№ п/п
|
Этап урока
|
Методы
|
УУД
|
Деятельность
|
Используемые ДМ и ЦОР
|
Планируемые результаты
|
Учителя
|
Учащегося
|
1.
|
Оргмомент
|
Практический
|
Л.: осознавать понятие аккуратности;
Р.:контролировать свою деятельность;
К.: оценивать коммуникативную ситуацию;
П.: выполнять учебные действия на основе алгоритма.
|
Проверяет готовность к уроку.
- Сегодня вас ждет необычный урок. Мы отправимся в путешествие по Афинам. Но для начала давайте определим с каким настроением вы пришли на урок. У вас на уроках «Смайлики настроения» выберите тот, который соответствует нашему настроению и поднимите его.
|
Приветствуют учителя. Выбирают «Смайлики настроения» и поднимают их.
|
«Смайлики настроения»
|
Учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу.
|
2.
|
Формулирование темы и составление плана ее изучения
|
Практический
|
Л.: интерес к новому учебному материалу;
Р.: ставить учебные цели;
К.: определять намерения и способы коммуникации с учителем;
П.: определять цели
|
- Ребята на экране вы видите изображение. Что это? (школа)
- Как вы думаете, почему главным изображением к нашему уроку я взяла школу?
Слово учителя.
В нашей стране сейчас много различных учебных заведений для детей: школы, гимназии, лицеи.
Слово «школа» происходит от древнегреческого «схоле», что значит «досуг», «отдых». От него и пошло наше родное, привычное слово «школа».
Греки считали, что отдыхает человек не тогда, когда ничего не делает, а тогда когда обогащает сой ум и учится.
- Как вы думаете школу какого государства мы с вами будем сегодня изучать?
- Какова тема нашего урока? (В афинских школах и гимнасиях)
- Кто сможет, зная тему урока, сформулировать цель? (Познакомиться с устройством афинских школ и гимнасий).
Давайте запишем в тетрадь дату и тему урока.
|
Слушают и отвечают на вопросы. Формулируют тему и цель урока.
Записывают дату и тему урока в тетрадь.
|
Слайд№1
Слайд №2
Слайд №3
|
Слушать учителя, четко отвечать на вопросы.
|
3.
|
Проверка домашнего задания
|
Проверка знаний
|
Л: проявлять чувство ответственности при выполнении поручения – проверки домашнего задания;
Р.: принимать решения при оценивании выполнения задания сверстниками;
К.: тактично указывать на допущенные ошибки в задании;
П.: применять полученные знания о культуре Греции для проверки домашнего задания.
|
В каждом городе есть школы, но и в каждом городе есть другие достопримечательности. На прошлом уроке мы о них говорили.
Давайте вспомним.
|
Подготовленный ученик выступает с заданием по §37 «Опишите», стр.181
|
Слайд №4
|
Адекватно воспринимать оценку учителя и сверстников.
|
4.
|
Актуализация опорных знаний
|
Применение знаний «Мозговой штурм»
|
Л.:положительное эмоциональное отношение к проверке знаний;
решать кроссворды;
Р.: выстраивать логическую цепочку для поиска решения поставленного вопроса
К.: работать в ходе фронтального опроса в классе;
П.: применять полученные знания об истории Греции при решении кроссворда.
|
Мы с вами повторили многое и теперь смело можем отправляться в далекое путешествие по Древним Афинам.
Станция №1 «Игровая»
На экране кроссворд на повторение. Учитель задает вопросы:
- Свободные афиняне (Граждане)
- Власть демоса (народа) (Демократия)
- Плата за право торговать в Афинах. (Пошлина)
- Поселение переселенцев из другой страны (Финикия, Ольвия) (Колония)
- Город государство в Греции (полис)
|
Учащие, поднимая руку, отвечают на вопросы кроссворда
|
Слайд №5
Слайд №6
|
Слушать одноклассников, четко отвечать на вопросы.
|
5.
|
Изучение нового материала
|
Словесно-наглядный
|
Л.: интерес к новому учебному материалу;
Р.: выстраивать логическую цепочку для поиска решения поставленного вопроса;
К.: четко и аргументированно отвечать на поставленный вопрос
П.:
|
И мы продолжаем путешествие по древним Афинам.
Посмотрите на иллюстрации, обратите внимание на то, что их объединяет, и закончите предложение «Не бывает школы без…» (учеников и учителя)
- А какими качествами должен обладать учитель у которого вы хотели бы учиться?
|
Ребята отвечают на вопросы учителя.
|
Слайд №7
|
Умение строить речевое высказывание в устной форме.
|
Словесный
|
Л.: интерес к новому учебному материалу;
Р.: ставить учебные цели;
К.: определять намерения и способы коммуникации с учителем;
П.:
|
- А каков же был учитель прошлого? Чтобы это узнать отправляемся дальше.
Станция №2 «Педагогическая»
Сообщение ученика
- Кто же такой педагог? (Работа с иллюстрацией рис. с 181) Чем он занимался в Древней Греции?
Словарная работа
Педагог – это состарившийся или увечный раб, сопровождающий ребенка.
|
Сообщение ученика «Рабы-педагоги»
Слушают и отвечают на вопросы по услышанному.
Записывают понятие в тетрадь.
|
Слайд №8
Слайд №9
|
Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить.
|
Словесно-наглядный(театральый)
|
Л.: интерес к новому учебному материалу;
Р.: готовность решать познавательную задачу;
К.: четко и выделять поставленный вопрос;
П.: называть отличительные признаки греческой школы.
|
Мы узнали: кто такой педагог и, можем отправляться дальше в путешествие.
Станция№3 «Школьная».
Входит переодетый ученик.
– Хайрете пайдее! Калой кай агатой! (Здравствуйте, дети! Прекрасные и совершенные!) Сегодня, в день ранней весны, когда оживает жизнь, я, грамматист Беотий, ввожу вас в свою школу.
Вы начинаете учиться и весь наш маленький гордый город – оплот Эллады с надеждой смотрит на будущих граждан, ожидая, что вы вырастите опорой Родины и приумножите ее славу и богатство.
Путешествуя по афинской школе вы должны будете ответить на вопрос:
- Какой вклад в развитие культуры народов всего мира внесли древние греки?
Будьте усердны, бойтесь наказания. Приходите в школу, едва поднимется солнце, а уходите с наступлением сумерек. Не шалите, розги всегда лежат перед вами.
А я с вами прощаюсь!
В добрый путь!
Греческий учитель Биотий оставил нам вопрос, на который мы должны будем ответить в течение урока.
- Кто помнит какой? (- Какой вклад в развитие культуры народов всего мира внесли древние греки?)
-Что вам в речи учителя показалось необычным для школы?
|
Подготовленный ученик рассказывает об императоре Константине. Остальные слушают.
Слушают ученика.
|
Слайд №10
Слайд №11
|
Знание основных фактов прихода к власти Константина; изменения в армии. Умение сравнивать исторические события.
|
Практический
|
Л.: интерес к новому учебному материалу;
Р.: готовность решать познавательную задачу;
К.: четко и выделять поставленный вопрос;
П.: называть отличительные признаки греческой школы.
|
Гость нам рассказал о школе.
-А кто же там учился? И чему учился? Давайте узнаем.
Для этого мы начертим в тетрадке таблице и в ходе путешествия ее заполним.
Тип заведения
|
Со скольки лет обучались
|
Изучаемые предметы
|
Школа
|
С 7лет
|
Читать, писать, считать, рисовать, играть на флейте, петь
|
|
|
|
|
|
|
Певый этап обучения, о котором нам рассказал учитель Биотий – это школа. Давайте познакомимся с ней поближе
|
Ребята чертят таблицу в тетради
|
Слайд №12
|
Работать с текстом учебника. Знание характерных черт древнегреческой школы.
|
6.
|
Проработка содержания темы
|
Работа с книгой
|
Л.:эмоциональное отношение к воспитанию в древнегреческой школе;
Р.: выстраивать логическую цепочку для поиска решения познавательной задачи;
К.: определять намерения и способы коммуникации с учителем и сверстником;
П.: называть предметы, которые изучали в Афинской школе.
|
Организует беседу по прочитанному.
- Чем вы пользуетесь сегодня на уроке?
- А чем пользовались ученики афинской школы? (Работа с иллюстрацией с. 182)
-А каково было образование девочек? (Дома учили грамоте, пению, танцам и домоводству).
-Чем педагог отличался от учителя?
Давайте заполним первую строку нашей таблицы в тетради.
|
Работают с текстом ученика С182 п. 2
Фронтальная работа.
Ребята отвечают на вопросы, аргументируют свои ответы. Заполняют строку таблицы.
|
Слайд №12
|
Слушать учителя, четко отвечать на вопросы. Складывание представлений о выдающихся деятелях.
|
7.
|
Проработка содержания темы
|
Работа историческим документом
|
Л.: проявление творческого воображения при подготовке ответа о древнегреческой школе;
Р.: выстраивать логическую цепочку для поиска решения познавательной и творческой задачи
К.: действовать в сотрудничестве при работе в паре;
П.: называть отличие древней школы от современной.
|
-Ребята, как вы думаете, все ли в то время хорошо учились?
Организует работу в группе Предварительно готовит карточки с заданиями. Задание по§38 стр 183 (документ)
Обсудите в группе варианты ответов. Распределите право отвечать между членами группы.
1) Докажите, что ученик любил (или не любил) ходить в школу, продолжив фразу «Мы считаем, что…»
2) Дайте свою оценку поведению мальчика, продолжив фразу: «Мы думаем, что…»
3) Определите, чем отличалась древняя школа от современной, продолжив фразу «Мы пришли к выводу, что…»
|
Работа в группе.
Группа работает по полученной теме, и готовиться отвечать на поставленные вопросы.
|
Карточки с заданиями.
Презентация
|
Умение выделять отличительные черты древнегреческой и современной школ; на основе исторического документа составлять логичный ответ.
|
8.
|
Физкультминутка
|
Практический: динамическая пауза
|
Л.: интерес к физическим упражнениям; эмоциональное отношение к динамическому этапу урока.
Р.: отношение к словам учителя как указателям желательных способов поведения;
К.: действовать в сотрудничестве при работе в паре;
П.: 2) понимание значения периодической смены деятельности.
|
Учитель организует разминку.
- Мы хорошо поработали. Давайте отдохнем.
Упражнение.
Быстро встали,
Тихо сели,
Головами повертели,
Сладко, сладко потянулись
И друг другу улыбнулись,
Рот закрыли на замок,
Продолжается урок.
|
Выполняют задания, которые звучат в стихотворении, диктуемым учителем.
|
|
Положительное отношение к периодической смене деятельности и здоровому образу жизни.
|
9.
|
Проработка содержания темы
|
Работа с книгой
|
Л.:эмоциональное отношение к воспитанию в древнегреческой школе;
Р.: выстраивать логическую цепочку для поиска решения познавательной задачи;
К.: определять намерения и способы коммуникации с учителем и сверстником;
П.: называть предметы, которые изучали в Афинской школе.
|
- Помимо школы в Греции было несколько типов учебных заведений.
Давайте узнаем о них поподробнее.
Едим дальше.
Станция№4 «Гимнастическая»
Индивидуальные задания.
- Небогатые афиняне не могли содержать в школе сыновей в течение 9 лет, как это делали состоятельные родители. Беднякам приходилось усваивать разве только грамоту, а потом они возвращались домой, чтобы научиться у своих отцов обрабатывать поле, ухаживать за скотом, или перенимали их ремесло.
Работа с понятиями
Палестра –
Гимнасия-
|
Ребята работают индивидуально с заданиями на карточках.
Выступают с ответами.
Дают определение понятиям.
|
Карточки с заданиями.
Слайд №13
Слайд №14
|
Умение выделять отличительные черты древнегреческой и современной школ; на основе исторического документа составлять логичный ответ.
|
8.
|
Закрепление изученного материала
|
Практическое
|
Л.: интерес к творческой деятельности поиска ответа на проблемный вопрос;
Р.: внесение необходимых корректив в действие после его завершения на основе сотрудничества.
К.: способность слушать сверстников и принимать во внимание то, что они говорят;
П.: называть культурные достижения Древней Греции.
|
Организует заполнение таблицы по индивидуальным вступлениям школьников
Слово учителя.
Сегодня мы с вами узнали много нового об устройстве школ, палестр и гимнасий в древних Афинах.
Давайте вспомним наказ нашего гостя. Какую задачу поставил перед нами грамматист Биотий?
(- Какой вклад в развитие культуры народов всего мира внесли древние греки?)
- Кто сможет вспомнить все культурные достижения греков? (Олимпийские игры, школы и гимнасии, статуи и храмы и т.п.)
|
Заполняют таблицы в тетрадях.
Отвечают на проблемный вопрос.
|
Презентация
Слайд №16
|
Строить речевое высказывание в устной форме. Учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу.
|
9.
|
Контроль
|
Проверка знаний Игра «Да/Нет»
|
Л.: стремление использовать полученные знания.
Р.: тенденция контролировать свою деятельность и способность к самооценке;
К.: слушать учителя;
П.: оперировать данными о процессе образования в Древних Афинах.
|
Организует контроль знаний..
Наше маленькое путешествие подходит к концу и осталась последняя станция.
Станция №5 «Проверяйка»
- На этой станции мы должны оценить свои знания, полученные за сегодняшний урок.
Учитель раздает ребятам готовые шаблоны для игры. Учащиеся отвечая на вопросы только ДА или НЕТ ставят точки в ячейку нужного номера вопроса и нужного ответа Затем точки соеденить.
Вопросы:
Верно ли утверждение ,что…
- Педагог – это состарившийся или увечный раб? (Да)
- В школах дети писали на бересте? (Нет)
- Обучение в Древних Афинах было платное? (Да)
- В палестре обучали игре на флейте? (Нет)
- В гимнасиях обучались дети с 12 лет? (Нет)
|
Индивидуальная работа.
Ребята работают в рабочих листах. Самопроверка ответов со слайда с использованием красного карандаша (Приложение №1)
|
Презентация.
Шаблоны
Слайд №17
Слайд №18
|
Слушать учителя, четко отвечать на вопросы.
|
10.
|
Подведение итогов
|
Практический
|
Л.: умение ориентироваться исторических событиях и явлениях;
Р.: готовность решать сложные вопросы;
К.: формулировать и задавать вопросы на уточнение;
П.: соотносить римского императора и христиан.
|
Слово учителя:
Ребята! Наше путешествие завершилось. На следующий урок мы продолжим наше путешествие и посетим афинский театр. Сегодня во время нашего путешествия мы познакомились с системой обучения и воспитания в Древней Греции. Мы с вами тоже должны стремиться к всестороннему развитию: быть сильными, активными, умными.
- Как вы считаете почему?
Ответьте продолжив фразу:
«Мы должны быть всесторонне развитыми, потому что…»
|
Слушают учителя и отвечают на вопросы используя начало фразы – шаблон.
|
Слайд №19
Слайд №20
|
Способность строить речевое высказывание в устной форме.
|
Подведем итоги. Выставляет оценки.
|
Выставляют оценки в дневник
|
Презентация
|
12.
|
Рефлексия
|
|
Л.: адекватно оценивать свои способности, что получилось хорошо, а над чем нужно поработать.
Р.: Оценивать результаты своей работы;
К.: выражать свое эмоциональное состояние в устной речи;
П.: определять тип своего настроения.
|
- Сегодня мы с вами сделали большую работы. Каждый работал на уроке. Давайте, оценим свою работу на уроке: выберите смайлик соответствующий вашей активности на уроке
Желтый круг- работал в полную силу.
Красный круг – работал не в полную силу, в следующий раз буду работать активнее
Зеленый круг – не работал, но в следующий раз проявлю себя.
|
Заполняют таблицу. Оценивают свою работу. Выбирают и поднимают смайлик нужного цвета.
|
Презентация.
|
Учебно-познавательный интерес. Адекватно воспринимать оценку учителя.
|
10.
|
Инструктаж домашнего задания
|
Словестный
|
Л.: интереса к чтению; мотивации обращения к книге;
Р.:самостоятельно ставить учебные цели;
К.: обсуждать задание и предлагать свое виденье решения поставленной задачи;
П.: выделять особенности домашнего задания.
|
Домашнее задание можете выбрать:
1) Сжатый пересказ §38;
2) Задание «Опишите», стр 185.
3) Составить и творчески оформить кроссворд по §38.
|
Выбирают задание и записывают его в дневник.
|
Слайд №21,22
|
Слушать учителя и понимать учебную задачу
|