Ι. Актуализация знаний.
II. Формулирова-ние проблемы, планирование деятельности. Поиск решения (открытие нового знания), формулирова-
ние правила (определения).
III.МОТИВАЦИЯ
|
Начинается урок, а каждый урок - это урок открытий. Ведь в школу вы пришли для чего?
– Откройте тетрадь.
– Что надо записать? (Дату.)
Комментированная запись числа. (Слайд 1)
– Какую запись должны сделать дальше?
– Напишите слова «Классная работа».
Создание мотивации к изучению языка.
Актуализация и фиксирование индивидуального затруднения в пробном учебном действии
1. Словарная работа. (Слайд 2)
– Ребята посмотрите на экран. Что там написано? (буквы)
- Почему не можем назвать словами?( Слово состоит из звуков и имеет значение)
- Почему не можем прочитать эти слова? (Не хватает гласных)
– Каким образом мы будем вставлять гласные? (Вспоминаем словарные слова).
– Вставьте пропущенные буквы и запишите слова в тетрадь, выделяя орфограммы.
ПОДСКАЗКА: постарайтесь догадаться, что это за слова, а если возникнут затруднения, можете обратиться к своими «словарикам». Одежда, мороз, отец, народ, иней, молоко)
Вид проверки: взаимопроверка в парах, исправление ошибок.
- Что сейчас повторили? Зачем? ( Правописание словарных слов)
2. Введение в тему.
– Ребята, если вы верно справились с заданием, то из первых букв слов у вас должно получиться новое слово. Прочитайте его
ОМОНИМ
– Мы знакомились с понятием ОМОНИМ?
– Какие похожие, созвучные слова вам известны? (Слайд3)
(Синонимы и антонимы)
– Объясните эти термины, приведите примеры.( Что такое синонимы, антонимы). (Слайд4)
– Определите, какая пара слов является синонимами, а какая антонимами.
Друг – товарищ (синонимы)
Друг – враг (антонимы)
– Какая пара слов лишняя? Почему?
(Это родственные слова)
– Сформулируйте тему и цель урока (зачем нам нужно это знать).Ответьте на вопросы: (слайд 6 )
- ЧТО?
- ЗАЧЕМ?
- КАК?
- Богат и разнообразен русский язык. Он таит в себе много загадок. А вы любите отгадывать загадки? Хотите отгадать одну из загадок родного языка.( слайд 7)
3.Построение проекта выхода из затруднения
Итак, у нас есть три слова «коса». Объясните их значение.
1. Коса – девичья коса, прическа (Слайд 8)
2. Коса – орудие труда для срезания травы
3.Коса-мыс,отмель
– Что общего у этих слов? (Они произносятся и пишутся одинаково)
– Чем они отличаются? (Слова имеют разное лексическое значение)
- Как же в русском языке называются такие слова?
– Что такое омонимы? (Формулируют определение, опираясь на схему)
(Слайд 9)
Давайте проверим по учебнику, правильно ли мы сделали вывод. Читаем правило. (учебник стр.68)
– Откуда появилось слово в русском языке и что оно обозначает.
- Давайте обратимся к учебнику и прочитаем рубрику «Из истории языка» у.стр.69
Слово омоним произошло из двух греческих слов: омос – «одинаковый» и онима – «имя».
– Как узнать значение слов-омонимов?
(В тексте, по иллюстрации, из словаря)
4.Стихотворение «Омонимы» (Слайд 10,11,12,13,14)
5.Игра «Не ошибись!»
6.Реализация построенного проекта
– Давайте выполним упражнение 1.
Читаем задание. Что необходимо сделать, чтобы выполнить задание? (Работать со словарной статьей)).
– Сколько значений имеет слово ключ. (Три значения). Почему? (Это многозначное слово, все значения связаны по смыслу)
7.Первичное закрепление .
- Какой сделаем вывод? ( Есть слова, которые похожи только на письме, но при произношении ( по месту ударения) не похожи.
(Наблюдение над омонимами - омофонами: совпадают при произнесении).
- Кто может назвать, какие блюда можно приготовить из рыбы?
8.Работа в группах:
- Прочитайте упр. 4 и заполните таблицу. Вспоминаем правила работы в группе:
- Работают в группе все дети.
- Распределить роли.
- Не мешать другим.
Включение в систему знаний и повторение.
Дифференцированная работа.
Задания на карточках, для тех, кто считает, что хорошо понял новую тему.
Парная работа над упражнением 5 с комментированием.
|
Познавательные УУД:
1) развиваем умения извлекать информацию из схем, иллюстраций, текстов;
2) представлять информацию в виде схемы;
3) выявлять сущность, особенности объектов;
4) на основе анализа объектов делать выводы;
5) обобщать и классифицировать по признакам;
6) ориентироваться на развороте учебника;
7) находить ответы на вопросы в иллюстрации.
Регулятивные УУД:
1) развиваем умение высказывать своё предположение на основе работы с материалом учебника;
2) оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей;
3) прогнозировать предстоящую работу (составлять план);
4) осуществлять познавательную и личностную рефлексию.
Коммуникативные УУД:
1) развиваем умение слушать и понимать других;
2) строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами;
3) оформлять свои мысли в устной форме;
4) умение работать в паре.
Личностные результаты:
1) развиваем умения выказывать своё отношение к героям, выражать свои эмоции;
2) оценивать поступки в соответствии с определённой ситуацией;
3) формируем мотивацию к обучению и целенаправленной познавательной деятельности.
Универсальные учебные действия (метапредметные):
1)планируем свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации;
2)договариваемся, приходим к общему решению, используем в общении правила вежливости
|