Этапы урока, цель этапа
|
Содержание учебного материала.
Деятельность
учителя
|
Деятельность
обучающихся
|
Формирование УУД
|
Комментарий, примечание
|
1.Организационныйэтап.
(1мин)
|
Здравствуйте, ребята!
Садитесь.
Кто отсутствует?
Откройте тетради.
Запишите число, классная работа.
|
Ученики приветствуют учителя стоя. Садятся.
Сообщает дежурный.
Записывают в тетрадь.
|
Личностные: мотивация учения
Регулятивные: организация своей учебной деятельности
Коммуникативные: установление контакта с учащимися, учителем
|
создание благоприятного психологического настроя
|
2.Этап проверки домашнего задания.
(2 мин)
|
Сегодня на уроке мы продолжаем работать с десятичными дробями. Сначала мы вместе восхитимся глубокими знаниями — а для этого проведем
работу по парам. Поменяйтесь тетрадями и проверьте друг у друга домашнюю работу. Поставьте карандашом оценки. Кто не справился?
На доске записаны правильные ответы. Индивидуальная помощь при необходимости.
|
Проверяют выполнение номера из домашней работы друг у друга и отвечают на вопросы учителя.
|
Коммуникативные:
управление поведением партнера – оценка его действий
|
Взаимоконтроль,
коррекция
|
3.Этап актуализации знаний.
(3мин)
|
Следующие задания выполните устно.
Задания №1 – 3.
№1. Перед вами записаны дробные числа:
2,7; 1,26; 3,028; 154,002;
0, 1652.
Какие дроби перед вами?(слайд 1)
- Скажите, что вы умеете делать с десятичными дробями?
Прочитайте данные десятичные дроби.
А от чего зависит значение цифры в записи числа?
Скажите, что означает цифра 2 в записи каждой десятичной дроби, написанной на экране?
Молодцы!
|
Перед нами десятичные дроби.
Мы умеем записывать и читать десятичные дроби, представлять десятичные дроби в виде обыкновенных дробей или смешанных чисел и обратно, умеем сравнивать десятичные дроби.
Читают по одному.
Значение цифры зависит от того, на каком месте (в каком разряде) она находится.
2,7 – 2 единицы; 1,26 –
2 десятые; 3,028 – 2 сотые; 154,002 – 2 тысячные; 0, 1652 – 2 десятитысячные.
|
Регулятивные: постановка вопросов в сотрудничестве с учителем, определение промежуточных целей и соответствующих им действий с учетом конечного результата
Личностные:
умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли
|
Подготовительная работа к восприятию нового материала.
Учащиеся вспоминают, какие знания они имеют для успешного усвоения нового материала.
|
№2. Записать вместо « * » число так, чтобы равенства были верными. (Записи на доске)
1) 5,4 = 5;
2)12 = 12, 049;
3) 7, * = 7;
4) 124 = 124, *;
5) = 3,25.
|
Учащиеся выполняют задания устно, комментируя свои ответы.
|
Личностные:
осознанное построение речевого высказывания в устной форме
|
Идёт повторение и закрепление умения переводить десятичную дробь в смешанное число и обратно.
Актуализация знаний, необходимых для дальнейшего восприятия нового материала.
|
А как сложить смешанные числа?
|
Повторяют алгоритм сложения смешанных чисел.
Чтобы сложить смешанные числа, нужно:
1) отдельно сложить целые части;
2) отдельно сложить дробные части;
3) сложить целую и дробную части.
|
|
Развитие математической речи.
|
№3. Выполните действия (устно).
1) 5 + 4;
2) 31 + 5;
3) 18 + 4;
4) 10 + 7.
|
Выполняют сложение устно и отвечают.
|
|
|
- Какой из данных примеров является лишним? Почему?
|
Первый. Потому, что его слагаемые нельзя записать в виде десятичных дробей.
|
Познавательные:
логические универсальные действия - выбор оснований и критериев для сравнения
|
Активизация внимания.
Развивается логическое мышление (исключение лишнего).
|
4. Постановка
проблемы,
целей урока.
(2мин.)
|
(Постановка проблемы.)
№1. Решите задачу.(слайд2) На костюм израсходовали 2,4 м ткани, а на пальто 3,2м. Сколько ткани израсходовали на костюм и пальто вместе?
|
Ученики предлагают способы решения задачи.
|
Регулятивные:
формулирование проблемы;
|
|
Как найти, сколько метров ткани израсходовали?
|
Чтобы найти, сколько метров ткани израсходовали, нужно сложить десятичные дроби, т. е. 2,4 + 3,2.
|
|
|
Умеете вы складывать десятичные дроби?
|
Нет
|
|
|
Как вы думаете, чему вы должны научиться сегодня на уроке?
Конечно!
|
Мы должны научиться складывать десятичные дроби.
|
прогнозирование;
|
|
Какая же тема нашего урока?
|
Сложение десятичных дробей.
|
выдвижение гипотезы;
|
|
Правильно, сегодня на уроке вы узнаете, как складывать десятичные дроби.
А какая же цель нашего урока?
Молодцы!
|
Слушают учителя.
Научиться выполнять сложение десятичных дробей.
|
|
|
5. Этап изучения новых знаний и способов деятельности.
(8 мин.)
|
Запишите в тетрадь тему нашего урока: «Сложение десятичных дробей».
|
Учащиеся записывают
|
|
|
Какую же гипотезу (предположение) можно выдвинуть?
|
Зная алгоритм сложения десятичных дробей, мы сможем им пользоваться.
|
|
|
Что же нужно сделать для решения задачи?
Запишите сумму в левой половине тетради.
|
Надо сложить 2, 4 и 3,2.
Учащиеся записывают
|
|
|
Как найти сумму этих десятичных дробей?
Используйте имеющиеся у вас знания.
|
Учащиеся предлагают свои варианты решения поставленной задачи.
|
Личностные:
умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли
Познавательные:
поиск и оценка альтернативных способов разрешения конфликта
|
|
Наводящие вопросы в случае необходимости:
- Как можно записать десятичные дроби?
- Вы умеете складывать смешанные числа?
- Какие исходные числа складывали?
Значит, как надо записать результат сложения?
Хорошо!
|
Представить десятичные дроби в виде смешанных чисел и найти сумму смешанных чисел, а затем полученную сумму записать в виде десятичной дроби.
2,4 + 3,2 = 2 + 3 = 5 (м).
|
|
|
Подумайте, а каким ещё способом можно сложить эти же десятичные дроби?
Запишите в правой половине тетради:
2,4 + 3,2.
|
Думают, рассуждают, пытаются определить алгоритм выполнения действия сложения десятичных дробей.
|
|
Развитие логического мышления (классификация).
Развивается любознательность.
|
Наводящие подсказки и вопросы.
Принцип записи у десятичных дробей такой же, как и у натуральных чисел.
Как вы думаете, можно ли, десятичные дроби складывать, как и натуральные числа, поразрядно, в столбик?
|
Можно.
|
|
|
Как записать слагаемые друг под другом?
|
Десятичные дроби надо записать «столбиком» друг под другом так, чтобы цифры одинаковых разрядов были в одном столбце.
|
|
|
- Где оказались запятые?
|
-Запятые оказались в одном столбце.
|
|
Повторение знаний о сложении натуральных чисел, фиксирование индивидуальных затруднений
|
- Как выполнить сложение?
|
Выполнить сложение по разрядам, как складываются натуральные числа.
|
|
Повторение знаний о сложении натуральных чисел, фиксирование индивидуальных затруднений
|
- Где поставить запятую в полученной сумме?
|
- В полученной сумме поставить запятую под запятыми в слагаемых.
2,4 + 3,2 = 5,6.
2,4
+ 3,2
5,6
|
|
|
Какой результат получился в итоге?
|
В итоге получили тот же результат.
|
|
|
А теперь, сравните какой способ сложения десятичных дробей проще и удобней?
|
Второй, записанный в правой части тетради.
|
Познавательные:
логические универсальные действия - выбор оснований и критериев для сравнения
|
Метод сравнения
|
Конечно! Этот способ чаще всего и используют при сложении десятичных дробей.
Итак, запишите ответ: всего было израсходовано 5,6 м ткани.
|
|
|
|
6. Этап первичной проверки понимания изученного.
(2 мин)
|
Выполните сложение десятичных дробей в столбик: 20,46 + 65,34. (запись на доске)
Прошу одного желающего
прокомментировать решение, а другого записать решение на доске.
|
Один ученик комментирует выполнение действия, другой записывает на доске, а остальные записывают решение в тетради.
1) Запишем десятичные дроби друг под другом в столбик так, чтобы цифры одинаковых разрядов были в одном столбце.
2) Сложим поразрядно
3) В полученной сумме поставить запятую под запятыми в слагаемых.
Учащиеся делают предположения, как решить данный пример.
|
Регулятивные:
контроль, коррекция, оценка действий партнёра.
|
|
Теперь рассмотрим ещё один пример:
13,7 + 8, 013 =
- Чем этот пример отличается от предыдущих?
|
У первого слагаемого цифр в дробной части меньше, чем у второго слагаемого.
|
Регулятивные:
построение логической цепочки рассуждений,
подведение под алгоритм
|
|
- Как выполнить сложение десятичных дробей?
|
Запишем десятичные дроби друг под другом в столбик так, чтобы цифры одинаковых разрядов были в одном столбце (запятые окажутся друг под другом).
|
|
|
- Что можно сделать с дробной частью первого слагаемого, чтобы было проще записать десятичные дроби «в столбик» поразрядно?
|
Уравнять число десятичных знаков, для этого следует приписать к дроби, содержащей меньшее число десятичных знаков, справа нули.
|
|
|
- Как выполнять сложение дальше?
|
Как натуральные числа, поставить запятую под запятыми в слагаемых.
13,7 + 8, 013 = 13,700 + 8,013 = 21,713.
+ 1 3,700
8,013
21,713
|
|
|
Итак, как же выполнить сложение любых десятичных дробей?
Сначала учитель выслушивает учащихся, корректирует их ответы.
|
Учащиеся пробуют сформулировать алгоритм сложения десятичных дробей.
|
Личностные:
самостоятельное создание алгоритмов деятельности
|
|
Алгоритм сложения десятичных дробей. (слайд3)
1) Уравнять в десятичных дробях число десятичных знаков.
2) Записать слагаемые друг под другом так, чтобы цифры одинаковых разрядов были в одном столбце (запятые окажутся друг под другом).
3) Выполнить сложение по разрядам, не обращая внимания на запятые.
4) В полученной сумме поставить запятую под запятыми в слагаемых
|
Смотрят на слайд и внимательно слушают учителя
|
|
|
На столах у вас лежат листочки с алгоритмами, возьмите их, прочитайте ещё раз этот алгоритм каждый про себя.
Затем алгоритм повторяется вслух.
Дома надо будет выучить этот алгоритм.
|
Читают про себя.
Читают вслух (один ученик – один пункт алгоритма).
|
Личностные:
смысловое чтение как осмысление цели чтения
|
Работает словесно-логическая и зрительная память.
Запоминание алгоритма сложения десятичных дробей.
Пропедевтика последующей практической работы.
|
7. Динамическая пауза. (1 мин)
|
А теперь немного отдохнём, восстановим силы для последующей активной работы. Физкультминутка (слайд 4)
|
Ученик говорит текст, ученики вместе с ним выполняют необходимые действия.
|
|
Переключение с одного вида деятельности на другой, отдых.
|
8. Этап закрепления изученного
(11мин.)
|
Вы снова полны сил, заряжены энергией, направим её на отработку умения складывать десятичные дроби.
Пользуясь выведенным вами алгоритмом, выполните самостоятельную работу. (слайд5)
Вычислите. (Письменно)
1) 1,52 + 0,4;
2) 0,74 + 0,7;
3) 3,2 + 4,68;
4) 3,02 + 7,38;
5) 5,1 + 6,39;
6) 16,4 + 3,6.
|
Учащиеся самостоятельно выполняют задания с последующей взаимопроверкой.
|
Регулятивные:
коррекция
контроль;
оценка;
|
Активизация внимания. Настрой на работу.
Развитие умения применять алгоритм в стандартной ситуации.
Работа по карточкам.
Развитие внимания. Воспитание уверенности в себе, доброжелательного отношения друг к другу.
Обратная связь.
|
Для тех, кто выполнит задание раньше других, предлагаю дополнительное задание.
2,346 +0,597 +72,07;
78,086 + 1206,15 + 0,804.
Проверьте своё решение. На доске правильные ответы. У кого нет ошибок? У кого одна ошибка?( Ответы слайд 6)
|
Отвечают на вопросы.
|
|
Дифференцируемый подход.
|
А теперь выполните вычисления устно. Слайд 7
№3. Найдите сумму.
1) 3 + 0,3;
2)1, 75 + 5;
3) 0,2 + 0,3;
4) 0,01 + 0,02;
5) 0, 7 + 0,02;
6) 0,12 + 0,4.
|
Выполняют устно и отвечают.
|
Личностное:
осознанное построение речевого высказывания в устной форме
|
Формирование и развитие вычислительных навыков устного счёта по изучаемой теме.
|
Решите задачу. (слайд 8)
Два друга – Вова и Дима - решили купить футбольный мяч, который стоит 187 рублей. У Вовы было 75,26 рубля, а у Димы – на 37,63 рубля больше. Будут ли они вечером играть в футбол? (188,15 руб.)
Работа с условием.
Что нужно знать, чтобы ответить на вопрос задачи?
Известно, сколько было денег у Вовы? А у Димы?
Можно ли найти количество денег у Димы? Что для этого нужно сделать?
Можно теперь узнать общее количество рублей у мальчиков?
|
Читают задачу.
Отвечают на вопросы.
|
Регулятивные:
логические универсальные действия;
восприятие текста задачи
анализ объектов с целью выделения признаков.
|
|
Приглашаю одного ученика к доске.
75,26+37,63=112,89 (р)- у Димы
75,26+112,89= 188,15(р) –всего
187<188,15
Ответ: будут играть в футбол
Тем, кто решил задачу раньше других, предлагаю решить дополнительное задание, требующие умения логически мыслить.
|
Один ученик работает у доски, другие проверяют свои записи и дополняют, в случае необходимости.
|
|
|
Дополнительно( карточки)
Даны числа: 2,67; 3,75; 3,51; 2,43.
Сумма двух из них равна сумме оставшихся. Запишите это равенство.
Ответ: 2,67+3,51=2,43+3,75=6,18
|
По желанию
выполняют задание с карточки заданий в тетради
|
|
Осуществляется дифференцированный подход.
Развитие логического мышления.
|
9. Этап контроля и самоконтроля. (3мин)
10. Этап применения изученного.
(5 мин)
|
Давайте проверим, как вы поняли изучаемый материал. Самостоятельная работа по группам.
Класс делится на 2 группы. В течение 2 минут составьте задачу, которую можно решить сложением двух десятичных дробей.
Задача№1
Задача №2
Возьмите листочки с заданиями на смекалку.
Выполните задания №1 и №2.
№1. Поставьте запятые так, чтобы результат был верным:
1) 2,35 + 128 = 15,15;
2) 52 + 18 = 7;
3) 3 + 108 = 408.
№2. В каких примерах допущена ошибка?
Исправьте их.
1) 7,2 + 5 = 7,7;
2) 0,2 + 0,3 = 0,5;
3) 0,5 + 0,9 = 0,14;
4) 0,005 + 0, 1 = 0, 015.
Проверка №1-2 (слайды 9, 10)
Правильные ответы:
1) 2,35 + 12,8 = 15,15;
2) 5,2 + 1,8 = 7;
3) 3 + 1,08 = 4,08.
1) 7,2 + 5 = 12,2;
2) 0,2 + 0,3 = 0,5;
3) 0,5 + 0,9 = 1,4;
4) 0,005 + 0, 1 = 0, 105
Следующее задание позволит выявить того, кто лучше всех усвоил сегодняшний материал.
Игра «Найди число!».
9Слайд 11)
№3. Сумму данных чисел запишите в третью клетку. Сумму чисел, стоящих во второй и третьей клетках, запишите в четвёртую клетку и т. д.
Какое число у вас получилось в последней клетке? У кого 1,23? Поднимите руки. На экране верные ответы, проверьте свои результаты.
Тем, кто выполнил задание раньше других, предлагаю выполнить задание дополнительно.
|
Один представитель от группы зачитывает условие составленной задачи.
Учащиеся самостоятельно выполняют задания на карточках.
Учащиеся по одному заданию обосновывают свои ответы, проверяют свои записи.
Учащиеся по очереди называют правильную запись равенства, проверяют свои результаты.
Читают текст задания.
Самостоятельно выполняют сложение дробей.
Поднимают руки те, кто правильно выполнил, проверяют своё решение.
|
Коммуникативные:
инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации
Познавательные:
самостоятельное создание способов решения проблем творческого и поискового характера
Контроль и коррекция
Регулятивные:
контроль и коррекция
Познавательные:
самостоятельное создание способов решения проблем творческого и поискового характера
Регулятивные:
коррекция,
контроль
|
Активизация внимания.
Происходит закрепление умений складывать десятичные дроби в форме индивидуальной работы. Развитие навыков
самостоятельной работы.
Применение знаний в нестандартной ситуации. Развивается логическое мышление. Групповая форма работы.
Развивается внимание, умение находить и исправлять ошибки.
Коррекция.
Индивидуальная работа с теми, кому требуется помощь.
Контроль за теми, кто работает быстро.
Воспитание воли и настойчивости для достижения конечного результата.
Коррекция.
Дифференцированный подход.
Повышается самооценка.
|
11. Занимательная страничка урока(4мин.)
|
Дополнительно. Ребята, я предлагаю вам выполнить занимательное задание на компьютере
|
Работает на компьютере (возможна работа в группе)
|
|
формирование интереса к предмету,
мотивации в обучении
|
12. Этап информации о домашнем задании.
(1 мин)
|
(Слайд 12). Запишите домашнее задание. Оно поможет вам лучше усвоить новый материал.
1) Выучить алгоритм, № 1255(примеры), 1199 (задача).
2) Дополнительное задание. (Желающим)
В пустые клетки квадрата впишите такие числа, чтобы сумма чисел по любой горизонтали, вертикали и диагонали была равна 3.
|
Записывают домашнее задание в дневник.
|
|
Закрепление умений и навыков.
Домашнее задание состоит из двух уровней: обязательный минимум и развивающее логическое мышление задание.
Развивающее задание учащиеся выполняют по желанию
|
13. Этап рефлексии.
(2мин)
|
Итак, подведём итоги урока.
- Что новое вы узнали сегодня на уроке?
- Чему новому вы научились на
уроке?
Что вы считаете нужным запомнить?
Над чем ещё надо поработать?
Подтвердилась наша гипотеза?
Поднимите руки, кто понял, как сложить десятичные дроби?
Не расстраивайтесь те, у кого сегодня на уроке не всё получилось.
На следующем уроке мы продолжим изучение этой темы и научимся вычитать десятичные дроби.
Выставление оценок за урок.
После проверки тетрадей будут выставлены оценки за решение дополнительных заданий. (Слайд13) . Предлагаю учащимся оценить свою успешность на уроке по схеме:
На уроке
- Было трудно…
-Было интересно…
- Я научился…
- Меня удивило…
_ У меня….. настроение
Урок окончен.
До свидания.
|
Мы узнали алгоритм сложения десятичных дробей.
Мы научились выполнять сложение десятичных дробей.
Алгоритм сложения десятичных дробей.
Поднимают руки.
Да.
Слушают учителя.
Выставляют оценки в дневник.
Ученики приветствуют учителя стоя, благодарят за урок и уходят на перемену.
|
Регулятивные:
оценивание усваиваемого содержания;
выделение и осознание обучающими того, что уже усвоено и что ещё нужно усвоить, осознание качества и уровня усвоения; оценка результатов работы.
Рефлексия. Обратная связь.
Коммуникативные:
воспитание уважения друг к другу и к учителю.
|
Обобщение и систематизация полученных на уроке знаний.
Установка на последующие уроки.
|