«Рыбе – вода, птице- воздух,
Зверю - лес, степи, горы.
А человеку нужна Родина.
И охранять природу – значит охранять Родину».
Михаил Пришвин.
ПРОЕКТ
« ЭКОЛОГИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ»
Проект будет выполняться педагогическим персоналом. Создаётся данный проект для того, чтобы дети получили определённые экологические представления, о бережном отношении к природе, и в будущем это знание поможет повлиять на оздоровление экологической обстановки в нашем крае и стране.
Цель данного проекта: составить систему работы по экологическому воспитанию младших школьников на занятиях и совместной деятельности.
Задача проекта состоит в достижении единства в образовательных, воспитательных и развивающих задач.
В результате получится – осознание взрослыми и детьми, понятие « экологическая зрелость» и влияние её на образ жизни.
Проект будет проводиться в МКОУ Кабинетной СОШ в течение трёх лет. Для воплощения в жизнь проекта потребуются следующие ресурсы: материальные, технические, педагогические, методические пособия, руководства, программы, перспективный план.
ПОСТАНОВКА ПРОБЛЕМЫ.
Рассматривая экологические проблемы нельзя не обратиться к глобальным проблемам современности. Сегодня большинство людей получают большой поток информации об этих проблемах. И эта информация в зависимости от содержания, может вызвать у людей как иллюзию лёгкости преодоления глобальных проблем, так и пессимизм в отношении будущего развития человека.
- Во-первых, интерес к глобальным проблемам как к чему-то совершенно новому, необычному, таящему угрозу всему живому на земле, постепенно утратил первоначальную остроту. На это повлияла информация о надвигающихся опасностях. Она неизменно повторялась на протяжении многих лети , в конце концов люди устали её воспринимать.
- Во-вторых, ряд прогнозов и, предрекающих скорое наступление кризисов и катаклизмов, не оправдался.
- В-третьих, основные формы и методы исследованийв принципиальном плане были разработаны в середине 70-х годов. Это: научные проекты, выполненные на междисциплинарной основе; прогнозирование глобальных процессов, на базе математических методов моделирования с использованием ЭВМ, экспертные оценки и многое другое. Данные формы и методы совершенствовались, обеспечивали получение новых результатов, но эти результаты были лишены сенсационности.
- В- четвёртых, для того, чтобы решать глобальные проблемы потребовалось разделение знаний, специализация и проведение исследований в рамках отдельных наук. И это усложнило взаимодействие, как самих этих наук, так и специалистов, их представляющих.
Водные системы, леса, почвы, здоровье человека и среда обитания, состояние планетарной системы с каждым годом ухудшается, и вызывают серьёзную тревогу. Приспособляемость нашего организма к окружающей среде не беспредельны ( учёные считают что они уже исчерпаны). В мире появляются всё новые болезни , известные болезни приобретают новый необычный характер.
Для решения экологической проблемы необходимо:
- изучение экологических закономерностей и их учет в активно-преобразовательной деятельности
- рациональное, экономное использование природных богатств
- выработка и усвоение новых принципов и норм нравственного отношения человека, общества к природным объектам, к природе в целом.
Как правило, человек, которому с детских лет не привито нравственное отношение к природе, став субъектом производства, становится глух к запоздалым усилиям привития ему нормы профессионально – экологической морали.
История человечества неразрывно связана с историей природы. На современно этапе вопросы традиционного взаимодействия её с человеком выросли в глобальную экологическую проблему. Если люди в ближайшем будущем не научатся бережно относиться к природе, они погубят себя. А для этого надо воспитывать экологическую культуру и ответственность. Начинать экологическое воспитание надо с раннего возраста. Дети, получившие определённые экологические представления, будут бережнее относиться к природе. В будущем это поможет повлиять на оздоровление экологической обстановке в нашем крае.
ЦЕЛЬ экологического воспитаниядостигается по мере решенияв единстве следующих задач:
- образовательных - формирование системы знаний об экологических проблемах современности и пути их разрешения.
- воспитательных – формирование мотивов, потребностей и привычек экологически целесообразного поведения и деятельности, здорового образа жизни.
- развивающих – развитие системы интеллектуальных и практических умений по изучению, оценке состояния и изменения окружающей среды своей местности, развитие стремления к активной деятельности по охране окружающей среды
Цель данного проекта :составить систему работы по экологическому воспитанию младших школьников на занятиях и совместной деятельности, дополняя материал проекта экологическими понятиями и краеведческим материалом.
СТРАТЕГИЯ ДОСТИЖЕНИЯ ПОСТАВЛЕННЫХ ЦЕЛЕЙ И ЗАДАЧ.
Рабочий план проекта
№
|
Мероприятия
|
Кто исполняет
|
Дата
|
1
|
Педагоги создают условия для развития у детей биологических представлений.
|
Педагог
|
В течение года
|
2
|
Педагоги знакомят детей с развитием жизни на Земле(происхождением и многообразием форм жизни, рассказывают о микроорганизмах, животных их особенностях, жизни, среде обитания и.т.п.)
|
Педагоги, родители.
|
В течение года
|
3
|
Предоставляют ребёнку возможность осваивать предлагаемую информацию в доступной форме (художественную литературу для детей, иллюстрации, наглядные пособия, организуют экскурсии в лес, луг)
|
Педагоги
|
В течение года
|
4
|
Обеспечивают условия для развития у детей эмоционально -положительного отношения к живой природе ( обращают внимание на красоту, совершенство живых форм – растений, насекомых, рыб, птиц, диких и домашних животных).
|
Педагоги
|
В течение года
|
5
|
Создают условия для творческой самостоятельной деятельности детей (тематических рисунков и поделок, составление гербариев, игр, сочинение рассказов и сказок о жизни животных и растений и т.п)
|
Педагоги
|
В течение года
|
6
|
Педагоги знакомят детей с природными особенностями человека.
|
Педагоги
|
В течение года
|
7
|
В доступной форме, используя иллюстративный материал, рассказывают об основных биологических системах человека (об анатомии и физиологии, опорно-двигательной, мышечной, пищеварительной, выделительной, нервной системе, кровообращении, дыхании).
|
Педагоги
|
В течение года
|
8
|
Создают условия для формирования у детей элементарных представлений о работе своего организма и приобщают к ценностям здорового образа жизни.
|
Педагоги
|
В течение года
|
9
|
Педагоги обеспечивают условия для развития у детей экологического сознания.
|
Педагоги
|
В течение года
|
10
|
Знакомят с различием живого и неживого.
|
Педагоги
|
В течение года
|
11
|
Рассказывают о взаимосвязи и взаимодействии живых организмов в природе, способствуя формированию понимания ребёнком того, что Земля – наш общий дом, а человек – часть природы.
|
Педагоги, родители
|
В течение года
|
12
|
Знакомят детей с проблемой загрязнения окружающей среды (объясняют, как ухудшение экологических условий сказываются на жизни человека и живой природы, знакомят с правилами личной безопасности: не пить грязную воду, не есть грязными руками, мыть овощи и фрукты
|
Педагоги медсестра родители
|
В течение года
|
13
|
Способствуют развитию у детей ответственности, бережного отношения к окружающей природе.
|
Педагоги родители
|
В течение года
|
14
|
Педагоги создают условия для самостоятельной деятельности детей по сохранению и улучшению окружающей среды (уход за растениями, высаживанию саженцев и цветов, уборке помещения и территории ОУ).
|
Педагоги
Медсестра
Родители
|
В течение года
|
Технология педагогического процесса экологического образования младших школьников.
1этап.
Цель: Накопить эмоционально-чувствительный опыт общения с природой, формировать интерес, гуманное отношение к природе.
Задачи:
1.Формирование конкретных представлений о животных, человеке и растениях, как живут животные вещества, их целостности и правила взаимодействия с ними.
2. Формирование первоначальных умений в деятельности по выполнению признаков состояния и ухода за живым.
3. Накопление опыта доброжелательного, отзывчивого отношения к живым объектам.
Непосредственная образовательная деятельность
|
Совместная деятельность
|
Самостоятельная деятельность. ( учитель – развивающая среда)
|
1.Наблюдение внешнего строения признаков, как живого существа.
2.Сравнительные наблюдения, которые подводят к обобщению; признаки различия и сходства для определения класса (у рыб и птиц, а так же признаки индивидуального своеобразия).
3. Экскурсии, разные экосистемы (луг, лес, водоём), дать знания о составе экосистемы.
4.Составление рассказов, загадок о животных.
5.Музыкальные занятия – музыка о природе, песни т.е эстетическое восприятие природы.
6. ИЗО занятия – не только с целью лучше запомнить строение но и передать настроение и отношение к нему.
7.Обобщающая беседа « Когда живое может жить» ---------
Беседа об отношениях человека, животных, растений.
8. Формирование представлений о труде по уходу за живыми существами.
|
1.Наблюдение за проявлениями жизни животных существ, их состояние, поведение, нахождение положительных черт, сходство с человеком; называние их эмоционально окрашенными словосочетаниями; словесное проявление к живым существам.
2.Рассматривание иллюстраций о жизни растений и животных, об отношении к ним людей.
3. Опыты на выявление потребностей живых существ – потребности в свете. (семена в разных условиях)
4.Моделирование потребностей, строение живых существ.
5. ЧТЕНИЕ! Книг, затрагивающих чувства детей, рассказывающих о ценностях природы, об отношениях.
6. Рассказы учителя о жизни экологического сообщества.
7. Осмотр живых существ.
8. Игры – превращения в животных, растения; рассказы от их лица.
9. Рассказы о живых существах « За что я люблю свою кошку»
10.Дидактические игры для закрепления знаний « Накорми животное» « Помоги растению».
11.Экологические беседы « Что необходимо сделать когда…», « Что люблю я, что любит хомяк».
12. Беседа о правилах поведения в школе: « О вреде шума» и т.д.
|
1. Картинки
2.Иллюстрации
3.Дидактические игры
4.Книги познавательного направления
5.Видеоматериалы.
Для самостоятельной деятельности необходимо построить развивающую среду, которая должна обладать авто –дидактизмом( т.е сама развивать).
Лаборатория природы – проведение опытов с предметами и неживой природой сначала на занятии, потом в самостоятельной деятельности (но условия расширены, т.к. когда знают все – это не интересно).
Из среды надо черпать новую информацию.
|
2 этап.
Цель:Развитие экологического воспитания обучающихся , в ходе воспроизведения полученного опыта в разнообразной экологически – ориентированной деятельности с помощью взрослого.
Задачи:
- Углублять представления о живых организмах (рассматривание , увеличение объёма знаний, углубление, выявление существенных признаков, системность знаний, углубление представлений о правилах взаимодействия с животными.
- Углубление, развитие умений, связанных с уходом за живыми объектами.
- Воспитание эмоционально- положительного деятельного отношения к природе, желания применять знания и умения в реальном поведении, в знакомых условиях.
PS: Каждый последующий блок включает предыдущий и не может быть без него освоен.
Непосредственная образовательная деятельность
|
Совместная деятельность учителя учеников.
|
Организация развивающей среды для совместной деятельности.
|
1.Обобщающее наблюдение, в которых мы уточняем, кто такие звери, птицы: показываем признаки эколого -систематизированных групп, объектов, обобщающие наблюдения.
2.Длительные сравнительные наблюдения за развитием живых существ.
3.3.Сезонные экологические экскурсии, признаки сезона вне живой природе (осадки, свет, температура, продолжительность дня), как эти факторы повлияли на состояние живых объектов.
4. Составление рассказов о росте и развитии растений.
5. Трудовые занятия.
6. Беседа о работе дежурных (почему, как).
7. Составление письма: « Как мы ухаживаем за домашними животными», приспособление живого к среде обитания.
|
1.Наблюдения за сезонными изменениями в природе.
2.Наблюдение за ростом и развитием живых существ. Опыты на выявление потребностей.
3.Обучение способам ухода за растениями с дифференцированными потребностями (засухоустойчивые, светолюбивые).
4.Игры и модели, где закрепляются и обобщаются представления о приспособляемости живых к среде (чем похожи все растения или животные).
5.Составление рассказов, сказок, изделие книжек.
6.Рассказы учителя о ценностях природы.
7. Неоконченные рассказы о поступках людей, беседы о них.
8. Дидактические игры, которые отражают связь с средой: « Спасатели – наводнение, пожар».
9.Обсуждение самостоятельных наблюдений детей.
10. Дежурство и труд.
|
Для обстановки природы, дети несут многое из дома. А через неделю проводится дискуссия за круглым столом.
|
ОЖИДАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Осознание взрослыми и детьми понятия экологической зрелости и влияния на их образ жизни.
Повышение уровня ориентации к современным условиям жизни по экологии.
Овладение навыками самообразования по экологическим проблемам.
Развитие экологического сознания.
Решение экологических проблем на доступном им уровне, что способствует развитию самостоятельности, умение доказать своё мнение.
Гармоничность поступков детей усвоивших нормы и правила экологического поведения по отношению к природе.
Почувствовать себя частью природы.
Понимание взаимосвязи природы.
Снижение уровня заболеваемости путём изучения этих проблем.
Единство экологического сознания и поведения являются существенностью экологического воспитания.
ОБЪЕКТЫ ПРЕКТА:
-младшие школьники МКОУ Кабинетной СОШ
- семьи детей, посещающие ОУ
- педагогический коллектив.
ПРАКТИЧЕСКАЯ ЗНАЧИМОСТЬ РЕЗУЛЬТАТОВ.
Основы экологического воспитания основываются на решении задач в их единстве:
-обучения
-воспитания
-развития
Критерием формирования ответственного отношения к окружающей среде, является нравственная забота о подрастающем поколении. Правильно используя различные методы воспитания, педагог может сформировать экологически грамотную и воспитанную личность.
Как известно, воспитание тесно связано с обучением. Поэтому воспитание , основанное на раскрытии конкретных экологических связей, поможет детям усваивать правила и нормы поведения в природе. Последнее, в свою очередь, не будут голословными утверждениями, а будут осознанными и осмысленными убеждениями каждого ребёнка.
Список литературы.
1. Демина М. А. Задачи о природе // Начальная школа. - 2009. - N 2. - С. 85-86.
2. Зотова Н. С. О междисциплинарной интеграции учебно-воспитательного процесса в формировании экологической культуры младших школьников // Дидакт. – 2002. N 6. - С. 45-49.
3. Игры, занятия по формированию экологической культуры младших школьников / Г. В. Буковская. - М. : ВЛАДОС , 2004. - 191 с. Свердловская ОУНБ; КХ; Инв. номер 2256121-КХ
4. Магомедова Л. П. "Экскурсия в зоопарк" : внеклассное занятие для 3-4 классов // Образование в современной школе. - 2008. - N 4. - С. 44-47.
5. Мурзакова О. Г. Примерный план написания программы "Экологическое воспитание" // Дополнительное образование и воспитание. – 2006. - N 6. - С. 13-17
6. Николаева С. Формирование начал экологической культуры : младший школ.возраст // Дошкольное воспитание. – 1999. - N 10. - С. 16-24.
7. Новолодская Е. Г. Методика развития экологической культуры у младших школьников // Начальная школа. – 2002. - N 3. - С. 52-55.
8. Павленко Е. С. Экологическое образование и воспитание младших школьников // Начальная школа. – 1998. - N 5. - С. 78-80.
9. Плешаков А. А. Воспитание учащихся средствами учебного предмета "окружающий мир" // Начальная школа. – 2007. - N 9. - С. 25-28.
|