Урок литературы в 6-м классе
Тема: «Проблемы нравственности в рассказе Н.С.Лескова «Человек на часах»
«Чтоб в человеке человеческое торжествовало…»
Н.С.Лесков
Педагогические задачи: создать условия для ознакомления с рассказом «Человек на часах», его проблематикой; способствовать формированию представления о Н.С.Лескове как о талантливом русском писателе, значении его творчества.
Тип урока: урок-исследование.
Вид урока: традиционный.
Планируемые результаты обучения:
Предметные:
познавательная сфера: владеть знаниями о жизни и творчестве Н.С.Лескова как талантливого русского писателя; познакомиться с рассказом «Человек на часах», рассмотреть его проблематику, идейное содержание; уметь различать образ рассказчика и автора в произведении, создавать словесный портрет на основе полученных знаний и представлений; выявлять в тексте художественно значимые изобразительно-выразительные средства языка; делать устный и письменный анализ произведения;
ценностно-ориентированная сфера: формировать собственное отношение к произведениям Н.С.Лескова; Приобщаться к духовно-нравственным ценностям русской литературы; уметь давать оценку выразительного чтения одноклассников; анализировать формы выражения авторской позиции; владеть навыками вдумчивого чтения;
коммуникативная сфера: владеть различными видами пересказа, навыками выразительного чтения; составлять устные ответы на вопросы, используя цитирование;
эстетическая сфера: определять художественную функцию изобразительно-выразительных средств языка в произведении.
Личностные: осознавать личностный смысл учения; проявлять готовность к саморазвитию.
Метапредметные (критерии сформированности / оценки компонентов универсальных учебных действий - УУД):
познавательные: ориентироваться в справочной литературе; отвечать на вопросы учителя; сравнивать и делать выводы; находить нужную информацию в учебнике, различных справочниках, ресурсах Интернета;
регулятивные: овладевать способностями понимать учебные задачи урока, оценивать свои достижения на уроке;
коммуникативные: владеть умениями произносить монолог, вести диалог, работать индивидуально и в группе; использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств и мыслей; формулировать и отстаивать своё мнение; проявлять уважительное отношение к другому человеку, его мнению, гражданской позиции.
Методы и формы обучения: фронтальная (беседа, словарная работа, устные характеристики героев), индивидуальная( рассказ, сжатый пересказ, сообщение, презентации), групповая (чтение по ролям).
Оборудование: портрет Н.С.Лескова, книжная выставка «Чтоб в человеке человеческое торжествовало», выставка рисунков детей к рассказу «Человек на часах»; эпиграф урока записан на доске: «Чтоб в человеке человеческое торжествовало».
Основные понятия и термины: честь, сострадание, искушение, гуманизм, гуманность, ирония.
Цели урока:
- привлечение внимания воспитанников к проблеме нравственного выбора “ в борьбе между служебным долгом и состраданием”.
Задачи урока:
- показать, что мотивы поведения героев обусловлены не только личностными особенностями, но и реалиями жизни, историческим укладом, “духом времени”;
- продолжить работу по формированию умения анализировать эпический текст;
- создать условия для развития у учащихся умений определять авторскую позицию, давать оценку героям, формировать свою точку зрения, высказывать и аргументировать её;
- воспитывать уважение к людям, бескорыстно совершающим добрые поступки и стремление жизнь посвятить добру.
Ход урока
I. Организационный момент. Погружение в тему урока.
1.Вступительное слово учителя.
– Ребята, на предыдущих уроках мы изучали сказ Н.С.Лескова “Левша” и говорили о талантливых русских мастерах. У Лескова есть много других интересных произведений – выставка книг перед вами.
А сегодня мы проведём необычный урок. Это будет небольшое расследование одного происшествия, которое очень детально описал в своём рассказе Н.С.Лесков «Человек на часах».
Армия – основа государства, и поэтому проблему человека в армии поднимали многие писатели и поэты: Л. Н. Толстой, Н. А. Некрасов и другие. На примере рассказа Н. С. Лескова мы поговорим о людях, которые служили в армии, узнаем, какова роль и судьба простого человека, в каком состоянии находилась армия в годы правления Николая 1; постараемся выяснить, какую роль сыграло происшествие в раскрытии характера героя, а также попробуем разобраться в понятиях «добро» и «зло» и ответим на вопрос «Всегда ли человек получает награду за добро и должны ли мы только лишь за вознаграждение делать добрые дела?»
2.Работа с эпиграфом
– Прочитайте эпиграф к нашему уроку.
– Для чего нужен эпиграф? (в нём заключена главная мысль)
– Как вы понимаете слова Лескова? (сострадание к ближнему, доброта)
В.И.Даль в своём словаре так определяет понятие “человек”: высшее из земных созданий, озарённое разумом, свободной волей, речью, совестью, сердцем.
– Посмотрим, выдержит ли проверку на человечность герой рассказа “Человек на часах”.
– Откройте тетради, запишите число, тему, эпиграф.
– На столах у вас толковые словарики к рассказу, которые помогут нам в работе, в них же домашнее задание к следующему уроку.
2. Беседа по вопросам.
– Как автор называет историю, о которой собирается рассказать?
(Анекдот)
– Каково значение слова “анекдот”?
(Анекдот-происшествие, событие необычного характера). Лесков пишет:
“исторический анекдот, недурно характеризующий нравы, направление эпохи тридцатых годов девятнадцатого столетия”.
– Лесков указывает почти точную дату начала событий: начало 1839 года, то есть время правления Николая I. Имя этого российского императора мы уже встречали в сказе «Левша».
– Об особенностях характера императора красноречиво говорит прозвище: Николай Палкин. При его правлении в стране, а особенно в армии царил произвол, жестокие правила. Этим объясняется столь необычное, абсурдное развитие событий. С нашей, современной, общечеловеческой точки зрения, солдат Постников должен был сразу броситься на помощь утопающему.
Но, оказывается, за оставление поста его могло ждать самое суровое наказание.
– Какое? (“гонка сквозь строй шпицрутенами и каторжная работа а,может быть, даже и расстрел”).
Чтобы понять, почему Постников так долго не решался броситься на помощь, давайте посмотрим презентации по теме: «Воинский устав 19 века» (Приложение 1.) и «Измайловский полк» (Приложение №2)
– Что такое щпицрутены, мы узнаем подробнее из сообщения и презентации
(Шпицрутен (нем. “копьё, пика и хлыст”) – длинный, гибкий, древесный прут для телесных наказаний в XVII-XIX веках. Появились в шведской армии в XVII веке и были вскоре распространены в большинстве европейских армий. В России телесное наказание шпицрутенами было введено Петром I в 1701году. Предварительно шпицрутены вымачивались в солёной воде.
Осуждённого под барабанную дробь заставляли проходить сквозь строй из ста восьмисот солдат, которые прутьями били по спине осуждённого. В начале XIX века число ударов доходило до шести тысяч, что было равносильно смертной казни.
Удары шпицрутенами назначались за ошибки и нерадивость на строевых учениях, за неопрятность и неаккуратность форменной одежды (от ста ударов), за пьянство (300– 500 ударов), за воровство у товарищей (500 ударов), за побеги (от тысячи пятисот до пяти тысяч ударов). В России шпицрутены отменены 17 апреля 1863 года.
3. Об этом жестоком наказании солдат напишет в 1903 году и Лев Николаевич Толстой в рассказе “После бала”. Мы его будем читать в 8-м классе. А сейчас пока рассмотрите иллюстрацию к этому рассказу.
– А вот замечательные рисунки к рассказу “Человек на часах”, которые вы выполнили Что на них изображено? (1-солдат Постников на посту, 2-офицер инвалидной команды подхватил спасённого и повёз его к приставу (участковому)
4. Восстановим сюжет рассказа “Человек на часах”, опираясь на схему
Экспозиция (Зимний дворец охраняла рота Измайловского полка под командованием офицера Миллера) -глава 2
Завязка (часовой Постников услыхал, что в полынье на Неве тонет человек и просит о помощи. Уже полночь, на улице ни души, и человеку никто не может помочь.) Глава 4 (стр.156)
Развитие действия (полчаса мучительных терзаний: спасать – не спасать)
– 4 глава.
Кульминация (всё-таки спасает) – 5 глава
Развитие действия (гуманный капитан Миллер-карьерист подполковник Свиньин-хитрый генерал Кокошкин улаживают дело) – главы 6-14.
Развязка (солдат получает 200 розг, а обманщик-офицер – медаль. Все довольны.) – 15-18.
5. Теперь давайте пристальнее посмотрим на главного героя.
– Случайно ли автор даёт ему фамилию “Постников”?
В словаре В.И.Даля “пост” имеет несколько значений: место, должность, караул, а также воздержание от скоромной пищи. Сейчас как раз идёт рождественский пост.
– Какие значения отражает фамилия героя ?(И воинскую должность, и воздержание).
– Что за человек солдат Постников? Найдите и прочитайте в главе 4 абзацы 1,2(: “…из дворовых господских людей…человек нервный и очень чувствительный…солдат умный, исправный, с рассудком ясным…”).
– Но более подробно рассказано в этой главе о том, что испытал солдат
Постников, стоящий в этот момент на посту.
– Что он испытал, когда услыхал, что в полынье “заливается человек и отчаянно молит о помощи”? (приходил от криков, стонов “в оцепенение”, “ В ужасе оглядывался”, “…стал соображать, как спасти”.)
– Видим, что Постников мечется, что он начал борьбу с самим собой, которая длится полчаса, что за это время “человек истерзался сердцем”.
– Прошу прочитать об этом с доски так, чтобы присутствующие почувствовали, что это мука, страдание.
Сердце Постникова так и ноет, так и стучит, так и замирает…
…так беспокойно с сердцем делается от этих стонов и воплей…
…страшно слышать, как другой человек погибает, и не подать помощи…
|
…помнит и службу, и присягу…
…ни под каким предлогом не смеет покинуть своей будки…
…отлично понимал, что оставить пост есть вина со стороны часового, за которою последует военный суд.
|
Физминутка.
Ребята! Вы, наверное, немножко подустали. Давайте проведём физминутку.
– Сформулируйте проблему, вставшую перед Постниковым. (Как поступить: спасти
человека и нарушить воинскую присягу или остаться верным воинскому долгу, но тогда погибнет тонущий человек. Необходимо герою сделать нравственный выбор между долгом и состраданием.
– Как вы, ребята, понимаете выражение “ нравственный выбор”? (Когда мы выбираем, как поступить, прислушиваясь к своей совести).
– Вспомните, кому из героев других изученных нами произведений приходилось тоже делать нравственный выбор? (Маша Троекурова из романа А.С.Пушкина “Дубровский”, Сильвио из повести “Выстрел”).
– Итак, “Человек не выдержал и покинул свой пост”.
– Можно ли сказать, что он совершил подвиг? (Да).
– Тогда почему героя наказали, а обманщика - офицера наградили? Почему воинское начальство сделало всё, чтобы скрыть происшествие от Николая I?
(боялись за своё благополучие, за свою карьеру)
Вывод: в государстве, построенном на насилии и страхе, люди перестают понимать, где добро, а где зло. Человек перестаёт быть личностью и становится частью огромного механизма, который заботится лишь о том, как бы чего не вышло.
– Фразеологизм “выйти сухим из воды” неоднократно используется автором в этом рассказе. Что он означает? (благополучно выйти из неприятной ситуации).
– Кто же не сумел сухим выйти из воды и понёс наказание? (Солдат Постников, получил 200 розг).
Все довольны. И Постников остался доволен.
– Чем? Почему? Найдите в главе 15 ответ на этот вопрос (стр.170)
– Как награждает Свиньин Постникова? (фунтом сахару(410 граммов) и четвертью фунта чаю (103 грамма)
– Как принимает эту награду солдат? (он был доволен “ за отеческую милость”).
– Чем больше всего доволен Постников? (что не получил худшего наказания, что совесть его чиста).
– А автор доволен? Каково отношение автора к происходящему? Найдите в главе 18 (стр.173).
Вывод:
“Я думаю, о тех смертных, которые любят добро просто для самого добра и не ожидают никаких наград за него…Эти прямые и надёжные люди тоже, мне кажется, должны быть вполне довольны святым порывом любви и не менее святым терпением смиренного героя моего точного и безыскусственного рассказа.”
6. Подведем итоги.
– Продолжите предложения.
Автор осуждает… (бесчеловечность, жестокие порядки в армии, несправедливость, карьеризм)
Автор доволен тем, что… (среди замуштрованных солдат живо ещё человеческое)
7. Первоначально Н.С.Лесков назвал свой рассказ “Спасение погибавшего”.
– Почему автор изменил название? Почему, например не назвал “Солдат на часах”? (Главное слово в этом названии -“человек”, не солдат, не караульный, а человек. Даже стоя на часах, солдат Постников оставался человеком.) Автору важно, чтоб “в человеке человеческое восторжествовало”.
Народом сложено много пословиц и поговорок о чести и достоинстве. Презентация «Пословицы и поговорки о чести и достоинстве. Приложение 3.
8.Рефлексия: Как вы думаете, прав ли Постников или нет? Кто считает – да, прикрепите на караульную будку (рисунок караульной будки прикреплён к доске) зелёный кружок, кто нет – синий кружок.
9. В заключении урока обратимся к мудрым словам писателя “…Пока мы живём и мир стоит, мы можем и должны всеми зависящими от нас средствами увеличивать сумму добра в себе и кругом себя” (Н.С.Лесков).
– Скажите, помогает ли рассказ Лескова современному читателю приумножить сумму добра? ( Да, потому что он нам напоминает, чтобы мы оставались прежде всего людьми НЕ важно, кем вы станете, чиновниками, политиками или военными. Главное, чтобы оставались людьми).
10. Домашнее задание: напишите ответ на вопрос: Н.С.Лесков заставляет нас задуматься над вопросом, что важнее: долг или совесть…. Я бы в похожей ситуации поступил так:….
11. Оценки за урок:
За словарик
За пересказ
За иллюстрации к рассказу
За презентации
За знание текста
За участие в анализе и обсуждении рассказа
12. Урок закончен. Спасибо за работу.
|