Официальный сайт janmille 24/7/365

Вы не зарегистрированы

Авторизация



Продукт проекта

Submitted by Наталья Анатольевна Баранова on пн, 28/03/2016 - 13:22

МКОУ Серебрянская СОШ

Чулымского района

Новосибирской области

Открытый урок

по литературному чтению

3 класс

Тема урока: Авторские сказки. Нравственные уроки сказки
К.Г.Паустовского « Тёплый хлеб».

 

Учитель начальных классов

Баранова Наталья Анатольевна

2016 год

К Г Паустовский. «Тёплый хлеб». 

Оборудование:

Учебник  Ефросининой «Литературное чтение», 3 класс, 2 часть. Презентация.  Карточки для выполнения задания.

Словарь русского языка. Автор С.И.. Ожегов.

Стратегическая цель урока: формирование культурной идентичности учащегося как гражданина России. Осмысление проблемы нравственности, доброты, заботы о других, как основного качества человека.
Задачи урока:

Предметно-информационная:   учить анализировать художественный текст, совершенствовать развитие устной речи, расширять кругозор.

Деятельностно-коммуникативная:   развивать умения работы с текстом, формировать умения осмысленного восприятия текста, работать с книгой и дополнительными источниками информации, совершенствовать навык  правильного выразительного чтения;

активизировать и развивать творческое воображение, мышление,

развивать навыки работы в группе, приобщать к ценностям русской литературы, знакомя с новыми авторами.

Ценностно-ориентационная:   совершенствовать мотивацию к самостоятельному чтению, воспитывать качества личности: умение слушать и слышать собеседника, умению разрешения конфликтной ситуации, умению дать оценку своим действиям;

воспитывать чувства сопереживания, гордости за свой народ, Родину.

Проблема: определить основной мотив и подтекстные мотивы произведения К.Паустовского «Теплый хлеб».

Варианты решений: Злое дело необходимо исправить, но лучше зла не делать никому и никогда. Взаимопомощь и взаимовыручка. Умение простить и помочь.

 

Этап урока

Задача этапа

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

УУД

1. Мотивация к учебной деятельности

Выработка личностно значимого уровня внутренней готовности выполнения нормативных требований учебной деятельности.

Чтение учителем четверостишия о добре.

   - Здравствуйте, ребята. Ребята, посмотрите друг на друга,  улыбнитесь, пожелайте друг другу удачи.
- Я желаю вам хорошо поработать на уроке, быть активными, уверенными в своём выборе, при этом не забывать об уважении мнений   других.   

 

Обучающиеся готовятся к уроку.

.

Личностные: мотивация учения

Регулятивные: способность к мобилизации сил и энергии.

2. Вступительная беседа

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 Словарная работа

 

 

 

 

 

 

 

 

Продолжение беседы

Подготовить обучающихся к основной теме урока

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Поиск информации

 

 

 

 

 

 

 

 

Выяснить, что дети знаю о добре и зле; с чем ассоциируется зло

 

 

целеполагание

(слайд)- В каждом настоящем писателе живет учитель. К.Г.Паустовский, написавший за свою жизнь немало произведений, считал, что смысл литературы заключается в том, чтобы призывать людей к прекрасному.
- Поэтому эпиграфом к  уроку я взяла именно его слова. (слайд)
"Доброта - бесценное человеческое качество, без неё нельзя жить, и не возможна сама жизнь"
- Как вы их понимаете?

-Многие из вас правильно понимают и чувствуют, что такое доброта. Давайте  обратимся к словарю  (слайд) С.И.Ожегова и найдём  определение слову добрата: «Доброта – отзывчивость, сочувствие, дружеское расположение к людям, к животным, ко всему живому». Все положительное, хорошее, полезное.

- А что  же мешает быть добру на земле?

 - Что подразумеваем под этим словом?

 - Эти черты убивают все хорошее в человеке.

- Сегодня на уроке мы с вами заканчиваем работу над текстом Константина Паустовского «Теплый хлеб» и уделим внимание более глубокому пониманию прочитанного текста. А именно  попробуем разобраться в поступке Фильки, попробуем оценить его с точки зрения нравственности, этичности и сделаем выводы.  Найдём  ключик,  который откроет нам секреты отношений между человеком и природой, между людьми, между добром и злом. Это будет основной задачей нашего урока.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Чтение эпиграфа на слайде

 

 

Отвечают на вопрос

 

 

  

Поиск информации в словаре

 

 

 

 

 

 

 

 

Рассуждение детей о добре и зле

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Личностные: формирование нравственных основ  личности

Коммуникативные: инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации.

Познавательные: поиск и выделение информации;

синтез как составление целого из частей, восполняя недостающие компоненты; выдвижение гипотез и их обоснование; формулирование проблемы; самостоятельное создание способов решения проблем творческого и поискового характера.

Регулятивные: целеполагание,

3 Работа по

содержанию прочитанного

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Словарная работа

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Творческая работа

 

 

Выяснить, что сплачивало людей,

значение роли природы в тексте.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Дать характеристику

мальчику Фильке.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Уметь определять

приёмы, средства художественной выразительности, которые использует автор.

-  Давайте сначала вспомним, как начинается сказка?  (слайд) Расскажите что вы узнали о коне. 

-Почему кавалеристы оставили коня в деревне? Почему именно дед  Панкрат стал ухаживать за ним? Как жители деревни относились к лошади?

-Значит, что сплачивало людей?

-Какими  были отношения людей и коня?

-Обратим внимание на пейзаж. Какую роль он играет в тексте?

- Какая была погода?

Вывод: люди радовались тёплой зиме: реки не замёрзнут, мельница работать будет, значит, хлеб будет.

-Кто такой Филька?   (слайд)

- В жизни, ребята, добро и зло не уходят в никуда, всё когда-то  возвращается к нам бумерангом.                                     

 -Каким мы увидели Фильку в сцене с ранены конём? Обратите внимание на то, как ударил Филька коня. -Как он назвал коня?

 Христарадник

- Большая роль в тексте отводится детали, которая по-особому характеризует героя. Какая деталь привлекла наше внимание? Значит, животные тоже плачут, у них тоже есть душа. И Филька ранил его душу.

- Какой приём использовал автор? Итак, каким мы увидели Фильку «Да ну тебя!»в самом начале рассказа?

Перед вами лежат карточки.  (Приложение 1)   (слайд )

Запишите в них в  характерные черты  Фильки «Да ну тебя!».

-Дома вы рисовали  сердце Фильки. Давайте посмотрим как, по – вашему выглядит сердце Фильки ?

-Какие цвета помогли вам в своих рисунках раскрыть тему зла?                                                                           - У зла всегда бывает цвет страшным,   чёрным.

- А теперь скажите, случайно ли сразу после бесчеловечного поступка Фильки  завыл  ветер?    (слайд )

-Что слышит Филька в этом завывании? 

--Какие  средства художественной выразительности использует автор? Какова их роль в тексте?

 

Воспроизведение прочитанного, рассуждение о том, почему люди хорошо относились к коню, что сплачивало людей.

 

 

 

 

Рассуждение о роли пейзажа в тексте.

 Выборочное чтение

Делают вывод

 

Дают характеристику Фильке

Чтение  учеником отрывка со слов «Зима в этот год стояла тёплая…»

 

-Ударил по губам.

 

Христарадник

 

Сообщение учащихся о значении этого слова

 

 

Слеза, что вытекла из глаз коня.

 

 

 

Раненая душа – метафора. Это боль, обида, страдание..

 

 

Работа по карточкам. Самопроверка.

 

 

 

Показ рисунков с комментарием

 

 

 

 

 

 

 

Смена  погоды  говорит  об  отношении  мальчика к  коню. Холод, стужа, мороз. Мальчик  совершил  зло.

Выборочное чтение

 

Поиск ответа в тексте

Личностные: смыслообразование.

Коммуникативные: сотрудничество, принятие решения и его реализация.

Познавательные:  анализ объектов, синтез.

Регулятивные: саморегуляция,  контроль.

 

 

 

 

4. Релаксация

(включается музыка)

 

Ребята, вы устали? Хотите отдохнуть? Тогда сядьте удобнее, расслабьтесь, закройте глаза и представьте себе добро. У всех оно разное. Нарисуйте его мысленно, используйте только яркие краски. Оно как солнышко нам светит.  А теперь поднимите руки вверх и потянитесь к добру. Но что это? На вашем пути вдруг выросли густые заросли, колючие кустарники. Вам необходимо преодолеть все препятствия и прикоснуться к добру. Вот оно. Такое нежное, ласковое, теплое, как руки мамы. Все дотянулись? Возьмите его в руки. Приятно держать добро в руках? А теперь медленно опустите руки, прижмите их к сердцу и откройте глаза. Пусть добро навсегда поселится в вашем сердце и никогда не охладится. Побеждайте зло добром. У каждого человека, большого и маленького, свой путь к Доброте. Филька прошел свой путь к Доброте.

 

 

 

5. Поиск решения

проблемы: трудный путь Фильки  к добру

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Творческая работа

Поиск путей решения проблемы и выбор способов их реализации.

Закрепление

 знаний.

. - Можно ли изменить зло? -Когда же Филька понял, что он злой, жестокий?     (слайд )

Давайте вспомним, о чём поведала бабушка

- Ребята, как вы думаете, о чём думал Филька, слушая бабушку?     (слайд)

- А как мальчик вёл себя? - Давайте, ребята, проследим этот трудный путь Фильки от зла к добру.

- Почему Филька решил идти именно к деду Панкрату?

- А почему бабушка не остановила внука, ведь выла метель, он мог заблудиться?

-Значит, и бабушка поверила внуку, она надеется, что он исправит свою вину, а самое главное – поймёт: только добрые поступки могут искупить зло.

- Какую роль играет в данном эпизоде метель?

- Какие средства выразительности мы можем отметить в описании метели? Какую роль они выполняют в данном эпизоде?   (слайд)

-Давайте, ребята, проследим, как шёл Филька. Шли ли вы когда-нибудь в метель? Что вы чувствовали?  (слайд)

- И вот Филька у Панкрата.

- Каким же теперь  стал Филька? Запишите у себя в карточках в правом столбике.

- Ребята, почему сейчас мы не написали выражение «Да ну тебя!»? Какой можно сделать вывод? (слайд)

- Как изменился мир, когда люди взялись за общее дело?

- Как изменилась природа, когда добро победило злобу и эгоизм в душе Фильки?  (слайд)

-  Как Филька помирился с раненым конем?

- У Л.Н.Толстого есть выражение «Чтобы поверить в добро, надо начать его делать». Теплота согревает сердца, вот и холодное сердце Фильки оттаяло. Главное – Филька понял, что только добро делает человека счастливым.

Но для этого Фильке пришлось пройти трудный и большой путь.

 А теперь покажите, какое сердце стало у Фильки.

  - У добра цвета яркие: красные, розовые,  голубые, зелёные.

Когда поймёшь свои ошибки и захочешь их исправить.

 

Один ученик рассказывает бабушкину притчу.

 

Ответы учеников.

 

 

 

Выборочное чтение

 

 

 

 

 

 

 

Представить ситуацию, выразить словами свои чувства

 

Чтение по ролям эпизода разговора деда с Филькой.

Обсуждение эпизода.

Работа с карточками.

Делают вывод.

Самопроверка

 

 

Чтение финала сказки.

Ответы детей.

 

 

 

 

 

Показ и обсуждение рисунков доброго сердца Фильки.

 

Личностные: смыслообразование, нравственно-этическая ориентация.

Коммуникативные: сотрудничество, разрешение конфликтов, умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли.

Познавательные: смысловое чтение, выдвижение гипотез и их обоснование.

Регулятивные: прогнозирование, саморегуляция.

6.Итог урока.

Формирование системы знаний об окружающей действительности.

(слайд)

- Филька прошел трудный путь. Дорога была  непростой. Он смог осознать свой плохой поступок, смог преодолеть себя и стал хорошим мальчиком.

- Какой вывод сделаем?

- Каждому свойственно ошибаться, и если ты осознал свой поступок, смог его исправить, это хорошо. Мы рассмотрели дорогу добра, которую прошел Филька.

-Прав ли Панкрат, когда говорит: «Филька не злой человек»?      (слайд)                                 

А теперь обратимся к пословицам и мудрым мыслям о добре и зле. Прочитаем их.

-Какое выражение в большей степени соответствует  сказке «Тёплый хлеб»? 

-Так в чём мудрость этой простой сказки?

- Да, добрый человек умеет радоваться чужому счастью, сочувствовать и переживать, бескорыстно помогать другим. Недаром говорят: «Жизнь дана на добрые дела», поэтому спешите делать добро. Злое дело нужно обязательно исправлять, но вообще-то лучше зла не делать никогда и никому.

- Давайте, ребята, ещё раз всмотримся в портрет писателя.        (слайд)

Какого человека мы видим? О чём он задумался?

 Зачитываем слова Паустовского «В каждом сердце есть струна. Она обязательно отзовётся даже на слабый призыв  прекрасного».

Может, писатель задумался: смог ли он донести до вашего сердца эту струну добра, милосердия, любви. Делайте добро и помните пословицу: «Живи добрее, будешь всем милее». Я желаю всем вам, дети, идти только дорогою добра и никогда не сворачивать с этого пути.

А закончить наш урок я хочу вот этой замечательной ДОБРОЙ песенкой.

 (Звучит песня  «Дорогою добра»)

 

 

 

Ответы учеников

 

 

 

 

 

Работа с пословицами, выбор пословицы, наиболее подходящей к тексту сказки.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Обучающиеся записывают д/з.

Личностные: смыслообразование.

Коммуникативные: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли.

Познавательные: построение логической цепи рассуждений.

Регулятивные: саморегуляци.

 

9. Рефлексия.

Самооценка, самоанализ

 

 

Личностные: самоопределение, оценивание усваиваемого содержания.

Коммуникативные: разрешение конфликтов.

Регулятивные: оценка, саморегуляция.

 

 

 

Домашнее задание:

Сочинение-миниатюра «О чём заставила меня задуматься сказка К. Г.Паустовского «Тёплый хлеб».

 

Приложение №1

 

 

Филька до разговора с бабушкой

Филька после разговора с бабушкой

Отношение к окружающим:

 

 

Отношение к лошади:

 

 

Речевая характеристика:

 

Вывод:

Прикрепленный файл Size
Продукт проекта.doc 83.5 KB
Приложение.ppt 3.6 MB

»  Tags for document:

Смотреть русские видео онлайн


Смотреть русское с разговорами видео

Online video HD

Видео скачать на телефон

Русские фильмы бесплатно

Full HD video online

Смотреть видео онлайн

Смотреть HD видео бесплатно

School смотреть онлайн