Проект в старшей группе ДОУ "Вода -сок для жизни на Земле "
Submitted by Мария Сергеевна Рябуха on Fri, 08/04/2016 - 17:00
Методический паспорт проекта.
Название проекта: «Вода - сок для жизни на Земле».
Руководитель проекта: воспитатель Рябуха Мария Сергеевна.
Учебный предмет: ознакомление с окружающим миром, валеология.
Возраст учащихся, на которых рассчитан проект: старшая группа ДОУ 5- 6 лет.
Состав проектной группы: дети старшей группы, родители, педагоги группы.
Тип проекта: исследовательский, информационно-творческий, краткосрочный (2 недели).
Цели проекта: Расширение и обогащение знаний у детей о значении воды в жизни живых организмов на земле: вода – это сок для жизни на Земле; формирование целостной картины мира, также приобщение детей к экологически грамотному поведению по отношению к воде в быту и в природе как к важному природному ресурсу, продолжать воспитывать интерес у детей к живой природе расширять кругозор дошкольников, формировать интерес к познавательно – исследовательской деятельности.
Задачи проекта:
1. Расширить представление дошкольников о том, что вода находится вокруг нас независимо от времени года, и в разных состояниях (дождь, снег, лёд, туман, пар и т. д.)
2. Учить детей в процессе опытов определять свойства воды, правильно их называть: вода прозрачная, бесцветная; вода жидкая, может течь, снег и лёд тоже вода.
3. Сформировать элементарные понятия о круговороте воды в природе и в быту.
4. Развивать способность практически применять полученные знания, учить проявлять самостоятельность при получении этих знаний.
5. Развивать экологическое мышление в процессе проведения элементарных опытов.
Актуальность:
В современном мире многие люди берут от природы всё, ничего не отдавая ей взамен. Человек потерял контакт с природой, он не чувствует её. Поэтому в последнее время возрос интерес к экологии и экологическому воспитанию у детей дошкольного возраста.
Проект направлен на закрепление и углубление знаний детей о том, что вода – это источник жизни для всех живых существ, без неё не могут жить растения, животные, человек.
По результатам бесед с детьми выяснила, что детям интересно было бы узнать, что происходит с водой, какие у неё свойства, откуда берется вода в кране, как она попадает в тучки и почему так говорят: «Вода – сок для жизни на Земле».
Задача взрослых – научить детей самостоятельно добывать знания исходя из опытно-экспериментальной работы, делать элементарные выводы и умозаключения в ходе знакомства с водой, бережно относиться к природным ресурсам Родины.
Вопросы проекта:
Что будет, если на Земле исчезнет вода?
Как происходит круговорот воды в природе и в быту? Что такое круговорот?
Различные водоёмы тоже могут болеть, как люди. Чем же они болеют и почему?
Необходимое оборудование:
Демонстрационные материалы по темам:
Схема «Круговорот воды в природе»
Схема «Круговорот воды в быту»
Иллюстрации водоемов и с его разными обитателями .
Мультимедийные фильмы, презентации по данной теме.
Для экспериментальной деятельности с водой:
Эксперимент «Круговорот воды в природе»: электрический чайник с водой, холодное стекло; схема – Круговорот в природе, глобус, иллюстрации воды в природе.
Эксперимент «Свойства воды»: прозрачные стаканчики, палочки, вата, марля, вещества, которые могут растворяться в воде (сахар, соль, краски), иллюстрации воды в природе.
Эксперимент «Плавучесть предметов в разных средах»: таз с водой, различные предметы (пуговица, спичка, камень, монета и т.п.)
Эксперимент «Движение воды через корешки растений»: Черенок бальзамина с корешками, вода с пищевым красителем.
Эксперимент «Фонтан»: пластиковая бутылка, скотч.
Для творческой: бросовый материал (бутылки пластиковые скотч, полиэтилен и др.), восковые мелки, краски, пластилин, цветной картон, цветные салфетки, клей, ножницы.
Ожидаемые результаты:
1.Воспитание заботливого отношения к одному из природных богатств такое как «Вода». Закрепление и углубление знаний детей о свойстве воды, а также о круговороте воды в природе и в быту. Сформировать у детей осознание того что, вода – это источник жизни для всех живых существ, без неё не могут жить растения, животные, человек.
Планируемые продукты проекта:
Творческие работы: рисунки: «Круговорот воды в природе», « Жители водоёмов» «Наша речка Ижора»;
Аппликация: «Водонапорная башня»;
Конструирование: «Котельная и очистные сооружения в нашей деревне»;
Стенгазета: «Что мы знаем о воде?».
Описание проекта.
График работы над проектом.
Этапы проекта. 1.
Накопительный (информационно-подготовительный)
Продолжительность: 1неделя
На данном этапе в основном велась работа воспитателя и родителей: подбор иллюстрации, оборудования. Вырабатывалась система занятий и опытов.
Целью подготовительного этапа являлось определение основных направлений работы по проекту, донести до участников проекта его значимость.
Были поставлены задачи:
1.Определить уровень знаний детей о воде с помощью «модели трёх вопросов» ;
2.Подготовить необходимый материал и оборудование по теме (создание предметно – развивающей среды);
3.Изучить литературу по данной теме, разработать план мероприятий по теме проекта.
На данном этапе с помощью наблюдений и бесед было выявлено, что не у всех детей сформированы знания о круговороте воды в природе и в быту, а также значение воды для всего живого на Земле и знаний о свойстве воды.
Беседа с родителями по теме показала, что у родителей недостаточно знаний по данной теме и, заинтересовавшись данной темой, родители охотно согласились принять участие в проекте. Также была подобрана методическая и художественная литература по теме, изготовлен наглядный иллюстрированный материал (презентации о воде, картинки, видеоряд с изображением воды в разных состояниях), игровой материал.
План мероприятий на подготовительном этапе проекта.
С детьми:
1. Рассматривание иллюстраций, книг с изображением родников, озер, горных рек, водопадов, морей, океанов.
2.Беседы о воде.
3.Чтение художественных произведений, разучивание стихов, песен, пословиц, загадок, поговорок.
4.Просмотр мультимедийной презентации «Вода – кругом вода» и т.п.
С родителями:
Оформление рекомендаций и консультация для родителей по теме «Волшебница вода».
2. Практический этап (организационный, реализация проекта)
Продолжительность:1неделя
Цель: знакомство детей с понятием вода, ее свойствами, состоянием воды в разное время года; провести познавательную и практическую работу.
Задачи:
1. Повышение компетентности родителей по вопросам, касающихся темы;
2. Использование активных форм организации детей;
3. Проведение опытов по данной теме.
На данном этапе использовали следующие формы работы с детьми:
Системная паутинка по проекту.
Познание: Ведущая деятельность – познавательно – исследовательская, формы:
Наблюдения: «Где мы видим воду» «Что умеет вода»;
• Эксперимент «Круговорот воды в природе;
• Эксперимент «Свойства воды»;
• Эксперимент «Плавучесть предметов в разных средах;
• Эксперимент «Движение воды через корешки растений»;
• Эксперимент «Фонтан».
ФЭМП: «Сколько капелек»; «Сравни рыбок в аквариуме» ;«Сравни по длине»;
Чтение художественной литературы: Ведущая деятельность – чтение, формы:
Экологическая сказка «Капелька», «Всё живое нуждается в воде», « Сила дождя и дружбы», и т.п.;
Загадки, пословицы, поговорки, потешки о воде;
Разучивание стихов (о воде, снеге…)
Пополнение книжного уголка книгами по теме « Вода»;
Рассматривание и описание иллюстраций по теме «Вода» ;
Сочиняем сказку «Что нам облачко на небе рассказало» и « Что нам капелька поведала»;
Физическая культура. Здоровье. Ведущая деятельность – двигательная, оздоровительная формы:
• Советы Мойдодыра.
• Нетрадиционные здоровьесберегающие технологии хождение «По дорожкам здоровья».
• Закаливание (умывание прохладной водой), полоскание горла и рта после еды кипячёной водой.
• Упр - ия: «Через речку», «По мосточку».
• Хороводная игра «Ходит капелька по кругу».
• Подвижные игры: «Дождик», «Ручеек», «Море волнуется», «Лягушка и цапля» и др.
• Этюды психогимнастики «Снежинка» «Я журчащий ручеёк» «Цветочек хочет пить» .
Художественное творчество: Ведущая деятельность – творческие способности, формы:
• Творческие работы: рисунки: «Круговорот воды в природе», « Жители водоёмов» «Наша речка Ижора»;
• Аппликация: «Водонапорная башня»;
• Конструирование: «Котельная и очистные сооружения в нашей деревне»;
• Стенгазета: «Что мы знаем о воде?».
Коммуникация. Социализация . Ведущая деятельность – коммуникативная, игровая, формы:
Тематические беседы: «Вода вокруг нас»; «Жители воды» ;«Какая вода бывает» ;«Водный транспорт» ;«Круговорот воды в природе и в быту»
• Что будет, если на Земле исчезнет вода?
• Как происходит круговорот воды в природе и в быту? Что такое круговорот?
• Различные водоёмы тоже могут болеть, как люди. Чем же они болеют и почему?
Труд. Ведущая деятельность - трудовая, формы:
• Вода и комнатные растения (поливаем, вытираем, обсуждаем);
• Вытираем пыль в группе (без воды не обойтись);
• Мытьё игрушек, зеркал;
3. Заключительный этап
Продолжительность:1 неделя
Цель: подведение итогов проектной деятельности;
Задачи:
1.Систематизировать знание детей о воде;
2.Оформить стенгазету;
3.Подготовка к презентации.
4. Презентация детей для родителей.
На данном этапе работы для детей, родителей была представлена презентация проекта на итоговом родительском собрании.
Результаты
В результате работы над проектом дети расширили свои знания о воде , узнали, что вода может быть не только жидкой, но и твёрдой и даже газообразной. Дети приобрели умения и навыки исследовательской деятельности: искать и собирать информацию, анализировать, систематизировать и делать выводы, появились навыки взаимовыручки, поддержки и тесного общения со взрослыми и сверстниками. Повысился интерес к познанию окружающего мира. Всё это способствовало саморазвитию личности каждого ребёнка, воспитанию в нём целеустремлённости и самоуважения.
Новизна проекта заключается в актуальности темы и в использовании поисково-исследовательского метода в ходе реализации проекта. Практическая значимость проекта заключается в его разработке и внедрении в образовательный процесс в ДОУ, в использовании практических наработок педагогами ДОУ. Таким образом, внедрение исследовательских методов в образовательный процесс детского сада – это на сегодняшний день один из основных путей познания, наиболее полно соответствующий природе ребёнка и современным задачам его развития. Отдавая предпочтение проектному методу обучения, создаются условия для самореализации дошкольников.
Проектная деятельность – это своего рода специфическая форма творчества, эффективное средство профессионально-личностного развития и творческих проявлений.