Выдержка из ФГОС ДО:
психолого-педагогические условия реализации образовательной программы (пункт 3.2.5.).
Условия, необходимые для создания ситуации развития детей соответствующей возрасту, предполагают:
1) обеспечение эмоционального благополучия
2) Поддержку индивидуальности и инициативы детей через:
Создание условий для свободного выбора детьми деятельности;
Создание условий для принятия детьми решений, выражения своих чувств и мыслей;
Поддержку детской инициативы и самостоятельности в разных видах деятельности (игровой, исследовательской, проектной, познавательной и т.д.) (слайд №2)
Народная мудрость гласит (слайд№3)
«Лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать»
А педагоги-практики утверждают-
«Лучше один раз испытать, попробовать, сделать своими руками».
Для обозначения специально-организованной деятельности применительно к детям Н.Н. Поддьяков ввел понятие «детское экспериментирование». Такое экспериментирование является одним из ведущих видов деятельности ребенка.
Поэтому экспериментирование выступает как:
метод обучения
форма организации педагогического процесса
вид познавательной деятельности
Задачи:
1. Расширять представления детей о физических свойствах окружающего мира:
·знакомить с различными свойствами веществ (твердость, мягкость, сыпучесть, вязкость, плавучесть, растворимость и т.п.);
·развивать представления об основных физических явлениях (свойства твердых тел, жидкостей и газов, магнитные явления, свойства света, звука и т.д.)
2. Знакомить с особенностями развития живой природы, включая человека.
3. Знакомить с правилами техники безопасности при проведении физических экспериментов. (слайд №4)
Основываясь на ФГОС ДО, творческая группа детского сада разработали тематический план экспериментальной деятельности.
Экспериментирование разделили на виды: (слайд№5)
“Неживая природа” (воздух, вода, почва, глина, песок, камни, снег и др.).
«Живая природа” (растения, животные и человек, как живые организмы, строение, функции и назначение их частей и др..).
“Физические явления” (свет, звук, тень, ветер, превращение твердых тел в жидкие, жидких – в газообразные и наоборот и др.).
“Рукотворный мир” (материалы и их свойства: пластмасса, стекло, металл, ткани, бумага, картон магнит, и др.).
По циклограмме деятельности воспитателя с детьми в средней группе 2 раза в неделю в вечернее время отводится на экспериментальную деятельность.
Это занятие (как занимательное дело) проводиться от 5 до 20 минут в зависимости от сложности эксперимента. (слайд № 6)
|
Название темы
|
Возрастная группа
|
2-я млад-шая
|
средняя
|
старшая
|
подго-товит.
|
итого
|
1
|
Живая природа
|
6
|
10
|
10
|
10
|
36
|
2
|
Неживая природа
|
48
|
32
|
24
|
20
|
124
|
3
|
Физические явления
|
6
|
10
|
14
|
20
|
50
|
4
|
Рукотворный мир
|
12
|
20
|
24
|
22
|
78
|
5
|
ИТОГО
|
72
|
72
|
72
|
72
|
288
|
Проанализировав возрастные особенности детей 4-5 лет, мы на изучение неживой природы отвели 32часа в год, и на рукотворный мир 20 часов, мы посчитали, что дети больше видят и понимают всё, что окружает их дома и в детском саду, т.е. предметы
Алгоритм проведения опыта и занятия-экспериментирования
1.Постановка проблемы.
2. Уточнение правил безопасности жизнедеятельности в ходе осуществления экспериментирования.
3. Поиск путей решения проблемы, уточнение плана исследования.
4. Выбор оборудования и размещение его.
5. Проведение опыта
6. Анализ, обобщение и фиксирование наблюдений. (слайд №7)
Экспериментальная деятельность делится на направления :(слайд №8)
Демонстрационные эксперименты -проводит воспитатель, а дети следят за выполнением. Эти эксперименты проводятся тогда, когда исследуемый объект существует в единственном экземпляре, когда он не может быть дан в руки детей или он представляет для детей определённую опасность (например, при использовании горящей свечи).
В остальных случаях лучше проводить фронтальные эксперименты,когда каждый ребёнок или группа детей выполняют опыт сами, так как это наиболее соответствует возрастным особенностям детей.
С помощью родителей мысоздали в группе зону экспериментальной деятельности (слайд №9,)
1.1. Оборудование для опытно-экспериментальной деятельности
1. Прозрачные и непрозрачные емкости.
2. Мерные ложки, колбы, пробирки, ситечки, воронки разного размера, резиновые перчатки.
3. Пипетки, шприцы пластиковые (без игл).
4. Резиновые груши разного размера.
5. Пластиковые, резиновые трубочки.
6. Деревянные палочки, лопаточки, шпатели.
7. Пластиковые контейнеры.
8. Рулетка, линейка.
9. Весы, компас, песочные часы, фонарик, микроскоп, свечи, термометр.
10. Фартуки клеенчатые, щетки, совки.
11. Цветные прозрачные стеклышки.
12. Лупы, зеркала, магниты.
13. Лопатки, грабли, лейки.
14. Схемы этапов работы, заранее приготовленные карточки для
самостоятельной исследовательской деятельности.
1.2. Материал, подлежащий исследованию ( слайд №10)
1. Пищевые материалы: сахар, соль, мука, кофе, чай, активированный
уголь.
2. Растворимые ароматические вещества ( соли для ванн, детские
шампуни, пенка для ванн).
3. Йод, марганец, зелень бриллиантовая, гуашь, акварель.
4. Природные материалы: камешки, желуди, кора деревьев, веточки, мел, почва, глина, песок, семена, шишки, перья, ракушки, скорлупки орехов.
5. Бросовый материал: бумага разной фактуры и цвета, поролон, кусочки ткани, меха, пробки, вата, салфетки, нитки, резина. (слайд № 11,12)
Дети очень любят эксперименты с рукотворными объектами, потому что они окружают их повсюду. На фото изображён опыт, из которого мы узнали «Где вата оставляет след?», для этого мы взяли гладкие и шероховатыеповерхности и наглядно посмотрели, что кусочки ваты цепляются за шершавую поверхность, наждачную бумагу и закрепили отличие гладкой и шероховатой поверхности. (слайд №13)
Интересный был опыт «Тонет - плавает?»
Дети узнали, что плавучесть предмета зависит не от размера, а от его тяжести, т.е. из какого материала он изготовлен (слайд №14)
Ткани дети рассматривали через лупу и сделали вывод, что ткань бывает ворсистая, гладкая, тонкая, прозрачная, с редким плетением. (слайд №15)
Когда знакомились с магнитом,то девочки пытались к магниту примагнитить пластмассовые предметы, а мальчики сразу подносили магнит к железным предметам.
(слайд №16)
Свойства бумаги (тонкого и толстого картона, салфетки, гофрированной, бархатной и копировальной бумаги) мы рассматривали в ходе эксперимента, который включал в себя её свойства: сминание, намокание, возможность рвать её и резать, (слайд №17)
При помощи цветной, прозрачной пластмассы мы смотрели на окружающие предметы и сделали вывод что предметы меняют свой цвет в зависимости от цвета этой пластмассы. (слайд №18).
Также эксперименты классифицируются по разным принципам. (слайд №19)
1. По месту проведения опытов:
- в групповой комнате;
- на участке;
- за пределами детского сада.
2. По количеству детей:
- индивидуальные (1—4 ребенка);
- групповые (5—10 детей);
- коллективные (вся группа).
3. По причине их проведения:
- случайные;
- запланированные;
- поставленные в ответ на вопрос ребенка.
4. По продолжительности:
- кратковременные (от 5 до 15 минут);
- длительные (свыше 15 минут).
Я включаю опытно – экспериментальную деятельность в: (слайд №20)
1. Непосредственно-организованной деятельности с детьми (плановые эксперименты). Для последовательного поэтапного развития у детей исследовательских способностей, воспитателями разработан перспективный план опытов и экспериментов.
2. Совместной деятельности с детьми (наблюдения, труд, художественное творчество). Связь детского экспериментирования с изобразительной деятельностью двусторонняя. Чем сильнее будут развиты изобразительные способности ребёнка, тем точнее будет зарегистрирован результат природоведческого эксперимента. В то же время чем глубже ребёнок изучит объект в процессе ознакомления с природой, тем точнее он передаст его детали во время изобразительной деятельности
3. Самостоятельной деятельности детей (работа в лаборатории).
4. Совместной работе с родителями (участие в различных исследовательских проектах).
Дети с большим удовольствием включаются в каждый эксперимент.
|