Тема: Жанр басни в мировой литературе. Обобщающий урок по басням И.А. Крылова.
Ход урока.
Эпиграф к уроку на экране интерактивной доски: «Люблю, где случай есть пороки пощипать»
И.А. Крылов.
Беседа с классом по эпиграфу:
- что такое порок? Объясните, как вы понимаете значение этого слова.
- как можно объяснить слово «пощипать» в данном контексте?
2. Повторение теории литературы.
- дайте определение басни как литературного жанра;
- кто чаще всего является героями басен?
- назовите композиционные особенности басни;
- что такое аллегория? Приведите пример.
Работа по теме урока.
Слово учителя.
Литературной басне, как вы знаете, не менее 26 веков, т.к. отсчет ведется от века Эзопа до н.э. (слайд – фотография Эзопа). Вспомните, кто в 18 веке продолжает развивать жанр басни во Франции? (слайд – Лафонтен).
Назовите имена тех писателей, которые развивают жанр басни в 18 веке в России (слайд – Кантемир, Сумароков, Михалков, Крылов).
Сравнительный анализ текстов. (ученикам раздаются тексты басен).
- Эзоп «Ворон и лисица».
Ворон унес кусок мяса и уселся на дереве. Лисица увидела, и захотелось ей заполучить мясо. Стала она ворона расхваливать: уж и красив он, и велик, и мог бы стать царем птиц, будь у него голос. Ворону захотелось показать лисе, что есть у него голос: выпустил он мясо и закаркал. А лисица ухватила мясо и говорит: «Эх, ворон, кабы у тебя еще и ум был, - ничего бы больше не требовалось, чтобы царствовать». Басня уместна против человека неразумного.
«А сыру, - думает, - и после я поем». Разинула уста. И видит лишь конец лисицына хвоста. Хотела петь – не пела, хотела есть – не ела. Причина та тому, что сыру больше нет. Сыр выпал изо рту лисице на обед.
Крылов «Ворона и Лисица». Басня читается наизусть учеником.
Вопросы: сравните варианты басен по следующим критериям
- содержание;
- композиция;
- художественно-изобразительные средства.
Особо нужно сделать акцент на том, что басня Крылова более ярка, изобразительна доступна для восприятия.
Игровой момент «Угадай басню». На интерактивную доску проектируются фразы из прочитанных ранее басен, ученики называют басню. (несколько примеров)
Творчество. Инсценировка учениками басни «Кукушка и Петух».