Название проекта
|
«Мой любимый поселок в задачах»
|
-
|
Руководитель проекта
|
Чупрыненко Валентина Владимировна, учитель географии
МБОУ «СОШ № 10 посёлка Каменский Красноармейского района Саратовской области»
|
-
|
Состав проектной группы
|
4 класс
|
-
|
Предметная область
|
Математика, краеведение, окружающий мир.
|
-
|
Возраст детей
|
10 – 11 лет
|
-
|
Тип проекта
|
Практико-ориентированный
|
-
|
Актуальность
|
Каждому человеку в повседневной жизни приходится постоянно выполнять действия с числами, решать практические задачи, требующие математических знаний. Однако решение текстовых задач вызывает затруднения у многих ребят нашего класса. Как же научиться этому? Конечно, чем больше решаешь задач, тем большего результата добиваешься. Это правильно. Но можно составить свои задачи на основе интересного материала.
|
-
|
Цель проекта (педагогическая)
|
Формирование осознанного интереса к истории родного края, популяризация среди учащихся объектов культурного наследия, приобщение к проектной деятельности. Обучение учащихся составлению и решению текстовых задач. Усиление взаимосвязи с другими дисциплинами. Доказать значимость математических знаний через создание сборника задач по математике на основе краеведческого материала о своем поселке.
|
-
|
Цель проекта (практическая)
|
Показать значимость математических знаний через создание сборника задач по математике на основе краеведческого материала о своем поселке. Развитие кругозора и познавательно-исследовательской деятельности детей на примере изучения родного края. Воспитание позитивного эмоционально-ценностного отношения к окружающему миру. Получение исторических знаний о малой родине и составление сборника задач о своем поселке.
|
-
|
Задачи проекта:
|
Формирование УУД: Личностные
• приобретение опыта коллективных взаимоотношений: сотрудничества и взаимопомощи;
• развитие творческих качеств личности учащихся, необходимых для продуктивной исследовательской деятельности.
Метапредметные
• развитие способности регулировать собственную деятельность, направленную на познание окружающей действительности;
• способность осуществлять информационный поиск, оценивать степень значимости источника;
• умение структурировать найденную информацию;
• проводить анализ найденной информации, делать выводы на основе совокупности отдельных фактов;
• развитие информационной и коммуникативной компетентности;
• развитие навыков использования средств ИКТ для сопровождения интеллектуальной деятельности, развития универсальных учебных действий.
Предметные
• воспитание математической культуры
• развитие навыков установления и выявления причинно-следственных связей в окружающем мире.
|
-
|
Основополагающий вопрос
|
Зачем нужны задачи? Что мы знаем о прошлом нашего села?
|
-
|
Необходимое оборудование
|
Персональный компьютер с выходом в Интернет, принтер, фотоаппарат, учебники по математике 2-3 классов, тетради.
|
-
|
Планируемый результат
|
После завершения проекта школьники смогут:
- составлять и решать текстовые задачи;
- овладеть:
- навыками коммуникативной деятельности;
- умениями самостоятельно добывать знания, используя различные источники информации, тем самым, развивая свой кругозор
- вырабатывать навык работы по чётко определённому плану (поэтапно), проводить игры, вести поисковую работу, составлять анкету-опрос.
- развивать умения логически мыслить, анализировать, обобщать и делать выводы
- развивать творческие способности
|
-
|
Критерии оценки успеха работы над проектом
|
До работы над проектом
1.Актуализация знаний учащихся по теме проекта с помощью опроса.
Во время работы над проектом
1.Работа с печатными и электронными источниками.
2. Составление и решение текстовых задач.
3.Обсуждение промежуточных итогов по группам.
4. Составление презентации
После завершения работы над проектом
1.Оценивание продуктов проекта:
2.Оценивание своего участия в коллективной работе над проектом (отчёт о работе над проектом).
3. Повторная анкета по теме проекта.
|
Актуальность проекта:
Математика является неотъемлемой и значимой составной частью человеческой культуры, источником познания окружающего мира, базой научно-технического прогресса и важным компонентом развития личности. В этой ситуации обучение математике ориентируется не столько на собственно математическое образование, сколько на образование с помощью математики.
Проанализировав литературу, посвященную обучению математике в школе, пришла к выводу, что проблемы, связанные с развитием математической культуры учащихся и в частности, учащихся начальных классов, исследованы недостаточно.
Неразработанность проблемы развития элементов математической культуры учащихся начальных классов определила актуальность исследования.
Проблема проекта - определение педагогических условий использования краеведческого материала и проектной деятельности как средства развития математической культуры учащихся младших классов при изучении математики в средней общеобразовательной школе.
Цель проекта: обоснование возможности и целесообразности использования краеведческого материала при обучении математике младших школьников как средства формирования элементов математической культуры и разработка учебно-методических средств для ее реализации.
1 . этап. Выявление реального уровня
сформированности краеведческих
знаний по математике в начальных классах
Цель этапа - выявить реальный уровень сформированности краеведческих знаний у учащихся 4 класса.
Высчитав результаты по выявлению уровня сформированности краеведческих знаний учащихся соотношении, получили следующие данные:
(3:19) * 100= 16 % - высокий уровень, что составляет 3 учащихся.
(9:19) * 100= 47 % - средний уровень, что составляют 10 учащихся
(7:19) * 100= 37 % - низкий уровень, что составляют 7 учащихся.
2. этап. Реализация проектной деятельности по использованию краеведческого материала на уроках математики в начальной школе
Цель: реализовать проектную деятельность по формированию знаний через использование краеведческого материала на уроках математики в начальной школе. Деятельность будет проходить наиболее эффективно при следующих условиях:
- при учете имеющегося уровня знаний;
- при разнообразии методов и приемов использования краеведческого материала на уроках математики в начальной школе.
Учащимся было предложено ответить на вопросы:
1. Любите ли Вы решать задачи?
2. Зачем людям нужны задачи?
Практически все учащиеся 4 класса на первый вопрос ответили нет (16 человек), на второй вопрос популярным ответом было: Чтобы быть умными, чтобы хорошо учиться, пригодится в жизни.
Затем данный опрос учащиеся, разделившись на 3 группы, самостоятельно провели в 3 и 10 классах, а так же респондентами стали родители и учителя.
На основании результатов опроса сделали вывод, что учащиеся школы осознают важность умения решать задачи в повседневной жизни.
Учащимся 4 класса было предложено составить дерево проблем, с которыми они столкнулись при ответе на вопросы анкет. Каждая группа составляла свое дерево и при обобщении были выявлены следующие основные проблемы:
- Обладают слабыми знаниями по краеведческому материалу.
- Не любят решать задачи.
- Не умеют составлять задачи.
На основании дерева проблем было построено дерево целей:
- Узнать больше информации о нашем поселке.
- Научиться и полюбить решать задачи.
- Составить задачи на основе краеведческого материала.
- Вспомнить правила по математике.
- Научиться составлять задачи.
Была выдвинута гипотеза:
Если мы составим интересные задачи, то сами приобретём положительный опыт для развития математических способностей, заинтересуем своих одноклассников, учеников других классов. Узнавая историю посёлка, ребята будут решать задачи с большим интересом.
Исходя из выдвинутой гипотезы, была определена цель проекта:
Доказать значимость математических знаний через создание сборника задач по математике на основе краеведческого материала о своём посёлке.
Были определены следующие задачи:
- исследовать виды задач в учебниках математики 2 и 3 класса;
- собрать цифровые данные об истории посёлка, используя различные источники информации;
- подготовить мультимедийную презентацию сборника задач с иллюстрациями, соответствующими историческим фактам, на основе которых составлены задачи.
На втором этапе реализации проекта учащиеся выяснили, какие типы задач встречаются в учебниках математики 2 и 3 классов. Изучили текст задач, выделили связи между данными и искомыми. Учащиеся занимались поиском способа решения и составление плана решения.
Был разработан алгоритм составления задачи:
- Выбор ситуации (о чем задача)
- Выбор вида задачи.
- Подбор числовых данных, характеризующих объекты.
- Постановка вопроса.
На третьем этапе прошло ознакомление с памяткой «Как составить задачу на краеведческом материале».
Четвертый и пятый этапы самые продолжительные и интересные – сбор краеведческой информации и составление задач. Это способствует развитию не только математических способностей, но и формированию гражданских качеств личности, воспитанию любви к родному краю. Ведь ребятам необходимо собрать материал, обработать данные. Одной из целей этого этапа было решение проблемы, связанной с недостатком знаний о родном поселке. В процессе работы учащиеся обратились к родителям, учителям школы, старожилам поселка, работникам администрации Каменского МО, а именно заместителю главы Каменского МО – Темирхановой Ирине Витальевне, посетили Дом культуры, краеведческий музей п. Каменский, обратились к сети Интернет – с целью получения краеведческого материала.
Следующий этап - обработка информации и составление задач, используя ранее составленный алгоритм. Целью этого этапа было сформировать у учащихся умение составлять текстовые задачи. При составлении задач обогащаются знания школьников, приобретенные в учебном процессе.
Каждый учащийся оформил задачу в печатном виде с иллюстрациями. Затем ребята провели проверку и оценку составленных задач. Из удачно придуманных учениками задач был создан небольшой «задачник».
На заключительном этапе ребятам вновь было предложено ответить на вопросы:
1. Как называется наш поселок? – 1 балл.
2. Кто основал наш поселок? – 1 балл.
3. Когда был основан наш поселок? – 1 балл.
4. Кому в нашем поселке стоит памятник? Укажи название. – 1 балл.
5. Как называется главная улица? – 1 балл.
6. Какие старинные здания ты можешь называть? – 1 балл.
7. Как называется область, в которой ты живешь? – 1 балл.
Высчитав результаты по выявлению уровня сформированности краеведческих знаний учащихся соотношении, получили следующие данные:
(15:19) * 100= 79 % - высокий уровень, что составляет 15 учащихся.
(4:19) * 100= 21 % - средний уровень, что составляют 4 учащихся
(0:19) * 100= 0 % - низкий уровень.
Работа по решению математических задач на основе краеведческого материала способствует формированию следующих компетенций:
Формирование общекультурной компетенции.
Формирование учебно-познавательной компетенции.
Формирование коммуникативной компетенции.
При решении задач с краеведческим содержанием также формируются личностные, регулятивные, познавательные, коммуникативные универсальные учебные действия.
Важнейшей задачей современной системой образования является формирование универсальных учебных действий, обеспечивающих школьникам умение учиться, способность к саморазвитию и самосовершенствованию. Результатом обучения и воспитания в школе первой ступени должна стать готовность детей к овладению современными средствами информации и способность актуализации их для самостоятельного постижения знаний в дальнейшем.
Таким образом, применение заданий краеведческого содержания на уроках математики в школе позволят обучающимся приобрести необходимый багаж знаний, умений и навыков. Учителю – сформировать у них универсальные учебные действия, сделав мощный воспитательный акцент в обучении на формирование свойств духовно развитой личности, воспитание любви к малой родине и своей стране в целом, развитие потребности творить и совершенствоваться.
В ходе обсуждения задач у учащихся формируются следующие ключевые компетенции (умения): извлекать пользу из опыта; решать возникшие проблемы, связанные с нахождением величин площади имеющей разные и одинаковые длины сторон; вносить свой вклад для решения задачи; развивать математически грамотную речь, мотивировать ответ.
|