Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа села Ключи
Лысогорского муниципального района Саратовской области»
УТВЕРЖДЕНО
решение педсовета протокол №__
от ______20__ года Председатель педсовета
_____________ ______
Подпись, печать ОУ Ф.И.О.__________________
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
«Любимая игра»
_Солоницына Наталья Владимировна
(Ф.И.О. учителя, составителя)
2015-2016 учебный год
- Пояснительная записка
Система физического воспитания в нашей стране имеет многолетний опыт становления и направлена на решение основных социально значимых задач: укрепление здоровья населения, физическое и двигательное развитие и воспитание высоких нравственных качеств.
Особое внимание уделяется детскому возрасту, поскольку на этом этапе развития закладывается основа дальнейшего совершенствования и формируется потенциал физических возможностей, которые могут быть реализованы в различных сферах деятельности человека.
Обязательным компонентом ФГОС является внеурочная деятельность. В проекте образовательных стандартов внеурочная деятельность рассматривается как специально организованная деятельность обучающихся в рамках вариативной части образовательного плана.
Рабочая программа внеурочной деятельности «Любимая игра» предназначена для физкультурно-спортивной и оздоровительной работы с учащимися 5–9 классов, проявляющими интерес к физической культуре и спорту.
Волейбол – один из игровых видов спорта в программах физического воспитания учащихся общеобразовательных учреждений. Он включён в урочные занятия, широко практикуется во внеклассной и внешкольной работе – это занятия в спортивной секции по волейболу, физкультурно-массовые и спортивные мероприятия (соревнования в общеобразовательном учреждении, на уровне района, округа, матчевые встречи и т.п.).
Чтобы играть в волейбол, необходимо уметь быстро выполнять двигательные действия, высоко прыгать, мгновенно менять направление и скорость движения, обладать ловкостью и выносливостью. Занятия волейболом улучшают работу сердечно-сосудистой и дыхательной систем, укрепляют костную систему, развивают подвижность суставов, увеличивают силу и эластичность мышц. Постоянное взаимодействие с мячом способствует улучшению глубинного и периферического зрения, точности и ориентировке в пространстве. Развивается двигательная реакция на зрительные и слуховые сигналы. Игра в волейбол требует от занимающихся максимального проявления физических возможностей, волевых усилий и умения пользоваться приобретёнными навыками. Проявляются положительные эмоции: жизнерадостность, бодрость, желание победить. Развивается чувство ответственности, коллективизма, скорость принятия решений. Благодаря своей эмоциональности игра в волейбол представляет собой средство не только физического развития, но и активного отдыха. Широкому распространению волейбола содействует несложное оборудование: небольшая площадка, сетка, мяч.
В программе представлены доступные для учащихся упражнения, способствующие овладению элементами техники и тактики игры в волейбол, развитию физических способностей.
Программа курса внеурочной деятельности «Любимая игра» разработана на основе нормативных документов к составлению программ внеурочной деятельности по ФГОС:
- Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации».
- Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.12.2010 г. № 1897 «Об утверждении федерального государственного стандарта основного общего образования» (зарегистрирован Минюстом России 01.02.2011г., регистрационный №19644) с изменениями, утвержденными приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 29.12.2014г. №1644 (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 06.02.2015 г., регистрационный №35915).
- Постановление Правительства Российской Федерации от 23.03.2001 № 224 «О проведении эксперимента по совершенствованию структуры и содержания общего образования» в части сохранения и укрепления здоровья школьников.
- Постановление от 29 декабря 2010 г. № 189 «Об утверждении СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях».
Рабочая программа курса внеурочной деятельности «Любимая игра» разработана на основе:
- «Комплексной программы физического воспитания учащихся 1-11 классов образовательных учреждений» под редакцией В.И. Ляха, А.А Зданевича (2010г.), допущенной Министерством образования и науки Российской Федерации.
-Примерной программы по физической культуре, авторской программы Т. С. Лисицкой, Л. А. Новиковой. (2012г) Учебного пособия « Внеурочная деятельность. Волейбол: пособие для учителей и методистов»/Г.А. Колодницкий, В.С. Кузнецов, М.В. Маслов.- М.: Просвещение, 2011, в соответствии с ФГОС ООО 2010 г.
2. Общая характеристика курса
Программа курса внеурочной деятельности «Любимая игра» может рассматриваться как одна из ступеней к формированию культуры здоровья и неотъемлемая часть всего воспитательно-образовательного процесса. Основная идея программы заключается в мотивации учащихся на ведение здорового образа жизни, в формировании потребности сохранения физического и психического здоровья как необходимого условия социального благополучия и успешности человека.
Данная программа направлена на формирование, сохранение и укрепление здоровья учащихся, в её основу положены культурологический и личностно-ориентированный подходы. Программа внеурочной деятельности «Любимая игра» носит образовательно-воспитательный характер и направлена на осуществление следующих целей: укрепление здоровья, физического развития и подготовленности; воспитание личностных качеств; освоение и совершенствование жизненно важных двигательных навыков, основ спортивной техники избранного вида спорта.
Цели конкретизированы следующими задачами:
- Пропаганда здорового образа жизни, укрепление здоровья, содействие гармоническому физическому развитию занимающихся.
- Популяризация волейбола как вида спорта и активного отдыха.
- Формирование у учащихся устойчивого интереса к занятиям волейболом.
- Обучение технике и тактике игры в волейбол.
- Развитие физических способностей (силовых, скоростных, скоростно-силовых, координационных, а также выносливости, гибкости).
- Формирование у учащихся необходимых теоретических знаний.
- Воспитание моральных и волевых качеств.
Целью реализации основной образовательной программы является обеспечение планируемых результатов по достижению выпускником общеобразовательного учреждения целевых установок, знаний, умений, навыков и компетенций, определяемых личностными, семейными, общественными, государственными потребностями и возможностями ребёнка, индивидуальными особенностями его развития и состояния здоровья.
Выстраивая предполагаемый образ выпускника, мы исходим из того, что он представляет собой динамическую систему, которая постоянно изменяется, самосовершенствуется, наполняясь новым содержанием.
3. Описание места курса в учебном плане
Программа курса «Любимая игра» введена в часть учебного плана, формируемого образовательной организацией в рамках внеурочной деятельности спортивно – оздоровительного направления, и направлена на достижение планируемых результатов освоения основной образовательной программы основного общего образования. Данная программа рассчитана на учащихся 5 – 9 классов, срок реализации 5 лет: 35 часов в год (1 час в неделю).
4. Личностные и метапредметные результаты освоения курса
Данная программа курса внеурочной деятельности предусматривает достижение следующих результатов:
- личностные результаты – готовность и способность учащихся к саморазвитию, сформированность мотивации к учению и познанию, ценностно-смысловые установки выпускников, отражающие их индивидуально-личностные позиции, социальные компетентности, личностные качества; сформированность основ российской, гражданской идентичности;
- метапредметные результаты – освоенные учащимися универсальные учебные действия (познавательные, регулятивные и коммуникативные);
- предметные результаты – освоенный учащимися в ходе изучения учебных предметов опыт специфической для каждой предметной области деятельности по получению нового знания, его преобразованию и применению, а также система основополагающих элементов научного знания, лежащая в основе современной научной картины мира.
Регулятивные УУД:
- определять и формулировать цель деятельности на занятии с помощью учителя, а далее самостоятельно;
- проговаривать последовательность действий;
- уметь высказывать своё предположение (версию) на основе данного задания, уметь работать по предложенному учителем плану, а в дальнейшем уметь самостоятельно планировать свою деятельность;
- средством формирования этих действий служит технология проблемного диалога на этапе изучения нового материала;
- учиться совместно с учителем и другими воспитанниками давать эмоциональную оценку деятельности команды на занятии.
Средством формирования этих действий служит технология оценивания образовательных достижений (учебных успехов).
Познавательные УУД:
- добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя разные источники информации, свой жизненный опыт и информацию, полученную на занятии;
- перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате совместной работы всей команды;
Средством формирования этих действий служит учебный материал и задания.
Коммуникативные УУД:
- умение донести свою позицию до других: оформлять свою мысль. Слушать и понимать речь других;
- совместно договариваться о правилах общения и поведения в игре и следовать им;
- учиться выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика).
Средством формирования этих действий служит организация работы в парах и малых группах.
Оздоровительные результаты программы внеурочной деятельности:
- осознание учащимися необходимости заботы о своём здоровье и выработки форм поведения, которые помогут избежать опасности для жизни и здоровья, уменьшить пропуски занятий по причине болезни, регулярно посещать спортивные секции и спортивно-оздоровительные мероприятия;
- социальная адаптация детей, расширение сферы общения, приобретение опыта взаимодействия с окружающим миром.
Первостепенным результатом реализации программы внеурочной деятельности будет сознательное отношение учащихся к собственному здоровью.
5. Содержание курса внеурочной деятельности
№
|
Учебный материал
|
Классы
|
5
|
6
|
7
|
8
|
9
|
Перемещения
|
1
|
Стойка игрока (исходные положения)
|
Р
|
З
|
С
|
+
|
+
|
2
|
Перемещение в стойке приставными шагами: правым и левым боком, лицом вперёд
|
Р
|
З
|
С
|
+
|
+
|
3
|
Сочетание способов перемещений (бег, остановки, повороты, прыжки вверх)
|
+
|
+
|
+
|
+
|
+
|
Передачи мяча
|
1
|
Передача сверху двумя руками вперёд-вверх (в опорном положении)
|
Р
|
З
|
З
|
С
|
С
|
2
|
Передача сверху двумя руками в прыжке (вдоль сетки и через сетку)
|
|
|
|
Р
|
Р
|
3
|
Передача сверху двумя руками, стоя спиной в направлении передачи
|
|
|
|
|
Р
|
4
|
Передача снизу двумя руками над собой
|
Р
|
З
|
С
|
С
|
+
|
5
|
Передача снизу двумя руками в парах
|
Р
|
З
|
З
|
С
|
+
|
Подачи мяча
|
1
|
Нижняя прямая
|
Р
|
З
|
|
|
|
2
|
Верхняя прямая
|
|
Р
|
З
|
С
|
С
|
3
|
Подача в прыжке
|
|
|
|
|
Р
|
Нападающие (атакующие) удары
|
1
|
Прямой нападающий удар (по ходу)
|
|
Р
|
З
|
З
|
З
|
2
|
Нападающий удар с переводом вправо (влево)
|
|
|
|
|
Р
|
Приём мяча
|
1
|
Приём снизу двумя руками
|
Р
|
З
|
С
|
+
|
+
|
2
|
Приём сверху двумя руками
|
Р
|
З
|
С
|
+
|
+
|
3
|
Приём мяча, отражённого сеткой
|
|
|
|
Р
|
З
|
Блокирование атакующих ударов
|
1
|
Одиночное блокирование
|
|
Р
|
З
|
С
|
С
|
2
|
Групповое блокирование (вдвоём, втроём)
|
|
|
Р
|
З
|
С
|
3
|
Страховка при блокировании
|
|
Р
|
З
|
С
|
С
|
Тактические игры
|
1
|
Индивидуальные тактические действия в нападении, защите
|
Р
|
Р
|
З
|
З
|
С
|
2
|
Групповые тактические действия в нападении, защите
|
|
|
Р
|
З
|
С
|
3
|
Командные тактические действия в нападении, защите
|
|
|
|
Р
|
З
|
4
|
Двусторонняя учебная игра
|
+
|
+
|
+
|
+
|
+
|
Подвижные игры и эстафеты
|
1
|
Игры и эстафеты на закрепление и совершенствование технических приёмов и тактических действий
|
+
|
+
|
+
|
+
|
+
|
2
|
Игры, развивающие физические способности
|
+
|
+
|
+
|
+
|
+
|
Физическая подготовка
|
1
|
Развитие скоростных, скоростно-силовых, координационных способностей, выносливости, гибкости
|
+
|
+
|
+
|
+
|
+
|
Судейская практика
|
1
|
Судейство учебной игры в волейбол
|
|
|
|
+
|
+
|
6. Тематическое планирование с определением основных видов
учебной деятельности
№
|
Наименование разделов/
модулей, тем
|
Всего, час
|
Количество часов
|
Характеристика деятельности обучающихся
|
5
|
6
|
7
|
8
|
9
|
Аудиторные
|
Внеаудиторные
|
Аудиторные
|
Внеаудиторные
|
Аудиторные
|
Внеаудиторные
|
Аудиторные
|
Внеаудиторные
|
Аудиторные
|
Внеаудиторные
|
-
|
Перемещения
|
8
|
2
|
6
|
2
|
6
|
2
|
6
|
2
|
6
|
2
|
6
|
Овладение стойкой волейболиста и различными способами перемещения.
|
2.
|
Верхняя передача
|
6
|
2
|
4
|
2
|
4
|
2
|
4
|
2
|
4
|
2
|
4
|
Принимать мяч сверху двумя руками. Правильно располагать пальцы рук на мяче.
|
3.
|
Нижняя передача
|
6
|
2
|
4
|
2
|
4
|
2
|
4
|
2
|
4
|
2
|
4
|
Научится подавать нижнюю подачу. Уметь направлять мяч в заданную зону. Подавать мяч снизу. Выполнять большое количество подач подряд.
|
4.
|
Верхняя прямая подача с середины площадки
|
4
|
2
|
2
|
2
|
2
|
2
|
2
|
2
|
2
|
2
|
2
|
Передавать мяч сверху через сетку в прыжке с места и не большого разбега.
Передавать и перебивать мяч через сетку, стоя спиной к ней. Передавать мяч на точность в мишени, расположенные на стене, на игровой площадке.
|
5.
|
Прием мяча
|
3
|
3
|
0
|
3
|
0
|
3
|
0
|
3
|
0
|
3
|
0
|
Уметь принимать мяч снизу. Сочетать правильную работу рук и ног. Принимать мяч после перемещений. Уметь принимать мяч в паре и через сетку.
|
6.
|
Подвижные игры и эстафеты
|
8
|
6
|
2
|
6
|
2
|
6
|
2
|
6
|
2
|
6
|
2
|
Развитие ловкости, внимательность. Умение играть в команде. Взаимовыручка и взаимодействие игроков.
|
7.
|
Физическая подготовка в процессе занятия.
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Итого:
|
35
|
17
|
18
|
17
|
18
|
17
|
18
|
17
|
18
|
17
|
18
|
|
5 класс (1 год обучения)
№
|
Тема занятия
|
Дата
план
|
Дата
факт
|
1
|
Волейбол - цели и задачи. Техника безопасности. Разучивание стойка игрока (исходные положения)
|
|
|
2
|
Стойка игрока (исходные положения)
|
|
|
3
|
Разучивание перемещение в стойке приставными шагами: правым, левым боком, лицом вперед
|
|
|
4
|
Перемещение в стойке приставными шагами: правым, левым боком, лицом вперед
|
|
|
5
|
Перемещение в стойке приставными шагами: правым, левым боком, лицом вперед
|
|
|
6
|
Перемещение в стойке приставными шагами: правым, левым боком, лицом вперед
|
|
|
7
|
Игровое занятие
|
|
|
8
|
Разучивание сочетание способов перемещений (бег, остановки, повороты, прыжки вверх)
|
|
|
9
|
Сочетание способов перемещений (бег, остановки, повороты, прыжки вверх)
|
|
|
10
|
Эстафеты с различными способами перемещений.
|
|
|
11
|
Разучивание верхняя передача мяча над собой
|
|
|
12
|
Верхняя передача мяча над собой
|
|
|
13
|
Верхняя передача мяча над собой
|
|
|
14
|
Игровое занятие.
|
|
|
15
|
Разучивание верхняя передача мяча у стены.
|
|
|
16
|
Верхняя передача мяча в парах
|
|
|
17
|
Верхняя передача мяча у стены, в парах, через сетку.
|
|
|
18
|
Игровое занятие.
|
|
|
19
|
Разучивание: верхняя прямая подача с середины площадки.
|
|
|
20
|
Верхняя прямая подача с середины площадки.
|
|
|
21
|
Верхняя прямая подача с середины площадки.
|
|
|
22
|
Верхняя прямая подача с середины площадки.
|
|
|
23
|
Игровое занятие.
|
|
|
24
|
Нижняя передача над собой
|
|
|
25
|
Нижняя передача над собой
|
|
|
26
|
Нижняя передача над собой
|
|
|
27
|
Игровое занятие
|
|
|
28
|
Нижняя передача мяча у стены, в парах
|
|
|
29
|
Нижняя передача мяча у стены, в парах
|
|
|
30
|
Нижняя передача мяча у стены, в парах
|
|
|
31
|
Игровое занятие.
|
|
|
32
|
Прием мяча с подачи у стены.
|
|
|
33
|
Подача и прием мяча в парах .
|
|
|
34
|
Подача прием мяча через сетку в парах с середины площадки
|
|
|
35
|
Учебная игра мини-волейбол.
|
|
|
7. Описание учебно-методического и материально-технического обеспечения образовательной деятельности
Список литературы:
Для педагога:
1. Амалин М. Е. Тактика волейбола. Москва. «Физкультура и спорт» 2005.
2. Волейбол. Правила соревнований. Москва. «Физкультура и спорт» 2003.
3. Волейбол. Тестовые задания по изучению правил соревнований. – Омск: СибГАФК, 2002
4. Голомазов В. А., Ковалёв В. Д., Мельников А. Г.. Волейбол в школе. Москва. «Физкультура и спорт» 1976.
5. Журнал «Физкультура в школе» №7,8,9. 2003.
6. Журнал «Физкультура в школе» №3. 2006.
7. Журнал «Физкультура в школе» №5,8,11.2007.
8. Ивойлов А. В. Волейбол (техника, обучение, тренировка). Минск. «Беларусь» 1991.
9. Книжников А.Н., Книжников Н.Н. Основы судейства волейбола: Учебно-метод. пособие – Нижневартовск, 2001
10. Лях В. И., Зданевич А.А. Комплексная программа физического воспитания. Москва. «Просвещение» 2010.
11. Эйнгорн А. Н.. 500 упражнений для волейболистов. Москва. «Физкультура и спорт» 2007.
12. «Примерная основная образовательная программа образовательного учреждения», Москва «Просвещение» 2011
Для детей:
1. Волейбол. Правила соревнований. Москва. «Физкультура и спорт» 2003.
2. Железняк Ю. Д. К мастерству в волейболе. Москва. «Физкультура и спорт» 1978.
3. Клещёв Ю. Н., Фурманов А. Г. Юный волейболист. Москва. «Физкультура и спорт» 1989.
4. Эйнгорн А. Н.. 500 упражнений для волейболистов. Москва. «Физкультура и спорт» 2007
Для реализации данной программы в школе имеется и может и может быть использовано:
1. Спортивный зал.
2. Уличная волейбольная площадка.
3. Волейбольная сетка.
4. Волейбольные мячи 5 штук.
5. Набивные мячи 5 штук.
6. Баскетбольные и футбольные мячи, шведские стенки, гимнастическое оборудование.
7. Компьютеры с выходом в Интернет, программное обеспечение, экраны, проекторы, компакт-диски с учебным материалом.
Кроме этого имеется дидактико-методическое оснащение:
1. Учебники по физической культуре.
2. Учебники по волейболу.
3. Методические пособия по волейболу, спортивным играм, методике занятий и тренировок.
Правила соревнований.
4. Инструкции по технике безопасности.
5. Нормативные документы по основному и дополнительному образованию.
6. Учебные карточки с заданиями.
7. Разработанные и утверждённые тесты, и нормативы по контролю ОФП, технической, тактической и теоретической подготовок.
8. Планируемые результаты изучения курса
ЛИЧНОСТНЫЕ.
Первый уровень: усвоение школьником социально значимых знаний. Это в первую очередь знание норм и традиций того общества, в котором он живёт. Знание об истории волейбола и развития его в нашей стране.
Второй уровень: развитие социально значимых отношений. Формировать положительное отношение к систематическим занятиям волейболом. Учить взаимоотношению в команде. Развивать чувство патриотизма, любви к Родине и физическому труду. Учить ценить своё здоровье и неприязнь к вредным привычкам.
Третий уровень: приобретение школьником опыта осуществления социально значимых действий
Понимать роль волейбола в укреплении здоровья. Научить школьников самостоятельно составлять свой режим дня и график тренировок. Уметь самостоятельно подбирать упражнения для своего физического развития.
ПРЕДМЕТНЫЕ
Иметь представление об истории развития волейбола в России;
О правилах личной гигиены, профилактики травматизма
Технически правильно выполнять двигательные действия в волейболе.
Играть в волейбол по упрощенным правилам.
МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ
Учащиеся научатся:
Следовать при выполнении задания инструкциям учителя
Понимать цель выполняемых действий
Различать подвижные и спортивные игры
Учащиеся получат возможность научиться:
Принимать решения связанные с игровыми действиями;
Взаимодействовать друг с другом на площадке
Договариваться и приходить к общему решению, работая в паре.
|