МКОУ Серебрянская СОШ
Чулымского района
Новосибирской области
Открытый урок
по литературному чтению
3 класс
Тема урока: Авторские сказки. Нравственные уроки сказки
К.Г.Паустовского « Тёплый хлеб».
Учитель начальных классов
Баранова Наталья Анатольевна
2016 год
К Г Паустовский. «Тёплый хлеб».
Оборудование:
Учебник Ефросининой «Литературное чтение», 3 класс, 2 часть. Презентация. Карточки для выполнения задания.
Словарь русского языка. Автор С.И.. Ожегов.
Стратегическая цель урока: формирование культурной идентичности учащегося как гражданина России. Осмысление проблемы нравственности, доброты, заботы о других, как основного качества человека.
Задачи урока:
Предметно-информационная: учить анализировать художественный текст, совершенствовать развитие устной речи, расширять кругозор.
Деятельностно-коммуникативная: развивать умения работы с текстом, формировать умения осмысленного восприятия текста, работать с книгой и дополнительными источниками информации, совершенствовать навык правильного выразительного чтения;
активизировать и развивать творческое воображение, мышление,
развивать навыки работы в группе, приобщать к ценностям русской литературы, знакомя с новыми авторами.
Ценностно-ориентационная: совершенствовать мотивацию к самостоятельному чтению, воспитывать качества личности: умение слушать и слышать собеседника, умению разрешения конфликтной ситуации, умению дать оценку своим действиям;
воспитывать чувства сопереживания, гордости за свой народ, Родину.
Проблема: определить основной мотив и подтекстные мотивы произведения К.Паустовского «Теплый хлеб».
Варианты решений: Злое дело необходимо исправить, но лучше зла не делать никому и никогда. Взаимопомощь и взаимовыручка. Умение простить и помочь.
Этап урока
|
Задача этапа
|
Деятельность учителя
|
Деятельность обучающихся
|
УУД
|
1. Мотивация к учебной деятельности
|
Выработка личностно значимого уровня внутренней готовности выполнения нормативных требований учебной деятельности.
|
Чтение учителем четверостишия о добре.
- Здравствуйте, ребята. Ребята, посмотрите друг на друга, улыбнитесь, пожелайте друг другу удачи.
- Я желаю вам хорошо поработать на уроке, быть активными, уверенными в своём выборе, при этом не забывать об уважении мнений других.
|
Обучающиеся готовятся к уроку.
.
|
Личностные: мотивация учения
Регулятивные: способность к мобилизации сил и энергии.
|
2. Вступительная беседа
Словарная работа
Продолжение беседы
|
Подготовить обучающихся к основной теме урока
Поиск информации
Выяснить, что дети знаю о добре и зле; с чем ассоциируется зло
целеполагание
|
(слайд)- В каждом настоящем писателе живет учитель. К.Г.Паустовский, написавший за свою жизнь немало произведений, считал, что смысл литературы заключается в том, чтобы призывать людей к прекрасному.
- Поэтому эпиграфом к уроку я взяла именно его слова. (слайд)
"Доброта - бесценное человеческое качество, без неё нельзя жить, и не возможна сама жизнь"
- Как вы их понимаете?
-Многие из вас правильно понимают и чувствуют, что такое доброта. Давайте обратимся к словарю (слайд) С.И.Ожегова и найдём определение слову добрата: «Доброта – отзывчивость, сочувствие, дружеское расположение к людям, к животным, ко всему живому». Все положительное, хорошее, полезное.
- А что же мешает быть добру на земле?
- Что подразумеваем под этим словом?
- Эти черты убивают все хорошее в человеке.
- Сегодня на уроке мы с вами заканчиваем работу над текстом Константина Паустовского «Теплый хлеб» и уделим внимание более глубокому пониманию прочитанного текста. А именно попробуем разобраться в поступке Фильки, попробуем оценить его с точки зрения нравственности, этичности и сделаем выводы. Найдём ключик, который откроет нам секреты отношений между человеком и природой, между людьми, между добром и злом. Это будет основной задачей нашего урока.
|
Чтение эпиграфа на слайде
Отвечают на вопрос
Поиск информации в словаре
Рассуждение детей о добре и зле
|
Личностные: формирование нравственных основ личности
Коммуникативные: инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации.
Познавательные: поиск и выделение информации;
синтез как составление целого из частей, восполняя недостающие компоненты; выдвижение гипотез и их обоснование; формулирование проблемы; самостоятельное создание способов решения проблем творческого и поискового характера.
Регулятивные: целеполагание,
|
3 Работа по
содержанию прочитанного
Словарная работа
Творческая работа
|
Выяснить, что сплачивало людей,
значение роли природы в тексте.
Дать характеристику
мальчику Фильке.
Уметь определять
приёмы, средства художественной выразительности, которые использует автор.
|
- Давайте сначала вспомним, как начинается сказка? (слайд) Расскажите что вы узнали о коне.
-Почему кавалеристы оставили коня в деревне? Почему именно дед Панкрат стал ухаживать за ним? Как жители деревни относились к лошади?
-Значит, что сплачивало людей?
-Какими были отношения людей и коня?
-Обратим внимание на пейзаж. Какую роль он играет в тексте?
- Какая была погода?
Вывод: люди радовались тёплой зиме: реки не замёрзнут, мельница работать будет, значит, хлеб будет.
-Кто такой Филька? (слайд)
- В жизни, ребята, добро и зло не уходят в никуда, всё когда-то возвращается к нам бумерангом.
-Каким мы увидели Фильку в сцене с ранены конём? Обратите внимание на то, как ударил Филька коня. -Как он назвал коня?
Христарадник
- Большая роль в тексте отводится детали, которая по-особому характеризует героя. Какая деталь привлекла наше внимание? Значит, животные тоже плачут, у них тоже есть душа. И Филька ранил его душу.
- Какой приём использовал автор? Итак, каким мы увидели Фильку «Да ну тебя!»в самом начале рассказа?
Перед вами лежат карточки. (Приложение 1) (слайд )
Запишите в них в характерные черты Фильки «Да ну тебя!».
-Дома вы рисовали сердце Фильки. Давайте посмотрим как, по – вашему выглядит сердце Фильки ?
-Какие цвета помогли вам в своих рисунках раскрыть тему зла? - У зла всегда бывает цвет страшным, чёрным.
- А теперь скажите, случайно ли сразу после бесчеловечного поступка Фильки завыл ветер? (слайд )
-Что слышит Филька в этом завывании?
--Какие средства художественной выразительности использует автор? Какова их роль в тексте?
|
Воспроизведение прочитанного, рассуждение о том, почему люди хорошо относились к коню, что сплачивало людей.
Рассуждение о роли пейзажа в тексте.
Выборочное чтение
Делают вывод
Дают характеристику Фильке
Чтение учеником отрывка со слов «Зима в этот год стояла тёплая…»
-Ударил по губам.
Христарадник
Сообщение учащихся о значении этого слова
Слеза, что вытекла из глаз коня.
Раненая душа – метафора. Это боль, обида, страдание..
Работа по карточкам. Самопроверка.
Показ рисунков с комментарием
Смена погоды говорит об отношении мальчика к коню. Холод, стужа, мороз. Мальчик совершил зло.
Выборочное чтение
Поиск ответа в тексте
|
Личностные: смыслообразование.
Коммуникативные: сотрудничество, принятие решения и его реализация.
Познавательные: анализ объектов, синтез.
Регулятивные: саморегуляция, контроль.
|
4. Релаксация
(включается музыка)
|
|
Ребята, вы устали? Хотите отдохнуть? Тогда сядьте удобнее, расслабьтесь, закройте глаза и представьте себе добро. У всех оно разное. Нарисуйте его мысленно, используйте только яркие краски. Оно как солнышко нам светит. А теперь поднимите руки вверх и потянитесь к добру. Но что это? На вашем пути вдруг выросли густые заросли, колючие кустарники. Вам необходимо преодолеть все препятствия и прикоснуться к добру. Вот оно. Такое нежное, ласковое, теплое, как руки мамы. Все дотянулись? Возьмите его в руки. Приятно держать добро в руках? А теперь медленно опустите руки, прижмите их к сердцу и откройте глаза. Пусть добро навсегда поселится в вашем сердце и никогда не охладится. Побеждайте зло добром. У каждого человека, большого и маленького, свой путь к Доброте. Филька прошел свой путь к Доброте.
|
|
|
5. Поиск решения
проблемы: трудный путь Фильки к добру
Творческая работа
|
Поиск путей решения проблемы и выбор способов их реализации.
Закрепление
знаний.
|
. - Можно ли изменить зло? -Когда же Филька понял, что он злой, жестокий? (слайд )
Давайте вспомним, о чём поведала бабушка
- Ребята, как вы думаете, о чём думал Филька, слушая бабушку? (слайд)
- А как мальчик вёл себя? - Давайте, ребята, проследим этот трудный путь Фильки от зла к добру.
- Почему Филька решил идти именно к деду Панкрату?
- А почему бабушка не остановила внука, ведь выла метель, он мог заблудиться?
-Значит, и бабушка поверила внуку, она надеется, что он исправит свою вину, а самое главное – поймёт: только добрые поступки могут искупить зло.
- Какую роль играет в данном эпизоде метель?
- Какие средства выразительности мы можем отметить в описании метели? Какую роль они выполняют в данном эпизоде? (слайд)
-Давайте, ребята, проследим, как шёл Филька. Шли ли вы когда-нибудь в метель? Что вы чувствовали? (слайд)
- И вот Филька у Панкрата.
- Каким же теперь стал Филька? Запишите у себя в карточках в правом столбике.
- Ребята, почему сейчас мы не написали выражение «Да ну тебя!»? Какой можно сделать вывод? (слайд)
- Как изменился мир, когда люди взялись за общее дело?
- Как изменилась природа, когда добро победило злобу и эгоизм в душе Фильки? (слайд)
- Как Филька помирился с раненым конем?
- У Л.Н.Толстого есть выражение «Чтобы поверить в добро, надо начать его делать». Теплота согревает сердца, вот и холодное сердце Фильки оттаяло. Главное – Филька понял, что только добро делает человека счастливым.
Но для этого Фильке пришлось пройти трудный и большой путь.
А теперь покажите, какое сердце стало у Фильки.
- У добра цвета яркие: красные, розовые, голубые, зелёные.
|
Когда поймёшь свои ошибки и захочешь их исправить.
Один ученик рассказывает бабушкину притчу.
Ответы учеников.
Выборочное чтение
Представить ситуацию, выразить словами свои чувства
Чтение по ролям эпизода разговора деда с Филькой.
Обсуждение эпизода.
Работа с карточками.
Делают вывод.
Самопроверка
Чтение финала сказки.
Ответы детей.
Показ и обсуждение рисунков доброго сердца Фильки.
|
Личностные: смыслообразование, нравственно-этическая ориентация.
Коммуникативные: сотрудничество, разрешение конфликтов, умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли.
Познавательные: смысловое чтение, выдвижение гипотез и их обоснование.
Регулятивные: прогнозирование, саморегуляция.
|
6.Итог урока.
|
Формирование системы знаний об окружающей действительности.
|
(слайд)
- Филька прошел трудный путь. Дорога была непростой. Он смог осознать свой плохой поступок, смог преодолеть себя и стал хорошим мальчиком.
- Какой вывод сделаем?
- Каждому свойственно ошибаться, и если ты осознал свой поступок, смог его исправить, это хорошо. Мы рассмотрели дорогу добра, которую прошел Филька.
-Прав ли Панкрат, когда говорит: «Филька не злой человек»? (слайд)
А теперь обратимся к пословицам и мудрым мыслям о добре и зле. Прочитаем их.
-Какое выражение в большей степени соответствует сказке «Тёплый хлеб»?
-Так в чём мудрость этой простой сказки?
- Да, добрый человек умеет радоваться чужому счастью, сочувствовать и переживать, бескорыстно помогать другим. Недаром говорят: «Жизнь дана на добрые дела», поэтому спешите делать добро. Злое дело нужно обязательно исправлять, но вообще-то лучше зла не делать никогда и никому.
- Давайте, ребята, ещё раз всмотримся в портрет писателя. (слайд)
Какого человека мы видим? О чём он задумался?
Зачитываем слова Паустовского «В каждом сердце есть струна. Она обязательно отзовётся даже на слабый призыв прекрасного».
Может, писатель задумался: смог ли он донести до вашего сердца эту струну добра, милосердия, любви. Делайте добро и помните пословицу: «Живи добрее, будешь всем милее». Я желаю всем вам, дети, идти только дорогою добра и никогда не сворачивать с этого пути.
А закончить наш урок я хочу вот этой замечательной ДОБРОЙ песенкой.
(Звучит песня «Дорогою добра»)
|
Ответы учеников
Работа с пословицами, выбор пословицы, наиболее подходящей к тексту сказки.
Обучающиеся записывают д/з.
|
Личностные: смыслообразование.
Коммуникативные: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли.
Познавательные: построение логической цепи рассуждений.
Регулятивные: саморегуляци.
|
9. Рефлексия.
|
Самооценка, самоанализ
|
|
|
Личностные: самоопределение, оценивание усваиваемого содержания.
Коммуникативные: разрешение конфликтов.
Регулятивные: оценка, саморегуляция.
|
Домашнее задание:
Сочинение-миниатюра «О чём заставила меня задуматься сказка К. Г.Паустовского «Тёплый хлеб».
Приложение №1
Филька до разговора с бабушкой
|
Филька после разговора с бабушкой
|
Отношение к окружающим:
|
|
|
Отношение к лошади:
|
|
|
Речевая характеристика:
|
|
Вывод:
|
|