Официальный сайт mkad14 24/7/365

НФПК
Проект реализуется
Национальным фондом подготовки кадров
Вы не зарегистрированы

Авторизация



Урок литературы в 11-м классе "Сергей Есенин как национальный поэт"

Размещено: Татьяна Александровна Воробьева - чт, 10/03/2016 - 15:42
Данные об авторе
Автор(ы): 
Воробьева Т.А.
Место работы, должность: 

учитель литературы

Регион: 
Город Москва
Характеристики урока (занятия)
Уровень образования: 
все уровни образования
Целевая аудитория: 
Все целевые аудитории
Класс(ы): 
11 класс
Предмет(ы): 
Литература
Цель урока: 

Цели урока: И вот сегодня у нас урок, на котором мы  ещё больше узнаем о творчестве поэта, расширим  свои знания по теории литературы и ответим на вопрос проблемы урока:Почему Сергея Есенина называют национальным поэтом?

Тип урока: 
Урок закрепления знаний
Учащихся в классе (аудитории): 
25
Используемые учебники и учебные пособия: 

А.М. Лебедев

Используемая методическая литература: 

И.С. Беленький

Используемое оборудование: 

Проектор, Биография 

Краткое описание: 
<p><em>Перед уроком звучит песня &laquo;Клён, ты мой опавший&hellip;&raquo;</em></p> <p><strong>Учитель:&nbsp;</strong>Ребята, сейчас вы слушали замечательную задушевную песню. А стихи этого музыкального произведения принадлежат хорошо вам знакомому поэту Сергею Есенину. С его творчеством мы встречались не раз.</p> <p><strong>Цели урока</strong>: И вот сегодня у нас урок, на котором мы &nbsp;ещё больше узнаем о творчестве поэта, расширим&nbsp; свои знания по теории литературы и ответим на вопрос&nbsp;<strong>проблемы урока<a name="OLE_LINK1">:</a></strong>Почему Сергея Есенина называют национальным поэтом? (<a href="http://festival.1september.ru/articles/608605/pril1.ppt" style="color: rgb(0, 135, 56);"><em><strong>Презентация 1</strong></em></a>, слайды 1-2)</p> <p><strong>Эпиграф к уроку:</strong>&nbsp;&laquo;Сергей Есенин не столько человек, сколько орган, созданный природой исключительно для поэзии, для выражения неисчерпаемой &laquo;печали полей&raquo;, любви ко всему живому в мире и милосердия, которое &ndash;&nbsp; более всего иного &ndash; заслужено человеком&raquo;.&nbsp; Максим Горький (<a href="http://festival.1september.ru/articles/608605/pril1.ppt" style="color: rgb(0, 135, 56);"><em><strong>Презентация 1</strong></em></a>, слайд 3)</p> <p><strong>Учитель:</strong>&nbsp;Откройте тетради, запишите проблему урока и эпиграф. Прочтите эпиграф. Какова основная мысль данного высказывания?&nbsp;<em>(Ответы учеников)</em>&nbsp;<br /> &ndash; А как слова Горького соотносятся с проблемой урока?&nbsp;<em>(Национальный &ndash; свойственный данной нации, выражающий ее характер; государственный, принадлежащий данной стране)</em></p> <p>Сергей Есенин &ndash; это поэт, в творчестве которого воспета Россия, её сердце &ndash; деревня, родные, близкие с детства ему леса и поля, &laquo;страна берёзового ситца&raquo;. Всего себя он отдал людям:</p> <blockquote> <p>Быть поэтом &ndash; это значит то же,<br /> Если правды жизни не нарушить,<br /> Рубцевать себя по нежной коже,<br /> Кровью чувств ласкать чужие души.</p> </blockquote> <p>&ndash; Так ли это &ndash; выясним в течение работы на уроке.<br /> Познакомимся с его автобиографией, которую он написал незадолго до смерти, в октябре 1925 года.&nbsp;<em>(Сообщение учеников по статье &laquo;О себе&raquo;.&nbsp;<a href="http://festival.1september.ru/articles/608605/pril2.ppt" style="color: rgb(0, 135, 56);"><strong>Презентация 2</strong></a>&nbsp;&ndash; 5 мин.)&nbsp;</em><br /> Есенин за свою очень короткую жизнь (слайд 4) (21 сентября 1895 года &ndash; 28 декабря 1925 года) оставил литературное наследие, которое содержит ещё много загадок. В самом звучании его фамилии есть что-то природное, лесное, весеннее &ndash; и никаких псевдонимов, столь популярных в его время, не понадобилось.<br /> Есенин &ndash; единственный среди русских великих лириков поэт, в творчестве которого невозможно выделить стихи о родине в особый раздел. Всё, написанное им, проникнуто &laquo;чувством родины&raquo;. (<a href="http://festival.1september.ru/articles/608605/pril1.ppt" style="color: rgb(0, 135, 56);"><em><strong>Презентация 1</strong></em></a>, слайд 5) Как писал сам поэт: &laquo;Чувство родины &ndash; основное в моём творчестве&raquo;. Обратите внимание, не &laquo;тема&raquo;, а &laquo;чувство&raquo;. Наверное, именно поэтому родное константиновское небо представляется поэту в знаменитом стихотворении &laquo;Небо &ndash; как колокол&raquo; &ndash; гигантским вселенским колоколом, а месяц в небесной ночной синеве &ndash; звонким его языком!!! Откуда такая интимность к родине? (<a href="http://festival.1september.ru/articles/608605/pril1.ppt" style="color: rgb(0, 135, 56);"><em><strong>Презентация 1</strong></em></a>, слайд 6) Нам поможет ответить на этот вопрос стихотворение &laquo;В хате&raquo;.&nbsp;<em>(Ученик читает стихотворение)</em></p> <p><strong>Анализируют ученики.</strong>&nbsp;Это стихотворение стало событием в русской поэзии. Здесь нет ярких красок, вычурных образов, всё очень обыденно, достоверно, непоэтично &ndash; какие-то тараканы&hellip;Но всё же оно притягивает своей наблюдательностью, меткостью зарисовки, задушевностью интонации. Поэзия обыденности удивляет, ведь до Есенина крестьянский быт был лишь объектом сострадания.</p> <p>&ndash; Послушаем ещё одно стихотворение Есенина (<a href="http://festival.1september.ru/articles/608605/pril1.ppt" style="color: rgb(0, 135, 56);"><em><strong>Презентация 1</strong></em></a>, слайд 7) &laquo;Гой ты, Русь, моя родная!..&raquo;&nbsp;<em>(Ученик читает наизусть)</em>&nbsp;В стихотворении &laquo;Гой ты, Русь, моя родная&raquo; настроение поэта на протяжении всего повествования не меняется. Восторженность, гордость, обожание &ndash; в начале и то же в конце. &laquo;Гой ты, Русь, моя родная&raquo; в эту фразу поэт вложил все свои чувства, которые он питает к России: гордость, бесконечное восхищение, глубокую любовь&hellip; Это стихотворение также наполнено звуками и запахами природы. Есенин прислушивался и слышал природу России: &laquo;А у низеньких околиц звонко чахнут тополя&raquo;. Автор относится к природе, как к живому существу, прекрасному и беззащитному. Читая его стихотворение, перед глазами сразу возникают картинки, и ты невольно представляешь себе все: бесконечное поле, тополя, хаты&hellip;</p> <p>Каждая строчка предстает отдельным пазлом, соединив который, можно без труда увидеть полную картину русской деревни. Природа у поэта многоцветна. Цветные тона усиливают ощущение необъятности просторов России: &laquo;Не видать конца и края /Только синь сосет глаза&raquo;. В стихотворении автор обращается к любимой родине, к России. Он преклоняется перед ней, &laquo;как захожий богомолец&raquo;. Стихотворение &laquo;Гой ты, Русь, моя родная&raquo; &ndash; чувственное, откровенное признание автора в любви родной стране.</p> <p><strong>&nbsp;Учитель:</strong>&nbsp;Мы можем смело утверждать, что мировосприятие Есенина складывалось под влиянием русской природы. Природа и родина для поэта не просто однокоренные слова, это неразрывные понятия. Давайте рассмотрим, как Есенин изображает природу?</p> <p>Анализируя произведения Есенина, обратите внимание на тропы и приёмы, звукопись, используемые автором для изображения природы. Работа по группам (группы сформированы так, чтобы в каждой были ученики, соответствующие как первому, второму уровням, так и третьему, четвёртому):</p> <ul> <li>1 группа анализирует стихотворение &laquo;Сыплет черёмуха снегом&hellip;&raquo;</li> <li>2 группа анализирует стихотворение &laquo;Край ты мой заброшенный&hellip;&raquo;</li> <li>3 группа анализирует стихотворение &laquo;Край любимый! Сердцу снятся&hellip; &raquo;</li> <li>4 группа анализирует стихотворение &laquo;Чёрная, потом пропахшая выть&hellip;&raquo;</li> <li>5 группа анализирует стихотворение &laquo;Запели тёсаные дроги&hellip;&raquo;</li> <li>6 группа анализирует стихотворение &laquo;О красном вечере задумалась дорога&raquo;</li> </ul> <p><strong>Учитель:</strong>&nbsp;Сегодня анализ лирических произведений проведём необычно. Опираясь на произведения, мы с вами будем подтверждать или опровергать высказывания литературоведов, в которых &nbsp;говорится о творчестве Есенина.<br /> Литератор (<a href="http://festival.1september.ru/articles/608605/pril1.ppt" style="color: rgb(0, 135, 56);"><em><strong>Презентация 1</strong></em></a>, слайд 7) (Корнелий Люцианович ) К.Л. Зелинский писал: &laquo;Скромная пленительная природа средней полосы России воспета Есениным с глубокой и трепетной любовью, словно живое существо. Недаром она показана не созерцательно, а в действии&raquo;. Согласны ли вы с тем, что Есенин описывает природу, словно &laquo;живое существо&raquo;? (доказывают, опираясь на произведения)</p> <ul> <li>&laquo;Сыплет черёмуха снегом&raquo;; &laquo;&hellip; никнут шёлковые травы&raquo; &ndash; олицетворение.</li> <li>&laquo;Курит облаком болото&raquo; &ndash; метафора.</li> <li>&laquo;Избы забоченились&raquo; &ndash; олицетворение; &laquo;как метель черёмуха машет рукавом&raquo; &ndash; сравнение.</li> <li>&laquo;К сердцу вечерняя льнёт благодать; глухо баюкают хлюпь камыши&raquo; &ndash; олицетворение.</li> <li>&laquo;Запели тёсаные дроги &hellip; бегут равнины и кусты&raquo; &ndash; олицетворение.</li> <li>&laquo;О красном вечере задумалась дорога&hellip; осенний холод ласково и кротко крадется мглой к овсяному двору&raquo;; &laquo;нежно охает ячменная солом&raquo;</li> </ul> <p><strong>Вывод:&nbsp;</strong>для того чтобы оживить природу, автор использует олицетворение, метафоры, сравнения.</p> <p><strong>Литературове</strong>д (<a href="http://festival.1september.ru/articles/608605/pril1.ppt" style="color: rgb(0, 135, 56);"><em><strong>Презентация 1</strong></em></a>, слайд 8) (Исаак Станиславович) И. Эвентов замечает: &laquo;Природа в стихах Есенина &ndash; звенящая, шумная, поэтому особенно часто обращается поэт к приёмам звукового подражания&hellip;&raquo;. Согласны ли вы с тем, что природа в стихах Есенина &ndash; &laquo;звенящая, шумная&raquo;? Если да, то какими выразительными средствами создаются &laquo;звоны&raquo; и &laquo;шумы&raquo; в его стихах? (доказывают, опираясь на произведения)</p> <ul> <li>Сыплет, никнут, ой вы, луга и дубравы, &ndash; я одурманен весной. (глаголы, обращение)</li> <li>В зеленях твоих стозвонных (аллитерация)</li> <li>В окна бьют без промаха вороны крылом; нашептал ковыль.</li> <li>Льнёт благодать, глухо баюкают хлюпь; тихо слушают сказ.</li> <li>Бегут от овсяного ветерка; звенят родные степи.</li> <li>Ветер о ком-то шепчет; изба жуёт; дорога узорит; нежно охает.</li> </ul> <p><strong>Вывод:</strong>&nbsp;природа в стихах Есенина звенящая, шумная, благодаря обилию глаголов, использованию аллитерации.</p> <p><strong>Литературовед&nbsp;</strong>(<a href="http://festival.1september.ru/articles/608605/pril1.ppt" style="color: rgb(0, 135, 56);"><em><strong>Презентация 1</strong></em></a>, слайд 9) ) (Корнелий Люцианович ) К.Л.Зелинский заметил, что в стихах Есенина &laquo;Русь с её красками, запахами движется перед нами, как большой обжитой мир, родина, данная человеку для жизни. Всё здесь мило поэту. Строй сравнений, образов, метафор, всех словесных средств&nbsp; взят из родной крестьянской жизни, родной и понятной&raquo;. Согласны ли вы с тем, что родина в ранних стихах Есенина &laquo;движется перед нами, как большой обжитой мир&raquo;?</p> <ul> <li>Я одурманен весной (<em>метафора</em>); зыбистым бегом (<em>эпитет</em>). Не зыбкий, а зыбистый диалет.</li> <li>В небесном коромысле; (слова из крестьянской лексики)</li> <li>Сенокос некошеный;</li> <li>Потом пропахшая&nbsp;<strong>выть;</strong>&nbsp;в синюю&nbsp;<strong>гать;</strong>&nbsp;на&nbsp;<strong>кукане</strong>&nbsp;реки. Диалект.</li> <li>Тесаные дроги; просторечие</li> <li>Сверкает по&nbsp;<strong>повети;</strong>&nbsp;диалект.<strong>&nbsp;сгинувшем</strong>&nbsp;в ночи. разговорный стиль</li> </ul> <p><strong>Вывод:</strong>&nbsp;любовь к родине передаётся с помощью лексических средств, хорошо знакомых автору с детства, то есть диалектизмов, просторечий.<br /> (Александр Александрович) (слайд 10) А.А.Козловский утверждает, что &laquo;за бросающейся в глаза красочностью и многозвучностью&raquo; ранней лирики Есенина &laquo;всегда виднеется нечто грустное и печальное. За мироощущением радостного приятия земного бытия чуть сквозит, чуть брезжит, но обязательно присутствует некая тайна &ndash; тайна краткости, конечности человеческой жизни, хрупкости человеческого счастья. В самых, казалось бы, радостных стихах где-то глубоко внутри затаивается боль. А это, в свою очередь, обостряет восприятие красоты жизни, высочайшей, непреходящей ценности человеческого счастья&raquo;. Согласны ли вы с этим высказыванием? (доказывают, опираясь на произведения)</p> <ul> <li>Тайные вести; зыбистым бегом.</li> <li>С тихой тайной для кого-то затаил я в сердце мысли; я пришёл на эту землю, чтоб скорей её покинуть.</li> <li>Лес да монастырь</li> <li>Грустная песня, ты &ndash; русская боль.</li> <li>Опять часовни на дороге и поминальные кресты; опять я теплой грустью болен; люблю до радости и боли.</li> <li>Кому-то пятками уже не мять по рощам щербленный лист и золото травы</li> </ul> <p><strong>Вывод:</strong>&nbsp;чтение стихов Есенина вызывают грусть, так как они полны печали, которая передаётся благодаря словам, лексическое значение которых наполнено грустью, печалью, тоской.</p> <p>&ndash; А теперь, ребята, вам нетрудно будет ответить на проблемный вопрос, поставленный в начале урока. Так почему же Сергея Есенина называют национальным поэтом?&nbsp;<em>(Вывод ученики пишут самостоятельно)</em></p> <p><em>Зачитываются 2-3 вывода. Они примерно выглядят так:</em></p> <p><strong>Вывод по уроку:</strong>&nbsp;Сергея Есенина можно назвать национальным поэтом, потому что родная земля наделила его огромной любовью к близким людям, к природе, к месту, где он родился. Он чувствует природу как живое существо, а природа в его стихах русская, добрая. Крестьянская Русь в произведениях автора настолько ярко изображена, что чувствуешь её и понимаешь: она родная, близкая, русская. В своих произведениях поэт использовал лексику, близкую и понятную простому народу. (Выводы учеников содержат выдержки из произведений поэта.)</p> <p><strong>Итоги урока</strong>: комментирование оценок, домашнее задание.</p>

Перед уроком звучит песня «Клён, ты мой опавший…»

Учитель: Ребята, сейчас вы слушали замечательную задушевную песню. А стихи этого музыкального произведения принадлежат хорошо вам знакомому поэту Сергею Есенину. С его творчеством мы встречались не раз.

Цели урока: И вот сегодня у нас урок, на котором мы  ещё больше узнаем о творчестве поэта, расширим  свои знания по теории литературы и ответим на вопрос проблемы урока:Почему Сергея Есенина называют национальным поэтом? (Презентация 1, слайды 1-2)

Эпиграф к уроку: «Сергей Есенин не столько человек, сколько орган, созданный природой исключительно для поэзии, для выражения неисчерпаемой «печали полей», любви ко всему живому в мире и милосердия, которое –  более всего иного – заслужено человеком».  Максим Горький (Презентация 1, слайд 3)

Учитель: Откройте тетради, запишите проблему урока и эпиграф. Прочтите эпиграф. Какова основная мысль данного высказывания? (Ответы учеников) 
– А как слова Горького соотносятся с проблемой урока? (Национальный – свойственный данной нации, выражающий ее характер; государственный, принадлежащий данной стране)

Сергей Есенин – это поэт, в творчестве которого воспета Россия, её сердце – деревня, родные, близкие с детства ему леса и поля, «страна берёзового ситца». Всего себя он отдал людям:

Быть поэтом – это значит то же,
Если правды жизни не нарушить,
Рубцевать себя по нежной коже,
Кровью чувств ласкать чужие души.

– Так ли это – выясним в течение работы на уроке.
Познакомимся с его автобиографией, которую он написал незадолго до смерти, в октябре 1925 года. (Сообщение учеников по статье «О себе». Презентация 2 – 5 мин.) 
Есенин за свою очень короткую жизнь (слайд 4) (21 сентября 1895 года – 28 декабря 1925 года) оставил литературное наследие, которое содержит ещё много загадок. В самом звучании его фамилии есть что-то природное, лесное, весеннее – и никаких псевдонимов, столь популярных в его время, не понадобилось.
Есенин – единственный среди русских великих лириков поэт, в творчестве которого невозможно выделить стихи о родине в особый раздел. Всё, написанное им, проникнуто «чувством родины». (Презентация 1, слайд 5) Как писал сам поэт: «Чувство родины – основное в моём творчестве». Обратите внимание, не «тема», а «чувство». Наверное, именно поэтому родное константиновское небо представляется поэту в знаменитом стихотворении «Небо – как колокол» – гигантским вселенским колоколом, а месяц в небесной ночной синеве – звонким его языком!!! Откуда такая интимность к родине? (Презентация 1, слайд 6) Нам поможет ответить на этот вопрос стихотворение «В хате». (Ученик читает стихотворение)

Анализируют ученики. Это стихотворение стало событием в русской поэзии. Здесь нет ярких красок, вычурных образов, всё очень обыденно, достоверно, непоэтично – какие-то тараканы…Но всё же оно притягивает своей наблюдательностью, меткостью зарисовки, задушевностью интонации. Поэзия обыденности удивляет, ведь до Есенина крестьянский быт был лишь объектом сострадания.

– Послушаем ещё одно стихотворение Есенина (Презентация 1, слайд 7) «Гой ты, Русь, моя родная!..» (Ученик читает наизусть) В стихотворении «Гой ты, Русь, моя родная» настроение поэта на протяжении всего повествования не меняется. Восторженность, гордость, обожание – в начале и то же в конце. «Гой ты, Русь, моя родная» в эту фразу поэт вложил все свои чувства, которые он питает к России: гордость, бесконечное восхищение, глубокую любовь… Это стихотворение также наполнено звуками и запахами природы. Есенин прислушивался и слышал природу России: «А у низеньких околиц звонко чахнут тополя». Автор относится к природе, как к живому существу, прекрасному и беззащитному. Читая его стихотворение, перед глазами сразу возникают картинки, и ты невольно представляешь себе все: бесконечное поле, тополя, хаты…

Каждая строчка предстает отдельным пазлом, соединив который, можно без труда увидеть полную картину русской деревни. Природа у поэта многоцветна. Цветные тона усиливают ощущение необъятности просторов России: «Не видать конца и края /Только синь сосет глаза». В стихотворении автор обращается к любимой родине, к России. Он преклоняется перед ней, «как захожий богомолец». Стихотворение «Гой ты, Русь, моя родная» – чувственное, откровенное признание автора в любви родной стране.

 Учитель: Мы можем смело утверждать, что мировосприятие Есенина складывалось под влиянием русской природы. Природа и родина для поэта не просто однокоренные слова, это неразрывные понятия. Давайте рассмотрим, как Есенин изображает природу?

Анализируя произведения Есенина, обратите внимание на тропы и приёмы, звукопись, используемые автором для изображения природы. Работа по группам (группы сформированы так, чтобы в каждой были ученики, соответствующие как первому, второму уровням, так и третьему, четвёртому):

  • 1 группа анализирует стихотворение «Сыплет черёмуха снегом…»
  • 2 группа анализирует стихотворение «Край ты мой заброшенный…»
  • 3 группа анализирует стихотворение «Край любимый! Сердцу снятся… »
  • 4 группа анализирует стихотворение «Чёрная, потом пропахшая выть…»
  • 5 группа анализирует стихотворение «Запели тёсаные дроги…»
  • 6 группа анализирует стихотворение «О красном вечере задумалась дорога»

Учитель: Сегодня анализ лирических произведений проведём необычно. Опираясь на произведения, мы с вами будем подтверждать или опровергать высказывания литературоведов, в которых  говорится о творчестве Есенина.
Литератор (Презентация 1, слайд 7) (Корнелий Люцианович ) К.Л. Зелинский писал: «Скромная пленительная природа средней полосы России воспета Есениным с глубокой и трепетной любовью, словно живое существо. Недаром она показана не созерцательно, а в действии». Согласны ли вы с тем, что Есенин описывает природу, словно «живое существо»? (доказывают, опираясь на произведения)

  • «Сыплет черёмуха снегом»; «… никнут шёлковые травы» – олицетворение.
  • «Курит облаком болото» – метафора.
  • «Избы забоченились» – олицетворение; «как метель черёмуха машет рукавом» – сравнение.
  • «К сердцу вечерняя льнёт благодать; глухо баюкают хлюпь камыши» – олицетворение.
  • «Запели тёсаные дроги … бегут равнины и кусты» – олицетворение.
  • «О красном вечере задумалась дорога… осенний холод ласково и кротко крадется мглой к овсяному двору»; «нежно охает ячменная солом»

Вывод: для того чтобы оживить природу, автор использует олицетворение, метафоры, сравнения.

Литературовед (Презентация 1, слайд 8) (Исаак Станиславович) И. Эвентов замечает: «Природа в стихах Есенина – звенящая, шумная, поэтому особенно часто обращается поэт к приёмам звукового подражания…». Согласны ли вы с тем, что природа в стихах Есенина – «звенящая, шумная»? Если да, то какими выразительными средствами создаются «звоны» и «шумы» в его стихах? (доказывают, опираясь на произведения)

  • Сыплет, никнут, ой вы, луга и дубравы, – я одурманен весной. (глаголы, обращение)
  • В зеленях твоих стозвонных (аллитерация)
  • В окна бьют без промаха вороны крылом; нашептал ковыль.
  • Льнёт благодать, глухо баюкают хлюпь; тихо слушают сказ.
  • Бегут от овсяного ветерка; звенят родные степи.
  • Ветер о ком-то шепчет; изба жуёт; дорога узорит; нежно охает.

Вывод: природа в стихах Есенина звенящая, шумная, благодаря обилию глаголов, использованию аллитерации.

Литературовед (Презентация 1, слайд 9) ) (Корнелий Люцианович ) К.Л.Зелинский заметил, что в стихах Есенина «Русь с её красками, запахами движется перед нами, как большой обжитой мир, родина, данная человеку для жизни. Всё здесь мило поэту. Строй сравнений, образов, метафор, всех словесных средств  взят из родной крестьянской жизни, родной и понятной». Согласны ли вы с тем, что родина в ранних стихах Есенина «движется перед нами, как большой обжитой мир»?

  • Я одурманен весной (метафора); зыбистым бегом (эпитет). Не зыбкий, а зыбистый диалет.
  • В небесном коромысле; (слова из крестьянской лексики)
  • Сенокос некошеный;
  • Потом пропахшая выть; в синюю гать; на кукане реки. Диалект.
  • Тесаные дроги; просторечие
  • Сверкает по повети; диалект. сгинувшем в ночи. разговорный стиль

Вывод: любовь к родине передаётся с помощью лексических средств, хорошо знакомых автору с детства, то есть диалектизмов, просторечий.
(Александр Александрович) (слайд 10) А.А.Козловский утверждает, что «за бросающейся в глаза красочностью и многозвучностью» ранней лирики Есенина «всегда виднеется нечто грустное и печальное. За мироощущением радостного приятия земного бытия чуть сквозит, чуть брезжит, но обязательно присутствует некая тайна – тайна краткости, конечности человеческой жизни, хрупкости человеческого счастья. В самых, казалось бы, радостных стихах где-то глубоко внутри затаивается боль. А это, в свою очередь, обостряет восприятие красоты жизни, высочайшей, непреходящей ценности человеческого счастья». Согласны ли вы с этим высказыванием? (доказывают, опираясь на произведения)

  • Тайные вести; зыбистым бегом.
  • С тихой тайной для кого-то затаил я в сердце мысли; я пришёл на эту землю, чтоб скорей её покинуть.
  • Лес да монастырь
  • Грустная песня, ты – русская боль.
  • Опять часовни на дороге и поминальные кресты; опять я теплой грустью болен; люблю до радости и боли.
  • Кому-то пятками уже не мять по рощам щербленный лист и золото травы

Вывод: чтение стихов Есенина вызывают грусть, так как они полны печали, которая передаётся благодаря словам, лексическое значение которых наполнено грустью, печалью, тоской.

– А теперь, ребята, вам нетрудно будет ответить на проблемный вопрос, поставленный в начале урока. Так почему же Сергея Есенина называют национальным поэтом? (Вывод ученики пишут самостоятельно)

Зачитываются 2-3 вывода. Они примерно выглядят так:

Вывод по уроку: Сергея Есенина можно назвать национальным поэтом, потому что родная земля наделила его огромной любовью к близким людям, к природе, к месту, где он родился. Он чувствует природу как живое существо, а природа в его стихах русская, добрая. Крестьянская Русь в произведениях автора настолько ярко изображена, что чувствуешь её и понимаешь: она родная, близкая, русская. В своих произведениях поэт использовал лексику, близкую и понятную простому народу. (Выводы учеников содержат выдержки из произведений поэта.)

Итоги урока: комментирование оценок, домашнее задание.


»  Тэги к этому документу:

Поиск

Loading

Оценка материала

...

Смотреть видео hd онлайн


Смотреть русское с разговорами видео

Online video HD

Видео скачать на телефон

Русские фильмы бесплатно

Full HD video online

Смотреть видео онлайн

Смотреть HD видео бесплатно

School смотреть онлайн