Использование текстов малой формы (современных притч) на уроках русского языка при подготовке к ОГЭ и ЕГЭ.
Submitted by Ирина Юрьевна Сергеева on вс, 06/03/2016 - 01:13
Использование текстов малой формы (современных притч) на уроках русского языка при подготовке к ОГЭ и ЕГЭ.
Сергеева Ирина Юрьевна,
учитель русского языка и литературы
МБОУ «СОШ №6» НМР РТ
Одна из важнейших задач, стоящих перед современной школой – развитие речевой деятельности учащихся, способность понимать текст, анализировать его с точки зрения композиции, сюжета, составлять характеристику героев.
Все эти умения необходимы современному ученику, чтобы уметь работать с текстами разной направленности. Особенно это актуально звучит в условиях серьезной подготовки к выпускным экзаменам по русскому языку в формате ОГЭ, ЕГЭ.
Для учащихся постарше я подбираю тексты небольшого объема как для подготовки к написанию лингвистического сочинения в 9 классе, так и для написания сочинения-рассуждения в 10-11 классах.
В качестве примера возьму лирическую миниатюру В.П.Астафьева из сборника «Затеси» под названием «Игра».
Мальчишки гоняли по тротуару шайбу. Она щелкала звонко, летала легко и отчего-то крошилась.
Я приблизился и увидел: мальчишки играют пряником, какие в детстве нам давали по праздникам, и, бывало, прежде чем надкусишь пряник, долго слизываешь с него сладь, застывшую разводами, пятнами и лунками.
Пряник походил на маленькую далекую луну и так же, как луна, был манящ, недоступен и призрачен.
Предлагаю примерный план работы с текстом малой формы в разных классах.
7-9 классы
Вопросы к тексту
Примерные ответы учащихся
О чем текст?
О мальчишках, играющих пряником.
Какие воспоминания, переживания «разбудила» эта ситуация в душе автора?
Вспомнил свое детство, пряник с розовой гривой.
С чем сравнивает автор пряник, полученный им в детстве?
С луной, до которой невозможно дотянуться.
С помощью каких слов В.П.Астафьев говорит нам об этом?
С помощью однородных сказуемых «был манящ, недоступен и призрачен»
Что такое однородные члены? Дайте определение.
Однородными называются такие члены предложения, которые являются одним и тем же членом предложения, относятся к одному и тому же члену предложения и соединяются друг с другом сочинительной связью.
Однородные члены обычно выражаются словами одной части речи, но могут быть выражены и словами разных частей речи.
Для чего автор их использовал?
Они помогают понять авторский замысел, тончайшие оттенки значений.
Какое изобразительно-выразительное средство автор использует в последнем предложении?
Автор использует сравнение «как луна». Оно выделяет, подчеркивает предмет, обращает на него особое внимание.
В каких словах выражено авторское отношение к детям?
«Мальчишки», «гоняли», « отчего-то крошилась».
Есть ли в тексте синонимы?
«Шайба» - «пряник».
Как называются такие синонимы?
Контекстные синонимы.
Что волнует автора? Почему он назвал это произведение «Игра»?
Дети «гоняют» хлеб, что недопустимо.
10-11 классы
Вопросы к тексту
Примерные ответы учащихся
Какие проблемы поставлены автором в данном тексте?
Проблема нравственного воспитания детей
Проблема отсутствие уважения к чужому труду
Проблема деформации ценностных ориентаций в обществе
Приведите в качестве примера пословицы со словом «хлеб».
Хлеб – всему голова.
Жива душа калачика чает.
Хлеб сердце человеку укрепит.
Хлеба ни куска – и в горле тоска.
В каком предложении выражена трагедия нашего времени?
Предложения 1-2.
Что мы понимаем, читая последнее предложение?
Мы забыли за заботами сегодняшнего дня об основах воспитания, с которого начинается человек.
Приведите пример художественного произведения, в котором говорится о ценности хлеба?
К.Г.Паустовский «Теплый хлеб»
А сегодня мы можем увидеть такое отношение к хлебу?
В 10-11 классах для работы с текстами малой формы на уроке удобно использовать небольшие по объемы притчи - иносказательные рассказы с нравоучением. Особенно хорошо подходят для этого современные притчи, они затрагивают многие стороны нашей жизни, кажущиеся нам неважными, незаметными. Среди них мы можем найти притчи, в которых говорится о боли, которую мы причиняем другим людям, о Добре и Зле, живущих в наших душах, о смысле жизни, о зависти и нравственной глухоте, о семье.
С притчей мы работаем по следующему плану:
О чем притча?
Какая проблема поднимается автором в этом тексте?
Эта проблема актуальная?
Какие средства выразительности вы здесь видите?
Какую роль играют эти языковые средства в тексте?
Какова позиция автора?
Для примера возьмем современную притчу «Два друга».
Однажды два друга поспорили, и один из них дал пощёчину другому. Последний, чувствуя боль, но ничего не говоря, написал на песке:
— Сегодня мой самый лучший друг дал мне пощёчину.
Они продолжали идти, и нашли оазис, в источнике которого решили искупаться. Тот, который получил пощёчину, стал тонуть, но друг его спас. Когда он пришёл в себя, написал на камне: «Сегодня мой самый лучший друг спас мне жизнь».
Тот, кто дал пощёчину и который спас жизнь своему другу спросил его:
— Когда я тебя обидел, ты написал на песке, а теперь ты пишешь на камне. Почему?
Друг ответил:
— Когда кто-либо нас обижает, мы должны написать это на песке, чтобы ветры могли стереть это. Но когда кто-либо делает что-либо хорошее, мы должны выгравировать это на камне, чтобы никакой ветер не смог бы это стереть.
Вопросы к тексту
Примерные ответы учащихся
Давайте попробуем определить, каким способом автор будет показывать нам свою позицию. Это будет сделано прямо, открыто или через модальный план?
И прямо (через отдельные предложения), и через модальный план (использование языковых средств).
Попробуем проанализировать данный текст, найти в нем средства выразительности, а затем выявить позицию автора.
Какую фигуру речи автор использует, чтобы показать нам, что один из друзей был мудрым другом? Зачитайте строки.
Мы находим синтаксический параллелизм: «Сегодня мой самый лучший друг дал мне пощёчину» - «Сегодня мой самый лучший друг спас мне жизнь»; «Тот, который получил пощёчину, стал тонуть, но друг его спас» - «Тот, кто дал пощёчину и который спас жизнь своему другу, спросил его»; «Когда кто-либо нас обижает…» - «Но когда кто-либо делает что-либо хорошее…».
3. А почему использован параллелизм?
Потому что они друзья, а дружба построена на доверии, терпении, прощении. Друзья идут по дорогам, пролегающим рядом.
4.Почему тот, которому дали пощечину, не обиделся на друга?
Возможно, он был виноват в чем-то. А может быть, просто потому, что он настоящий друг. Ведь сначала он ему дал пощечину, а затем спас от смерти.
5. Какой способ выражения авторский позиции мы здесь нашли?
Через модальный план.
6. В каких словах, на ваш взгляд выражена авторская позиция? Зачитайте эти строки.
Это последние предложения притчи: «Когда кто-либо нас обижает, мы должны написать это на песке, чтобы ветры могли стереть это. Но когда кто-либо делает что-либо хорошее, мы должны выгравировать это на камне, чтобы никакой ветер не смог бы это стереть».
7. Это открытая авторская позиция. В чем заключается смысл этих строк, или мораль? Чему учит текст?
Они объясняют нам, что есть настоящая дружба: умение прощать обиды и ценить и помнить самые лучшие и добрые поступки своих друзей, доказывающие, что он и есть «мой самый лучший друг».
Таким образом, тексты малой формы помогают стимулировать развитие речевых умений, работа с изобразительными возможностями текста позволяют понять авторскую позицию, охарактеризовать героя текста, а значит, использование текстов небольшого объема дает много возможностей для построения глубокой разносторонней работы с текстом.