
Нужно использовать 4 группы здоровьесберегающих компонентов: физиологические, педагогические, психологические и ортобиотику (ЗОЖ).
1.Физиологически грамотно построенное занятие.
Обязательными структурными элементами уроков становятся: приветствие; опрос самочувствия; релаксация; оздоровительные упражнения; рефлексия; прощание. Нельзя допускать перегрузки учеников объёмом учебной информации и способами её предъявления, минимизировать объём домашних заданий, учитывать интеллектуальные, физиологические и индивидуальные особенности каждого ученика. Предусмотреть виды работы, которые снимали бы усталость.
Цель проведения релаксации – снятие напряжения, что ведёт к улучшению усвоения материала. Виды отдыха (физкульминутки) : движения, игры, заинтересованность чем-нибудь новым, необычным. Даже шутливые истории на уроке, притчи, загадки могут быть примером релаксации (по ФГОС – «разрывом»), освобождая сознание ребёнка на короткое время от умственного напряжения. Это положительно влияет на эмоциональное состояние ребёнка. А если это проводится вне стен класса, то полностью соответствует снятию напряжения.
Пример: http://ok.ru/video/39394085624 игра «Утки-гуси»
2. Педагогические здоровьесберегающие компоненты. Личностно-ориентированный подход.
Учитывать индивидуальные способности и возможности учащихся позволяет и использование на уроках технологии уровневой дифференциации обучения: творческий характер образовательного процесса, обеспечение мотивации образовательной деятельности. Большой энтузиазм вызывают у учеников нестандартные уроки, где можно проявить себя творчески. Например, уроки-состязания, уроки- творческие отчёты, уроки с использованием ролевых игр, инсценирования, рисования. Учитель строит урок в соответствии с динамикой внимания учащихся, учитывает время для каждого задания, чередует виды работ: самостоятельная, с учебником (устно и письменно), разноуровневые задания, различные тестовые задания с выбором ответа, с открытым ответом; задания на перегруппировку; на распознавание ошибок, на поиск ошибок, творческие задания. Они способствуют развитию мыслительных операций памяти и одновременно отдыху ребят, позволяют избежать монотонности на уроке. Здесь поможет ИКТ. Благодаря смене ярких впечатлений от увиденного на экране, внимание учащихся можно удерживать в течение всего урока, при этом то, что происходит на экране, требует ответной реакции ученика, т.е. внимание носит не созерцательный, а мобилизующий характер. Использование компьютера не только позволяет демонстрировать наглядность, но дает возможность изменять темп урока, форму подачи материала. Здесь можно комбинировать уроки: математика или химия – русский язык; физика и география – литература; театральное искусство – литература; технология – русский язык. Если мотивационный компонент сделан учащимися самостоятельно, то это вызывает большой интерес и энтузиазм в делах. Например, показ видеороликов, созданных на базе узнаваемых мест (малая родина), со знакомыми героями (театральные мини-постановки), буктрейлеры:
http://ok.ru/video/64873166689784-1 видеозарисовка о природе в стихах
https://www.youtube.com/watch?v=KWda326mRtY
http://ok.ru/video/63637267174904-1 театральная постановка о войне
https://www.youtube.com/watch?v=DGkrOK04gAo&feature=youtu.be
https://www.youtube.com/watch?v=jZamt9_fCiQ буктрейлер по книге
http://ok.ru/video/64139127379448-1 чтение наизусть
3. Психологические здоровьесберегающие компоненты. Спокойная, доброжелательная, психологически комфортная обстановка урока.
Эффективна диалоговая форма обучения, ситуация успеха. Умение радоваться – яркий показатель состояния здоровья и одно из самых приятных лекарств. Учитель стремиться вызывать положительное отношение к предмету через доброжелательный и эмоциональный тон. А ещё до урока надо проверить подготовку кабинета к работе: состояние парт, доски, освещённость, при необходимости проветрить помещение. Сюда же можно отнести нестандартное расположение парт.
4. Элементы ортобиоза. Осознание социальных норм ЗОЖ.
Ортобиотика — сравнительно новая наука о самосбережении здоровья, разумном образе жизни. Ортобиотика рассматривает рекомендации по практическому овладению принципами личного ортобиоза, помогающего на протяжении жизни сохранять физическое и душевное здоровье, активную деятельность и радость мироощущения. С этой целью целесообразно включать в уроки специальные приёмы, направленные на сохранение и укрепление здоровья учащихся, компоненты ортобиотики. Какие компоненты можно использовать в работе учителя русского языка и литературы? Самое необходимое – это тексты, пропагандирующие здоровый образ жизни, спорт (программный и внепрограммный материал), разные его виды, рассказывающие об истории Олимпийских игр, завоёванных медалях нашими спортсменами в разные периоды. Можно составить памятки и инструкции по сохранению здоровья и личной безопасности (официально-деловой стиль), написать сочинение (описание, повествование, рассуждение), сочинить сказку (художественный стиль), оформить листовку-призыв (публицистический). При подготовке к ОГЭ (часть 15.1, 15.2, 15.3) возможно использование в качестве тренировочных работ анализ публицистических текстов по пропаганде ЗОЖ. Например, видеоряд о ЗОЖ :
https://www.youtube.com/watch?v=HERkDPoFchQ
Примеры на уроках из жизни писателей, поэтов, лингвистов:
***знаете ли вы, что русские писатели А.П.Чехов и В.Гиляровский основали в 1882 году «Русское гимнастическое общество»;
***Л.Н.Толстой увлекался верховой ездой, коньками, гимнастикой и велоспортом;
***английский поэт Д.Г. Байрон, несмотря на хромоту, был великолепным пловцом и т.д.
Речевая культура школьников – одна из важнейших задач школы. Употребление ненормативной лексики, слов-паразитов, сленга – ухудшение психологического и духовно-нравственного здоровья подрастающего поколения. Работать надо с семьёй – «приучать» к чтению. Через художественное слово придёт «излечение». Например, произведения Шмелёва, Толстого, Абрамова – наполнены православными, семейными традициями. По словам писателей, молитва (слова, текст) оказывает оздоравливающее действие не только на верующего, но и на любого молящегося. Ненормативная лексика «антимолитва», разрушающая душу и тело.
Экологическое пространство связано с воздействием всей совокупности средовых факторов. Одним из элементов экологического пространства является воздушная среда, регламентированая СанПиНами. Но кроме этого, влияние на здоровье и настроение учащихся оказывают, например, запахи – наука ароматология, ароматотерапия. Лучший источник полезных и гармоничных запахов – комнатные растения. Они молчаливые друзья и помощники, чудесные целители и врачеватели. Дарят людям кислород, поглощают вредные газы и вещества, задерживают пыль. В помещении растения создают необходимый психоэмоциональный комфорт, являясь чуткими хранителями безопасности и покоя, активизируя защитные силы организма в борьбе против инфекционных заболеваний, стимулируя образование лейкоцитов крови. Все цветы выделяют цветы фитонциды, которые губительно действуют на болезнетворные микробы. Для оздоровления воздуха в комнате полезно держать такие растения, как хлорофитум, мирт, розмарин, аспарагусы. Давно известны фитонцидные свойства хвойных. Это криптомерия, можжевельник, сосна. Они также наполняют помещение отрицательно заряженными ионами, которые поглощают излучения телевизоров и компьютеров. При подборе растений в классе должны быть соблюдены три обязательных условия: запах растений не должен быть очень сильным, отвлекающим; не должен вызывать аллергических реакций; за растениями должен быть обеспечен уход. Эти закономерности пока почти не используются в оформлении интерьеров классов и школы. Важно обеспечить сочетанное решение воспитательных задач с задачами здоровьесбережения. Можно организовать экскурсии в «Зимний сад», как у нас в школе.
Здоровье подрастающего человека – это одна из главных проблем современного общества и не только социальная, но и нравственная. Таким образом, использование здоровьесберегающих образовательных технологий на уроках русского языка и литературы – один из положительных шагов к ЗОЖ каждого ребёнка.
Используемые материалы.
1. www.uchportal.ru/load/31
2. http://globuss24.ru/doc/zdorovyesberegayushtie-tehnologii-na-urokah-russkogo-yazika-i-literaturi
3. http://www.moluch.ru/archive/30/3464/
|
На: Межрегиональный конкурс «Мастер-класс учителей русского язык
сомишна
На: Межрегиональный конкурс «Мастер-класс учителей русского язык
нестандартное размещение парт и цветы в классе
сомишна
На: Межрегиональный конкурс «Мастер-класс учителей русского язык
сомишна
На: Межрегиональный конкурс «Мастер-класс учителей русского язык
сомишна
На: Межрегиональный конкурс «Мастер-класс учителей русского язык
как бы учитель ни старался, а главное отношение к здоровью закладывается в семье!
сомишна
На: Межрегиональный конкурс «Мастер-класс учителей русского язык
сомишна
На: Межрегиональный конкурс «Мастер-класс учителей русского язык
Началась проверка работ! Удачи всем!
сомишна
На: Межрегиональный конкурс «Мастер-класс учителей русского язык
Итоги -результаты конкурса!!!!! http://www.openclass.ru/node/506634
сомишна