Формирование представления у детей о нравственных понятиях («нравственность», «доброта», «милосердие», «справедливость», «честность», «вежливость», «уважение» и др.- как слагаемых нравственности).
Развитие навыков анализа, классификации, обобщения на примере разбора предложенных ситуаций.
Воспитание сознательного отношения к нравственным ценностям; стремления соизмерять поведение своё и окружающих с нравственными принципами, правилами.
Оформление и оборудование:
Тема занятия, эпиграф.
Тезисы и афоризмы:
«О достоинствах человека надо судить не по его хорошим качествам, а по тому, как он умеет ими пользоваться.»(Ларошфуко)
«Самая большая победа–это победа над самим собой»
(В.А.Сухомлинский)
«В каждом человеке природа всходит либо злаками, либо сорной травой; пусть же он своевременно поливает первое и истребляет второе» (Ф.Бэкон)
«Истинный показатель цивилизации – не уровень богатства и образования, не величина городов, не обилие урожаев, а облик человека, воспитанного страной» (Р. Эмерсон)
Нравственный словарь – плакат, на котором фиксируются вводимые определения.
Карточки с примерами ситуаций, для работы по подгруппам
Памятки – «Правила взаимодействия людей»
План занятия:
Введение в тему – обсуждение эпиграфа
Нравственный словарь - введение определений «нравственность», составляющих данного понятия
Беседа представителя духовенства.
«Вавилонская башня» - обсуждение Библейской истории.
«Как быть» – продолжить рассказ, демонстрирующий нравственный выбор – работа по подгруппам
Правила нравственности – обобщение материала занятия
Подведение итогов
Ход занятия:
Вниманию детей предлагается высказывание Б.Шоу, которое служит эпиграфом занятия: «Теперь, когда мы научились летать по воздуху как птицы, плавать под водой как рыбы, нам не хватает только одного: научиться жить на земле как люди».
Вопросы для обсуждения: что значит жить как люди? Что значит быть человеком?
Ответы детей.
О людях можно судить по многим качествам: красота (внешность), ум (интеллект), профессия, увлечения и пр. Но эти качества характеризуют его внешнюю сторону.
Но гораздо важнее его внутренняя (или духовная) сторона, которая отражает его человеческие качества.
Есть люди, про которых можно сказать – человек – солнышко. Рядом с ним тепло, светло, уютно. А есть люди, с которыми трудно общаться, их трудно понять.
Вопросы для обсуждения: Давайте же, определим, чем одни отличаются от других, какие качества есть у первых, которых нет у вторых и наоборот.
Работа на доске: «Человек солнце»
Дети дают лучам названия - нравственные категории, характеризующие человека, объясняя смысл каждой. Педагог обобщает высказывания детей, давая определение каждой категории. Определения фиксируются в «нравственном словаре».
уважение
вежливость честность
ВЗАИМОПОМОЩ Ь
ВЫРАЖАЕТ ОТНОШЕНИЯ МЕЖДУ ЛЮДЬМИ, ВОЗНИКАЮЩИЕ В УСЛОВИЯХ ОБЩНОСТИ ИНТЕРЕСОВ,
ЦЕЛЕЙ И ПРЕДПОЛОГАЮЩАЯ ОБЪЕДИНЕНИЕ УСИЛИЙ, ВЗАИМНУЮ ПОДДЕРЖКУ.
СОСТРАДАНИЕ
КАЧЕСТВО, ХАРАКТЕРИЗУЮЩЕЕ ОТНОШЕНИЕ ЛИЧНОСТИ К ОКРУЖАЮЩИМ. ПРЕДПОЛАГАЕТ ЗАБОТУ О ДРУГИХ, ВНИМАНИЕ К ИХ ПРОБЛЕМАМ, ТАКТИЧНОЕ ВЕДЛИВОЕ ОТНОШЕНИЕ К ЛЮДЯМ
ДОВЕРИЕ
ОТНОШЕНИЕ К ДЕЙСТВИЯМ ДРУГОГО ЧЕЛОВЕКА, ОСНОВЫВАЮЩЕЕСЯ НА УБЕЖДЁННОСТИ В ЕГО ПРАВОТЕ.
Доброта
качество, которое выражается во всем поведении: человек всегда готов сделать что-то для других, помочь, поделиться тем, что имеет, понять, простить другого.
МИЛОСЕРДИЕ
ПОВЕДЕНИЕ, ОСНОВАННОЕ НА СОЧУВСТВИИ, СОСТРАДАНИИ, СОУЧАСТИИ И ГОТОВНОСТИ ДЕЛАТЬ ДОБРО. АДРЕСУЕТСЯ НЕ ТОЛЬКО ЛЮДЯМ, НО И ВСЕМУ ЖИВОМУ
ЧУТКОСТЬ
СОЧУВСВИЕ ЧУЖОМУ ГОРЮ И СТРАДАНИЮ, СОЕДИНЁННОЕ С ЖЕЛАНИЕМ ПОМОЧЬ
ЧЕСТНОСТЬ
КАЧЕСТВО, ОТРАЖАЮЩЕЕ ОДНО ИЗ ВАЖНЕЙШИХ ТРЕБОВАНИЙ НРАВСТВЕННОСТИ. ВКЛЮЧАЕТ ПРАВДИВОСТЬ, ПРИНЦИПИАЛЬНОСТЬ, ВЕРНОСТЬ ПРИНЯТЫМ ОБЯЗАТЕЛЬСТВАМ, УБЕЖДЁННОСТЬ В ПРАВОТЕ ПРОВОДИМОГО ДЕЛА, ИСКРЕННОСТЬ
ВЫДЕРЖАННОСТЬ
КАЧЕСТВО, ВКЛЮЧАЮЩЕЕ УМЕНИЕ ЧЕЛОВЕКА КОНТРОЛИРОВАТЬ СВОИ СОБСТВЕННЫЕ ЧУВСТВА, ДЕЙСТВОВАТЬ В СООТВЕТСТВИИ С ЦЕЛЯМИ ВОПРЕКИ ТРУДНОСТЯМ.
ВЕЖЛИВОСТЬ
ОСНОВЫВАЕТСЯ НА УВАЖЕНИИ К ДРУГОМУ ЧЕЛОВЕКУ, ВНИМАНИИ, ДОБРОЖЕЛАТЕЛЬНОСТИ К ЛЮДЯМ
ЛЮБОВЬ –
ЧУВСВО ГЛУБОКОЙ ПРИВЯЗАННОСТИ К КОМУ - ЛИБО ИЛИ ЧЕМУ-ЛИБО
Дружба
продолжительные отношения людей на основе духовного контакта или совместной деятельности, близких доверительных отношений, взаимной симпатии, помощи и сочувствия друг другу, самоотверженности друг ради друга.
ТЕРПИМОСТЬ
КАЧЕСТВО, ХАРАКТЕРИЗУЮЩЕЕ ОТНОШЕНИЕ К ИНТЕРЕСАМ, УБЕЖДЕНИЯМ, ВЕРОВАНИЯМ ДРУГИХ ЛЮДЕЙ.
ПРОЩЕНИЕ
ПЕРЕСТАТЬ УПРЕКАТЬ ЧЕЛОВЕКА ЗА НАНЕСЁННУЮ ОБИДУ, НЕ СТАВИТЬ ЧЕЛОВЕКУ В ВИНУ ДУРНУЮ МЫСЛЬ ИЛИ ПЛОХОЙ ПОСТУПОК
Этих качеств очень много, но всех их определяет одно понятие – «нравственность» – это система правил, поведения человека, в основе которой человеколюбие и бережное отношение к окружающему миру.
Понятие нравственности имеет глубокие христианские корни. Потому как в христианском учении нравственные качества названные выше проповедуются как законы, заповеди.
Охарактеризовать такие понятия как нравственность, милосердие, уважение, терпимость с христианской точки зрения предлагаем настоятелю Свято Вознесенского храма – о.Анатолию.
Беседа священнослужителя.
Воспитанникам предлагается послушать библейскую историю «Вавилонская башня», как пример того, что если человек ставит гордыню выше сострадания, милосердия, взаимопомощи, то это приводит к разрушению.
Вопросы для обсуждения. За что Бог решил наказать людей? Почему?
«Как быть». Участники делятся на 3 группы. Каждой группе выдается карточка, в которой описывается проблемная ситуация. Участникам группы необходимо предложить решение этой ситуации. Педагог анализирует ответы детей.
Вопросы для обсуждения. Казалось бы, так просто добиться, чтобы каждая семья, класс, группа были дружные и ладные. Так почему в жизни не всегда так получается?
Ответы детей.
Вывод: Наш дом, мы – тоже семья. И какой она станет, какая она сейчас – зависит от нас. Для того, чтобы наша семья была дружная, всем в ней было хорошо и комфортно, каждому из нас необходимо соблюдать определенные правила.
Правила нравственного взаимодействия людей:
Помогай людям, и они будут помогать тебе. Не жди просьбы, приходи на помощь сам.
Радуйся успехам других людей, сочувствуй их горю.
Помогай тем, кто попал в беду, всегда приходи на помощь слабому.
Свои поступки и намерения соизмеряй с тем, насколько они совместимы с окружающей действительностью.
Прежде чем обвинить человека в чем-то неприятном - подумай, действительно ли он это заслужил или тебе так кажется.
Будь справедлив к себе и другим.
Выполняй любое дело честно.
Умей признать свою вину или ошибку и постарайся её исправить.
Обсуждение правил.Каждому участнику выдается памятка с правилами