Пояснительная записка
Цель учителя не наполнить сосуд знаниями, а разжечь в нем огонь познания.
Сенека.
Сегодня речь идет о создании «Нашей новой школы», об изменениях в системе образования, методике преподавания. В связи с требованиями ФГОС общего образования мы говорим о современных требованиях к уроку литературы. Инновационное развивающее обучение опирается на зону ближайшего развития; учащийся действует как субъект собственной УД; нацелено на усвоение способов познания как конечной цели учения; развивает теоретическое мышление и теоретический способ познания; на первый план выступают учебные задачи, решая их учащиеся, усваивают общие способы умственной деятельности; формируется личность, способная к самостоятельной творческой деятельности. Урок – это педагогическое произведение, и поэтому он должен отличаться целостностью, внутренней взаимосвязанностью частей, единой логикой развертывания деятельности учителя и учащихся.
В работе представлен открытый урок по литературному чтению в 3 классе (УМК Виноградовой). Тип урока - урок «закрепления» знаний, который включает в себя деятельностную цель (формирование у учащихся умений реализации различных способов действия) и содержательную цель (расширение понятийной базы за счет включения в нее новых элементов).
Урок проводился в классе среднего уровня и есть дети-коррекционники. Ребята активные, любознательные.
На уроке опиралась на принципы деятельности, непрерывности, целостности, психологической комфортности, вариативности, творчества. Использовала исследовательскую деятельность (повторяли, вспоминали, читали, пересказывали), поисковую (доказывали, объясняли, оценивали, сравнивали). Обучающиеся получили домашнее задание оптимального объема, дифференцированное, доступное, с правом выбора.
Оборудование:
Учебник Ефросининой «Литературное чтение», 3 класс, 2 часть. Презентация. Карточки для выполнения задания.
Словарь русского языка. Автор С.И.. Ожегов.
Стратегическая цель урока: формирование культурной идентичности учащегося как гражданина России. Осмысление проблемы нравственности, доброты, заботы о других, как основного качества человека.
Задачи урока:
Предметно-информационная: учить анализировать художественный текст, совершенствовать развитие устной речи, расширять кругозор.
Деятельностно-коммуникативная: развивать умения работы с текстом, формировать умения осмысленного восприятия текста, работать с книгой и дополнительными источниками информации, совершенствовать навык правильного выразительного чтения;
активизировать и развивать творческое воображение, мышление,
развивать навыки работы в группе, приобщать к ценностям русской литературы, знакомя с новыми авторами.
Ценностно-ориентационная: совершенствовать мотивацию к самостоятельному чтению, воспитывать качества личности: умение слушать и слышать собеседника, умению разрешения конфликтной ситуации, умению дать оценку своим действиям;
воспитывать чувства сопереживания, гордости за свой народ, Родину.
Проблема: определить основной мотив и подтекстные мотивы произведения К.Паустовского «Теплый хлеб».
Варианты решений: Злое дело необходимо исправить, но лучше зла не делать никому и никогда. Взаимопомощь и взаимовыручка. Умение простить и помочь.
|