Возможности использования художественной литературы на уроках химии
Воспитательное значение художественной литературы
огромно, потому что она воздействует одновременно
и одинаково на мысль и чувство.
А.М. Горький
Современная концепция модернизации образования ставит перед обществом задачу по подготовке
педагогических работников нового поколения обладающих богатым арсеналом методических приемов,
направленных на повышение у учащихся интереса к учению. Одним из таких приемов является использование художественной литературы на уроках химии. Немало литературных произведений содержит описания химических явлений, физических и химических свойств веществ и их применения в различных ситуациях. Использование фрагментов литературных произведений предоставляет учителю химии возможность оживить теоретический материал урока, привлечь внимание учащихся, наглядно продемонстрировать химические явления в окружающей жизни.
Изучение многих тем школьного курса химии позволяет использовать литературный материал
не эпизодически, а постоянно при рассмотрении практически всех вопросов темы.
Есть несколько способов включения информации из художественной литературы:
небольшие вступления об изучаемых веществах или явлениях; загадки, пословицы,
поговорки в конце изучения данного вещества; подбор отрывков, характеризующих свойства вещества, различные химические явления.
Приведу примеры использования художественной литературы в обучении химии.
В 8 классе при изучении темы «Периодическая система элементов», цитаты из сборника Е.Ефимовского
Ракета и травинка» помогают разнообразить материал. Например, история про великого русского
учёного Дмитрия Менделеева, про его гениальную таблицу и про то, как непросто утверждаются открытия:
Найдётся ль правило простое,
что целый мир объединит?
Таблицу Менделеев строит:
Природы ищет Алфавит.
При изучении темы «Строение атома» в стихотворении В.Я. Брюсова «Мир электрона»:
Ещё, быть может, каждый атом -
Вселенная, где сто планет;
Там - всё, что здесь, в объеме сжатом,
Но также то, чего здесь нет.
Их меры малы, но все та же
Их бесконечность, как и здесь…
Для характеристики свойства твердого кислорода и при изучении способов разделения смесей на уроках использую фрагмент произведения А.Беляева «Продавец воздуха».
При изучении темы «Физические и химические явления» использую фрагменты стихов А.А.Ахматовой «Ржавеет золото и истлевает сталь», Ю.Вилюгова «Две свечи»…
При изучении темы «Фосфор» на уроке использую фрагмент произведения А. Конан-Дойла «Собака Баскервилей»: «...Да! Это была собака, огромная, черная, как смоль. Но такой собаки еще никто из нас, смертных, не видывал. Из ее отверстой пасти вырывалось пламя, глаза метали искры, по морде и загривку мерцал переливающийся огонь. Ни в чьем воспаленном мозгу не могло возникнуть видение более страшное, более омерзительное, чем это адское существо, выскочившее на нас из тумана... Страшный пес, величиной с молодую львицу. Его огромная пасть все еще светилась голубоватым пламенем, глубоко сидящие дикие глаза были обведены огненными кругами.
Я дотронулся до этой светящейся головы и, отняв руку, увидел, что мои пальцы тоже засветились в темноте.
Фосфор, - сказал я». Далее мы разбираем с учащимися, какую ошибку допустил А. Конан-Дойл. Этот методический прием повышает уровень усвоения и запоминания материала за счет эмоциональной реакции и образования стойких ассоциативных связей.
Интересен опыт привлечения современной литературы. В частности, при изучении окисления меди, я привожу отрывок произведения «Суббота» Ю.Шевчука:
Мне снится потоп сумасшествий с натуры:
Пушкин рисует гроб всплывшей культуры,
Медный Петр добывает стране купорос!
Мы разбираем с учащимися возможно ли образование медного купороса на поверхности медного памятника, а также затрагиваем экологическую тему кислотных дождей.
При изучении темы «Металлы» и гальванических элементов использую отрывок из романа Ж. Верна «Двадцать тысяч лье под водой»: «Вам известен состав морской воды. На тысячу граммов приходится девяносто шесть с половиною процентов чистой воды, два и две трети процента хлористого натрия; далее в небольшом количестве хлористый магний и хлористый кальций, бромистый магний, сернокислый магний, сульфат и углекальциевая соль. Вы видите, что хлористый натрий содержится в морской воде в значительном количестве. Вот этот-то натрий я выделяю из морской воды и питаю им свои элементы.
- Хлористым натрием?
- Да, сударь. В соединении с ртутью он образует амальгаму, заменяющую
цинк в элементах Бунзена. Ртуть в элементах не разлагается. Расходуется
только натрий, а его мне поставляет море. И надо сказать, что, помимо
всего, натриевые элементы по крайней мере в два раза сильнее цинковых.
- Я хорошо понимаю, капитан, все преимущество натрия в условиях, в которых вы находитесь. Натрий вам поставляет море. Отлично! Но ведь его еще надо добыть, иначе говоря, выделить из его хлористого соединения.
Каким способом вы его извлекаете? Разумеется, ваши батареи могли бы послужить для электрохимического разложения хлористого натрия, но, если не ошибаюсь, расход натрия на электролиз очень высок. И что же окажется? Вы таким способом потратите натрия больше, чем его получите!
- Поэтому-то, господин профессор, я не извлекаю натрий электролитическим способом и пользуюсь для этого энергией каменного угля.
- Каменного угля?»
При изчении тему «Кислоты» можно использовать отрывок из произведения М. Пришвина «Соляная кислота»:
«…Известно ли вам, что в кормлении волчат участвует и самец-волк?
У матери в молоке не хватает необходимой для питания молодых волчат соляной кислоты, и, чтобы пополнить этот недостаток, в добавку к молоку надо отрыгнуть маленькому своей пищи с соляной кислотой. В таком кормлении принимает участие и волк-самец…».
Или Агата Кристи «Наследство Лемезюрье»:
«…Пуаро наклонился и осторожно извлек что-то из его правой руки. Он повернулся ко мне, и я увидел у него на ладони маленький шприц. Я содрогнулся.
Что в нем? Яд?
Муравьиная кислота, я полагаю.
Муравьиная кислота?
Да. Вероятно, полученная из муравьиного яда. Он же был химиком, как вы помните. Причиной смерти, наверное, сочли бы пчелиный укус».
В литературных произведениях много описаний действия различных органических веществ на организм человека и их применения. Действие метана описано очень точно у Л.Кассиля «Вратарь республики», хлороформа в «Записки врача» В. Вересаева и в трилогии Ю. Германа, метилового спирта в романе К. Федина «Необыкновенное лето». При изучении белков, путей их синтеза из аминокислот привожу фрагменты из романов А.П.Казанцева «Купол надежды» и Г. Гуревича «Мы из Солнечной системы». При изучении темы «Предельные углеводороды» зачитываю отрывок из повести Б. Васильева «А зори здесь тихие» и ставлю вопрос: Какой газ явился причиной гибели Лизы?
Удивить, заинтересовать учащихся, решение этих задач позволит осуществить главную концепцию современного образования – пробудить жажду знаний. Создание эмоционального настроя на уроках химии позволят произведения художественной литературы. Небольшой объем дополнительного материала оживляет рассказ учителя. Цитаты произведений известных писателей и поэтов, эпиграфы, сравнения, эмоциональные описания явлений, процессов, размышления о веществе и его превращениях – вот огромная копилка дидактического материала, который поможет сформировать образное мышление учащихся, способность высказывать оригинальные идеи. Каждый учитель выбирает сам, какие методические приемы использовать на уроках. Я в своей работе часто обращаюсь к художественной литературе и, надеюсь, в приведенных мной примерах, кто-то откроет для себя новый материал.
В конце хотелось бы привести слова известного советского химика А.Е. Арбузова: «Не могу представить себе химика, не знакомого с высотами поэзии, с картинами живописи, с хорошей музыкой. Вряд ли он создаст что-либо значительное в своей области….».
Литература:
1. Ефимовский Е. Ракета и травинка. Л.,1984.
2. Брюсов В.Я. Избранное. М., 1982.
3. Конан Дойл А.Собака Баскервилей.М.,2000.
4. Толстой А.Н. Петр Первый. М.,1989.
5. Тостой А.К. Князь Серебряный. М.1998.
6. Ефремов И. А. Алмазная труба. Барнаул.1987.
7. Одоевский В.Ф. Мороз Иванович. М., Просвещение. 1990.
8. Кассиль Л. Вратарь республики. М.,1990.
9. http://www.metodichka.org/publ/ispolzovanie_khudozhestvennoj_literatury_na_urokakh_khimii/1-1-0-261
|