Конспект занятия для педагогов с элементами сказкотерапии "Сказочный мир"
Submitted by Евгения Валерьевна Романова on Wed, 09/03/2016 - 03:57
Ход мероприятия:
I. Организационный момент.
- Расставить стулья по кругу.
- Определить правила эффективной работы: не перебивать, говорить только от своего имени, участвовать всем.
II. Основная часть.
1. Упражнение Тайна имени»
Профессия педагог (по другому — работа сердца и нервов) требует ежедневного, ежечасного расходования душевных сил и энергии. Исследованиями выяснено, что представители данных профессий подвержены симптомам постепенного эмоционального утомления и опустошения — синдрому эмоционального выгорания. Наше занятие направлено на снижение эмоционально напряжения, а также сплочение коллектива. А начнем мы наше занятие с рассказов о своем имени. Известно, что имя для человека значит очень много. Имя и душа неразрывно связаны. Взрослеет душа, и меняется имя у человека. И на протяжении всей жизни человека ведут некие силы, которые заложены в первом звуке его имени. Эти силы помогают преодолевать трудности, распознавать источники радости, вдохновения и мудрости. Эти силы – двигатель человеческого роста.
Давайте поразмышляем над скрытым смыслом ваших имен. Для начала откроем тайну первого звука вашего имени. Что вас ведет по жизни? И что требует вашего особенного внимания. У вас есть время, чтобы понять смысл вашего имени.
Например: «Я – Женя, мне на помощь приходят мое Жизнелюбие и Жизнерадостность. Я хочу быть Желанной».
(Далее по кругу передается мягкая игрушка и педагоги рассказывают о своем имени).
2. Введение в сказку.
- А сейчас вы послушаете сказку о Прянике.
Жил-был Черствый Пряник.
Когда-то он тоже обладал самыми разными приятными качествами, был мягким и теплым. Но прошло время, и Пряник стал черствым. Вы спросите «почему?»
Дело в том, что он очень боялся быть съеденным. Пряник часто наблюдал, как его друзья – такие же, как и он, пряники и подружки – булочки один за другим исчезали в Большом человеке и никогда не возвращались назад. С тех пор он о них ничего не слышал.
- Жалко друзей, - вздыхал Пряник и черствел, сжимаясь от страха и одиночества.
Так с каждым днем он становился все тверже и тверже, пока не стал похож на камень.
3. Упражнение «Ассоциации с игрушкой»
Педагогам предлагается черный непрозрачный пакет с мягкими игрушками. Ведущий по кругу предлагает достать на ощупь любую игрушку. После того как все педагоги получили игрушки предлагается подумать о том, чем эта игрушка похожа на него. Далее идѐт обсуждение в кругу.
4. Продолжение сказки.
Однажды в хлебнице появились мягкие булочки. Одна из них, маленькая Плюшка, подкатилась к Прянику и, прикоснувшись к его боку, вдруг воскликнула:
- Ой, как больно! Почему вы такой жесткий и нелюбезный?
- Я вовсе не жесткий, - ответил Пряник, - и совсем не хотел вас обидеть. Просто я боюсь и не желаю быть съеденным, вот и черствею потихоньку.
- Странно, - удивилась булочка.- На вас потратили хорошие продукты, сделали с любовью, а вы предпочли стать жестким и черствым, что даже дотронуться больно.
- Плюшка, а ведь вы правы, - вдруг сказал Пряник. – Из-за страха я совсем очерствел и позабыл о том, каким был раньше. Что же мне сейчас делать?
5. Упражнение «Броуновское движение».
Участникам предлагается под музыку активно перемещаться по комнате. Как только музыка выключается, ведущий называет какое-либо число, участники, должны взявшись за руки, объединится в группы, состоящие из такого числа человек. Далее ведущий предлагает объединиться в группы не по числу человек, а по какому-либо признаку (например, по цвету глаз, элементам одежды, домашним животным и т.д.) Задание выполняется веселее, если участники к тому же запрещается разговаривать.
6. Продолжение сказки.
Итак, Пряник понял каким он хочет стать.
- Но как? – спросил он у Булочки.
- Не знаю, - ответила та, - но может спросить у друзей. Может быть, они что-нибудь придумают.
- Друзья! – воскликнул Пряник, оглянувшись по сторонам. – Кто-нибудь может подсказать мне, как снова стать мягким?
На кухне воцарила тишина. Вдруг большая Плита сказала:
- Я могу помочь тебе, Пряник, но если ты снова станешь мягким, тебя съест Большой Человек. Не боишься?
- Сейчас – нет, - ответил Пряник, посмотрев на плиту. – Ведь меня для этого и испекли.
- Тогда забирайся в мою теплую духовку, - предложила Плита и гостеприимно открыла дверцу.
7. Упражнение«Старинная английская игра».
Ведущий включает веселую музыку и передает большой сверток с призом одному из сидящих рядом с ним участников. Тот, получив сверток, тут же передает его по кругу следующему игроку, тот — следующему и т. д.
Внезапно музыка прекращается, и участник со свертком в руках быстро начинает разворачивать приз. Он может это делать до тех пор, пока вновь не зазвучит музыка. С момента звучания музыки приз снова «путешествует» по кругу до следующей музыкальной паузы. Как только музыка замолкает, участник с призом в руках продолжает распаковывать его и при появлении звуков музыки передает по кругу дальше. Приз достается тому, кто сумеет окончательно развернуть его и взять в руки.
8. Окончание сказки.
Плита согрела Пряник, и он снова стал мягким. Утром Большой Человек подошел к хлебнице, увидел лежащий в ней мягкий пряник и съел его.
- Как раз это мне и нужно в начале важного дня, - сказал он и отправился по своим неотложным делам.
А Пряник? Пряник стал Человеком.
9. Упражнение «Новый взгляд»
Многие вещи в жизни мы делаем автоматически: встаем утром, завтракаем, идем на учебу, на работу, смотрим телевизор, ложимся спать. И не замечаем, как такое наше поведение становится привычным. Временами нас что-то не устраивает, и мы задумываемся о том, чтобы это изменить в своей жизни. Обычно изменениям способствует новый опыт, который помогает нам обрести иные качества характера. Сейчас я предлагаю вернуться к упражнению «Имя», с которого мы начали наше занятие, и дополнить его. Известно, что в традициях некоторых народов принято иметь несколько имен. Одни имена даются человеку при рождении, другие – выбираются самим человеком, когда он пытается осуществить задуманное, а третьи присваиваются ему современниками или потомками, которые оценивают его поступки. Какие имена готовы вы присоединить к своим основным? И какими именами вы бы гордились в дальнейшем?
(Далее по кругу передается мягкая игрушка и педагоги рассказывают о своем «втором» имени).
10. Рисование мандал.
Для расширения и укрепления ваших внутренних ресурсов, а также безопасного выражения накопившихся негативных чувств и эмоций предлагается раскрасить мандалу- рисунок в кругу.