Официальный сайт isprras 24/7/365

НФПК
Проект реализуется
Национальным фондом подготовки кадров
Вы не зарегистрированы

Авторизация



Внешняя политика Екатерины Великой

Размещено: Светлана Владимировна Валова - ср, 09/03/2016 - 00:45
Данные об авторе
Регион: 
Город Москва
Характеристики урока (занятия)
Уровень образования: 
основное общее образование
Целевая аудитория: 
Учащийся (студент)
Класс(ы): 
7 класс
Предмет(ы): 
История
Цель урока: 

Особенности внешней политики Екатерины

Тип урока: 
Урок изучения и первичного закрепления новых знаний
Краткое описание: 
<p>Особенности внешней политики Екатерины Великой, направления внешней политики, основные исторические персоналии.</p>
Тема урока : Внешняя политика Екатерины II Цель урока: изучить особенности внешней политики Екатерины II. Задачи урока: 1) сформировать у обучающихся историко-познавательные компетенции: выделять направления и задачи внешней политики Екатерины II, рассмотреть ход и итоги русско-турецких войн; определить причины и последствия участия России в разделах Польши; уяснить итоги внешней политики Екатерины II; 2) информационно-коммуникационные: анализ исторической ситуации, формирование собственной позиции в ходе дискуссии. 3) социально-мировоззренческие: развивать интерес к изучению отечественной истории, определение собственной гражданской позиции по отношению к исторической реальности, создать положительное отношение к службе в армии. Оборудование: презентация (карты, иллюстрации, схема, таблица),учебник- Данилов Д.Д., Павлова Н.С., Рогожкин В.А. Российская история Нового времени. XVI-XVIIIвека. М.: «Баласс», 2008., раздаточный материал с заданием , документ. Персоналии: Екатерина II, П. А. Румянцев, Г. А. Потёмкин, А.В.Суворов, Ф Ф. Ушаков Даты: 1768-1774 гг. - русско-турецкая война 1770 г. – сражение у рек Ларги и Кагул 26 июня 1770 г. – Чесменское морское сражение 1772 г. – первый раздел Речи Посполитой 1774 г. – Кючук-Кайнарджийский мирный договор 1780 г.- декларация о «вооружённом нейтралитете» 1783 – Манифест Екатерины II о присоединении Крыма к России 1787-1791 гг.- русско-турецкая война 1788-1790 гг.- русско-шведская война 1788 г. – штурм Очакова 1789 г. – Сражение на реке Рымник 10 декабря 1790 г.- штурм Измаила 1791г.- Сражение у мыса Калиактрия 1791 гг. – Ясский мирный договор 1792 г.- начало русско-польской войны 1793 г. – второй раздел Речи Посполитой 1795 г. – третий раздел Речи Посполитой Ход урока: Содание проблемной ситуации: • Правление какого императора мы изучаем? • Назовите годы правления Екатерины II. • Что мы знаем об особенностях ее правления? • Все перечисленное можно отнести к какому виду политики? Сегодня на уроке мы рассмотрим внешнюю политику Екатерины II . -Что включает в себя внешняя политика? По какому плану можно проводить анализ? (задачи, направления, характеристика, результаты) Обратимся к документам на стр.270. Обучающие работают с документом и вопросами к нему. Какое противоречие возникает? -….Являлась ли Россия во второй половине 18 века великой европейской державой?. Что такое великая держава? (варианты обучающихся) Обратимся к словарю: Вели́кая держа́ва — условное, неюридическое обозначение государств, которые, благодаря своему политическому влиянию, играют определяющую роль «в системе международных имеждународно-правовых отношений». В научный оборот фраза была введена немецким историком Леопольдом фон Ранке, в 1833 у опубликовавшим фундаментальную работу «Великие державы». План урока: 1. Задачи внешней политики Екатерины II 2. Южное направление: 2.1 русско-турецкая война 1768-1774 гг. 2.2 русско-турецкая война 1787-1791 гг. 3. Западное направление: 3.1 разделы Польши 1772, 1793, 1795 гг. 3.2 политика «вооружённого нейтралитета» 3.3 борьба с революционной Францией 4. Результаты внешней политики Екатерины II Вопросы к классу: 1) Вспомните , как складывались взаимоотношения России с европейскими странами и Османской империей в середине XVIII века. ( после смерти Петра I внешняя политика в целом сохранила свою направленность, Россия участвовала в войне за «польское наследство», русско-турецкой войне 1735-1739 гг. (крымские походы), русско-шведской войне 1741-1743 гг., в Семилетней войне 1756-1762 гг.) 2) Перечислите итоги Семилетней войны? (смерть Елизаветы Петровны и вступление на престол Петра III свели успехи русских войск к безрезультатным итогам войны) 3) Какие задачи внешней политики России не были реализованы в эпоху дворцовых переворотов? (не добилась выхода к Чёрному морю, не решены «украинский» и «белорусский» вопросы) 4) В составе какого государства находились украинские и белорусские земли? (Речи Посполитой) Открытие нового знания: Давайте подумаем, какие задачи стояли перед государством во время правления Екатерины II? Из этого делаем вывод, что основными направлениями внешней политики были: 1.Южное: Борьба за выход России к Черному морю. 2.Западное: Укрепление позиций и влияния России в Европе: 2.1. Участие России в разделах Польши. 2.2. Борьба с революционной Францией Характеристика Южного направления: - русско-турецкая война 1768-1774 гг. - русско-турецкая война 1787-1791 гг. - С какой страной сталкивались интересы России в Причерноморье? (с Османской империей) -Каковы причины русско-турецких войн в царствование Екатерины II? (Получить выход к Чёрному морю , а Турции стремилась расширить свои владения в Северном Причерноморье). Рассмотрим ход военных действий: Задания по вариантам с текстом учебника по заполнению пропусков в таблице. Русско-турецкой войне 1768-1774 гг. Заполните пропуски в таблице Победы русской армии и флота в русско-турецкой войне 1768-1774 гг. Ларга ●Сражения у рек … 1770 г. П. А. Румянцев ●Морской бой в Чесменской бухте …. Итоги войны … г. – Кючук – Кайнарджийский мирный договор 1. … 2. Право строительства военного флота на Чёрном море 3. Контрибуция от Турции России в 4,5 млн. рублей 4. … Найдите на карте территории, вошедшие в состав Российской империи Русско-турецкой войне 1787-1791 гг. Заполните пропуски в таблице. Повод к русско-турецкой войне 1787-1791 гг. 1. … 2. Георгиевский трактат- переход Восточной Грузии под протекторат России 1783 г. Победы русской армии и флота ● Разгром турецкого десанта у крепости Кинбурн ●Взятие крепости Очаков ●Поражение турок на реке Рымник ●Падение крепости Измаил ●Морское сражение у мыса Калиакрия 1787 г. … 1789 г. 1790 г. … А. В. Суворов Г. А Потёмкин … Итоги войны … г. – Ясский мирный договор 1. … 2. Россия получила земли между Днестром и Южным Бугом 3. Вывод русских войск из Молдавии, Валахии и Бессарабии Найдите на карте территории, вошедшие в состав Российской империи Давайте проверим правильность заполнения ваших таблиц : ответы ребят, работа по карте ( показ территория между Южным Бугом и Днепром с крепость Кинбурн, крепости Керчь и Еникале на Азовском море, Кабарда на Северном Кавказе ) , рассказ о П. А. Румянцеве, Г. А. Потёмкин, Ф Ф. Ушакове по ходу работы с таблицей ( предварительная подготовка-доклад-сообщение обучающимся ) Вывод: Итог русско-турецких войн в царствование Екатерины II: Россия получила выход в Чёрное море, стала великой черноморской державой, присоединила новые территории. Рассказ учителя: Интересно, что окрылённая благоприятным исходом русско-турецких войн, Екатерина II начала строить планы по созданию Греческой империи. Предполагалось, что Турция будет отброшена из Европы, а на освобождённых балканских землях возникнет Греческая империя со столицей в Константинополе. В будущем она хотела видеть главой Греческой империи своего внука Константина. - Как вы считаете, реален ли был греческий проект Екатерины II? (Нет, не реален, так как европейские государства не допустили бы ещё большего усиления России в Европе) Во второй половине 18 в. появилась плеяда талантливых военачальников, деятельность которых отражала новые ступени развития военного дела- о многих мы уже говорили на уроке. Но пожалуй самым известным был полководец, которому принадлежит фраза«Тяжело в ученье, легко в бою»? (Суворову) Суворов Александр Васильевич был одним из самых образованных военных деятелей 18 в., и остался в памяти народной непобедимым полководцем. Александр Васильевич был блестящим военным стратегом, сформулировавшим в своей книге «Наука побеждать» сущность применяемой им военной тактики в известной триаде: глазомер, быстрота, натиск. Перед вами отрывок из книги А. В. Суворова «Наука побеждать». Работа с документом: отрывок из «Науки побеждать Суворова» А.В. Суворов. «Наука побеждать» ...Береги пулю на три дни, а иногда и на целую кампанию, когда негде взять. Стреляй редко, да метко. Штыком коли крепко... Пуля дура, штык молодец... Трое наскочат: первого заколи, второю застрели, третьему штыком карачун. Это нередко (бывает), а заряжать некогда. В атаке не задерживай. Вали на месте, гони, коли, остальным давай пощаду. Грех напрасно убивать: они такие же люди.., Обывателя не обижай: он нас поит и кормит. Солдат – не разбойник... В баталии полевой три атаки: 1) в крыло, которое слабее. Крепкое крыло, (если) закрыто лесом - это немудрено; солдат проберется и болотом; тяжело чрез реку - без мосту не перебежишь; шанцы всякие перескочишь; 2) атака в середину не выгодна, разве конница хорошо рубить будет, а иначе самих сожмут; 3) атака в тыл очень хороша только для небольшого корпуса, а армиею заходить тяжело. Штурм или валовый приступ. Ломи чрез засеки, бросай плети чрез волчьи ямы, быстро беги... спускайся в ров, ставь лестницы. Стрелки, очищай колонны! Стреляй по головам! Неприятель бежит в город, его пушки обороти по нем, стреляй сильно в улицы, бомбардируй живо - недосуг за этим ходить... Неприятель сдался - пощада; стена занята - на добычь... Вопросы к документу: 1. Как этот документ характеризует личность А.В. Суворова и его полководческий талант? 2. Можно ли считать, что этот документ является моральным кодексом солдата? (Важное место в военном искусстве Суворова занимало обучение солдат, успех сражения зависит от действий, внезапности удара, предпочитал решительный штурм крепостей длительной их осаде, заботился о моральном духе войск) Суворов применял более эффективное средство громить неприятеля - сосредоточение основных сил на главном участке сражения. Целью операции он считал не маневрирование и истощение ресурсов противника, а уничтожение его живой силы. Школы Суворова и Ушакова дали стране немало талантливых военачальников: Кутузова, Багратиона и многих других в армии, Сенявина, Лазарева и других - на флоте. Итак, именно благодаря таланту русских военачальников был обеспечен успех в русско-турецких войнах на южном направлении и русско-шведской войне на северном направлении. Западное направление: Разделы Польши 1772, 1793, 1795 гг. Нерешённым оставался вопрос относительно территории Белоруссии и Правобережной Украины. Союзные с Россией Австрия и Пруссия неоднократно предлагали России предпринять раздел слабеющей Речи Посполитой. Екатерина 2 не шла на него из-за того, что польским королём в это время был её ставленник Станислав Понятовский. Однако после побед России в ходе русско-турецкой войны 1768-1774 г. сложилась вполне реальная угроза заключения союза Турции с Австрией для совместной борьбы против неё. И тогда Екатерина согласилась на раздел Речи Посполитой. Как осуществлялся раздел Польши ? Работа с текстом учебника по заданию, заполнение части таблицы каждой из групп, фронтальная проверка, показ на карте территории, вошедшие в состав Российской империи по разделам Речи Посполитой. Какой вывод можно сделать? (Таким образом, в царствование Екатерины II произошло воссоединение с Россией Белоруссии и Западной Украины ) Политика «вооружённого нейтралитета» Рассказ учителя: О возросшем международном авторитете России свидетельствует и следующий факт. В 1775 г. Англия обратилась к России с просьбой о найме русских войск для участия их в борьбе против английских колоний в Северной Америке. В ответ Екатерина II не просто отказала в этом, но и признала позднее независимость США. А в 1780 г. Россия выступила с важной международной инициативой: была подготовлена знаменитая Декларация о вооруженном нейтралитете, согласно которой суда нейтральных стран, не участвующих в военных конфликтах, имели право защищаться в случае нападения на них. Вскоре к Декларации присоединились Швеция, Дания, Голландия и Пруссия. Так была заложена основа для развития отношений России и Америки. Борьба с революционной Францией : Поддержка европейских монархистов, морская блокада, союз с Австрией, финансирование военных приготовлений. - Каковы итоги внешней политики Екатерины II? Отвечают на проблемный вопрос. Пояснения учителя: Блестящие победы российских полководцев екатерининской поры на суше и на море способствовали формированию национального самосознания «При нас ни одна пушка в Европе без позволения нашего выпалить не смела», - говорит екатерининский канцлер граф А.А.Безбородко. Русский флот бороздит теперь просторы не только прибрежных морей, но и Средиземноморья, Тихого и Атлантического океанов, поддерживая силой своих орудий внешнюю политику России в Европе, Азии и Америке. Рефлексия Подведение итогов работы, выставление оценок. Домашнее задание: § 23 стр.249-256, ответить на вопр.1-2 устно

Поиск

Loading

Оценка материала

...

Смотреть видео 365 онлайн


Смотреть русское с разговорами видео

Online video HD

Видео скачать на телефон

Русские фильмы бесплатно

Full HD video online

Смотреть видео онлайн

Смотреть HD видео бесплатно

School смотреть онлайн