Урок физики 8 класс «ДВС»
Цели урока:
Обучающая: Изучить устройство двигателя внутреннего сгорания, как самого распространенного из тепловых двигателей, добиться понимания учащимися назначения отдельных элементов ДВС, изучить принцип работы четырехтактного ДВС.
Развивающая: Продолжить формирование умений устанавливать причинно-следственные связи между фактами, явлениями и причинами; развитие навыков работы по алгоритму; развитие навыков работы с компьютером.
Воспитывающая: Продолжить формирование познавательного интереса к предмету «Физика»; воспитывать дисциплинированность и усидчивость при выполнении заданий; воспитывать чувство ответственности при проверке и оценивании своих и чужих работ.
Достигаемые образовательные результаты (УУД):
Личностные: Убежденность в возможности познания природы, в необходимости разумного использования достижений науки и технологий для дальнейшего развития человеческого общества; уважение к творцам науки и техники; отношение к физике как элементу общественной культуры
Метапредметные: Формирование умений воспринимать, перерабатывать и представлять информацию в словесной, образной, символической формах, анализировать и перерабатывать информацию в соответствии с поставленными задачами, выделять основное содержание прочитанного текста, находить в нем ответы на поставленные вопросы.
Предметные: Понимание физических основ и принципов действия машин и механизмов, влияние их на окружающую среду; осознание возможных причин техногенных и экологических катастроф.
Дидактический тип урока: урок изучения и первичного закрепления новых знаний.
Форма урока: урок с применением ИКТ.
Оборудование: компьютеры, интерактивная доска, рабочие листы учащихся, компьютерная презентация, материал единой коллекции ЦОР физика 8 класс «Двигатель внутреннего сгорания»
Программное обеспечение: Microsoft PowerPoint 2010, KMPlayer.
Учебник: В.В. Белага. Физика 8.(Сферы)
План урока:
- Организационный момент.
- Постановка проблемы для формулирования цели, задач урока.
- Повторение.
- Мотивация.
- Изучение нового материала.
- Закрепление полученных знаний.
- Рефлексия.
- Подведение итогов урока.
- Домашнее задание.
Ход урока:
- Организационный момент (1 мин.)
Здравствуйте. Садитесь.
Прежде чем мы начнем сотрудничать, я хотел бы, чтобы каждый из вас настроился на урок. Посмотрите друг на друга, улыбнитесь, пожелайте друг другу хорошей работы.
А теперь расслабьтесь и мысленно скажите себе: «Я нахожусь сейчас на уроке физики. А обо всем остальном я не буду думать сейчас, я подумаю об этом потом».
Сказали? Прекрасно! А теперь давайте приступим к работе. Раздаются рабочие листы (Приложение 1).
- Постановка проблемы для формулирования цели, задач урока (3 мин).
Учитель: на прошлом уроке мы познакомились с понятием «тепловой двигатель». Какие виды тепловых двигателей вам известны?
Ученики: паровая машина, двигатель внутреннего сгорания, паровая и газовая турбины, реактивный двигатель (Слайд 1) (Приложение 2).
Учитель: совершенно верно. Сегодня мы более подробно познакомимся с двигателем внутреннего сгорания. А вы знаете, как он устроен?
Ученики: нет! (хотя некоторые могут сказать «да»)
Учитель: можете сказать, к примеру, что такое шатун и для чего он служит?
Ученики: нет!
Учитель: значит, что мы сегодня узнаем?
Ученики: сегодня мы узнаем, как устроен двигатель внутреннего сгорания.
Учитель: а вы знаете, что такое «мертвая точка» и как двигатель выводится из нее?
Ученики: нет!
Учитель: а значит, что еще мы сегодня узнаем?
Ученики: как работает ДВС!
Учитель: совершенно верно, это и есть цели нашего сегодняшнего урока!
Итак, тема нашего сегодняшнего урока «Двигатель внутреннего сгорания». (Слайд 2) Уч-ся записывают в рабочих листах.
- Повторение (10 мин).
Итак, мы заканчиваем изучать главу «Изменение агрегатных состояний вещества», поэтому давайте немного повторим изученное. Прочтите текст ( рабочий лист, слайд презентации), выделите в нем 6 несоответствий-ошибок с точки зрения физики и объясните ваш выбор.
Не может быть. (Слайд 3)
Проснувшись рано с утра, я вспомнил, что договорился с Витей идти на речку смотреть ледоход. Открыл окно. Морозный воздух клубами врывался в комнату и поднимался под потолок. С пятого этажа мне хорошо были видны поля за окраиной города. Там весь снег уже стаял, и только на крышах домов он еще лежал мохнатыми шапками.
Включив электрочайник, я быстро сделал зарядку, вымылся по пояс под краном и, не вытираясь, глубоко вздохнул – по всему телу разлилось тепло. Зайдя на кухню, я понял, что слишком увлекся – чайник кипел уже не одну минуту. Кипяток был просто обжигающий – градусов 120. Мне пришлось долго ждать прежде, чем он остыл, и я смог попить чаю. Покушав, я побежал на улицу. Опаздывал.
Витя был уже там. «Вот погодка сегодня! – вместо приветствия восхищенно произнес он. – Солнце какое, а температура с утра минус 20° С». «Нет, минус 40° С» - возразил я. Мы заспорили, потом Витя сообразил, в чем дело. «У меня термометр на ветру висит, - сказал он, - а у тебя в укромном месте, поэтому и показывает больше». Мы пошли по улице, бодро шлепая по лужам.
Самопроверка по образцу: (Слайд 4)
6 ошибок в тексте:
- ПОДНИМАЛСЯ ПОД ПОТОЛОК – не может быть, потому что холодный воздух с улицы тяжелее теплого внутри помещения и должен опускаться вниз.
- ТАМ ВЕСЬ СНЕГ УЖЕ СТАЯЛ, И ТОЛЬКО НА КРЫШАХ ДОМОВ ОН ЕЩЕ ЛЕЖАЛ МОХНАТЫМИ ШАПКАМИ - не может быть, потому что первым снег растает на крышах.
- ПО ВСЕМУ ТЕЛУ РАЗЛИЛОСЬ ТЕПЛО - не может быть, потому что при испарении вода отнимает энергию у тела и должно становиться холоднее.
- ГРАДУСОВ 120 - не может быть, потому что вода кипит при температуре 100°С.
- НА ВЕТРУ ВИСИТ… В УКРОМНОМ МЕСТЕ… ПОКАЗЫВАЕТ БОЛЬШЕ - не может быть, потому что –20°С больше, чем -40°С. На ветру температура должна быть ниже (-40°С), чем в укромном месте (–20°С).
- ШЛЕПАЯ ПО ЛУЖАМ - не может быть, потому что вода при отрицательной температуре превращается в лед.
Оценивание (Слайд 5)
Количество найденных ошибок
|
Меньше 3-х
|
3 – 4
|
5
|
6
|
Оценка
|
2
|
3
|
4
|
5
|
- Мотивация (3 мин).
Итак, как уже было сказано, существует несколько видов тепловых двигателей (Слайд 6):
- А какие двигатели называют тепловыми?
- Какие переходы и превращения энергии происходят в них?
- Приведите пример превращения внутренней энергии пара в механическую энергию тела.
Видеоролик «ДВС». (Приложение 3) (Слайд 7)
- Изучение нового материала (15 мин). (Слайд 8)
- Откройте раздел «Мои документы». В папке «Урок физики «Двигатель внутреннего сгорания» найдите и откройте видеофайл «ДВС» (Приложение 4) или, если есть доступ к Интернету, пройдите по ссылке http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/669b7981-e921-11dc-95ff-0800200c9a66/2_9.swf;
- Изучите материал слайда 2;
- В рабочих листах запишите, как объяснить название «двигатель внутреннего сгорания».
- Изучите материал слайда 3;
- В рабочих листах запишите, кто и когда создал первый двигатель внутреннего сгорания; на рисунке в рабочем листе подпишите названия основных детелей двигателя внутреннего сгорания;
- Изучите материал слайда 4;
- В рабочих листах запишите, что такое «мертвая точка», «ход поршня», почему данный двигатель называется четырехтактным; на рисунке в рабочем листе подпишите названия тактов.
Сначала учитель проводит небольшую беседу по итогам работы (что записали в рабочих листах?). Затем проводит взаимопроверку по образцу.
За один правильный ответ на вопрос – один балл. На рисунках: за одно правильно вписанное слово – один балл.
Образец:
(Слайд 9) Двигатель внутреннего сгорания – очень распространенный вид теплового двигателя. Топливо в нем сгорает прямо в цилиндре, внутри самого двигателя. Отсюда и происходит название этого двигателя.
(Слайд 10) 1860 год – французский инженер Э. Ленуар.
(Слайд 11) Крайние положения поршня в цилиндре называют мертвыми точками. Расстояние, проходимое поршнем от одной мертвой точки до другой, называют ходом поршня.
(Слайд 12) Один рабочий цикл в двигателе происходит за четыре хода поршня, или, как говорят, за четыре такта (впуск, сжатие, рабочий ход, выпуск). Поэтому такие двигатели называют четырехтактными.
Выставление оценок. (Слайд 13)
Количество правильных ответов
|
меньше 7-и
|
7-10
|
11-14
|
15-16
|
Оценка
|
2
|
3
|
4
|
5
|
- Закрепление полученных знаний (слайд 14) (8 мин) (продолжается работа с материалом ЦОР).
- На интерактивной модели работы двигателя внутреннего сгорания (слайд 5) открывая и закрывая клапаны, двигая поршень, проделайте весь цикл работы ДВС.
- Изучите материал слайда 6 и подготовьтесь к обсуждению вопроса: что общего и в чем различия карбюраторного и дизельного двигателей.
- Рефлексия (1 мин) (Слайд 15)
Учитель:
Что ж, наш урок подходит к завершению. В той атмосфере и обстановке, в которой мы сегодня работали, каждый из вас чувствовал себя по-разному. И сейчас мне бы хотелось, чтобы вы оценили, насколько внутренне комфортно ощущали себя на этом уроке, каждый из вас, и понравилось ли вам то дело, которым мы с вами сегодня занимались.
Перед каждым из вас находится рисунок, на котором изображен сосуд с водой. Нарисуйте в нем, пожалуйста, шарик на той глубине, которая соответствовала бы глубине вашего погружения в сегодняшний урок.
- Итоги урока (2 мин). (Слайд 16)
Учитель:
- какую тему мы сегодня изучили?
- что нового узнали?
- чему научились?
Ученики отвечают на поставленные ответы, высказывают предположения, подводят итоги.
Учитель: какие оценки вы бы поставили себе за этот урок? Почему?
9. Домашнее задание (2 мин) (Слайд 17)
§ 17, выучить термины;
тетрадь-тренажер (с.32-33, № 6-9 с.34, №1)
небольшое сообщение об одном из тепловых двигателей.
(Слайд 18) Решать загадки можно вечно.
Вселенная ведь бесконечна.
Спасибо всем нам за урок,
А главное, чтоб был он впрок!
|