Детство – период жизни, когда происходит развитие личности, становление человека как полноценного члена общества. Для того, чтобы дать возможность каждому ребенку успешно реализовывать свои творческие способности, быть успешным в современном демократичном обществе, дети должны обладать социальными умениями и навыками: устанавливать и поддерживать контакты с социумом, действовать в команде, правильно строить отношения с другими людьми, проявлять уважение к своим сверстникам и взрослым, разрешать возникающие конфликты. Взаимодействие учителя-логопеда в ДОУ с различными социальными институтами повысило качество коррекционно-образовательных услуг и уровень реализации стандартов дошкольного образования, создало условия для получения детьми целостного представления о мире, максимального творческого самовыражения в любой сфере деятельности.
Модель социального взаимодействия учителя-логопеда
с различными субъектами коррекционно-образовательного процесса
Информация о работе учителя-логопеда по взаимодействию с различными субъектами
коррекционно-образовательного процесса
Учебно-воспитательный процесс представляет собой многоплановое и полиморфное взаимодействие, прочность которого основывается на установлении положительного психологического контакта между всеми участниками взаимодействия.
В саду активно ведется работа в этом направлении, проводятся открытые мероприятия, консультации, мастер-классы, семинары-практикумы и др.
Коррекционно-образовательная работа учителя-логопеда с детьми реализуется на основе образовательной программы ДОУ. Я стараюсь обеспечивать полноценное развитие личности каждого ребенка на фоне его эмоционального благополучия и положительного отношения к миру, к себе и к другим людям по всем основным направлениям коррекционно-образовательного процесса. Стремлюсь к достижению воспитанниками психологической готовности к школе. А приоритетной деятельностью своей работы считаю обеспечение равных стартовых возможностей для обучения детей в учреждениях начального общего образования.
В течение всего коррекционно-образовательного процесса мною проводится систематическая работа над коррекцией звукопроизношения, лексико-грамматического строя речи, развитием связной речи, фонетико-фонематической стороны речи, навыков звукового анализа и синтеза.
Для закрепления пройденного материала даются дополнительные задания воспитателям и рекомендации родителям.
Осуществляю индивидуальный подход к каждому воспитаннику. Одним из уникальных аспектов моей работы считаю сбалансированность между направляемыми видами деятельности, при которых дети следуют четким инструкциям и вместе с тем имеют возможность свободно действовать, т.е. они получают знания в свободной форме. Дети обучаются в процессе игровой деятельности. Наиболее часто работают в группах вокруг специального просторного стола «Eduplay». В процессе групповой работы и распределения обязанностей в группе воспитанники приобретают и совершенствуют важные коммуникативные и социальные компетенции, развивая самосознание и положительный образ собственного «Я» в комфортной обучающей среде.
Одно из важнейших звеньев воспитательно-образовательной работы сегодня является патриотическое воспитание. Его суть состоит в том, чтобы посеять и взрастить в детской душе семена любви к родному дому, семье, к родной природе, к истории и культуре страны, созданной трудами родных земляков. Но быть патриотом – это значит, не только с уважением и любовью относится к своей стране, к её истории, а прежде всего, служить обществу и Отечеству.
В детском саду создана система краеведческой работы под руководством краеведа Гатчинского района Андрея Бурлакова. Мы ежемесячно посещаем музей истории города Гатчины, ведем совместную творческую деятельность, интерактивные уроки в Гатчинском Дворце-музее в рамках проекта «Музейная педагогика».
Возложение цветов героям ВОВ
Наши дети совместно с педагогами единственные в Гатчинском муниципальном районе во время прогулок делают уникальные поделки из снега, раскрашивая их красками. Очень оригинально украшают деревья вязаными «Гетрами», совместно с родителями мастерят кормушки, заботясь об окружающем мире.
Силами воспитанников логопедической группы проводятся театрализованные представления для детей с ОВЗ из реабилитационного центра «Дарина», находящегося по соседству. А наши дети имеют возможность пользоваться услугами специалистов реабилитационного центра "Дарина".
Украшение прогулочных площадок своими руками.
Для сохранения и укрепления здоровья воспитанников педагогический коллектив ДОУ разработал план мероприятий, направленных на сохранение, укрепление и развитие здоровья наших воспитанников. Педагогами проводится утренняя гимнастика, воздушные ванны, обширное умывание, гимнастика для глаз, закаливание, дорожка здоровья. Комплекс оздоровительных мероприятий можно найти на сайте ДОУ: https://sites.google.com/site/mbdou13gatchina/vizitka/materialno-tehniceskoe-obespecenie/medicinskoe-obsluzivanie, в медицинском кабинете и в каждой группе на стендах «Советы Айболита».
Так как в ДОУ нет своего спортивного зала, мы частично осуществляем занятия физкультурой в зале спортивного комплекса «Спартак», который находится в шаговой доступности для детей нашего детского сада.
Третье физкультурное занятие с детьми проводится на улице с инструктором по физической культуре и заслуженным тренером Веденеевым А.А.
Для эффективной работы по оздоровлению детей в ДОУ приобретен интерактивный экран «Танцующий мальчик». Экран используется для проведения утренней гимнастики, физминуток, физкультурных и музыкальных занятий, а также на детских праздниках.
Физкультура на улице.
Для успешного физического развития детей ДОУ вступило в пилотный проект «Детский сад – территория спорта» под руководством И.К.Родниной.
В рамках этого проекта на территории детского сада был построен мини-стадион и взят в штат Веденеев А.А. - Заслуженный мастер спорта, Чемпион Мира, Многократный Чемпион СССР и России, генеральный директор Федерации по хоккею с мячом, координатор проекта «Детский спорт» в Ленинградской области.
Общая физическая подготовка воспитанников выросла, о чем говорят наши победы в городских спартакиадах дошкольников, среди которых есть дети логопедической группы.
Также этому способствовал режим дня, разработанный в соответствии с ФГОС.
Подписание пилотного проекта «Детский сад – территория спорта» с И.К.Родниной
На 50-летие ДОУ Всероссийским Обществом Автомобилистов в 2014 г. подарен и установлен комплекс знаков дорожного движения, а педагогами ДОУ разработаны игровые программы по правилам дорожного движения.
Заботясь о готовности наших воспитанников к школе, мной совместно с педагогами логопедической группы проводится преемственность с начальной школой. С учителями начальных классов и психологами мы участвуем в совместных мероприятиях и проектах (открытые уроки, спортивные мероприятия, наши дети ходят в «Малышкину школу»). Учителя делятся своим опытом с нашими педагогами, а воспитатели, в свою очередь, подсказывают, как за гонкой к знаниям не потерять индивидуальность каждого ребенка.
Коррекционная работа учителя-логопеда строится в тесной взаимосвязи с родителями.
Еженедельно проводятся индивидуальные консультации для родителей по автоматизации поставленных звуков и выполнении рекомендаций учителя-логопеда.
Также проводятся:
- тематические консультации: «Речевое развитие ребенка», «Взаимосвязь ребенка, родителей, логопеда и воспитателя в коррекционной работе», «Что необходимо знать и уметь ребенку, поступающему в школу» и другие;
- открытые занятия по формированию фонетико-фонематической стороны речи с использованием авторских компьютерных игр, лексико-грамматических представлений, развитию связной речи с использование мнемотехники;
- родительские собрания: организационные, тренинговые, промежуточные и итоговые подведения результатов работы, на которых раскрываются такие темы как: Особенности логопедической работы (содержание и формы), Ознакомление родителей с результатами обследования речи детей, Роль семьи в преодолении речевых нарушений у детей, Положительные стороны обучения и воспитания детей в логопедических группах и прочие.
Руками родителей и педагогов выполнено множество пособий и наглядного материала, оформлены групповые комнаты и уличные площадки.
Взаимосвязь учителя-логопеда с педагогами и специалистами ДОУ:
Для воспитателей проводятся консультации по темам, согласно плану, отчеты о результатах обследования устной речи и о результатах коррекционной работы, проводимой в течение всего учебного периода, оценка качества коррекционно-педагогической деятельности специалистов, работающими с детьми. Проводятся открытые занятия для воспитателей по коррекции лексико-грамматического строя речи, формированию фонетико-фонематической стороны речи.
Все педагоги детского сада имеют доступ к информационным системам и информационно-коммуникационным сетям в ДОУ через wi-fi.
Я веду блог на педагогическом портале http://www.openclass.ru/, группуVK "Ваш домашний логопед" и "КА-ка-ду", где воспитатели и родители всегда могут найти информацию по интересующим их вопросам, получить консультацию, с согласия родителей выставляю фото и видео материалы воспитанников с различных мероприятий, грамоты с конкурсов. Так же материалы своевременно выкладываются на сайте ДОУ, который также веду я с момента его создания.
Взаимодействие учителя-логопеда в ДОУ с различными социальными институтами повысило качество коррекционно-образовательных услуг и уровень реализации стандартов дошкольного образования, создало условия для получения детьми целостного представления о мире, максимального творческого самовыражения в любой сфере деятельности.