Цель:
Обобщить знания детей о Весне.
Задачи:
Воспитание звуковой культуры речи:
- Совершенствовать речевой слух.
- Закреплять навыки четкой правильной выразительной речи.
Словарная работа:
- Продолжать расширять и уточнять знания детей об окружающем,
- Обогащать речь существительными, обозначающими растения, животных , птиц.
- Расширить словарь признаков по теме: «Весна».
Грамматический строй речи:
- Активизировать в речи детей прилагательные и глаголы. Формировать умение выбирать наиболее точные слова при решении речевых ситуаций.
Развитие связной речи:
- Продолжать совершенствовать монологическую форму речи.
- Упражнять детей в умении рассказывать о временах года (весна) с
использованием наглядных пособий, связно с логической
последовательностью.
- Формирование умение определять место звука в слове.
Оборудование:
мяч, рисунки, картинки, мольберт.
Ход НОД:
Орг. момент
Собрались все дети в круг
Я- твой друг и ты мой друг.
Крепко за руки возьмемся
И гостям мы улыбнемся.
Здравствуйте, гости!
Воспитатель: ребята посмотрите на эти картинки, как вы думаете что они означают?
Дети: Это весенние приметы
- О каком времени года мы сегодня с вами будем разговаривать?
-Назовите весенние месяца.
Дети: март, апрель, май
-Почему в народе март называют «протальник»
Апрель-«снегогон»
Май – «травень»
В каком месяце весна ранняя? Марте
В каком месяце поздняя? В мае
Воспитатель: - ребята сегодня я хочу рассказать сказку, но не простую, а вы подумайте, как мы её назовём.
Воспитатель: «Жили-были четыре времени года. Вы их узнали?
Дети: Зима, Весна, Лето, Осень.
Воспитатель продолжает рассказывать сказку: Времена года жили дружно и по очереди правили миром. Но однажды Зима решила, что она самая главная и не захотела уступить место Весне. Загрустили под снежным покрывалом растения. Птицы перестали петь песни. Люди устали топить печи, чтоб хоть немного согреться. Забеспокоились Осень и Лето. А Весна сказала: «Не беспокойтесь, у меня есть чудо, которое поможет победить холод!»
.
Воспитатель: Как выдумаете, что из этого может быть чудом, которое поможет Весне? (Ответы детей – «Солнце» Если дети дают неправильный ответ, то воспитатель помогает им с помощью наводящих вопросов).
На доске появляются картинка СОЛНЦЕ
Основная часть:
Воспитатель: Солнце стало подниматься выше, светить ярче и сильнее. Согрело землю и что стало происходить на земле:
- растаял снег
- потекли ручьи
- появились проталины
- закапали сосульки
- прилетели птицы
- на деревьях набухли почки.
- расцвели первые цветы
- зацвели деревья.
Воспитатель: Солнце помогло Весне, и мир снова расцвел яркими красками. Давайте поиграем и расскажем про солнышко.
Проводиться словесная игра «Сравни и назови», в ходе которой воспитатель начинает предложение, а дети его заканчивают.
- Солнце желтое, как… (одуванчик, цыпленок, лимон,).
- Солнце круглое, как… (мячик, апельсин, колобок).
- Солнце ласковое, как… (бабушка, мама, ветерок, теплое море).
- Солнце веселое, как… (песенка, клоун, ).
- Солнце теплое, как …(печка, рукавички, свитер)
- Солнце яркое, как… (лампочка, фонарь, звезда)
- Солнце жаркое, как… (огонь, костер)
После игры дети садятся на стулья
Воспитатель: Я сейчас буду называть словосочетания, а вы заменяете его одним словом.
Сильный дождь (ливень)
Лживый мальчик (лжец)
Сильный ветер (ураган)
Трусливый человек (трус)
Сильный зной (жара)
Сильный мальчик (силач)
Воспитатель: Весною, как только растает снег, распускаются первые цветы. Как их называют? ( первоцветы). Выходите скорее на полянку.
Раз, два, три! Превратились дети в цветы.
Воспитатель спрашивает у нескольких детей: Ты какой цветок? (Дети называют первоцветы: подснежник, примула, крокус, фиалка, медуница, одуванчик, ландыш и т.д.)
Упражнение «Цветы»
Воспитатель: Что-то давно не было весеннего дождя, наши цветочки начали вянуть.
|
Сначала опустили головки,
|
Дети опускают головы, плечи,
|
|
потом листочки.
|
роняют руки вдоль туловища.
|
|
А потом согнулся весь стебелек
|
Приседают на корточки.
|
|
до самой земли.
|
|
|
Вдруг закапал дождь,
|
Медленно встают, поднимают руки,
|
|
и цветочки начали оживать.
|
потом поднимают головки.
|
|
Подул ветерок,
|
Руки над головой, произносят звук «ш»,
|
|
зашумели стебельки.
|
покачивают руками.
|
|
Затих ветерок.
|
Спокойно опускают руки.
|
Раз, два, три! Стали мы опять детьми.
Воспитатель:
Какой бывает дождь? Если дождь маленький и только начинается, как про такой дождь можно сказать, что делает?
Дети: Накрапывает, моросит, собирается, идёт.
В.-А если дождь льёт сильно, как про него можно сказать, что делает?
Д.- стучит, барабанит, льёт как из ведра
В.- ребята, посмотрите на картинку. Что на ней изображено? Подумайте ,но не называйте звук, с которого начинается слово. (Пауза)
- назовите мне слова, которые начинаются на этот звук.
Игра какое слово лишнее:
Капель, проталина, урожай, сосулька.
Подснежник, Весна, листопад, грач
Таять, капать, набухать, заготавливать
Март, апрель, декабрь, май
Подбор прилагательных к слову
Трава весной (какая?)- молодая, зелёная, первая, душистая, нежная, тонкая, яркая
Дождик весной (какой?)- тёплый, холодный, проливной, грибной
Ветер весной (какой?) - тёплый, холодный, южный
Воспитатель: - ребята, давайте с вами составим рассказ по картине, а в помощь вам будет схема. На первой картине «Ранняя Весна», а вторая картина «Поздняя Весна».
Какие вы молодцы выполнили все задания. Давайте дружно скажем: «Мы любим весну!» Дети говорят.
Итог:
В. -Ребята вот вам маленькое солнышко вы его передайте друг другу и говорите, что понравилось на занятии?
Д.- Ответы детей.
|