Кульгускин Матвей, обучающийся 10 класса А МАОУ СОШ №22 г. Балаково
Роль старообрядцев в истории г. Балаково
Введение
Во всех исторических справочниках и путеводителях о городе Балаково Саратовской области говорится, что он был основан старообрядцами, переселившимися на Волгу из Гомельского воеводства тогдашней Польши. Именно купцы-староверы сыграли большую роль в дальнейшем развитии села. Благодаря их трудолюбию, аскетизму, смекалке и бережливости село процветало.
На мой взгляд, важно сохранить память об этих людях, которыми можно гордиться, можно надеяться, что эта информация не затеряется во времени, а будет передаваться из поколения в поколение.
Исследовательская работа «Роль старообрядцев в истории Балаково» посвящена восстановлению и сохранению памяти о наших земляках, прославивших наш город на всю Россию.
Я выдвинул следующие гипотезы:
- Старообрядчество – это религиозное течение, отвергавшее нововведения в русской православной церкви.
- Старообрядцы всегда подвергались гонениям со стороны официальной власти.
- Самаро-Саратовская территория привлекала старообрядчество в связи с расколом церкви.
Цель исследования.
- Узнать, как старообрядцы появились на территории Балаково.
- Доказать, что старообрядцы внесли огромный вклад в развитие нашего города.
В связи с этим можно выделить задачи:
- изучить литературу по теме исследования;
-проанализировать основные причины и условия зарождения и распространения старообрядчества в Поволжье;
-определить тенденции развития взаимоотношений старообрядцев с государственной властью.
Предметом исследований является анализ развития, становления и распространения староверия на территории Балаково
Объектом данного исследования стало старообрядничество, которое рассматривается в гуманитарном и социальном контексте.
Актуальность исследования.
Саратовская губерния в XIX в. входила в число регионов, наиболее плотно населенных старообрядцами, и результаты научных поисков по истории старообрядчества региона востребованы сегодня непосредственно потомками староверов, восстанавливающими историю своих родов. В связи с этим, актуальными и интересными, в плане исследования, становятся вопросы религиозной истории российского общества, в частности истории старообрядчества, которое затрагивало как политическую, экономическую, так и культурную сторону жизни России.
Практическая значимость исследования.
Результаты данного исследования могут быть использованы для лекционно-просветительской деятельности в музеях и национально-культурных обществах, для написания краеведческих работ, на уроках истории России и родного края, а также на классных часах.
Для того, чтобы иметь более полное представление о роли старообрядцев в истории нашего города я встретился с Михаилом Родиным, кандидатом филологических наук, доцентом кафедры «Иностранные языки» БИТИ филиала НИЯУ МИФИ, председателем Просветительского отдела Русской Православной Старообрядческой церкви, настоятелем старообрядческого храма во имя преподобного исповедника Серапиона Черемшанского, представителем одной из старообрядческих семей Губановым Сергеем Анатольевичем, депутатом по одномандатному избирательному округу №16 Собрания Балаковского муниципального района; изучил электронные архивные документы, размещённые на сайте Самарской губернии
Этапы исследования
№ п/п
|
Содержание этапа
|
Время работы
|
1
|
Составление плана работы над темой
|
Сентябрь 2015г.
|
2
|
Изучение литературы
|
Сентябрь 2015г.-
январь 2016 г.
|
3
|
Работа с документами
|
Январь 2016 г.
|
4
|
Оформление исследовательской работы
|
Февраль 2016 г.
|
Мною проведено анкетирование обучающихся 7-11 классов в количестве 255 человек. Были заданы следующие вопросы и получены ответы на них:
- Знаете ли Вы, кто такие старообрядцы?
(да – 138, нет – 117)
- Назовите отличительные черты старообрядцев.
(двуперстное крестное знамение – 200, не знаю – 55).
- Как относилась официальная власть к старообрядчеству?
(преследовала – 220, поддерживала - 15, не знаю – 20).
- Почему старообрядчество было распространено в Поволжье?
(пополнилось за счет бежавших – 230, не захотели принять новую веру – 24, не знаю – 231).
- Хотел бы ты знать больше о старообрядцах?
(да, это наша история – 197, нет, мне это неинтересно – 23, не знаю – 35)
Анализ анкет обучающихся показал, что из курса истории и краеведения большинство слышали о старообрядцах, знают, что они подвергались гонениям и назвать причины появления в Поволжье. Но кроме двуперстного знамения других отличительных черт назвать не смогли. Многим учащимся хотелось бы больше знать о старообрядцах, так как это является частью истории нашей страны.
Расселение старообрядцев на территории Поволжья
Старообрядчество возникло во второй половине XVII в. в результате раскола в Русской Православной Церкви, когда часть духовенства и мирян отказались принять реформу Патриарха Никона (1652-1666), осуществленную при поддержке царя Алексея Михайловича (1645-1676). Сейчас число старообрядцев уменьшилось, многие направления и толки перестали существовать. Из оставшихся направлений наиболее значительной является белокриницкая иерархия, возглавляемая митрополитом Московским и всея Руси.
Принято утверждать, что первые староверы поселились на территории Самаро-Саратовского Поволжья после выхода Высочайшего Манифеста от 4 декабря 1762 года, в котором императрица Екатерина II позволила бывшим российским подданным селиться на окраинных землях и предоставила им ряд льгот.
Однако первые старообрядцы стали появляться в этих краях задолго до выхода Манифеста. Так, С.А.Ряжев, самарский краевед, указывает, что уже в первые годы после раскола, на левой стороне Волги был построен скит, где правил службу иеромонах Феодосий по прозвищу Муравей, имевший дониконовскую ставленую грамоту и «старые книги из Керженца из монастыря»[1].
После смерти Феодосия скит возглавлял его ученик Павел, последователи которого в 1736 г., ушли на Яик[2].
С.П. Полозов, автор очерка «Из истории прииргизкого старообрядчества XVIII-XIX вв.», приводит данные о том, что уже в 1716-1727 гг. в верховьях Иргиза было более тысячи староверов, для поиска которых правительство периодически снаряжало экспедиции.[3]
Здесь строились монастыри. Особенно славились три мужских монастыря: Авраамиев, Пахомиев и Исаакиев и два женских: Маргаритин и Анфисин. Все они объединялись одним общим именем — Иргиз. Как монастыри, так и окрестности их населяли старообрядцы, вызванные императрицей из-за границы.
Иргизские монастыри быстро приобрели чрезвычайное значение в церковной жизни. Профессор Селищев приводит посвященную им Некрасовым поэму «Дедушка». Не употребляли они ни чаю, ни табаку, ни вина, ни лекарств. И жили до последнего времени безболезненно, домовито и весело. Только полиция да никонианские попы не давали им покоя даже тут: делали на них налеты и отбирали у них богослужебные книги, даже рукописные псалтыри и канонники[4].
Строгая подвижническая жизнь иргизских иноков и инокинь привлекала к себе внимание всей старообрядческой России.
Иргиз стал руководителем старообрядческих приходов. От него зависели целые сотни священников, служивших по многочисленным старообрядческим приходам. Были периоды в истории Иргиза, когда в его ведении состояло более двухсот священников. Слава и значение Иргиза превзошли и Керженец, и Ветку, и Стародубье. Построенные на Иргизе церкви отличались великолепием и богатством внутреннего украшения.
Для Иргизской Никольской церкви императрица Екатерина прислала в дар парчовую священническую ризу, на которой собственноручно вышила свое имя. В царствование же императора Николая I все Иргизские монастыри были разгромлены и отобраны у старообрядцев.[5]
Вероятнее всего, еще в первой половине XVIII века были основаны старообрядческие села Балаково, Криволучье, Кормежка и другие. Так, в статье «Село Балаково», опубликованной в газете «Самарские губернские ведомости» в мае 1857 года, ее автор - балаковский удельный голова Яблошников - замечал, что, по словам старожилов, «основание села совершилось ранее Манифеста, а именно в 1742 году»[6].
Если говорить о районах с наибольшей численностью старообрядческого населения, то главным «гнездом раскола», безусловно, считался Николаевский уезд, где только официально было более 22500 староверов обоего пола: белокриницких, беглопоповцев, часовенных, поморцев, спасовцев.
За ним вторым по численности идет г. Самара (белокриницкие, беглопоповцы, поморцы-брачники, спасовцы, филипповцы, федосеевцы)[7].
Старообрядцы всегда стремились к знанию. Н.И. Костомаров отмечает, что в русской истории «раскол был едва ли не единственным явлением, когда русский народ — не в отдельных личностях, а в целых классах — без руководства и побуждения со стороны власти или лиц, стоящих на ступени высшей по образованию, показал своеобразную деятельность в области мысли и убеждения».[8]
Гонимые, преследуемые и истребляемые, старообрядцы заводили у себя школы везде, где только они приютились или укрылись: в монастырях и скитах, в лесных дебрях и пустынных окраинах необъятной России.
Старообрядцы в Балаково
Со старообрядцами связана вся дореволюционная история города Балаково. Небольшое село Самарской губернии, почти полностью населенное староверами, благодаря их усердию и трудам до 1917 г. было вторым после Самары экономическим центром губернии. Тогда Балаково называли «хлебной столицей Поволжья»: настолько крупной была здесь торговля зерном.
В с. Балаково Николаевского уезда постоянно существовала моленная белокриницких староверов. Сначала она располагалась во дворе П.М.Судакова, затем – при доме купца А.М.Мальцева, позднее – во дворах Г.Ф.Прянишникова и И.М.Кузнецова[9].
Балаковские старообрядцы внесли огромный вклад в развитие промышленности не только города, но и всей России.
Федор Абрамович Блинов, хозяин механического завода, основанного в 1892 году, был единоверцем. Он прославился тем, что создал первый в мире гусеничный трактор. Он был крепостным, правда, профессорским — владельцем крестьянина Блинова был граф Сергей Семенович Уваров — президент Академии наук, автор знаменитого лозунга «Православие — самодержавие — народность». Хотя Блинов получил в 1879 году патент на свое изобретение, трактор так и не был пущен в серийное производство.[10]
Балаковский краевед Деревянченко А.А. деятельно пытался продвинуть проект восстановления могилы Ф.А. Блинова, но «…в своем Отечестве пророков нет» - видимо, эта фраза как нельзя лучше подходит к этой ситуации.
Особенную роль в развитии города сыграла семья Мальцевых.
Мальцевы - старообрядцы-поповцы Белокриницкого согласия (ныне - Русская Православная Старообрядческая Церковь), попечители монастырей и скитов, благотворители, храмоздатели.
Михаил Трофимович Мальцев оказывал щедрую помощь бывшим насельникам старообрядческих монастырей, а также многочисленным общинам «белокриницких» староверов, проживающих в уезде, выделял средства на приобретение домов для устройства моленных, покупку икон и книг.
Архиепископ Иринарх Славский писал ему из Турции с просьбой выделить 3000 рублей на строительство храма.[11]
Сыновья Мальцева продолжили дело отца. Анисим был попечителем местной старообрядческой моленной, в 1907 году открыл в Балаково общину Белокриницкого согласия - одну из крупнейших старообрядческих общин губернии. С момента открытия общины до самой своей смерти Анисим был ее председателем.
В одном из флигелей помещалась начальная старообрядческая школа, открытая в 1908 г. по мысли А. М. Мальцева. В ней обучалось 28 мальчиков. Программа школы самая элементарная: Закон Божий, чтение, письмо, арифметика, славянское чтение и пение. Преподавал в ней И. А. Баранов, старообрядец белокриницкого согласия с.Балаково Николаевского уезда Самарской губернии, учитель начальной старообрядческой школы; церковно-славянское чтение и пение преподавал М. К. Кольганов и законоучительствовал отец Михаил Зотов, из мещан Николаевска. Родился он в 1865 г., образование получил по Псалтырю и Октаю. Происходил из беспоповцев и служил долго в Саратове певчим в часовенной моленной. В 1896 г. о. Петром Узенцовым в Николаевске был присоединен к старообрядчеству Белокриницкой иерархии, а в следующем 1897 г. еп. Алексием самарским рукоположен в священники родного г. Николаевска, где он служил до перевода своего в Балаково, последовавшем в 1901 году, состоял благочинным во втором округе Самарской епархии[12].
Младший брат Анисима, Паисий Михайлович после смерти отца купил дворовый участок, на котором в 1880 году был выстроен массивный дом с подвалом и мансардой. Вокруг дома был разбит чудесный сиреневый сад. Позднее усадьба была реконструирована известным московским архитектором, «отцом модерна» Федором Шехтелем.
В конце XIX века после нескольких лет засухи в Самарской губернии случился страшный голод. Братья приютили в Балакове несколько тысяч голодающих из разных мест губернии и кормили их за свой счет до следующего урожая.
Настоящим делом жизни братьев Мальцевых стало строительство в Балакове старообрядческого храма Святой Троицы. В фондах Самарского архива, балаковским краеведом Анатолием Александровичем Деревянченко, найдено дело № 4730 на 17 листах, где сохранилось прошение купца А. Мальцева в строительный отдел Самарского губернатора. Получив разрешение, Мальцевы объявили конкурс на лучший проект церковного храма. Выиграл его академик архитектуры Шехтель, который общался со многими купцами-староверами. Пока храм строился, Анисим Мальцев за огромные деньги приобретал старинные иконы, которые затем были размещены в храме.
Первым священником Троицкого храма стал Иоанн Поляков. Позднее здесь служили священники Константин Зверев, Михаил Зотов, диаконы Михаил Михеев и Григорий Маслов. В 1929 году церковь закрыли, ее священника арестовали.
В 1992 году Троицкий храм передали Русской Православной Церкви (РПЦ)[13].
За годы советской власти старообрядческая община в Балаково ослабла. Не было ни церкви, ни священника, не было возможности вместе молиться. Однако старообрядческая община в Балакове не исчезла.
20 июня 2008 года Балаково посетил митрополит Корнилий. Он встретился с представителями городской администрации, поведал о возрождающейся старообрядческой общине и о том, что у нее, в прошлом имевшей такой прекрасный храм, теперь нет даже помещения, которое можно указать в качестве юридического адреса.
Современное старообрядчество
В настоящее время в Балаково восстановлена и зарегистрирована старообрядческая община, руководит которой настоятель старообрядческого храма о. Михаил Родин, который в 2008 году был избран председателем Балаковской общины РПСЦ. В 2011 году в Покровском соборе Москвы - рукоположен в сан священника Митрополитом Московским и всея Руси Корнилием.
28 июля 2013 года митрополит Корнилий торжественно при стечении множества христиан-старообрядцев, местных жителей и представителей городской администрации освятил фундамент строящегося храма в честь преп. Серапиона Черемшанского.[14]
15 августа 2007 года на съезде Московской епархии Русской Православной Старообрядческой Церкви преподобный Серапион был официально признан святым Божиим угодником, местно чтимом в Московской епархии.[15]
Заключение
Таким образом, необходимо отметить, что старообрядчество, как религиозное движение, зародившееся в XVII века в среде крестьян, получило особую поддержку в Поволжье.
Причинами распространения староверия являлись бегство раскольников на территорию Повожья, где они находили весомую поддержку,
Не трудно заметить что, на протяжении всей истории старообрядчества правительство применяло репрессивные меры, считая государственным преступлением. К раскольникам применялось законодательство, как общего характера, так и специальное и во всех случаях, когда старообрядцы подлежали переводу в другие селения, где они не смогут распространять своё учение, староверов ставили под особенный надзор.
На территории Поволжья были представлены старообрядцы различных направлений и согласий.
Балаковское старообрядчество было чрезвычайно деятельным, и активно проявляло себя в общественной, экономической жизни региона, занимаясь также меценатством. Исторически сложившиеся разногласия с официальной церковью не препятствовали посильному участию староверов в благотворительной деятельности.
Сосредоточением религиозно-общественной жизни старообрядцев являлись скиты и молебные дома.
Необходимо отметить, что старообрядческое казачество отличалось хорошей материальной обеспеченностью. Сравнивая законотворческую деятельность российских императоров XVIII-XX вв. необходимо отметить, что именно начало прошлого столетия было наиболее благоприятным для староверия. И сами старообрядцы считают этот период «золотым веком» старообрядчества и в этом, безусловно, есть доля истины. Такое положение вещей объясняется принятием Указов 1905-1906 гг. в связи, с чем изменяются отношения в начале XX века. Теперь они были увлечены общественно-политической деятельностью, книгоиздательством, постройкой храмов и созданием общин.
Список использованной литературы
- Будина И. Хлебные короли (Балаковский купеческий род Мальцевых)// http://samstar-biblio.ucoz.ru/publ/88-1-0-866
- Будина И.Г. История старообрядчества в Самарской губернии. Часть 1. Старообрядцы на территории губернии до 1861 года.// http://samstar-biblio.ucoz.ru/publ/44-1-0-861
- Добротворский И. Исторические сведения об Иргизких монастырях. – Саратов, 1988.
- Костомаров Н.И. История раскола у раскольников.- М.: Чарли, 1994. — 608 с
- Мельников Ф.Е. Краткая история древлеправославной (старообрядческой) церкви. – Барнаул: АКООХ-И «Фонд поддержки строительства Храма Покрова…», 2006.;
- Ряжев А.С. Епископ Иаков о поволжских старообрядцах//Самарский краевед: Историко-краеведческий сборник. Сост.А.Н.Завальный – Самара: Книжное издательство, 1994, с.21-34
- Швецов. Балаковская старообрядческая община//Церковь, 1910, № 48, с.1189-1191
- Ресурсы Интернет:
- http://samstar.ucoz.ru/news/2008-07-16-877
- http://samstarbiblio.ucoz.ru/publ/quot_belye_pjatna_quot_v_istorii_staroverija/istorija_okruzhnogo_poslanija_i_t_n_quot_neokruzhnicheskogo_razdora/poslanie_arkhiepiskopa_irinarkha_slavskogo_balakovskomu_kupcu_timofeju_malcevu_ot_19_dekabrja_1874_goda/351-1-0-1900
- http://samstarbiblio.ucoz.ru/publ/quot_belye_pjatna_quot_v_istorii_staroverija/istorija_okruzhnogo_poslanija_i_t_n_quot_neokruzhnicheskogo_razdora/poslanie_arkhiepiskopa_irinarkha_slavskogo_balakovskomu_kupcu_timofeju_malcevu_ot_19_dekabrja_1874_goda/351-1-0-1900
- http://starove.ru/anons/staroobryadets-fedor-blinov-izobretatel-pervogo-traktora-na-rusi/
|