Официальный сайт graffitistudio 24/7/365

Вы не зарегистрированы

Авторизация



Уральский экономический район

Submitted by Ирина Валентиновна Мазилкина on Wed, 15/07/2009 - 21:46
Данные об авторе
Автор(ы): 
Мазилкина Ирина Валентиновна
Место работы, должность: 
МОУ СОШ №11,учитель географии
Регион: 
Мурманская область
Характеристики урока (занятия)
Уровень образования: 
основное общее образование
Целевая аудитория: 
Методист
Целевая аудитория: 
Учитель (преподаватель)
Класс(ы): 
9 класс
Предмет(ы): 
География
Цель урока: 
Цели: 1.Формирование умений и навыков, носящих в современных условиях общенаучный и общекультурный характер; 2.Развитие у школьников теоретического, творческого мышления, а также формирования операционного мышления, направленного на выбор оптимальных решений; 3.Обучение школьников использованию Интернета Задачи: Воспитательная: Развитие познавательного интереса, творческой активности учащихся, воспитание информационной культуры; Развивающая: Развитие внимательности, логического мышления и расширение кругозора, подготовка учащихся к жизни в постиндустриальном обществе. Учебные: •выявить особенности географического положения и природно-ресурсного потенциала Урала; •составить “образ территорий”, входящих в состав УЭР •сформировать представление о специфике формирования населения района и его современном расселении; •дать характеристику отраслям специализации Урала и факторам их развития; •определить состояние экономики Урала и проблемы
Тип урока: 
Урок изучения и первичного закрепления новых знаний
Учащихся в классе (аудитории): 
25
Используемые учебники и учебные пособия: 

Normal 0 false false false RU X-NONE X-NONE /* Style Definitions */ table.MsoNormalTable {mso-style-name:"Обычная таблица"; mso-tstyle-rowband-size:0; mso-tstyle-colband-size:0; mso-style-noshow:yes; mso-style-priority:99; mso-style-qformat:yes; mso-style-parent:""; mso-padding-alt:0cm 5.4pt 0cm 5.4pt; mso-para-margin-top:0cm; mso-para-margin-right:0cm; mso-para-margin-bottom:10.0pt; mso-para-margin-left:0cm; line-height:115%; mso-pagination:widow-orphan; font-size:11.0pt; font-family:"Calibri","sans-serif"; mso-ascii-font-family:Calibri; mso-ascii-theme-font:minor-latin; mso-hansi-font-family:Calibri; mso-hansi-theme-font:minor-latin; mso-fareast-language:EN-US;} Normal 0 false false false RU X-NONE X-NONE  

  Учебник: Дронов В.П., Баринова И.И., Ром В.Я., Лобжанидзе А.А.География России. Природа. Население. Хозяйство. 9 класс. - М.:Дрофа, 2004 г.

    Географический  атлас. 9 класс. - М.:Дрофа, 2008г.


 

Используемая методическая литература: 

Normal 0 false false false RU X-NONE X-NONE /* Style Definitions */ table.MsoNormalTable {mso-style-name:"Обычная таблица"; mso-tstyle-rowband-size:0; mso-tstyle-colband-size:0; mso-style-noshow:yes; mso-style-priority:99; mso-style-qformat:yes; mso-style-parent:""; mso-padding-alt:0cm 5.4pt 0cm 5.4pt; mso-para-margin-top:0cm; mso-para-margin-right:0cm; mso-para-margin-bottom:10.0pt; mso-para-margin-left:0cm; line-height:115%; mso-pagination:widow-orphan; font-size:11.0pt; font-family:"Calibri","sans-serif"; mso-ascii-font-family:Calibri; mso-ascii-theme-font:minor-latin; mso-hansi-font-family:Calibri; mso-hansi-theme-font:minor-latin; mso-fareast-language:EN-US;}

1.       А.И. Алексеев География: население и хозяйство России. М. Пр.2005 г. учебник для 9 класса ОУ. С.289-297.

2.       Вавилова Е.В. Экономическая география и регионалистика. М: Гардарики. -2003. -368с.

3.       Гохберг М. Уральский федеральный округ // Экономист. - 2004. - N 2.. -  С. 55-70

4.       Геологические памятники природы Оренбургской области / под ред. А.А. Чибилева; Ин-т степи; Ураль. отд. РАН; Комитет природных ресурсов по Оренбург. обл.. -Оренбург : Оренбург. кн. изд-во , 2000. - 400с.

5.       Желтиков В.П., Кузнецов Н.Г. Экономическая география. Ростов На-Дону: Феникс. 2001. — 384 с.

6.       Круглов  В. В. Правовые и экономические проблемы охраны водных объектов в Уральском регионе  // Экологическое право. - 2004. - N 5. -  С. 23-30

 

Используемое оборудование: 

Normal 0 false false false RU X-NONE X-NONE /* Style Definitions */ table.MsoNormalTable {mso-style-name:"Обычная таблица"; mso-tstyle-rowband-size:0; mso-tstyle-colband-size:0; mso-style-noshow:yes; mso-style-priority:99; mso-style-qformat:yes; mso-style-parent:""; mso-padding-alt:0cm 5.4pt 0cm 5.4pt; mso-para-margin-top:0cm; mso-para-margin-right:0cm; mso-para-margin-bottom:10.0pt; mso-para-margin-left:0cm; line-height:115%; mso-pagination:widow-orphan; font-size:11.0pt; font-family:"Calibri","sans-serif"; mso-ascii-font-family:Calibri; mso-ascii-theme-font:minor-latin; mso-hansi-font-family:Calibri; mso-hansi-theme-font:minor-latin; mso-fareast-language:EN-US;}

Оборудование:

1.      Компьютерный класс (компьютеры с выходом в Интернет;  мультимедийный проектор, интерактивная доска);

2.       Учебник;

3.      Атласы;

4.      Интерактивная карта «Урал. Социально-экономическая карта»;

5.       Презентации учащихся;

6.       Авторская  модель интерактивной  карты «ЭГП Уральского экономического района»;

7.       ОМС (открытые модульные системы) по теме «Урал» (К1, К2, К3, И1)

 

Используемые ЦОР: 

Normal 0 false false false RU X-NONE X-NONE /* Style Definitions */ table.MsoNormalTable {mso-style-name:"Обычная таблица"; mso-tstyle-rowband-size:0; mso-tstyle-colband-size:0; mso-style-noshow:yes; mso-style-priority:99; mso-style-qformat:yes; mso-style-parent:""; mso-padding-alt:0cm 5.4pt 0cm 5.4pt; mso-para-margin-top:0cm; mso-para-margin-right:0cm; mso-para-margin-bottom:10.0pt; mso-para-margin-left:0cm; line-height:115%; mso-pagination:widow-orphan; font-size:11.0pt; font-family:"Calibri","sans-serif"; mso-ascii-font-family:Calibri; mso-ascii-theme-font:minor-latin; mso-hansi-font-family:Calibri; mso-hansi-theme-font:minor-latin; mso-fareast-language:EN-US;}
Normal 0 false false false RU X-NONE X-NONE /* Style Definitions */ table.MsoNormalTable {mso-style-name:"Обычная таблица"; mso-tstyle-rowband-size:0; mso-tstyle-colband-size:0; mso-style-noshow:yes; mso-style-priority:99; mso-style-qformat:yes; mso-style-parent:""; mso-padding-alt:0cm 5.4pt 0cm 5.4pt; mso-para-margin-top:0cm; mso-para-margin-right:0cm; mso-para-margin-bottom:10.0pt; mso-para-margin-left:0cm; line-height:115%; mso-pagination:widow-orphan; font-size:11.0pt; font-family:"Calibri","sans-serif"; mso-ascii-font-family:Calibri; mso-ascii-theme-font:minor-latin; mso-fareast-font-family:"Times New Roman"; mso-fareast-theme-font:minor-fareast; mso-hansi-font-family:Calibri; mso-hansi-theme-font:minor-latin;} Конструктор интерактивных карт с проверяемыми заданиями (автор Алхазашвили Д.Н., Драхлер А.Б.), №179836  
 

Краткое описание: 
Особенность изучения районов – это комплексный подход к изучению. Предложенная система уроков по теме «Уральский экономический район» позволяет: •целостно рассмотреть весь район; •синтезировать информацию о территории УЭР для более глубокого понимания и выработки целостного представления о нем; • развивать информационно – коммуникативную компетентность учащихся посредством применения Интернет – ресурсов. •организовать учебный процесс на уровне класса и предмета в целом; •организовать внутриклассную координацию и активизацию; •обеспечить индивидуальное наблюдение за учащимися, оказание индивидуальной помощи; •подготовить компоненты информационной среды, связать их с предметным содержанием курса. Техническое обеспечение урока: плеер ОМС (диск №56, папка «Первая помощь»), flash-плагин версии не ниже 8 к браузеру; интерактивная доска ЭОР («Уральский экономический район (№159919)», ИИСС Единой образовательной коллекции («Конструктор интерактивных карт с проверяемыми заданиями (№ 179836)». Уроки представлены в виде презентаций. Это позволяет значительно расширить иллюстративный материал, усиливает эмоциональный фон обучения, формирует учебную мотивацию у обучаемых, дифференцирует и индивидуализирует учебный процесс.
Ресурс для профильной школы: 
Ресурс для профильной школы

Normal 0 false false false RU X-NONE X-NONE /* Style Definitions */ table.MsoNormalTable {mso-style-name:"Обычная таблица"; mso-tstyle-rowband-size:0; mso-tstyle-colband-size:0; mso-style-noshow:yes; mso-style-priority:99; mso-style-qformat:yes; mso-style-parent:""; mso-padding-alt:0cm 5.4pt 0cm 5.4pt; mso-para-margin-top:0cm; mso-para-margin-right:0cm; mso-para-margin-bottom:10.0pt; mso-para-margin-left:0cm; line-height:115%; mso-pagination:widow-orphan; font-size:11.0pt; font-family:"Calibri","sans-serif"; mso-ascii-font-family:Calibri; mso-ascii-theme-font:minor-latin; mso-hansi-font-family:Calibri; mso-hansi-theme-font:minor-latin; mso-fareast-language:EN-US;} table.MsoTableGrid {mso-style-name:"Сетка таблицы"; mso-tstyle-rowband-size:0; mso-tstyle-colband-size:0; mso-style-priority:59; mso-style-unhide:no; border:solid black 1.0pt; mso-border-themecolor:text1; mso-border-alt:solid black .5pt; mso-border-themecolor:text1; mso-padding-alt:0cm 5.4pt 0cm 5.4pt; mso-border-insideh:.5pt solid black; mso-border-insideh-themecolor:text1; mso-border-insidev:.5pt solid black; mso-border-insidev-themecolor:text1; mso-para-margin:0cm; mso-para-margin-bottom:.0001pt; mso-pagination:widow-orphan; font-size:11.0pt; font-family:"Calibri","sans-serif"; mso-ascii-font-family:Calibri; mso-ascii-theme-font:minor-latin; mso-hansi-font-family:Calibri; mso-hansi-theme-font:minor-latin; mso-fareast-language:EN-US;}

Тема: “Уральский экономический район”

Количество часов – 2

Тип: уроки с применением ИКТ

Технология: личностно - ориентированная, проблемно-исследовательская, информационно- коммуникационная.

Оборудование:

1.      Компьютерный класс (компьютеры с выходом в Интернет;  мультимедийный проектор, интерактивная доска);

2.       Учебник;

3.      Атласы;

4.      Интерактивная карта «Урал. Социально-экономическая карта»;

5.       Презентации учащихся;

6.       Авторская  модель интерактивной  карты «ЭГП Уральского экономического района»;

7.       ОМС (открытые модульные системы) по теме «Урал» (К1, К2, К3, И1)

Цели:

  1. Формирование умений и навыков, носящих в современных условиях общенаучный и общекультурный характер;
  2. Развитие у школьников теоретического, творческого мышления, а также формирования операционного мышления, направленного на выбор оптимальных решений;
  3. Обучение школьников использованию Интернета

Задачи:

Воспитательная: Развитие познавательного интереса, творческой активности учащихся, воспитание информационной культуры;

Развивающая: Развитие внимательности, логического мышления и расширение кругозора, подготовка учащихся к жизни в постиндустриальном обществе.

Учебные:

  • выявить особенности географического положения и природно-ресурсного потенциала Урала;
  • составить “образ территорий”, входящих в состав УЭР
  • сформировать представление о специфике формирования населения района и его современном расселении;
  • дать характеристику отраслям специализации Урала и факторам их развития;
  • определить состояние экономики Урала и проблемы.

Способы действия учащихся: анализировать презентацию урока, проведение исследования информационных данных Интернет-ресурсов, создание презентаций.

Первый урок.

 ХОД УРОКА.

  1. Организационный момент.
  2. Изучение нового материала на основе презентации

Учитель объявляет тему урока.

Сегодня мы начинаем изучать Уральский экономический район.

Учитель:

Урал – опорный край державы,

Её добытчик и кузнец, ровесник нашей прежней славы,

И славы нынешней творец.

Учитель:

Изучением Уральского экономического района мы будем заниматься на протяжении 2-х уроков. К концу темы мы должны ответить на проблемный вопрос: Почему Урал – опорный край державы?

Для того, что бы ответить на этот вопрос мы должны на уроках:

  • Выявить значимость Уральского экономического района для хозяйства страны;
  • Оценить природные ресурсы УЭР для развития хозяйства региона;
  • Выделить этапы освоения территории Урала;
  • Установить специфические черты населения;
  • Определить отрасли специализации УЭР;
  • Сформулировать проблемы и выявить пути их решения.

Вопрос к классу:

Учитель: Что такое Урал?

Учащиеся обдумывают и предлагают образы Урала:
  1. Это низкие горы.
  2. Это граница между Европой и Азией.
  3. Горы вытянуты с севера на юг.

Учитель:

А теперь определим, что же такое Урал с точки зрения экономической географии.

Задание:

Дайте оценку ЭГП Урала по плану:

  1. Положение по отношению к государственным границам.
  2. На территории страны.
  3. Соседи.
  4. Выход к морю.
  5. Транспортное положение.

Приблизительные ответы учащихся:

  1. Уральский район – это восточный район Европейской части России.
  2. После распада СССР он стал пограничным районом – на юге граничит Казахстаном. Н западе – с Поволжьем и Центральной Россией – это экономически развитые регионы, с которыми Урал связан широтными железными и автодорогами, трубопроводами. На севере Урал граничит с Северным районом, но дорог на север фактически нет.
  3. Урал – сухопутный район, но по р. Урал, Каме, Волге и каналам имеет выход в Азовское, Черное, Каспийское моря.
  4. Железные дороги соединяют Урал с Европейской частью России и Сибирью.
  • В состав Уральского экономического района входят 2 республики
  1. Удмуртия
  2. Башкирия
  • 5 областей
  1. Свердловская
  2. Пермская
  3. Челябинская
  4. Оренбургская
  5. Курганская

(Учащиеся проводят поисковую работу по сайтам).

Задача – создать презентацию, в которой отразить образ территорий, входящих в состав УЭР.

(создаются группы по 2 учащихся, каждая группа готовит презентации во внеурочное время) по плану:

  1. Основные сведения (центр, территория, флаг, герб, географическое положение, климатические условия).
  2. Население.
  3. Хозяйство (отрасли специализации);

ИКТ-компетентности

Сценарий для учащегося

Примерные действия учащегося

Доступ

Используя программу поиска, найти необходимые материалы для создания образа территорий.

В поисковой системе “Rambler ” “Yandex” учащийся вводит термин поиска или сразу вводит название территории.

Управление

Оценить сайты и выделить те, из которых можно получить необходимую информацию о какой – либо территории.

Выбор сайтов

Выбрать сайт, содержащий общую информацию по теме.

Интеграции

В отобранных статьях найти информацию о территориях, входящих в состав Уральского экономического района.

В поисковой системе учащийся вводит термин поиска, ключевые слова.

Оценка

Сравнить информацию из разных статей.

Чтение текста. Отбор информации.

Создание

Разработать документ в программе создания презентаций.

Создание презентации.

Основные научные труды

Задания:

  1. Прочитайте в учебнике (стр.290-291) статью и выделите основные этапы освоение территории Урала.
  2. Почему на рубеже XIX-XX вв. хозяйство Урала вступало в полосу кризиса?

Слайд – 10.

Учитель: Известный геолог Александр Евгеньевич Ферсман назвал Урал

“жемчужиной минерального царства”, считая его важнейшим мировым центром геохимического сырья. Сложная геологическая структура Урала обусловила исключительные богатства и многообразие его ресурсов, а длительные процессы разрушения Уральской горной системы обнажили эти богатства и сделали их более доступными для эксплуатации.

Природные ресурсы Урала отличаются большим разнообразием и оказывают огромное влияние на его уровень развития.

Задание:

  1. Докажите, что природные ресурсы Урала в целом малоблагоприятны (особенно зимой), более благоприятны условия имеет Предуралье и юг Урала.
  2. Определите, какими природными ресурсами богат Урал? Какие ресурсы явились базой для развития промышленности на Урале? Нанесите их на контурную карту.
  Учитель:

Урал – граница между двумя культурными мирами, двумя цивилизациями. За свою историю он испытал множество влияний разных народов.

Задание:

По предложенной таблице постройте диаграмму “Соотношение башкир, чуваш и удмуртов с 1936 по 2007 гг.”

Задания:

Используя Интернет-ресурсы:

  • Определите численность и плотность населения района. Оцените степень заселения территории УЭР.
  • Проанализируйте динамику численности населения района. Сделайте выводы.
  • Оцените урбанизированность района. Перечислите города-миллионеры Урала.
  • Составьте рассказ о народах, проживающих на Урале.

Учащиеся выполняют работу на уроке и во внеурочное время.

Домашнее задание: пар. 56 – 57, составить презентации «образов» Урала по плану

 

Второй  урок. (смотри риложения к уроку)

ХОД  УРОКА.   

1.Организационный момент.

Слайд 1

постановка проблемного вопроса

Учитель:

Урал – опорный край державы,

Её добытчик и кузнец, ровесник нашей прежней славы,

И славы нынешней творец.

 Напоминаю, что к  концу темы мы должны ответить на проблемный вопрос: Почему Урал – опорный край державы?

Слайд 2,слайд 3

2.Актуализация знаний, умений и навыков.

1)  работа учащихся в тестовом режиме с ОМС по темам: «Урал. Факторы формирования района. К1», «Урал. Население. К2», «Урал. Население. К3».

 2) работа с интерактивной моделью «ЭГП Уральского экономического района»

Задание:

Дайте оценку ЭГП Урала по плану:

  1. Положение по отношению к государственным границам.
  2. На территории страны.
  3. Соседи.
  4. Выход к морю.
  5. Транспортное положение.

Приблизительные ответы учащихся:

  1. Уральский район – это восточный район Европейской части России.
  2. После распада СССР он стал пограничным районом – на юге граничит Казахстаном. Н западе – с Поволжьем и Центральной Россией – это экономически развитые регионы, с которыми Урал связан широтными железными и автодорогами, трубопроводами. На севере Урал граничит с Северным районом, но дорог на север фактически нет.
  3. Урал – сухопутный район, но по р. Урал, Каме, Волге и каналам имеет выход в Азовское, Черное, Каспийское моря.
  4. Железные дороги соединяют Урал с Европейской частью России и Сибирью.

 

Слайд 7

3) «Слепая карта» (работа на интерактивной доске с интерактивным атласом России)

  • В состав Уральского экономического района входят 2 республики
  1. Удмуртия
  2. Башкирия
  • 5 областей
  1. Свердловская
  2. Пермская
  3. Челябинская
  4. Оренбургская
  5. Курганская

Слайд 4

 «Соберите» состав Уральского экономического района. Укажите правильное количество субъектов федерации, входящих в УЭР.

4) защита презентаций «Образы УЭР»;

Слайд 5

( группы по 2 учащихся, каждая группа готовит презентации по плану:

1.Основные сведения (центр, территория, флаг, герб, географическое положение, климатические условия).

2.Население.

3.Хозяйство (отрасли специализации);

ИКТ-компетентности

Сценарий для учащегося

Примерные действия учащегося

Доступ

Используя программу поиска, найти необходимые материалы для создания образа территорий.

В поисковой системе “Rambler ” “Yandex” учащийся вводит термин поиска или сразу вводит название территории.

Управление

Оценить сайты и выделить те, из которых можно получить необходимую информацию о какой – либо территории.

Выбор сайтов

Выбрать сайт, содержащий общую информацию по теме.

Интеграции

В отобранных статьях найти информацию о территориях, входящих в состав Уральского экономического района.

В поисковой системе учащийся вводит термин поиска, ключевые слова.

Оценка

Сравнить информацию из разных статей.

Чтение текста. Отбор информации.

Создание

Разработать документ в программе создания презентаций.

Создание презентации.

Основные научные труды

 

4.      Изучение нового материала.

1.      Мотивация учебной деятельности

Учитель:

 «Образ» каждого субъекта федерации определяет «лицо» Уральского экономического района. Поэтому тема урока: «Хозяйство и проблемы Урала».

Слайд

Учитель:

Мы продолжаем изучение Уральского экономического района.

Сегодня на уроке  мы должны:

  • Определить отрасли специализации УЭР;
  • Сформулировать проблемы и выявить пути их решения.

2.      Объяснение нового материала с помощью ОМС «Урал. Хозяйство. И1.»

Учитель:

Тема урока: «Хозяйство и проблемы Урала».

Хозяйство Урала стало складываться еще в начале XVII в., но особенно быстро развивается в начале XVIII в. после реформ Петра I. Вскоре район становится ведущей промышленной базой России. Урал, называемый “опорным краем державы”, вынес основную хозяйственную нагрузку в годы Великой Отечественной войны.

Современный Урал – один из наиболее насыщенных тяжелой индустрией районов России. Этот факт, а также низкий технический уровень большинства предприятий индустрии определили крайне высокую энергоемкость валового регионального продукта района.

Среди базовых отраслей промышленности ведущая роль принадлежит черной (18,8%), цветной (7,3%) металлургии, машиностроению и металлообработке (18,8%), а также химической и нефтехимической промышленности (7,2%).

 (прдолжается заполнение таблицы:

Природные ресурсы

Отрасли специализации

Центры

1.Железные руды

1. черная металлургия

Н.Тагил, Челябинск,Екатеринбург

2.Медные руды

2.цветная металлургия

 

·         производство никеля

Реж

·         производство меди

Красноуральск, Ревда

·         производство аллюминия

Краснотурьинск, Каменск-Уральский

·         производство цинка

Челябинск

3.Калийная соль

3.машиностроение

 

·         энергетическое

Н.Тагил, Челябинск, Екатеринбург

·         электротехническое

Пермь

·         приборостроение

Курган

·         с\х машиностроение

Пермь, Курган

4.Поваренная соль

4.химическая и нефтехимия

Соликамск, Березняки, Уфа, Салават, Пермь

5.Нефть, газ

5.оборонная

Н.Тагил, Ижевск, Новоуральск, Звездный, Снежинск

6.Лесные

 

7.Земельные

 

8.Агроклиматические

 

5.      Задание:

1 группа  Используя Интернет – ресурсы составьте характеристику

отраслей специализации района.

2 группа  определяет на стр. 191-193 – проблемы Урала, записывает их в инструкционные карты

Слайд 9

6.      Заслушивание ответов учащихся

7.      Работа с интерактивной картой «Урал. Социально-экономическая карта», ОМС «Хозяйство» И1

 

Слайд 10.

Исторически Урал для России – это, безусловно, локомотив индустриально-промышленного развития. И сегодня роль этого региона для экономики всей страны продолжает оставаться крайне значимой.

В настоящее время Урал переживает очень тяжёлый период своей истории.

Задания:

1.Определите основные проблемы УЭР.

2.Обоснуйте причины существования этих проблем и пометьте пути их решения.

4. Подведение итогов урока. Использование ОМС «Урал. Хозяйство. И1»

Учитель:

  • В целом положение района очень благоприятное для его дальнейшего развития. Он входит в состав Западной экономической зоны России, граничит с районами Восточной зоны, отсюда - относительная близость к разнообразным минерально-сырьевым и топливно-энергетическим ресурсам Сибири, к рынкам сбыта готовой продукции, которая потребляется как в Западной, так и восточных районах страны. Урал имеет большое значение, как машиностроительная база освоения восточных районов.
  • Природные ресурсы Урала очень разнообразны и оказывают большое влияние на специализацию района и его уровень развития, природный потенциал исключителен по сочетанию различных видов минерального сырья. Здесь обнаружено 5 тысяч минералов и 15 тысяч месторождений полезных ископаемых. Из 70 элементов таблицы Менделеева, используемых в производстве, на Урале добывается 50. Однако многие регионы Урала недостаточно обеспечены водными ресурсами. Так же, некоторые природные ресурсы Урала либо исчерпаны, либо на грани исчерпания.
  • Население Уральского экономического района только уменьшается. Естественное движение населения на Урале к концу 90-х годов приобрело отрицательное значение (-3,3 чел. На 1000 жителей в 1998 г.) и было только отчасти компенсировано положительным коэффициентом миграции( -2,9 на 1000 жителей).
  • Главное направление дальнейшего развития хозяйства Уральского экономического района в условиях перехода к рыночной экономике - это всемирная интенсификация производства. Первоочередными задачами на Урале являются развитие наукоемких производств, сферы образования.

Слайд 11.

Слайд 12.

Учитель

Почему Урал – опорный край державы?

Далее учитель объявляет итоги урока, анализирует представленные ресурсы учащихся, выставляет оценки за урок.

Слайд 13

Домашнее задание: §56-57 – повторить, §58, выполнить задания 4-6 на контурной карте, с.12; определить пути решения проблем Урала.

Используемые ресурсы.

  1. http://www.geogid.ru

http://www.geosite.com.ru

http://www.ms45.edu.ru

http://www.informeco.ru

http://www.georus.by.ru/

http://www.mojgorod.ru

http://www.geografia.ru/r

 

Литература.

1.       А.И. Алексеев География: население и хозяйство России. М. Пр.2005 г. учебник для 9 класса ОУ. С.289-297.

2.       Вавилова Е.В. Экономическая география и регионалистика. М: Гардарики. -2003. -368с.

3.       Гохберг М. Уральский федеральный округ // Экономист. - 2004. - N 2.. -  С. 55-70

4.       Геологические памятники природы Оренбургской области / под ред. А.А. Чибилева; Ин-т степи; Ураль. отд. РАН; Комитет природных ресурсов по Оренбург. обл.. -Оренбург : Оренбург. кн. изд-во , 2000. - 400с.

5.       Желтиков В.П., Кузнецов Н.Г. Экономическая география. Ростов На-Дону: Феникс. 2001. — 384 с.

 


»  Размещено в сообществах:   

Фото пользователя Вичужанина Надежда Алексеевна

На: Уральский экономический район


Урок понравился, разнообразные методы и формы работы, интересный материал



Смотреть русские видео онлайн


Смотреть русское с разговорами видео

Online video HD

Видео скачать на телефон

Русские фильмы бесплатно

Full HD video online

Смотреть видео онлайн

Смотреть HD видео бесплатно

School смотреть онлайн