Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение
Средняя общеобразовательная школа № 1 г. Чулымского района
Педагогический проект
«Мой класс и я – дружная семья!»
Выполнила: Тевлюкова Ирина Александровна
учитель начальных классов
Чулым 2016 г.
СОДЕРЖАНИЕ
- ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
1.1. Актуальность и принципы
1.2. Цели и задачи программы
1.3. Приоритетные направления развития воспитания школьников
1.4. Участники программы
1.5. Сроки реализации программы
1.6. Виды занятий, применяемых в ходе реализации программы
1.7. Планируемые результаты
2. СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ
3. ИНФОРМАЦИОННАЯ СПРАВКА КЛАССА 4 В
3.1.Общие сведения о классе и история его формирования
3.2. Социальный паспорт класса
3.3. Уровень сплочённости и развития классного коллектива
3.4. Результаты внеурочной деятельности 4 «в» класса
4. СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
5. ПРОДУКТЫ ПРОЕКТА
5.1. Занятость детей во внеурочное время
5.2. Педагогический проект «Уровень сплоченности коллектива»
5.3. Проект «Мой класс и я – дружная семья»
- 1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
1.1Актуальность и принципы
Школа призвана посредством воспитания и обучения реализовать заложенные генетические задатки, трансформировать их в социально-значимые свойства человеческой личности при самом активном участии ребёнка.
В воспитательном процессе в начальной школе основными средствами воспитания являются:
-игра
- познание
-предметно-практическая деятельность
- трудовая деятельность
- развитие духовной культуры.
Существующие в воспитании факторы прямого влияния (семья, школа, компания сверстников) и непрямого влияния (общество, система образования, культура) ставят перед педагогом задачу:
-способствовать развитию организма ребёнка (физическое развитие), индивидуальности (индивидуальное развитие) и личности (развитие личности).
Развитие этих качеств начинается с первого шага ребёнка, и непременным условием успешности этого процесса вначале является уверенность воспитателя, родителя, учителя, а затем и ребёнка в том, что всего можно добиться, если проявить настойчивость и упорство. Поэтому важно объединить все усилия семьи и школы для воспитания личности, которая будет соответствовать современным требованиям общества.
Воспитание является одним из важнейших компонентов образования в интересах человека, общества, государства.
Актуальность программы моей заключается в том, что в процессе её реализации создаются условия для понимания ребёнком того, что жизнь человека, его ум и здоровье – это превеликая ценность на земле, и, что счастье его самого, родных, близких и окружающих людей в первую очередь зависит от желания постоянно работать над собой, стать образованным, духовно - воспитанным и трудолюбивым.
Данная программа адаптирована для каждодневной учебно-воспитательной деятельности, причём все материалы соотнесены с актуальными требованиями общества и школы, с реалиями сегодняшнего дня.
Я разработала воспитательную прогрмму в начальной школе (на 4 года). С точки зрения психолого-педагогического подхода каждый год обучения в начальной школе является важным звеном в становлении личности младшего школьника. Поэтому каждый последующий год реализации данной программы опирается на результаты предыдущего года.
Учитывая, что ребёнок, приходя в начальную школу, испытывает большие психологические трудности, основным моментом первого года обучения становиться познание самого себя, в собственном взгляде на окружающих.
На втором году закладываются нравственные понятия «дружба», «забота о близких», « сострадание» и «милосердие».
Третий год - год становления коллектива, подчинение своих интересов его интересам.
Четвёртый год – посвящен формированию самостоятельности, правильной гражданской позиции, демократичности.
В основе программы заложены принципы:
- ориентация на общечеловеческие ценности (человек, добро, красота, отечество, семья, культура, знания, труд, мир) как основу здоровой жизни;
- ориентация на социально-ценностные отношения (способность обнаружить за словами, событиями, действиями, предметами, поступками внутренний мир человека),
- субъективность (содействие педагога развитию способности ребенка быть субъектом собственного поведения, а в итоге и жизни);
- принятие ребенка как данности (т.е. признание права ребенка на данное поведение и производимый им выбор).
1.2. Цели и задачи программы
Цель данной программы состоит:
- в обеспечении целостного подхода к воспитанию и развитию личности ученика;
- в создании основы для сознательного, обдуманного управления развитием с учётом возрастных изменений;
- создание максимально благоприятных условий для раскрытия способностей каждой отдельной личности.
Задачи воспитания:
- Развивать умение общаться и сотрудничать.
- Создавать условия для развития творческих и интеллектуальных способностей детей.
- Создавать условия для поддержания стабильного здоровья обучающихся.
- Формировать самостоятельность, расширять возможности для развития трудовых, художественно-эстетических умений и навыков.
- Развивать эмоциональную и волевую сферы.
- Изучать личностные качества обучающихся.
- Содействовать формированию классного коллектива и созданию в нём нравственно и эмоционально благоприятной среды для развития.
- Повышение педагогической и психологической культуру родителей через совместную деятельность.
Объект: учебно-воспитательный процесс в начальной школе.
Предмет: содержание и формы организации УВП; процесс формирования личности младшего школьника; технологии обучения и воспитания, способствующие созданию поведенческой модели, отвечающей социальному запросу.
1.3.Приоритетные направления развития воспитания школьников.
В соответствии с требованиями стандарта внеурочную и воспитательную деятельность организую по направлениям развития личности:
- Спортивно-оздоровительное направление.
- Общекультурное направление.
- Социальное направление.
- Общеинтеллектуальное направление.
Спортивно-оздоровительное:
• Посещение обучающихся спортивных секций по футболу, баскетболу.
• Организация предметной недели по физической культуре, походов, экскурсий, «Дней здоровья», подвижных игр, «Весёлых стартов», внутришкольных спортивных соревнований.
• Проведение бесед по охране здоровья.
• Применение на уроках игровых моментов, физ.минуток, минуток релаксаций.
• Участие в районных и областных спортивных соревнованиях.
• Ведение факультативов «Разговор о правильном питании».
Общекультурное направление
• Организация экскурсий, Дней театра и музея (выезд в г. Новосибирск), выставок детских рисунков, поделок и творческих работ учащихся;
• Проведение тематических классных часов по эстетике внешнего вида ученика, культуре поведения и речи;
• Работа ИЗОстудии "Акварелька"(ДДТ), театральный кружок «Театр и мы»;
• Участие в конкурсах, выставках детского творчества эстетического цикла на уровне школы, района.
Общеинтеллектуальное направление:
• Предметные недели;
• Библиотечные уроки;
• Конкурсы, экскурсии, олимпиады, конференции, деловые и ролевые игры и др.
• Участие в научно-исследовательских конференциях на уровне школы, района.
• Разработка проектов к урокам.
Духовно-нравственное направление:
• Встречи с ветеранами ВОВ и труда, «Уроки мужества»;
• Выставки рисунков ко Дню победы, Дню космонавтики, ко Дню пожилых людей, ко Дню матери.
• Тематические классные часы;
• Фестивали патриотической песни.
Социальная деятельность:
• Проведение субботников в классе;
• Разведение комнатных цветов.
• Акция «Помоги птицам» (приложение 6.1)
1.4.Участники программы
Программа предлагается для учащихся 1—4-х классов общеобразовательной школы. В реализации программы участвуют: обучающиеся, родители, педагоги, администрация школы, социальный педагог, психолог, руководители кружков.
1.5.Сроки реализации программы
Программа рассчитана на четыре учебных года.
1.6. Виды занятий, применяемых в ходе реализации программы
Теоретические занятия:
- беседы, рассказы, убеждения учителя;
- слушание;
- решение проблем;
- обсуждение прочитанной литературы;
- исследование (обучение установлению причинно-следственных связей).
Практические занятия:
- игры;
- рассказывание историй, сказок;
- импровизированные сценки, спектакли;
- дебаты;
- мозговой штурм или мозговая атака;
- изготовление газеты;
- моделирование;
- тренинги;
- опросы, анкетирование.
Экскурсии:
- посещение библиотеки;
- посещение театра;
- посещение развлекательных центров;
- посещение краеведческого музея;
- посещение парка.
1.7. Планируемые результаты
Результатом данной воспитательной программы является:
-постоянное участие родителей в учебно-воспитательном процессе;
-осознание норм социального поведения;
-снижение уровня конфликтности, агрессивности и правонарушений школьников;
-улучшение состояния здоровья детей;
-повышение мотивации к обучению;
-формирование у детей навыков самостоятельности: самоанализа, самооценки, самоуправления.
Это необходимо учащимся при переходе в среднее образовательное звено. Они должны уметь анализировать свою деятельность, не бояться принимать самостоятельно решение, уметь отвечать за свои поступки, передавать свой опыт своим сверстникам.
Средствами воспитания являются деятельность, общение и отношения, которые подчинены правилам, обязанностям и правам, закрепленными Уставом школы.
Деятельность любого вида должна привести к личному успеху, должна быть не бесполезной для людей, нравственно и экономически значимой.
В общении педагога с детьми должны реализовываться следующие правила:
- Умение выслушивать его до конца;
- Не принимать за него решения, а побуждать его сделать это самостоятельно;
- Открытость и доступность учащимся.
Отношения педагога и ученика строятся на взаимном уважении, доверии, справедливости и требовательности.
2. СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ
1 класс « Познай самого себя»
На первом этапе ведущая деятельность- учёба. Происходит узнавание себя в ней, в собственном взгляде на окружающих.
2 класс «Учись дружить»
На втором этапе - главное «ты мне, а я тебе». Результат совместной деятельности – забота не только о себе, но и о сверстниках, близких.
3 класс «Азбука коллективной жизни»
На третьем этапе – умение жить и работать в коллективе, подчинение своих интересов интересам коллектива.
4 класс «Вместе мы сила»
На завершающем этапе - приём самостоятельных решений, самостоятельный анализ своей деятельности, поступков.
3. ИНФОРМАЦИОННАЯ СПРАВКА 4 «в» КЛАССА
3.1. Общие сведения о классе и история его формирования
В настоящее время в классном коллективе учится 23 человека: 10 девочек и 13 мальчиков. Это очень эмоционально яркие ребята, которые постоянно желают и умеют действовать, а не только много знать. Они стараются активно учавствовать в жизни класса и школы: участвуют в школьных предметных олимпиадах и интеллектуальных марафонах, различных музыкальных конкурсах и фестивалях района, принимают активное участие во всех праздничных концертах и мероприятиях, общественных акциях и трудовых делах школы.
Дети доброжелательны и отзывчивы, с уважением относятся ко всем учителям.
3.2. Социальный паспорт класса
Не все учащиеся из благополучных семей. Многим детям очень мало уделяют дома внимания, недостаточно осуществляется контроль и помощь, как в учебных делах так и в личных.
Из 23 учащихся 7 учащихся из неполной семьи, 9 учащихся из многодетных семей, 2 учащихся находятся под опекой, 2 учащихся из малообеспеченной семьи.
Дети нуждаются во внимании, каждого необходимо заметить и отметить его достижения не только в учебе, но и в других делах. Для того чтобы дети были не предоставлены сами себе, необходимо их занять и заинтересовать.
С самого начала нашей совместной работы для ребят я стараюсь создать все условия и настрой на творческую деятельность, в основе которой находится постоянное стремление к знаниям, которые имеют важное значение в воспитании школьников. Реализации данной программы способствует привлечение ресурсов дополнительного образования.
3.4. Уровень сплочённости и развития классного коллектива
В классе есть актив, члены которого работают, действуют при непосредственном участии и поддержке классного руководителя. Это лидеры класса. К правильному решению вопросов, касающихся коллективной деятельности приходит большинство учащихся класса. Все ребята вовлечены в жизнедеятельность класса.
Следует отметить, что главным системообразующим фактором в воспитательном процессе служит коллективная деятельность, которая в большинстве случаев носит личностно-ориентировочный и творческий характер. Основу этой деятельности составляет годовой круг традиционных коллективных дел:
День знаний, Новогодний праздник, 23 февраля, 8 марта, экскурсии, совместные походы родителей и детей. На таких мероприятиях также развивается дружеское отношение между детьми, в первую очередь, внимательное отношение друг к другу.
Мною было проведено анкетирование обучающихся второго класса и четвертого, для выявления их сплоченности и дружелюбия.
- «Для меня мой класс это…..»
- «Мой класс он какой?....»
- «В классе у меня есть….»
- «Я желаю классу…»
Таким образом, мы видим, что у ребят, на начальном этапе обучения, еще не достаточно сформировано чувство коллективизма и сплоченности. Дети в буквальном смысле видят в слове «класс» - место, в котором протекает процесс обучения. В классе они имеют или «друзей», «учителя» или «врагов» и желают своему классу «счастья, радости», «чтобы никто не ругался».
На завершающем этапе начального обучения, дети сформированы как личность, имеют на все свое мнение и свой ответ. Достаточно сформирована сплоченность в коллективе. Они дружат, помогают друг другу в трудных ситуациях, дорожат своими отношениями. Под словом «класс» они видят: «семью», «друзей», в классе имеют: «друзей», «лучших друзей», «любимую учительницу» и желают своему классу «здоровья, добра, удачи».
Я рекомендую:
- планировать больше совместных мероприятий, игр;
- проводить больше классных часов о дружбе, взаимовыручке, коллективизме;
- практиковать групповые виды деятельности;
- поддерживать комфортный и благоприятный психологический климат в классе.
3.5. Результаты внеурочной деятельности 4 «в» класса
Результативность внеурочной деятельности.
Перечень деятельности
|
Уровень
|
Результат
|
Конкурс поделок «Живая буква»
|
школьный
|
2 место (Чужданова Виктория)
|
Конкурс чтецов «Дороги судьбы-дороги победы»
|
школьный
|
3 место (Чужданова Виктория)
|
Творческая выставка по профилактике дорожного движения «Азбука пешехода»
|
Областной
|
Сертификат участника (Самусенко Виктор, турков Александр)
|
Конкурс чтецов «Слово о маме»
|
школьный
|
Грамота победителя в номинации «Самое оригинальное исполнение стихотворения» (Чужданова Виктория, Новик Виктория)
|
Конкурс поделок «Осень-мастерица»
|
школьный
|
Грамота участника (Фыриков Николай, Хохлова Анастасия)
|
Районный фестиваль исследовательских проектов младших школьников «Я познаю мир»
|
районный
|
Сертификат участника (Новик Виктория)
|
Онлайн-конкурс детского рисунка «Берегите нашу планету»
|
областной
|
Сертификат участника (Новик Виктория, Гасымова Сабина, Сокол Лиза)
|
Конкурс рисунков «Вежливость-королева жизни»
|
областной
|
Грамота участника (Новик Виктория)
|
Районный фестиваль исследовательских проектов младших школьников «Я познаю мир»
|
районный
|
Дипло III степени (Новик Виктория)
|
Конкурс поделок «Сказочная цифра»
|
школьный
|
3 место (Колесников Евгений)
|
Открытое первенство ДЮСШ по баскетболу среди мальчиков
|
районный
|
2 место (Турапин Ярослав. Язвенко Даниил)
|
Районный турнир по баскетболу среди мальчиков
|
районный
|
3 место (Турапин Ярослав)
|
Турнир по стрельбе из пневматической винтовки среди членов Чулымского РООиР.
|
районный
|
Диплом III (Турапин Ярослав)
|
Конкурс Чтецов «Память наших сердец»
|
школьный
|
Сертифик участника (Варуск Наталья, Хохлова Анастасия)
|
Творческий проект «Панорама военных действий»
|
областной
|
Грамота участника (Турков Александр)
|
Открытое первенство ДЮСШ по баскетболу среди девочек
|
районный
|
1 место (Новик Виктория, Ивочкина Дарья)
|
Внутрикомандный конкурс точных бросков
|
школьный
|
3 место (Язвенко Даниил, Ивочкина Дарья)
|
Конкурс рисунков «Мы рисуем музыку»
|
школьный
|
Грамота победителя (Ивочкина Дарья, Язвенко Даниил)
|
Первенство ДЮСШ по баскетболу «Оранжевый мяч»
|
районный
|
2 место (Ивочкина Дарья)
|
Конкурс фото-выставка домашних животных «Мой любимец»
|
школьный
|
Грамота участника (класс)
|
КВН «Эрудиты природы»
|
школьный
|
Грамота победителя (весь класс)
|
Конкурс по сбору конфетных фантиков
|
школьный
|
1 место (весь класс)
|
Занятия внеурочной деятельностью помогают формировать положительную учебную мотивацию по предметам, развивать кругозор учащихся, формировать новые умения и навыки в учебной деятельности.
«Дети – это нежные загадки, и в самих загадках кроется ответ» (М.Цветаева).
Для меня мой класс, как и для каждого классного руководителя, его класс, - самый лучший, любимый, конечно же, доставляющий массу хлопот и переживаний, но вместе с тем неповторимый и уникальный.
4. СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ МЕТОДИЧЕСКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
- Гридина В.Т., Завязкин О.В. Читай, рассуждай, отгадывай. - М.:БАО-ПРЕСС, 2005.
- Ильин АЛ. Большая энциклопедия выживания. - М.: Эксмо, 2005.
- Ликум А. Все обо всем. Популярная энциклопедия для детей. -М.: Слово, 1994.
- Огарев Н.П. Страна моя родимая. -М., 1982.
- Остров сказок (сказки народов мира). - Волгоград, 1978.
- К.Фопель Как научить детей сотрудничать(психологические игры и упражнения).- м.,2000
- Л.Г.Федоренко.Секреты общения.-С-Пб.,2003.
- Организация внешкольного досуга. Сценарии, программы игр и представлений.-Ростов-на-Дону, 2002.
- Журнал «Начальная школа»,№6.2002. 1991, № 9; 1992, № 2; 1994, № 1
- Журнал «Классный руководитель»,№1,2003; №3,1,2004,№2,2005,1997, № 3.
- 3агре6инаГ.В. Давай устроим праздник! Игры, конкурсы, забавы для младших школьников. - Ярославль: Академия развития: Академия Холдинг, 2002.
- Играем с пользой: организаторам развивающего досуга / Авт.-
сост. А.А. Данилков, Е.М. Литвиченко. - Новосибирск: Изд-во Сиб.ун-та, 2005.
- Календарь школьных праздников Авт.-сост. СИ. Лобачева,
К.В. Щиголь, О.Е. Жиренко. - М., 2006.
- gym1577sv.mskobr.ru›…po_splocheniyu_kollektiva.pdf
- gigabaza.ru›doc/70946.html
- portfolio.schule72spb.ru›…bukova-marina…kollektiva
- uchportal.ru›load/50-1-0-20069
- pedsovet.su›Файлы для скачивания›55-1-0-14695
- moeobrazovanie.ru›…programma…klassnogo…202313.html
- uchportal.ru›load/50-1-0-20069
- sch5.rybadm.ru›pdf/planvd2014.pdf
|