Развернутая классификация УУД применимая к любому предмету.
Личностные действия - обеспечивают ценностно-смысловую ориентацию учащихся (знание моральных норм, умение соотносить поступки и события с принятыми этическими принципами, умение выделить нравственный аспект поведения) и ориентацию в социальных ролях и межличностных отношениях. Применительно к учебной деятельности следует выделить три вида личностных действий:
- (личностное, профессиональное, жизненное):
- ставить и формулировать для себя новые задачи в учёбе и познавательной деятельности;
- умение самостоятельно определять цели своего обучения;
- формирование мотива, реализующего потребность в социально значимой деятельности;
Смыслообразование - т.е. установление учащимися связи между целью учебной деятельности и ее мотивом, другими словами, между результатом учения и тем, что побуждает деятельность, ради чего она осуществляется. Ученик должен задаваться вопросом: какое значение и смысл имеет для меня учение? - и уметь на него отвечать.
- освоение личностного смысла учения, желания учиться;
- развивать мотивы и интересы своей деятельности;
Нравственно-этическая ориентация:
- знание моральных норм;
- умение соотносить поступки и события с принятыми этическими принципами;
- оценка жизненных ситуаций и поступков героев художественных текстов с точки зрения общечеловеческих норм;
- развитие доброжелательности и внимательности к людям;
- развитие толерантного отношения к зарубежным культурам;
- формирование потребности в дружбе с одноклассниками и ребятами других стран;
- ценить и принимать следующие базовые ценности: «добро», «терпение», «родина», «природа», «семья», «мир», «настоящий друг», «справедливость», «желание понимать друг друга», «понимать позицию другого», «народ», «национальность» и т.д.;
- умение выделять нравственный аспект поведения.
Регулятивные действия - обеспечивают учащимся организацию их учебной деятельности. Школьник должен уметь правильно поставить перед собой задачу, адекватно оценить уровень своих знаний и умений, найти наиболее простой способ решения задачи и прочее. К ним относятся:
- Целеполагание как постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимися, и того, что еще неизвестно.
- Планирование – определение последовательности промежуточных целей с учетом конечного результата, составление плана и последовательности действий.
- Прогнозирование – предвосхищение результата и уровня усвоения знаний, его временных характеристик.
- Контроль – сличение способа действий и его результата с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений и отличий от эталона.
- Коррекция – внесение необходимых дополнений и корректив в план, и способ действия.
- Оценка – осознание уровня и качества усвоения;
- Саморегуляция как способность к мобилизации сил и энергии, к волевому усилию и к преодолению препятствий.
Для формирования данного универсального учебного действия у учеников мы должны научить учащихся самих ставить цель, составлять план для достижения этой цели на уроках на начальном этапе обучения.
Ребенок усваивает какой-либо материал в форме учебной деятельности, когда у него есть внутренняя потребность и мотивация такого усвоения на уроке. Значит, прежде всего, на начальном этапе урока необходимо создавать условия для формирования у учащихся положительной мотивации, чтобы ученик понял, что он знает и чего не знает, и, самое главное, захотел это узнать. Это можно сделать используя следующий совместные действия:
- определять цель учебной деятельности с помощью учителя и самостоятельно, искать средства её осуществления.
- учиться обнаруживать и формулировать учебную проблему совместно с учителем, выбирать тему проекта с помощью учителя.
- составлять план выполнения задач, решения проблем творческого и поискового характера, выполнения проекта совместно с учителем. Осуществлять действия по реализации плана.
- работая по плану, сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки с помощью учителя. Работая по составленному плану, использовать наряду с основными и дополнительные средства (справочная литература, сложные приборы, средства ИКТ). Соотносить результат своей деятельности с целью и оценить его.
- в диалоге с учителем учиться вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности выполнения своей работы и работы всех, исходя из имеющихся критериев, совершенствовать критерии оценки и пользоваться ими в ходе оценки и самооценки.
- в ходе представления проекта учиться давать оценку его результатов.
- понимать причины своего неуспеха и находить способы выхода из этой ситуации.
- и без чего не может быть достигнута любая цель – это волевая саморегуляция. Учащийся должен заставлять доделывать начатое задание, причем на должном уровне.
- понимать причины своего неуспеха и находить способы выхода из него.
Познавательные универсальные действия - позволяют развить умения результативно МЫСЛИТЬ и работать с ИНФОРМАЦИЕЙ в современном мире.
Общеучебные действия:
- постановка, формулирование и решение проблемы;
- самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели;
- поиск и выделение необходимой информации; применение методов информационного поиска, в том числе с помощью компьютерных средств; структурирование знаний;
- осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной и письменной форме;
- выбор наиболее эффективных способов решения задачи в зависимости от конкретных условий;
- рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности;
- смысловое чтение как осмысление цели чтения;
- извлечение необходимой информации из прослушанных текстов; определение основной и второстепенной информации;
- свободная ориентация и восприятие текстов художественного, научного, публицистического и официально-делового стилей;
- самостоятельное создание алгоритмов деятельности;
Знаково-символические действия:
- Моделирование – преобразование объекта из чувственной формы в модель, где выделены существенные характеристики объекта (пространственно-графическая или знаково- символическая).
Логические универсальные действия:
- анализ с целью выделения признаков (существенных, несущественных);
- синтез – составление целого из частей;
- сравнение с целью выявления черт сходства и черт различия, соответствия и несоответствия;
- выбор оснований и критериев для сравнения, классификации объектов;
- подведение под понятие, выведение следствий;
- установление причинно-следственных связей;
- построение логической цепи рассуждений;
- доказательство;
- выдвижение гипотез и их обоснование;
Постановка и решение проблемы:
- формулирование проблемы;
- самостоятельное создание способов решения проблемы творческого и поискового характера.
Коммуникативные действия - обеспечивают социальную компетентность. К коммуникативным действиям относятся:
- учет позиции других людей, партнеров по общению или деятельности;
- умение слушать и вступать в диалог;
- отвечать на вопросы учителя, товарищей по классу;
- умение участвовать в коллективном обсуждении проблем;
- планирование учебного сотрудничества (с учителем и сверстниками – определение цели, функций участников, способов взаимодействия);
- постановка вопросов - инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации;
- разрешение конфликтов - выявление, идентификация проблемы, поиск и оценка альтернативных способов разрешение конфликта, принятие решения и его реализация;
- управление поведением партнера, контроль, коррекция, оценка его действий;
- умение полно и точно выражать свои мысли в соответствие с задачами и условиями коммуникации;
- владение монологической и диалогической формами речи;
- умение распределять роли.
|