Официальный сайт rostobrnadzor 24/7/365

Вы не зарегистрированы

Авторизация



Твоя азбука нравственности - классный час

Submitted by Нина васильевна Сидорова on Fri, 11/03/2016 - 12:29
Данные об авторе
Автор(ы): 
Сокольская Ирина Евгеньевна
Место работы, должность: 

ГКУ ВО "Камешковский детский дом"

Регион: 
Владимирская область
Характеристики ресурса
Уровни образования: 
основное общее образование
Уровни образования: 
школы-интернаты, детские дома
Класс(ы): 
3 класс
Класс(ы): 
4 класс
Класс(ы): 
5 класс
Класс(ы): 
6 класс
Предмет(ы): 
Внеклассная работа
Целевая аудитория: 
Воспитатель
Целевая аудитория: 
Классный руководитель
Целевая аудитория: 
Социальный педагог
Целевая аудитория: 
Социальный работник
Тип ресурса: 
конспект урока (занятия)
Краткое описание ресурса: 
<p>Занятие факультативного курса &quot;Азбука нравственности&quot; для воспитанников детского дома, возраст участников 11-13 лет<br /> Цель: способствовать &nbsp;формированию нравственных качеств воспитанников.</p>

Занятие курса «Азбука нравственности»

Тема: «Твоя азбука нравственности»

Участники: воспитанники 11-13 лет, педагог, священнослужитель.

Цель: способствовать  формированию нравственных качеств воспитанников.

Задачи:  

  1. Формирование представления у детей о нравственных понятиях («нравственность», «доброта», «милосердие», «справедливость», «честность», «вежливость», «уважение» и др.- как слагаемых нравственности).
  2. Развитие навыков анализа, классификации, обобщения на примере разбора предложенных ситуаций.
  3.  Воспитание сознательного отношения к нравственным ценностям; стремления соизмерять поведение своё и окружающих с нравственными принципами, правилами.

Оформление и оборудование:

*      Тема занятия, эпиграф.

*        Тезисы и афоризмы:

«О достоинствах человека надо судить не по его хорошим качествам, а по тому, как он умеет ими пользоваться.»(Ларошфуко)

«Самая большая победа–это победа над самим собой»

(В.А.Сухомлинский)

«В каждом человеке природа всходит либо злаками, либо сорной травой; пусть же он своевременно поливает первое и истребляет второе»                                            (Ф.Бэкон)

«Истинный показатель цивилизации – не уровень богатства и образования, не величина городов, не обилие урожаев, а облик человека, воспитанного страной»                   (Р. Эмерсон)

*    Нравственный словарь – плакат, на котором фиксируются вводимые определения.

Нравственность. Доброта. Справедливость. Сочувствие. Вежливость. Скромность Уважение. Взаимопомощь. Дружба. Честность.

*      Карточки с примерами ситуаций, для работы по подгруппам

*      Памятки – «Правила взаимодействия людей»

 

План занятия:

  1. Введение в тему – обсуждение эпиграфа
  2. Нравственный словарь - введение определений «нравственность», составляющих данного понятия
  3. Беседа представителя духовенства.
  4. «Вавилонская башня» - обсуждение Библейской истории.
  5.  «Как быть» – продолжить рассказ, демонстрирующий нравственный выбор – работа по подгруппам
  6. Правила нравственности – обобщение материала занятия
  7. Подведение итогов

Ход занятия:

Вниманию детей предлагается высказывание  Б.Шоу, которое служит эпиграфом занятия: «Теперь, когда мы научились летать по воздуху как птицы, плавать под водой как рыбы, нам не хватает только одного: научиться жить на земле как люди».

Вопросы для обсуждения:   что значит жить как люди? Что значит быть человеком?

Ответы детей.

О людях можно судить по многим качествам: красота (внешность), ум (интеллект), профессия, увлечения и пр. Но эти качества характеризуют его внешнюю сторону.

Но гораздо важнее его внутренняя (или духовная) сторона, которая отражает его человеческие качества.

Есть люди, про которых можно сказать – человек – солнышко. Рядом с ним тепло, светло, уютно. А есть люди,  с которыми трудно общаться, их трудно понять.

Вопросы для обсуждения:   Давайте же, определим, чем одни отличаются от других, какие качества есть у первых, которых нет у вторых и наоборот.   

 Работа на доске: «Человек солнце»

Дети дают лучам названия - нравственные категории, характеризующие человека, объясняя смысл каждой. Педагог обобщает высказывания детей, давая определение каждой категории. Определения фиксируются в «нравственном словаре».

                   уважение

    вежливость                честность

ВЗАИМОПОМОЩ Ь

ВЫРАЖАЕТ ОТНОШЕНИЯ МЕЖДУ ЛЮДЬМИ, ВОЗНИКАЮЩИЕ В УСЛОВИЯХ ОБЩНОСТИ ИНТЕРЕСОВ,

ЦЕЛЕЙ И ПРЕДПОЛОГАЮЩАЯ ОБЪЕДИНЕНИЕ УСИЛИЙ, ВЗАИМНУЮ ПОДДЕРЖКУ.

СОСТРАДАНИЕ

КАЧЕСТВО, ХАРАКТЕРИЗУЮЩЕЕ ОТНОШЕНИЕ ЛИЧНОСТИ К ОКРУЖАЮЩИМ. ПРЕДПОЛАГАЕТ ЗАБОТУ О ДРУГИХ, ВНИМАНИЕ К ИХ ПРОБЛЕМАМ, ТАКТИЧНОЕ ВЕДЛИВОЕ ОТНОШЕНИЕ К ЛЮДЯМ

ДОВЕРИЕ

ОТНОШЕНИЕ К ДЕЙСТВИЯМ ДРУГОГО ЧЕЛОВЕКА, ОСНОВЫВАЮЩЕЕСЯ НА УБЕЖДЁННОСТИ В ЕГО ПРАВОТЕ.

Доброта

качество, которое выражается во всем поведении: человек всегда готов сделать что-то для других, помочь,  поделиться тем, что имеет, понять, простить другого.

МИЛОСЕРДИЕ

ПОВЕДЕНИЕ, ОСНОВАННОЕ НА СОЧУВСТВИИ, СОСТРАДАНИИ, СОУЧАСТИИ И ГОТОВНОСТИ ДЕЛАТЬ ДОБРО. АДРЕСУЕТСЯ НЕ ТОЛЬКО ЛЮДЯМ, НО И ВСЕМУ ЖИВОМУ

ЧУТКОСТЬ

СОЧУВСВИЕ ЧУЖОМУ ГОРЮ И СТРАДАНИЮ, СОЕДИНЁННОЕ С ЖЕЛАНИЕМ ПОМОЧЬ

ЧЕСТНОСТЬ

КАЧЕСТВО, ОТРАЖАЮЩЕЕ ОДНО ИЗ ВАЖНЕЙШИХ ТРЕБОВАНИЙ НРАВСТВЕННОСТИ. ВКЛЮЧАЕТ ПРАВДИВОСТЬ, ПРИНЦИПИАЛЬНОСТЬ, ВЕРНОСТЬ ПРИНЯТЫМ ОБЯЗАТЕЛЬСТВАМ, УБЕЖДЁННОСТЬ В ПРАВОТЕ ПРОВОДИМОГО ДЕЛА, ИСКРЕННОСТЬ

ВЫДЕРЖАННОСТЬ

КАЧЕСТВО, ВКЛЮЧАЮЩЕЕ УМЕНИЕ ЧЕЛОВЕКА КОНТРОЛИРОВАТЬ СВОИ СОБСТВЕННЫЕ ЧУВСТВА, ДЕЙСТВОВАТЬ В СООТВЕТСТВИИ С ЦЕЛЯМИ ВОПРЕКИ ТРУДНОСТЯМ.

ВЕЖЛИВОСТЬ

ОСНОВЫВАЕТСЯ НА УВАЖЕНИИ К ДРУГОМУ ЧЕЛОВЕКУ, ВНИМАНИИ, ДОБРОЖЕЛАТЕЛЬНОСТИ К ЛЮДЯМ

ЛЮБОВЬ –

 

ЧУВСВО ГЛУБОКОЙ ПРИВЯЗАННОСТИ К КОМУ - ЛИБО  ИЛИ ЧЕМУ-ЛИБО

Дружба

продолжительные отношения людей на основе духовного контакта или совместной деятельности, близких доверительных отношений, взаимной симпатии, помощи и сочувствия друг другу, самоотверженности друг ради друга.

ТЕРПИМОСТЬ

КАЧЕСТВО, ХАРАКТЕРИЗУЮЩЕЕ ОТНОШЕНИЕ К ИНТЕРЕСАМ, УБЕЖДЕНИЯМ, ВЕРОВАНИЯМ ДРУГИХ ЛЮДЕЙ.

ПРОЩЕНИЕ

ПЕРЕСТАТЬ УПРЕКАТЬ ЧЕЛОВЕКА ЗА НАНЕСЁННУЮ ОБИДУ, НЕ СТАВИТЬ ЧЕЛОВЕКУ В ВИНУ ДУРНУЮ МЫСЛЬ ИЛИ ПЛОХОЙ ПОСТУПОК

Этих качеств очень много, но всех их определяет одно понятие – «нравственность» – это система правил, поведения человека, в основе которой человеколюбие и бережное отношение к окружающему миру.

 Понятие нравственности имеет глубокие христианские корни. Потому как в христианском учении нравственные качества названные выше проповедуются как законы, заповеди.

 Охарактеризовать такие понятия как нравственность, милосердие, уважение, терпимость с христианской точки зрения предлагаем настоятелю Свято Вознесенского храма – о.Анатолию.

Беседа священнослужителя.

 Воспитанникам предлагается послушать библейскую историю «Вавилонская башня», как пример того, что если человек ставит гордыню выше сострадания, милосердия, взаимопомощи, то это приводит к разрушению.

Вопросы  для обсуждения. За что Бог решил наказать людей? Почему?

 

  1. «Как быть». Участники делятся на 3 группы. Каждой группе выдается  карточка, в которой описывается проблемная ситуация. Участникам группы необходимо предложить решение этой ситуации. Педагог анализирует ответы детей.
  2. Воспитанникам предлагается заслушать китайскую притчу «Ладная семья».

Вопросы  для обсуждения. Казалось бы, так просто добиться, чтобы каждая семья, класс, группа были дружные и ладные. Так почему в жизни не всегда так получается?

Ответы детей.

Вывод: Наш дом, мы – тоже семья. И какой она станет, какая она сейчас – зависит от нас. Для того, чтобы наша семья была дружная, всем в ней было хорошо и комфортно, каждому из нас необходимо соблюдать определенные правила.                                                                                                                                                                                                                                                                           

Правила нравственного взаимодействия людей:

  1. Помогай людям, и они будут помогать тебе. Не жди просьбы, приходи на помощь сам.
  2. Радуйся успехам других людей, сочувствуй их горю.
  3. Помогай тем, кто попал в беду, всегда приходи на помощь слабому.
  4. Свои поступки и намерения соизмеряй с тем, насколько они совместимы с окружающей действительностью.
  5. Прежде чем обвинить человека в чем-то неприятном  -  подумай, действительно ли он это заслужил или тебе так кажется.
  6. Будь справедлив к себе и другим.
  7. Выполняй любое дело честно.
  8. Умей признать свою вину или ошибку и постарайся её исправить.

 

Обсуждение правил. Каждому участнику выдается памятка с правилами

Подведение итогов занятия.

Прикрепленный файл Size
Занятие 1- Твоя азбука нравственности.doc 62.5 KB

Смотреть видео 365 онлайн


Смотреть русское с разговорами видео

Online video HD

Видео скачать на телефон

Русские фильмы бесплатно

Full HD video online

Смотреть видео онлайн

Смотреть HD видео бесплатно

School смотреть онлайн