Занятие курса «Азбука нравственности»
Тема: «Не имей 100 рублей, а имей 100 друзей»
Участники: воспитанники 8-11 лет.
Цель: воспитание ценностного, ответственного отношения к дружбе.
Задачи:
- Знакомство с основными признаками настоящей дружбы. Изучение правил, которые являются обязательными во взаимоотношениях между друзьями.
- Развитие умения анализировать и оценивать поведение между друзьями в соответствии с рассмотренными признаками и правилами.
- Воспитание стремления развития в себе качеств, присущих настоящему другу.
Оформление и оборудование:
Тема занятия,
Эпиграф:
«Если хочешь найти себе настоящего друга, сам стань им для кого-то ещё»
Тезисы и афоризмы:
«Человек должен выбирать себе в друзья тех, кто лучше него. Знакомых в мире всегда достаточно, а вот настоящих друзей – очень мало» (китайская мудрость)
Нравственный словарь, на котором фиксируются вводимые определения: друг, дружба
«Список качеств»
«Рабочие странички» для каждого ребенка (для самостоятельной работы в группе)
План занятия:
- Опрос домашнего задания
- Введение в тему – «Список качеств»
- Рассказ-пример настоящей дружбы – «История Дамона и Пифия»
- Самостоятельная работа (задание №1 на «Рабочей страничке»), анализ рассказа.
- Составление списка «Признаки настоящей дружбы».
- Эстафета мнений – «Как найти настоящую дружбу»
- «Правила настоящей дружбы» - изучение правил взаимоотношений между друзьями.
- Тест-самооценка «Какой я друг»
- Задание на дом. Подведение итогов занятия.
Ход занятия:
- В жизни любого человека дружба занимает очень важное место. Именно о дружбе пойдет речь на сегодняшнем занятии. Прежде, чем перейти к этой теме, я прошу каждого внимательно прочитать написанные слова. Затем, взяв в руки фломастер, по очереди подойти и быстро, не раздумывая пометить три качества, которые вам бы хотелось видеть в своем друге.
Список качеств:
- чувство юмора
- приятная внешность
- надежность
- умение слушать
- честность
- богатство
- щедрость
- покладистость
- ответственность
- сообразительность
- преданность
- сила
- популярность
- общие интересы
- доброта
- общие убеждения, ценности
На прошлом занятии мы говорили о важной роли отношений с другими людьми. Мы особо подчеркивали, что «нет человека, который был бы, как остров». Мы нужны друг другу, нуждаемся в прочных отношениях с людьми, чтобы чувствовать себя уверенно. Кроме того прочные отношения помогают нам быстрее освоиться в новой или непривычной обстановке.
Сегодня мы продолжим разговор о человеческих отношениях и постараемся понять, что такое настоящая дружба.
Вопрос: Как вы понимаете значение слова дружба?
Ответы детей.
Обобщение ответов и введение понятий
Дружба – близкие отношения между людьми, основанные на взаимном доверии, привязанности, общности интересов.
Друг – тот, кто связан с кем-нибудь дружбой.
- Начать сегодняшний разговор хотелось бы с одной замечательной истории, которая как нельзя лучше демонстрирует пример настоящей дружбы, а также те черты характера, которыми обладают настоящие друзья.
«История Дамона и Пифия»
- Через несколько минут мы вернемся к просьбе царя, но сначала давайте подумаем о себе. Чье отношение к дружбе вам ближе и понятнее? На своей «Рабочей страничке» в задании № 1 вы видите список персонажей прочитанного рассказа и высказывания, отражающие их возможные отношения к ситуации. Внимательно прочитайте и ответьте, кто из них вам ближе? Что бы вы сказали на их месте?
Необходимо дать время прочитать и выбрать наиболее подходящий ответ. Затем всем желающим дается возможность огласить свой выбор и обосновать его.
Дамон: У меня есть друг, в котором я уверен. Он всегда придет мне на помощь, если будет нужно
Пифий: Я обязательно приду на помощь своему другу, если потребуется.
Царь Дионисий: У меня никогда не было такого друга, как Пифий или Дамон, но мне хотелось бы его иметь, и теперь я знаю, что это возможно.
Другое мнение: Я отношусь к дружбе так, как относились бы к ней Дамон и Цари Дионисий, если бы в их истории Пифий сбежал, спасая свою жизнь. Мои друзья часто меня подводят, и я не уверен, что настоящая дружба вообще возможна.
- Независимо от того, какой ответ вы выбрали, дружба важна для каждого из вас. Даже если у некоторых ребят пока нет настоящего друга, уверена, что они надеются его найти.
Сегодня мы поговорим о некоторых отличительных чертах настоящей, искренней дружбы и подумаем как найти такую дружбу. Если же у вас уже есть настоящий друг, то вы узнаете как ещё больше укрепить эту дружбу. В нашем рассказе Дамон и Пифий продемонстрировали несколько характерных черт настоящей дружбы.
Вопрос для обсуждения: Давайте ответим, какие это были черты?
Ответы детей фиксируются на доске. При необходимости дополнить варианты детей предложенными качествами.
Признаки настоящей дружбы:
- Обязательность
- Преданность
- Взаимное доверие
- Умение держать слово
- Искренняя и неподдельная забота о благе друга
- Готовность пожертвовать собой ради друга
Вопрос для обсуждения: какими еще качествами должен обладать настоящий друг?
Другие признаки настоящей дружбы
- Открытость, искренность в общении
- Сострадание и понимание
- Уважение (к чувствам и взглядам другого человека)
- Ответственность (умение отвечать за свои поступки и их последствия, признавать свои ошибки)
- Прощение (умение прощать, когда друг не прав)
- Стремление к укреплению дружбы
- В конце рассказа царь Диониссий обратился к Пифию и Дамону с важной просьбой: «Пожалуйста, подскажите, где и как мне найти такую же дружбу, как ваша».
Вопросы для обсуждения: Что бы вы посоветовали царю?
Ответы детей.
- Группа делится на семь микро групп. Каждой микрогруппе дается карточка с предложением, характеризующим одно из семи правил настоящей дружбы.
Задание: разработать план по которому царь Диониссий и любой человек могли бы использовать , если хотели бы научиться указанному на карточке правилу.
Правила дружбы:
- Я держу слово
- Я признаю, что был не прав
- Я прощаю людей, которые причиняют мне вред
- Я ценю мнение и чувства других людей
- В общении я открыт и честен
- Я не предаю друзей
- Я стремлюсь к укреплению дружбы
По окончании проводится совместный анализ, подводится итог. Формы
- Вы только что обсудили, каковы правила настоящей дружбы. На вашей рабочей страничке они все записаны в идее таблицы. Заполните каждый свою таблицу, поставив «галочку» напротив каждого правила в соответствующей графе, в зависимости от того, как часто вы это правило соблюдаете.
Самостоятельная работа – задание №2 на «Рабочей страничке»
|
В большин-стве случаев
|
В некото-рых случаях
|
Только если
|
Я держу слово
|
|
|
|
Я признаю, что был не прав
|
|
|
|
Я прощаю людей, которые причиняют мне вред
|
|
|
|
Я ценю мнение и чувства других людей
|
|
|
|
В общении я открыт и честен
|
|
|
|
Я не предаю друзей
|
|
|
|
Я стремлюсь к укреплению дружбы
|
|
|
|
- У многих из вас при заполнении таблицы много пометок находятся в графах «в некоторых случаях» и «только если». Пожалуйста дома составьте для себя список необходимых мер, выполнение которых позволит вам научиться всегда выполнять правила дружбы. Кроме того подумайте и ответьте на вопросы 1 и 2 домашнего задания на «Рабочей страничке».
задание на дом
- подумай и ответь на вопросы:
- мы говорили о семи признаках настоящей дружбы. Как ты думаешь, какие качества твои друзья считают у тебя самыми важными и почему?
- Вспомни человека, которого ты считаешь другом или уважаешь. Сколько качеств и какие, необходимых для настоящей дружбы, ты в нем находишь? Вспомни несколько случаев в которых этот человек проявил эти качества.
- подведение итогов занятия.
Ребята должны запомнить самое важное правило дружбы:
«Если хочешь найти себе настоящего друга, сам стань им для кого-то ещё»