Официальный сайт goldsoftware 24/7/365

НФПК
Проект реализуется
Национальным фондом подготовки кадров
Вы не зарегистрированы

Авторизация



Коршунова Лариса Александровна, учитель истории и обществознания, МБОУ СОШ №10 п. Каменский Красноармейского района Саратовской области "Радуга проектов" Реализованный проект

1.      Название проекта: « Путешествие в далёкое прошлое»

 

2.      Руководитель проекта: Коршунова Лариса Александровна, учитель истории и обществознания МБОУ СОШ № 10 пос. Каменский Красноармейского района Саратовской области.

 

 3.      Учебные дисциплины, близкие к теме проекта: история Древнего мира, обществознание.

 

4.      Возраст учащихся, на которых рассчитан проект: 5 класс (11 – 12 лет)

 

5.      Состав проектной группы: 14 учащихся 5 класса

 

6.      Продолжительность проекта: 8 занятий (4 недели)

 

7.      Режим работы: 2 раза в неделю на уроке истории и внеурочное время (кружок «Юный исследователь»)

 

 8.      Тип проекта:

1.     по доминирующей деятельности: информационный

2.      по комплексности: внутриклассный групповой монопроект

3.       по продолжительности: среднесрочный

 

9.      Актуальность проекта:

Стремительный характер процесса развития технологий, меняющееся информационное пространство диктуют необходимость модернизационной перестройки системы образования вообще и обществоведческого в частности, а также формирования «человеческого капитала», обладающего значительным творческим потенциалом и высоким уровнем интеллекта. Эти  приоритетные направления обозначены в Концепции развития образования на 2016-2020 годы. Данная концепция предлагает распространять опыт научной, практической и творческой деятельности, своевременно выявлять и поддерживать одарённых детей, позволять им самосовершенствоваться и достигать определённого личностного роста.  В связи с этим одним из направлений в условиях образования российского школьника является проектная деятельность на уроках социально-гуманитарного цикла, а именно истории и обществознания.

Известный русский историк В.О. Ключевский (1841—1911) так писал об истории как науке: «В научном языке слово «история» употребляется в двояком смысле: 1) как движение во времени, процесс и 2) как познание процесса. Поэтому все, что совершается во времени, имеет свою историю. Основа исторической науки — собирание, систематизация и обобщение фактов, рассмотрение их в тесной связи и совокупности. Изучение истории выполняет целый ряд познавательных, интеллектуально развивающих функций.

Проект  « Путешествие в далёкое прошлое» наглядно демонстрирует тот факт, что усвоение исторического опыта, знаний и методов мышления, выработанных предшествующими поколениями, позволяет направлять всю практическую деятельность настоящего. Наше прошлое — это наша интеллектуальная собственность, с которой нужно обращаться так же бережно, как и с материальной.

Цели и задачи проекта:

Ученические: описывать и анализировать исторические события (рассказывать о важнейших исторических событиях и их участниках, показывая знание необходимых  фактов,  терминов), работать с историческим источником, уметь извлекать информацию из различных источников; использовать различные технологии для представления своей работы;

Педагогические:

-углубление знаний по предмету, стимулировать познавательный интерес; развивать творческие способности и кругозор, воспитывать у ребенка интерес к предмету, к проектной  деятельности.

Формирование УУД

Познавательные УУД: умение извлекать информацию из схем, иллюстраций; представлять информацию в виде схемы, иллюстрации, умение самостоятельно генерировать идеи, т. е. изобретать способ действия, привлекая знания из различных областей.

Коммуникативные УУД: умение строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами; умение оформлять свои мысли в устной форме.

 Регулятивные УУД: умение отвечать на вопрос: чему нужно научиться для решения поставленной задачи; умение оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей; умение прогнозировать предстоящую работу (составлять план); умение определять успешность выполнения своего задания в диалоге с учителем.

 Личностные УУД: формируем мотивации к обучению и целенаправленной познавательной деятельности.

11.    Этапы работы над проектом (описание).

 I.       Мотивационный (озвучивание проблемы).

Одним из первых разделов по всеобщей истории в 5 классе,  после вводных уроков, изучается раздел « Жизнь первобытных людей». В соответствии с обязательным  минимумом содержания  образования он включает изучение  таких ключевых моментов всеобщей истории как:

Первобытность. Человек и природа[1]. Расселение древнейшего человечества. Орудия труда, занятия первобытного человека. Родоплеменные отношения. Первобытные верования. Зарождение искусства.

При изучении  нескольких тем учащиеся должны:

- иметь представление о первобытных людях, делать выводы, извлекать информацию из  иллюстраций;

-работать с историческим источником, давать описание исторических событий и памятников культуры на основе текста и иллюстративного материала учебника, фрагментов исторических источников;

- использовать приобретенные знания при написании творческих работ, отчетов, сочинений);

- анализировать, объяснять, оценивать исторические факты и явления (соотносить общие исторические процессы ).

В целях активизации познавательного интереса учащихся, а также для более эффективного решения образовательных целей и задач, учащимся было предложено стать участниками проекта  « Путешествие в далёкое прошлое». В целях ознакомления и включения учащихся непосредственно в проектную деятельность с ними было организовано вводное занятие с использованием цифрового образовательного ресурса (см. Приложение №1).

II.      Планирование деятельности.

При организации работы над проектом " Путешествие в далёкое прошлое"  планировалось использование сети Интернет для подбора иллюстративного аппарата, а также материала, раскрывающего направление проекта- историю Древнего мира. Примером тому может стать поиск доступной информации о методе реконструкции при дальнейшем использовании в организации выставки творческой мастерской. Всё, что учащийся находит и анализирует должно быть представлено в папке портфолио проекта, что позволит контролировать и оценивать учителю продуктивность его деятельности.

На основном этапе работы над проектом учащиеся должны быть ознакомлены с критериями оценивания проекта, что поможет им скорректировать направление своей деятельности.

Все участники на основе самостоятельного выбора были поделены на рабочие группы, перед которыми был обозначен план работы.

План работы группы теоретиков.

  1. Изучить  рекомендуемую литературу по теме проекта.
  2. Оформить индивидуальные сообщения по мини-темам.
  3. Провести синтез изученных материалов и сделать вывод.

План работы группы практиков.

  1. Изучить  исследовательскую литературу об образе жизни и орудиях труда первобытного человека.
  2. Реконструировать жилище, орудия труда или иных предметов по  сохранившимся описаниям.
  3. Провести синтез изученных материалов и сделать вывод.

План работы группы художников.

  1. Детально изучить иллюстративный материал по проекту, распределив его по темам.
  2. Сопоставить исторический и художественный образы.
  3. Проиллюстрировать сюжет из жизни первобытного человека по выбору.
  4. Проанализировать результат работы. (вариативность, достоверность, наличие сюжета).

III.    Информационно- операционный (выполнение проекта).

В целях успешной реализации проекта было организовано тесное сотрудничество с родителями. Для родителей в целях ознакомления с проектной методикой, а также для содействия с их стороны учащимся был создан информационный буклет ( см. Приложение №2).

На данном этапе каждой из групп предстояло выполнить план работы, а также проявить творческий подход при оформлении продукта.

При работе над проектом  учащимся предлагалось выполнить ряд заданий.

Примеры заданий:

         Задание: определите пропущенные слова в отрывке из знаменитой поэмы Тита Лукреция Кара « О природе вещей», весьма точно и образно рисующей наших далёких предков.     

                   Люди еще не умели с… (1) обращаться, и …(2),

                   Снятые с диких зверей, не служили одеждой их телу;

                   В рощах, в лесах или горных они обитали…(3)

                   И укрывали в кустах свои заскорузлые члены,

                   Ежели их застигали дожди или ветра порывы…

                   На несказанную силу в руках и в ногах полагаясь,

                   Диких породы…(4)по лисам они гнали и били

                   Крепким тяжелым…(5) и бросали в них меткие…(6);

                   Многих сражали они, от иных же старались укрыться…

                       ( Хрестоматия поэтических произведений по истории древнего мира и   средних веков. М., 1961. С.17)

Ответы:

  1. огонь
  2. шкуры
  3. пещеры
  4. звери
  5. дубьё
  6. камни

Задание: определите последовательность отрывков в древнем дальневосточном сказании о том, как люди начали разводить рис.

1.       И вот однажды в погоне за диким кабаном несколько охотников забрели в горы. Они очень устали и решили отдохнуть в тени большого дерева. Солнце к этому времени поднялось совсем высоко, и они уже немного проголодались.

2.       Не успел высохнуть пот на их телах, как они увидели: с вершины горы спускаются необычные мужчины и женщины. У них была гордая осанка и красивые лица, и от этих лиц исходил свет. Охотники испугались: они сразу поняли, что к ним идут боги, живущие на этой горе.  Люди встали и почтительно приветствовали богов.  Богам понравилась их почтительность. Они ответили на приветствие охотников и позвали их к себе на пир.

3.       Как вкусны оказались маленькие зерна. Они не только насытили охотников, но и придали им силы.

После пира люди поблагодарили богов и подарили им свою добычу.

4.       За это боги дали каждому из них по мешку золотистых зерен.

- Это нешелушеный  рис, - сказали они охотникам.

- Порушьте пестом в ступе несколько мешков риса и отвейте его хорошенько. Потом промойте очищенный рис, положите в сосуды из бамбука, налейте воды и варите на огне, пока он не станет таким же

мягким, как рис, который вы ели здесь.

5.       Охотников  позвали к столу, и тогда один из них сказал:

- Мы не едим червей.

Боги стали смеяться.

- Эти белые зерна, что лежат кучками на листьях, вовсе не черви, - сказал один из богов. – Это рис, зерна травы, которую мы здесь выращиваем.

      6.    В прежние времена люди не знали риса. Они ели плоды лесных  

             деревьев, коренья рыбу и дичь. Люди тогда не умели обрабатывать 

             землю и не умели разводить скот.

                 ( Хрестоматия по истории древнего мира. М.,1991. С. 25-26)

    - Что на ваш взгляд, в этом сказании правда, а что вымысел?

Ответы: 6-1-2-5-3-4

IV.    Рефлексивно- оценочный.

При работе над проектом одним из важных звеньев в образовательной цепи является грамотно и четко спланированная рефлексия. Рефлексия помогает ребенку не только осознать пройденный путь, но и выстроить логическую цепочку, систематизировать полученный опыт, сравнить свои успехи с успехами других учеников. Существует множество разных видов рефлексии. При  работе над проектом использовалась рефлексия содержания учебного материала для выявления уровня осознания содержания пройденного. Одним из приёмов такой рефлексии является составление синквейна.

Синквейн  - составление четверостишья по схеме:

первая строка – понятие, выраженное существительным,

вторая строка – описание двумя прилагательными (причастиями),

третья строка – 4 значимые слова, выражающие отношение к понятию(возможно глаголы),

четвёртая строка – слово-синоним понятию, обобщение или расширение смысла

Примеры  синквейна:

Община.

Дружная, организованная.

 Завоёвывает, развивается, живёт.

Общество.

 (Сердитов  Артём).

Родовые общины.

Многочисленные и многолюдные.

Живут, добывают, охотятся.

Дружные сородичи.

(Дьяков Владимир)

Первобытный человек.

Настороженный, меткий.

Перемещается, общается, охотится.

Разумное существо.

(Сердитов Артём)

12.    Конечный результат (продукт проекта): фото продукта.

На заключительном этапе  реализации проекта- его защите были представлены различные варианты продукта:

-модель исторической реконструкции (повышенный уровень) ;

-украшения модниц первобытного общества (повышенный уровень);

-сюжетные рисунки (базовый уровень);

-мини-исследования (повышенный уровень).(см.Приложение№3)

Защита проекта состоялась на занятии кружка «Юный исследователь». Все участники были отмечены грамотами и дипломами.

 

[1]       Курсивом в тексте выделен материал, который подлежит изучению, но не включается в Требования к уровню подготовки выпускников.


 

Прикрепленный файл Размер
Коршунова Радуга проектов.rar 1.45 Мбайт

»  Размещено в сообществах:   

Поиск

Loading
Муниципальные научные лаборатории Саратовской области

Смотреть видео hd онлайн


Смотреть русское с разговорами видео

Online video HD

Видео скачать на телефон

Русские фильмы бесплатно

Full HD video online

Смотреть видео онлайн

Смотреть HD видео бесплатно

School смотреть онлайн