Проект в подготовительной группе детского сада "Хлеб-всему голова" (в разработке)
Submitted by Наталья Валерьевна Кустова on Fri, 08/04/2016 - 17:00
Методический паспорт проекта:
Автор проекта: воспитатель МБДОУ «Детский сад № 31 комбинированного вида» Кустова Н. В.
Актуальность
Не напрасно народ
С давних пор и поныне
Хлеб насущный зовет
Самой первой святыней.
Золотые слова
Забывать мы не вправе:
"Хлеб всему голова!" -
В поле, в доме, в державе!
Издавна у славян существовал обычай: люди, преломившие хлеб, становятся друзьями на всю жизнь. Хлеб - посол мира и дружбы между народами, остается им и ныне. Изменяется жизнь, переоцениваются ценности, а хлеб-батюшка, хлеб-кормилец остается самой большой ценностью. С хлебом провожали на фронт. С хлебом встречали вернувшихся с войны. Хлебом поминали тех, кто уже никогда не вернется. У каждого свой хлеб. Каждый по-своему помнит, воспринимает и ценит его. Но есть для всех без исключения одно общее: хлеб - это жизнь.
Наш народ хлебосолен. Хлеб, калиной перевитый, на праздничном столе всегда стоит на почетном месте. Дорогих гостей встречают хлебом-солью. Однако не каждый гость знает, что каравай нужно разломить, самому отведать и людям раздать, как велит обычай. Не каждый знает, что, принимая хлеб соль на рушнике, хлеб следует поцеловать.
Проект рассчитан для детей подготовительной группы.
Продолжительность проекта: раткосрочный проект.
Сроки проведения: 2 недели
Тип проекта: исследовательско-творческий.
Участники проекта: воспитатели группы, дети подготовительной группы, родители
Цель: сформировать у детей представление о ценности хлеба.
Вопросы:
Основополагающий:
Почему человек может обойтись без многого, а без хлеба нет?
Что во главе стола стоит?
Вопросы проблемные:
Как люди выращивают хлеб?
Почему люди с большим уважением относятся к хлебу?
Предшествующая работа: Рассматривание картин: «Рожь» Шишкина, «Уборка хлеба», картинок «Хлебобулочные изделия», «Зерновые культуры»,беседа о бережном отношении к хлебу, разучивание стихов, пословиц, поговорок.
Задачи проекта:
• обогатить познавательный опыт детей
• сформировать систему знаний детей о производстве хлеба
• дать детям понятие, что хлеб является ежедневным продуктом
• совершенствовать трудовые навыки детей
• приобщать родителей к воспитанию детей через совместные мероприятия.
• закрепить представление о том, что хлеб нужен каждому человеку
• систематизировать знания о труде хлебороба, комбайнера, тракториста, пекаря, агронома (последовательность выращивания хлебных злаков, процесс приготовления из муки хлеба
• показать значимость сельскохозяйственной техники
• воспитать бережное отношение к хлебу, чувство благодарности и уважения к людям сельскохозяйственного труда
• развивать основные психические процессы – память, внимание, образное и логическое мышление
• развивать эмоциональную сферу ребёнка.
• воспитывать такие качества, как внимание, терпение, трудолюбие.
• учить сотрудничать, уважать чужой труд.
Проект состоит из трех этапов:
1. Подготовительного этапа:
разработка тематического плана и предварительное наблюдение.
2. Основного этапа:
беседа о том, как растет хлеб, о сборе урожая хлеба; рассматривание иллюстраций, колосьев ржи и пшеницы; заучивание пословиц; чтение литературных произведений по теме; изготовление хлебобулочных изделий из соленого теста.
3. Заключительного этапа:
Реализация проекта «Хлеб – всему голова! »
Разработка проекта:
Модель трех вопросов: (заполняют воспитатель от имени детей и родители)
Что мы знаем?
Что хотим узнать?
Где мы можем узнать?
Хлеб продается в магазине
( Степа)
Как называются люди, которые выращивают хлеб (Тася)
Сходить на экскурсию (Диана)
Мама дома хлеб печет в хлебопечке (Даша)
Что надо, чтобы вырастить хлеб (Мира)
Спросить у родителей (Даня)
Из зерен делают муку (Рома)
Как растили хлеб раньше (Глеб)
Посмотреть в Интернете (Настя)
Хлеб бывает черным и белым (Илья)
Что можно сделать из муки еще (Настя)
Спросить у воспитателя (Алиса)
Почему говорят: «Хлеб – всему голова» (Ваня)
Провести опыты (Тася)
Как пекут хлеб (Яна)
Посмотреть в книгах, энциклопедиях (Рома)
Реализация проекта
Образовательная деятельность
Совместная деятельность
Условно cамостоятельная деятельность
С родителями
Социально-личностное развитие
(социализация, труд,
Безопасность)
Беседа бережном отношении к хлебу. Игра «Да - нет», Разработать правила обращения с хлебом. Беседа «Терпение и труд все перетрут», рассказ о коллекциях и музеях, выпекание хлебобулочных изделий из соленого теста. Рассматривание альбома «как к нам хлеб пришел»,
(поиск ответов на вопрос Вани» почему говорят: «Хлеб – всему голова?»)
Рассматривание альбома «как к нам хлеб пришел»,
с\р игры «Магазин», «Больница», «Семья», «Ярмарка», «Мы-хлеборобы», настольно-печатные игры
Составление алгоритма «Откуда к нам хлеб пришел»,
Художественно-эстетическое развитие
(Художественное творчество,
музыка)
Коллаж «Что можно сделать из муки?», (ответ на вопрос Насти: Что можно сделать из муки еще?) конструирование из бросового материала «Мельница», лепка из соленого теста «Хлебное поле», рассматривание картины И.Шишкина «Рожь»,
Раскрашивание раскрасок. составление узоров и рисунков из круп, выкладывание орнамента из круп, зерен.
Иллюстрации на тему «Хлеб».
Познавательно-речевое развитие
(коммуникативное познание,
чтение)
Экологическая игра «что за чем», опыт с вертушкой (взаимосвязь между ветром и вращением-ветрянаых мельниц),экскурсия на хлебокомбинат, экскурсия на кухню «Как готовится тесто»,экскурсия в хлебный магазин ,д\и «откуда хлеб пришел», «что было бы если…», «родственные слова», перемалывание зерен через мельницу»,
чтение Сухомлинский «Моя мама пахнет хлебом», В Крупин «Отцовское поле» Ю.Ванаг «Хлеб, заработанный своими руками», А.Букалов «Как машины хлеб берегут» ,Дацкевич «От зерна до каравая»,беседа «батоны и булки не растут на грядке»,опыт по выращиванию семян (ржи, пшеницы).
Рассматривание книг, альбомов о хлебе, придумывание рассказов о хлебе, рассматривание колосков, зерен,
д\и «Подбери словечко»,д\и «Золушка»,посчитать зерна, выложить буквы и цифры, рассматривание и проба разных видов хлеба ,переписывание новых слов.
Подбор иллюстраций о хлебе ,составление альбома «Хлеб - всему голова»,изготовление пальчикового театра к сказке «Колосок»,атрибутов и декораций к сказке «Путешествие колобка»,изготовление визитной карточки музея «Хлеб всему голова» Составление рассказов о хлебе ,придумывание загадок, сбор картинок, пословиц, стихов о хлебе.
Физическое развитие
(здоровье,
физкультура)
Спортивное развлечение «Хлеб –всему голова», пальчиковые игры, психоэтюд «Тесто»,психогимнастика «Хлеборобы
Игра в подвижные игры, игра в сухом бассейне из круп,д\и «Где мы были мы не скажем, а что делали покажем»
Планируемый результат:
знание детей информации о злаковых культурах;
понимание детьми ценности и пользе хлеба
знание детей о производстве хлеба
умение детей применять трудовые навыки
понимание детьми важности труда хлебороба
умение организовывать сюжетно-ролевые игры на основе имеющихся знаний о хлебе и его происхождении
проявление заботы и уважение к тружениках села, бережного отношения к хлебу
Презентация проекта «Хлеб –всему голова»-мини-музей «Хлеб-батюшка»
Результат
1.Рисунки хлебных полей,
2.Аппликация сельхозтехники,
3.Выпечка из соленого теста,
4.Разработка правил поведения с хлебом и изображение в виде знаков.