Официальный сайт janmille 24/7/365

Вы не зарегистрированы

Авторизация



Межрегиональный конкурс «Мастер-класс учителей русского языка и литературы». Сомова С.А.

Межрегиональный конкурс «Мастер-класс учителей русского языка и литературы»

 

название

номинация

Ф.И.О. автора

место работы

«Здоровьесберегающие технологии по ФГОС

на уроках русского языка и литературы»

 

лучший мастер-класс в основной школе

Сомова Светлана Алексеевна, учитель русского языка и литературы высшей категории

МБОУ «Энтузиастская ООШ», Владимирская область, Юрьев-Польский район, с.Энтузиаст.

Здоровьесберегающие технологии по ФГОС на уроках русского языка и литературы.

         Термин «здоровьесберегающие образовательные технологии» – совокупность тех принципов, приёмов, методов педагогической работы, которые дополняя традиционные технологии обучения и воспитания, наделяют их признаком здоровьесбережения, а именно:

•определённая учебная  нагрузка;
•построение урока с учётом работоспособности учащихся;
•соблюдение гигиенических требований (свежий воздух, оптимальный тепловой режим, хорошая освещенность, чистота);
•благоприятный эмоциональный настрой;
• проведение физкультминуток и динамических пауз на уроках.

           Как учитель русского языка и литературы может это сделать?
Нужно использовать 4 группы здоровьесберегающих компонентов: физиологические, педагогические, психологические и ортобиотику (ЗОЖ).

1.Физиологически грамотно построенное занятие.

Обязательными структурными элементами уроков становятся: приветствие; опрос самочувствия; релаксация; оздоровительные упражнения; рефлексия; прощание. Нельзя допускать перегрузки учеников объёмом учебной информации и способами её предъявления, минимизировать объём домашних заданий, учитывать интеллектуальные, физиологические и индивидуальные особенности каждого ученика. Предусмотреть  виды работы, которые снимали бы усталость.

   Цель проведения релаксации – снятие напряжения, что ведёт к улучшению усвоения материала. Виды отдыха (физкульминутки) : движения, игры, заинтересованность чем-нибудь новым, необычным. Даже шутливые истории на уроке, притчи, загадки могут быть примером релаксации (по ФГОС – «разрывом»), освобождая сознание ребёнка на короткое время от умственного напряжения. Это положительно влияет на эмоциональное состояние ребёнка. А если это проводится вне стен класса, то полностью соответствует снятию напряжения.

Пример: http://ok.ru/video/39394085624 игра «Утки-гуси»

2. Педагогические здоровьесберегающие компоненты. Личностно-ориентированный подход.

Учитывать индивидуальные способности и возможности учащихся позволяет и использование на уроках технологии уровневой дифференциации обучения: творческий характер образовательного процесса, обеспечение мотивации образовательной деятельности. Большой энтузиазм вызывают у учеников нестандартные уроки, где можно проявить себя творчески. Например, уроки-состязания, уроки- творческие отчёты, уроки с использованием ролевых игр, инсценирования, рисования. Учитель строит урок в соответствии с динамикой внимания учащихся, учитывает время для каждого задания, чередует виды работ: самостоятельная, с учебником (устно и письменно),  разноуровневые задания, различные тестовые задания с выбором ответа, с открытым ответом; задания на перегруппировку; на распознавание ошибок, на поиск ошибок, творческие задания. Они способствуют развитию мыслительных операций памяти и одновременно отдыху ребят, позволяют избежать монотонности на уроке. Здесь поможет ИКТ. Благодаря смене ярких впечатлений от увиденного на экране, внимание учащихся можно удерживать в течение всего урока, при этом то, что происходит на экране, требует ответной реакции ученика, т.е. внимание носит не созерцательный, а мобилизующий характер. Использование компьютера не только позволяет демонстрировать наглядность, но дает возможность изменять темп урока, форму подачи материала. Здесь можно комбинировать уроки: математика или химия – русский язык; физика и география – литература; театральное искусство – литература; технология – русский язык. Если мотивационный компонент сделан учащимися самостоятельно, то это вызывает большой интерес и энтузиазм в делах. Например, показ видеороликов, созданных на базе узнаваемых мест (малая родина), со знакомыми героями (театральные мини-постановки), буктрейлеры:

http://ok.ru/video/64873166689784-1    видеозарисовка о природе в стихах

https://www.youtube.com/watch?v=KWda326mRtY

http://ok.ru/video/63637267174904-1    театральная постановка о войне

https://www.youtube.com/watch?v=DGkrOK04gAo&feature=youtu.be

https://www.youtube.com/watch?v=jZamt9_fCiQ    буктрейлер по книге

http://ok.ru/video/64139127379448-1 чтение наизусть

3. Психологические здоровьесберегающие компоненты. Спокойная, доброжелательная, психологически комфортная обстановка урока.

Эффективна диалоговая форма обучения,  ситуация успеха. Умение радоваться – яркий показатель состояния здоровья и одно из самых приятных  лекарств. Учитель стремиться вызывать положительное отношение к предмету через доброжелательный и эмоциональный тон.  А ещё до урока надо проверить подготовку кабинета к работе: состояние парт, доски, освещённость, при необходимости  проветрить помещение. Сюда же можно отнести нестандартное расположение парт. 

4. Элементы ортобиоза. Осознание социальных норм ЗОЖ.

       Ортобиотика — сравнительно новая наука о самосбережении здоровья, разумном образе жизни. Ортобиотика рассматривает рекомендации по практическому овладению принципами личного ортобиоза, помогающего на протяжении жизни сохранять физическое и душевное здоровье, активную деятельность и радость мироощущения. С этой целью целесообразно включать в уроки специальные приёмы, направленные на сохранение и укрепление здоровья учащихся, компоненты ортобиотики.  Какие компоненты можно использовать в работе учителя русского языка и литературы?   Самое необходимое – это тексты, пропагандирующие здоровый образ жизни, спорт (программный и внепрограммный материал), разные его виды, рассказывающие  об истории Олимпийских игр, завоёванных медалях нашими спортсменами в разные периоды. Можно  составить  памятки и инструкции по сохранению здоровья и личной безопасности (официально-деловой стиль), написать сочинение (описание, повествование, рассуждение), сочинить сказку (художественный стиль), оформить листовку-призыв (публицистический). При подготовке к ОГЭ (часть 15.1, 15.2, 15.3) возможно использование в качестве тренировочных работ анализ публицистических текстов по пропаганде ЗОЖ. Например, видеоряд о ЗОЖ :

https://www.youtube.com/watch?v=HERkDPoFchQ

Примеры на уроках из жизни писателей, поэтов, лингвистов:

***знаете ли вы, что русские писатели А.П.Чехов и В.Гиляровский основали в 1882 году «Русское гимнастическое общество»;

***Л.Н.Толстой увлекался верховой ездой, коньками, гимнастикой и велоспортом;

***английский поэт Д.Г. Байрон, несмотря на хромоту, был великолепным пловцом и т.д.

        Речевая культура школьников – одна из важнейших задач школы. Употребление ненормативной лексики, слов-паразитов, сленга –  ухудшение психологического и духовно-нравственного здоровья подрастающего поколения. Работать надо с семьёй – «приучать» к чтению. Через художественное слово придёт «излечение». Например, произведения Шмелёва, Толстого, Абрамова – наполнены православными, семейными традициями. По словам писателей, молитва (слова, текст) оказывает оздоравливающее действие не только на верующего, но и на любого молящегося. Ненормативная лексика «антимолитва», разрушающая  душу и тело.

         Экологическое пространство связано с воздействием всей совокупности средовых факторов. Одним из элементов экологического пространства является воздушная среда, регламентированая СанПиНами.  Но кроме этого, влияние на здоровье и настроение учащихся оказывают, например, запахи – наука ароматология, ароматотерапия. Лучший источник полезных и гармоничных запахов – комнатные растения. Они молчаливые друзья и помощники, чудесные целители и врачеватели. Дарят людям кислород, поглощают вредные газы и вещества, задерживают пыль. В помещении растения создают необходимый психоэмоциональный  комфорт, являясь чуткими хранителями безопасности и покоя, активизируя защитные силы организма в борьбе против инфекционных заболеваний, стимулируя образование лейкоцитов крови. Все цветы выделяют цветы фитонциды, которые губительно действуют на болезнетворные микробы. Для оздоровления воздуха в комнате полезно держать такие растения, как хлорофитум, мирт, розмарин, аспарагусы. Давно известны фитонцидные свойства хвойных. Это криптомерия, можжевельник, сосна. Они также наполняют помещение отрицательно заряженными ионами, которые поглощают излучения телевизоров и компьютеров. При подборе растений в классе должны быть соблюдены три  обязательных условия: запах растений не должен быть очень сильным, отвлекающим; не должен вызывать аллергических реакций; за растениями должен быть обеспечен уход. Эти закономерности пока почти не используются в оформлении интерьеров классов и школы. Важно обеспечить сочетанное решение воспитательных  задач с задачами здоровьесбережения. Можно организовать экскурсии в «Зимний сад», как у нас в школе. 

        Здоровье подрастающего человека – это одна из главных проблем современного общества  и не только социальная, но и нравственная.  Таким образом, использование здоровьесберегающих образовательных технологий на уроках русского языка и литературы – один из положительных шагов к ЗОЖ каждого ребёнка.

Используемые материалы.

1. www.uchportal.ru/load/31

2. http://globuss24.ru/doc/zdorovyesberegayushtie-tehnologii-na-urokah-russkogo-yazika-i-literaturi

3. http://www.moluch.ru/archive/30/3464/


»  Размещено в сообществах:   

Фото пользователя Светлана Алексеевна Сомова

На: Межрегиональный конкурс «Мастер-класс учителей русского язык


 

 

 

Комментарий был изменен с момента создания (сомишна, чт, 14/04/2016 - 04:26).

сомишна




Фото пользователя Светлана Алексеевна Сомова

На: Межрегиональный конкурс «Мастер-класс учителей русского язык


   

нестандартное размещение парт и цветы в классе

 

сомишна




Фото пользователя Светлана Алексеевна Сомова

На: Межрегиональный конкурс «Мастер-класс учителей русского язык


сомишна




Фото пользователя Светлана Алексеевна Сомова

На: Межрегиональный конкурс «Мастер-класс учителей русского язык


Комментарий был изменен с момента создания (сомишна, Tue, 31/05/2016 - 18:48).

сомишна




Фото пользователя Светлана Алексеевна Сомова

На: Межрегиональный конкурс «Мастер-класс учителей русского язык


как бы учитель ни старался, а главное отношение к здоровью закладывается в семье!

сомишна




Фото пользователя Светлана Алексеевна Сомова

На: Межрегиональный конкурс «Мастер-класс учителей русского язык


сомишна




Фото пользователя Светлана Алексеевна Сомова

На: Межрегиональный конкурс «Мастер-класс учителей русского язык


Началась проверка работ! Удачи всем!

сомишна




Фото пользователя Светлана Алексеевна Сомова

На: Межрегиональный конкурс «Мастер-класс учителей русского язык


Итоги -результаты конкурса!!!!! http://www.openclass.ru/node/506634

сомишна



Смотреть видео hd онлайн


Смотреть русское с разговорами видео

Online video HD

Видео скачать на телефон

Русские фильмы бесплатно

Full HD video online

Смотреть видео онлайн

Смотреть HD видео бесплатно

School смотреть онлайн