Методическая работа "Использование эскизного метода разучивания произведений с учащимися в классе фортепиано
Submitted by Елена Рогозина on пн, 11/04/2016 - 02:41
Методическая работа
"Использование эскизного метода разучивания произведений с учащимися в классе фортепиано"
Содержание:
Введение
Понятие "эскизного разучивания"
Основы методики эскизного освоения музыкального произведения
Используемая литература
Как известно, на первых порах, обучение строится в основном на произведениях композиторов-классиков, а также некоторых современных авторов, создающих музыку для детей и юношества. После того, как учащийся наработает определенный исполнительский потенциал, стимулировать и регулировать его технический рост возможно только с помощью специально подобранного репертуара.
Что-то всегда дается легче, что-то труднее. Учитывая это обстоятельство и стремясь к сбалансированию технического арсенала учащегося, педагоги идут обычно по линии наибольшего сопротивления в работе. Упор при проведении репертуарной политики делается на то, что объективно труднее для ученика, то есть: "не получаются произведения такого-то автора? - Вот их-то и возьмем в работу. Возникают трудности с такими-то разновидностями техники? - на них-то и сосредоточимся..."
Но не так уж и неправы и те педагоги, которые, напротив, культивируют то, что удается ученику, подчеркивает все то, что показывает молодого исполнителя в наиболее выгодном свете.
Еще К.Черни говорил по этому поводу: "Развивая слабые стороны учащегося, не забывайте поддерживать и укреплять сильные, чтобы они однажды не оказались слабыми".
На этом принципе строилась преподавательская деятельность Г.Г. Нейгауза, С.Е.Фейнберга и других педагогов-пианистов.
Жизнь требует сегодня от музыканта-практика умение ориентироваться, свободно чувствовать себя во всех основных течениях и стилевых направлениях в мировом искусстве. Разумеется, всего в ДМШ, в ДШИ, музыкальном училище, в консерватории не охватить. Фортепианный репертуар огромен. Самый добросовестный и трудолюбивый ученик может переиграть лишь малую толику его. Среди авторов, чьи произведения не только дают максимальный развивающий эффект в области техники, но и фактически открывают пути во все основные художественно-стилевые направления мировой музыкальной культуры, занимающийся этой проблемой Я.И. Мильштейн называл имена четырех композиторов: Баха, Бетховена, Шопена, Листа. Г.М. Цыпин предложил расширить этот ряд, добавив в него имена: Моцарта, Шумана, Брамса, Дебюсси, Скрябина, Рахманинова.
*******
Известно, что особенно интенсивно развивают учащегося в техническом отношении произведения повышенной трудности - те, что требуют от него мобилизации всех его ресурсов, Заставляют действовать на пределе своих возможностей ("на острие" по выражению Г.П. Прокофьева).
Однако "сверхтрудные" произведения, при всей их пользе для учащихся, чреваты подчас и малоприятными последствиями. Их публичное исполнение сопряжено с немалым риском. Более чем вероятными становятся разного рода технические срывы, сбои, неполадки. Поэтому есть смысл обратиться к такой интересной и многообещающей форме работы, как эскизное разучивание музыкального произведения. Такая форма работы избавляет от опасений за открытое публичное выступление (такого не будет), сохраняя одновременно великолепные возможности для технического роста ученика.
Что такое эскизное разучивание? Это специфическая форма работы, при которой овладение материалом не доводится в конечном итоге до высоких ступеней завершенности, концертно-исполнительской готовности. Л.А. Баренбойм, определяя эскизное разучивание как особую форму учебной деятельности, писал: "После того, как учащийся извлек нужные для него умения и знания... разобрался в тексте, правильно и со смыслом играет нотный материал, работа над произведением прекращается".
Многие выдающиеся музыканты-исполнители и педагоги издавна слыли приверженцами эскизного освоения учебного материала. Это и Ф. Лист, П.А. Пабст, К.А. Кипп, Г.Н. Беклемищев, Б.М. Рейнгбальд... Последняя придерживалась двух взаимосвязанных принципов:
1. В юном возрасте ученика его общее музыкально-эстетическое развитие и расширение кругозора важнее, чем отдельные выступления "с надраенными до последней возможности пьесами";
2. В этом возрасте ученик, если в нем не предвидится будущий артист, должен накапливать репертуар и держать его в музыкальной памяти и "в руках".
Чем же привлекает эскизная форма работы мастеров педагогики? В чем они усматривали её особые, специфические преимущества? Чем конкретно способен обогатить этот вид деятельности учебно-педагогический процесс, какие перспективы сулит он учащемуся-музыканту?
Сокращая сроки работы над музыкальным произведением, эскизное разучивание ведет, по логике вещей, к существенному увеличению количества прорабатываемого материала, к заметному численному приросту того, что осваивается музыкантом в ходе его учебной деятельности. В игровую практику вовлекается значительно больший и разнообразный по составу учебно-педагогический репертуар.
Именно здесь, в возможности обращаться ко "многому" и "разному", причина внимания к эскизной форме занятий многих крупных педагогов прошлого, убежденных, что ученик должен стремиться, по возможности, расширить список освоенных произведений. Должен знать и исполнительски опробовать как можно больше произведений, поскольку первоочередная задача: обладать широким музыкальным кругозором и хорошо натренированными, "опытными", по выражению Л.Оборина, руками.
"Многое" и "разное" в учебной работе дает, тем самым, еще один эффект, прямо и непосредственно связанный с развитием техники учащегося. Он знакомится с многообразными и, зачастую, непохожими друг на друга комбинациями, познает в личном опыте самые различные виды и типы фактуры. Это, по сути, означает движение вперед, ибо техника исполнителя, как и его слуховое сознание, развивается в условиях постоянного и быстрого притока нового, ранее неизвестного, не опробованного на практике, эскизное разучивание и создает такие условия.
По ряду признаков эскизное разучивание, как форма учебной работы, заметно сближается с чтением музыки с листа. В обоих случаях музыкально-образовательный процесс пронизан одними и теми же принципами развивающего обучения. В рамках каждого из названных видов деятельности учащийся постигает довольно много музыкальных явлений - различных по своему художественно-образному строю.
Отличие же в том, что чтение с листа - это однократное ознакомление с новой музыкой, эскизное же разучивание произведения - открывает возможности для значительно более серьезной и основательной его проработки - разумеется, при условии, что качество занятий удовлетворяет здесь необходимым требованиям.
Проигрывая произведение многократно в течение определенного периода времени, ученик значительно глубже, чем при чтении с листа, постигает эмоционально-образное содержание этого произведения, его интонационно-выразительную сущность, конструктивно-композиционные и фактурные особенности.
Иначе говоря, даже не доведя свое исполнение до уровня окончательной технической незавершенности - уровня концертной готовности, учащийся, тем не менее, полной мерой вбирает в себя основные творческие идеи автора. Проникает в глубины его художественно-поэтического замысла, овладевает технологией исполнения.
Эскизная форма работы вправе быть широко представленной в учебно-педагогическом обиходе. Её потенциальные возможности в развивающем обучении принадлежат к особо многообещающим.
Между тем, в повседневной массовой практике музыкально-инструментального преподавания эскизная форма разучивания произведения используется явно недостаточно. И это объясняется рядом причин:
- тенденции современной музыкальной педагогики к максимальной "сделанности" каждого номера учебно-исполнительского репертуара;
- не все педагоги-практики осведомлены о специфических преимуществах, о тех благоприятных перспективах, которые этот метод сулит формирующемуся интеллекту и техническому базису учащегося;
- отсутствие удовлетворительно разработанной и известной широким кругам педагогов методики эскизной работы над музыкальным произведением.
При этом возникает ряд вопросов по внедрению метода в работу музыканта-педагога, прежде всего:
1. Какой музыкальный материал лучше всего давать ученикам для ознакомления?
2. До какого уровня готовности доводить эту работу?
3. Каковы обязанности педагога, касающиеся эскизного ознакомления с музыкой, как части классной работы?
"Основы методики эскизного освоения музыкального произведения"
В отношении репертуара для эскизного разучивания может быть выдвинуто одно существенно решающее требование: быть максимально разнообразным по составу, стилистически богатым и многоплановым. В нем может и должен быть представлен значительно более широкий круг композиторских имен и произведений, нежели тот, который используется педагогом при составлении обычных зачетно-экзаменационных программ.
Важно, чтобы произведения, разучиваемые в эскизной форме, нравились учащемуся, пробуждали у него живой и горячий эмоциональный интерес. Поэтому, как свидетельствует практический опыт, целесообразно и оправданно идти навстречу пожеланиям учащихся при составлении перечня пьес для ознакомления.
Что касается технической трудности произведения, осваиваемого в эскизной форме, то она может превышать, в известных пределах, реальные исполнительские возможности учащегося.
Наряду с сольным репертуаром, подходящим материалом для эскизной работы в фортепианном классе могут послужить разного рода аранжировки оперных, симфонических, камерно-инструментальных и вокальных произведений, четырехручные (и другого вида) ансамбли.
С вопросом о репертуаре встает следующий вопрос: выучивать ли произведение наизусть в рамках эскизной формы занятий?
По мнению ряда авторитетных педагогов и методистов в этом нет необходимости. Достаточно уверенного, "добротного", с профессиональной точки зрения, проигрывания музыки по нотам. Более того, "выучивание наизусть при этой форме работы... было бы излишним, - резонно считал М.Э.Фейгин, - Нам важно добиться того, чтобы ученики умели хорошо играть по нотам..."
При эскизной форме работы роль педагога заметно меняется. Уменьшается, и существенно, количество занятий, на которых ученик представляет эскизно разучиваемые произведения. Опыт показывает, что в принципе достаточно нескольких таких встреч.
Задачи педагога здесь состоят в том, чтобы наметить конечную художественную цель работы, дать ей общее направление, подсказать своему воспитаннику наиболее рациональные приемы и способы деятельности. При эскизном разучивании эти приемы и способы специфичны. Акцент в занятиях смещается на целостное воплощение музыкального образа, на обобщенный исполнительский охват музыкальной формы, на попытки сыграть произведение эмоционально приподнято, в требуемых автором темпах, без страха ошибиться, допустить техническую "опечатку".
При всем том, что потенциальные ресурсы эскизной работы в отношении общемузыкального развития учащихся велики и многообразны, выявлены они могут быть при условии регулярного и систематического обращения к данной деятельности. Лишь в том случае, если учащийся будет каждодневно уделять эскизному разучиванию определенную часть своего времени, может быть достигнут желаемый эффект.
Эскизное освоение учащимися одних произведений должно постоянно и непременно соседствовать на практике с законченным выучиванием других; обе формы учебной деятельности полностью реализуют свои возможности лишь в тесном, гармоничном сочетании друг с другом. Только при этом условии нацеленность учащегося на решение познавательных, музыкально-воспитательных задач не нанесет урона выработке у него необходимых профессионально-исполнительских качеств, не войдет в противоречие с требованием уметь аккуратно, точно и тщательно работать на инструменте.
Литература
1. Баренбойм Л.А. Вопросы фортепианной педагогики и исполнительства. - Л., 1969
2. Коган Г.М. Работа пианиста. - М., 1963
3. Коган Г.М. У врат мастерства. - М., 1961
4. Корто А. Рациональные принципы фортепианной техники. - М., 1966
5. Кременштейн Б.Л. Воспитание самостоятельности учащегося в классе специального фортепиано. - М., 1966
6. Нейгауз Г.Г. Об искусстве фортепианной игры. - М., 1980
7. Прокофьев Г.П. Формирование музыканта-исполнителя. - М., 1956
8. Фейгин М.Э. Индивидуальность ученика и искусство педагога. - М., 1975
9. Цыпин Г.М. Исполнитель и техника. - М., 2006
10. Цыпин Г.М. Обучение игре на фортепиано. - М., 1984