МУ «Отдел образования и по делам молодёжи администрации
МО «Оршанский муниципальный район»
МОУ «Оршанская средняя общеобразовательная школа»
В.Осеева Волшебное слово (урок 1)
Открытый урок по литературному чтению
в рамках республиканского семинара учителей начальных классов
Смоленцева Татьяна Анатольевна, учитель начальных классов
Паспорт открытого урока
1.Класс:2 а
2.Продолжительность урока: 45минут
3.Место проведения: МОУ « Оршанская средняя общеобразовательная школа»
4.Учебный предмет: литературное чтение
5.Тема: В.Осеева Волшебное слово
6.Тип урока: открытие нового знания
7.Цель урока: познакомить учащихся с рассказом В. Осеевой «Волшебное слово»; закреплять умение работать с текстом
8.Задачи урока:
8.1. Образовательные: обеспечить полноценное восприятие текста посредством чтения и анализа предлагаемого литературного произведения; продолжить работу над формированием навыка правильного выразительного чтения.
8.2. Развивающие: способствовать развитию концентрации внимания и через организацию учебного диалога способствовать пополнению и активизации словарного запаса; развивать устную речевую культуру учащихся; развивать логическое мышление, интеллект, зрительную память.
8.3. Воспитательные: воспитывать умение слушать других, принимать другую точку зрения и пытаться её обосновать, высказывать свою;воспитывать вежливое поведение, доброжелательное отношение к окружающим.
Планируемые результаты: Универсальные учебные действия
Личностные результаты
- Формировать умение оценивать поступки людей, жизненные ситуации с точки зрения общепринятых норм и ценностей;
- Формировать умение эмоционально «проживать» текст, выражать свои эмоции, понимать эмоции других людей, сочувствовать, сопереживать;
- Выражать своё отношение к героям произведения, к их поступкам.
- формировать собственную позицию поведения ребенка.
Метапредметные результаты:
Регулятивные УУД
- Формировать умение понимать учебную задачу урока и стремиться ее выполнить;
- Формировать умение высказывать своё предположение на основе работы с иллюстрацией;
- Формировать умение отвечать на предлагаемые вопросы;
- Формировать умение оценивать свои достижения на уроке.
Познавательные УУД
- Формировать умение ориентироваться в учебнике
- Формировать умение находить ответы на вопросы в тексте, в иллюстрациях;
- Формировать умение делать выводы в результате совместной работы класса и учителя.
Коммуникативные УУД
- Формировать умение выражать и оформлять свои мысли в устной форме;
- Формировать умение слушать и понимать речь других;
- Формировать умение выразительно читать текст;
- Формировать умение работать в паре: обсуждать, сравнивать прочитанное произведение, моделировать взаимоотношения;
9.Применяемые педагогические технологии: технология продуктивного чтения,
10. Применяемые методы: беседа, работа с текстом, метод иллюстрации ( с использованием презентации).
11. Дидактические средства обучения: мультимедийное оборудование (проектор, экран) презентация; учебник Л. Ф. Климановой «Литературное чтение» 2 класс, портрет В. Осеевой, книги для книжной выставки, карточки - листы с записанными волшебными словами, карточки - листочки с пословицами, конверты с кружками для самооценки.
План урока
1.Организационный момент
1.1 Приветствие учащихся и гостей
2. Речевая разминка
3.Работа с текстом до чтения
3.1 Актуализация знаний
3.2 Антиципация (предвосхищение, предугадывание предстоящего чтения)
4. Работа с текстом во время чтения.
4.1.Первичное восприятие текста.Стадия осмысления.
4.2 Чтение смысловых частей, абзацев
5. Физкультминутка
6. Работа с текстом после чтения
6.1. Проверка восприятия
6.2. Работа с иллюстрацией
6.3. Работа в парах
6.4 Знакомство с книжной выставкой
7.Подведение итогов урока
8.Рефлексия
9.Домашнее задание
Ход урока
I Организационный момент
Приветствие учащихся, гостей. Вводное слово учителя.
Добрый день ребята! Начать наш урок я хочу такими словами:
-Добрый день! Придумано кем-то
Просто и мудро при встрече здороваться.
Добрый день солнцу и птицам!
Добрый день улыбчивым лицам!
И каждый становится добрым, доверчивым,
Пусть добрый день длится до вечера!
Повернитесь друг к другу лицом, улыбнитесь. Повернитесь к нашим гостям, улыбнитесь. Садитесь. Я не случайно начала урок с приветствия. Я пожелала вам и нашим гостям доброго дня. А какие слова приветствия сказали вы сегодня, придя в школу? (ответы детей)
- Для чего мы говорим эти слова?
II. Речевая разминка.
Прочитайте стихотворение про себя; шёпотом. (слайд).
Прочитайте в полный голос и выразительно.
-Здравствуйте!-ты скажешь человеку.
-Здравствуй!-улыбнется он в ответ,
И, наверно, не пойдёт в аптеку,
И здоровым будет много лет.
Работа над выразительным чтением стихотворения: 1 ряд прочитает с чувством гордости, торжества. 2 ряд прочитает с грустью, 3 ряд прочитает с вопросительной интонацией.
(обратить внимание на знаки препинания, которые делают чтение выразительными, спросить желающих рассказать стих наизусть)
III. Работа с текстом до чтения
1.Актуализация знаний
В своей речи мы ежедневно используем много добрых слов.
Выберите из данных слов такие, которые мы называем добрыми, вежливыми.
( Слова на карточках - листочках, прикрепить на доску)
Какие ещё добрые слова вы знаете и часто говорите? ( добрый вечер, благодарю, пожалуйста, будьте добры, спокойной ночи, извините, простите)
Как вы думаете, о чём мы сегодня будем говорить? Чему будем учиться?
( Предположение детей)
2.Антиципация (предвосхищение, предугадывание предстоящего чтения)
Откройте учебник на с.87 .Прочитайте и скажите, кто автор произведения? Известна ли вам эта фамилия? (Валентина Александровна Осеева) (Слайд)
Посмотрите на портрет, что вы можете сказать об этом человеке? - Кто она может быть по профессии? (Писатель).
Это портрет В.А.Осеевой, детской писательницы.
Как называется раздел,который мы изучаем? ( Я и мои друзья)
Мы уже читали некоторые произведения этого раздела. О ком в них рассказывается?
В этот раздел включено и произведение В.Осеевой. Как вы думаете, почему? О ком она писала?(О детях, о дружбе между ребятами)
Сегодня мы познакомимся с одним из её произведений.
Прочитайте название произведения(с.87). Постарайтесь по заголовку предположить жанр произведения. Рассказ или сказка?(карточки на доске )
Рассмотрите иллюстрацию из произведения (слайд). Кого вы видите? Предположите, кто будет героями произведения?
(старик, старичок, дедушка и мальчик ) (карточки со словами на доске)
Догадайтесь, о чём мы будем читать?Как могут разворачиваться события в произведении?
-А вам интересно узнать, о чём это произведение и чьи догадки подтвердятся?Постановка задачи:А чтобы проверить и уточнить свои предположения мы должны познакомиться с произведением, прочитать текст.
IV.Работа с текстом во время чтения.
1.Первичное восприятие текста.Стадия осмысления.
Читает текст учитель, далее 2-3 хорошо читающих ученика. Самостоятельное чтение детьми про себя.
Выясняем, какое из предположений подтвердилось.
«Чтение вслух с остановками».
После прочтения смысловой части или абзаца, задаю вопросы по содержанию текста и на прогноз дальнейших событий.
Словарная работа во время чтения произведения:
Чуть не поддал хорошенько – чуть не ударил.
Стряпать – готовить пищу.
Противень – металлический лист с загнутыми краями для жарения, печения в духовой печи.
Чтение 1 смысловой части
Проверим наши предположения. Мы предполагали героев произведения. Назовите их. Кто из героев вас заинтересовал больше всего? Почему?
Какое впечатление у вас сложилось о мальчике. Какой он? (грубый, невоспитанный)
Докажите словами из текста.( Сердитое лицо, покосился, кричал, плакал, ссорился, сердито буркнул, сжал кулаки,стукнул кулаком). Каким вы увидели старика?
( Спокойный, добрый, внимательный)
Кого он вам напоминает? ( волшебника)Почему он стал расспрашивать мальчика?
Что случилось с Павликом? Почему у него возникло желание убежать из дома?( Его все обижали, и ни кто не понимал).
-Как вы думаете, что произошло дальше? ( предположение детей)
Чтение 2 смыслового отрывка
(Прослушивание аудиозаписи и чтение про себя)
Вам понравилось слушать? Вы внимательно следили?
Кого напоминает старик? Не поменялось ваше мнение? ( Волшебника, который знает волшебное слово)
Обратите внимание, как надо произносить волшебное слово, чтобы оно помогло. Ещё раз перечитайте эти строчки.( чтение про себя)
Прочитаем вместе. ( Говорить его надо тихим голосом…)
Интересно вам узнать какое же это волшебное слово? Кто из вас уже догадался? Есть ли оно среди слов, которые на доске?
Как вы считаете, с кого Павлик начнёт проверять волшебную силу слова? ( С Лены) Почему?
А кто будет следующим? (Бабушка или брат)( карточки-слова на доску) Будем читать дальше. Проверим наши предположения.
Чтение 3 смыслового отрывка
(Лена сидела за столом …)
Какое волшебное слово подарил старичок Павлику? (пожалуйста)
Подтвердилось ли наше предположение, что Павлик проверит волшебное слово сначала на Лене? ( Да)
Найдите в тексте строчки, в которых говорится, как на сестру подействовало волшебное слово.
А краска нужна была мальчику? Что он с ней сделал? О чём Павлик думал?
VФизкультминутка.
Настало и наше время проверить в волшебную силу слова «Пожалуйста». Я буду просить вас выполнять различные действия, но вы должны будете их выполнять только тогда, когда я скажу слово «Пожалуйста». Если вы не услышите этого слова, то выполнять действие не нужно.
Пожалуйста, встаньте!
Подпрыгните, пожалуйста, 2 раза!
Руки на пояс!
Пожалуйста, руки на пояс!
Выполняем приседания!
Приседаем 2 раза, пожалуйста!
Прыгаем, как зайчики!
Пожалуйста, сделали вдох и выдох!
Пожалуйста, садимся на свои места!
Вывод: Молодцы! Вы очень внимательные. Мы хорошо отдохнули и можем продолжить нашу работу!
На ком ещё осталось испытать силу волшебного слова?(Бабушка или брат)
Интересно узнать ? Читаем дальше.
Чтение 4 смысловой части
Словарная работа : Стряпает - готовит пищу, печёт что-то. Противень – металлический лист с загнутыми краями для жарения, печения в духовой печи( слайд)
Почему Павлик подумал об этом? ( Прогонит или нет?)
Ребята, а почему он так сделал? (Подбежал, повернул лицо, заглянул в глаза)
Ребята, подействовало волшебное слово? Что произошло, перечитайте эти строчки.
Какие чувства испытывает мальчик? (Он радуется, что волшебное слово работает, у него всё получилось)
На ком ещё осталось проверить волшебную силу слова ( на брате).
Чтение 5 смысловой части (За обедом Павлик сидел…)
Почему сидел притихший? Это -какой? (спокойный)
Зачем мальчик прислушивался?
Обратите внимание на действия Павлика (положил руку, тихо попросил)
Прочитайте как он просил брата ( несколько человек читают)
Почему брат усмехнулся? (от удивления, неожиданности)
И сестра, и бабушка стали просить за Павлика.
Как вы думаете, возьмёт или не возьмёт?
(Дочитываем текс до конца)
VI. Работа с текстом после чтения
1.Проверка восприятия
Понравилось ли вам произведение?
Вспомните, перед чтением мы предполагали жанр произведения, так что это рассказ или сказка?
Почему рассказ? Докажите…
(Написан в прозе, описываются реальные события, нет волшебства, магии),
Может ли быть слово волшебным? В чем же заключилось волшебство?
Почему автор так озаглавила рассказ?
Вспомните, как Павлик называл старичка? (Волшебник)
Действительно ли старичок оказался волшебником? (Это простой человек)
2. Работа с иллюстрацией. Выборочное чтение
Какой фрагмент текста проиллюстрировал художник? (с.88)
Найдите и прочитайте про себя строчки из текста. Проверка
Внимательно ли художник читал рассказ? Найдите строчки, в которых автор даёт описание старичка.
3.Работа в парах.
Из частей пословиц соберите целые и подумайте, какая из них точнее выражает главную мысль рассказа.
Добрый человек ... ... потом - говори.
Сначала думай... ...добром и платят.
Вырасти вырос... ...добру и учит.
Век живи… …а ума не вынес
За добро... ...век учись.
Кто справился со всеми заданиями? Проверка
4. Работа с выставкой книг В.Осеевой
Перед вами небольшая выставка книг. Как вы думает, о ком и о чём писала в своих книгах В.А.Осеева.
У кого из вас появилось желание ещё прочитать произведения детской писательницы?
VII Подведение итогов урока
С каким произведением познакомились? Кто автор?
Мы прочитали интересное произведение. Нужны ли нам в жизни такие слова?
Объясните, в чёмсила волшебных слов.
IX Рефлексия
Индивидуальная работа обучающихся по оценке результата учебной деятельности (дети проявляют своё отношение к происходящему на уроке с помощью «светофора»).
- Зеленые «огоньки» – я уважителен и доброжелателен к людям,
- Желтые «огоньки» – я не всегда был уважителен и доброжелателен, но после сегодняшнего урока постараюсь измениться.
- Красные «огоньки» – мне трудно быть уважительным и вежливым.
X. Домашнее задание.
Выполнить задание в тетради с.69
Проверить дома на родителях и знакомых волшебную силу вежливых слов.
|