Submitted by Наталья Федоровна Осипова on пн, 22/02/2016 - 17:19
В данной игре соединяются элементы двух наук - математики и экономики. В ходе игры учащиеся постигают такие экономические понятия, как «капитал», «стоимость», «банк» и т.д. Они учатся логически мыслить, распределять капитал в соответствие со своими знаниями. Эта игра является командным соревнованием. Перед началом игры составляются две (и более) команды учащихся. Для каждой команды придумывается название, выбирается капитан. Игра проводится для учащихся 8-11 классов.
Цели:
Формирование навыков учащихся применения знаний математики и экономики в жизненных ситуациях.
Развитие культуры коллективного умственного труда.
Задачи:
Развитие познавательной и творческой деятельности учащихся.
Выявление у учащихся математических знаний и способностей, сообразительности и эрудиции.
Развитие математического мышления.
Форма проведения: дидактическая игра.
компьютер, проектор, экран., карточки-задания.
Ход мероприятия
Ведущий: Внимание! Внимание! Начинаем состязание! Итак, все на местах. И у всех прекрасное настроение, каждый полон выдумки и энергии. В этом состязание участники могут показать свою сообразительность, быстроту действий и счета.
Ведущий: Я представляю команды, которые являются участниками математической игры «Математик-бизнесмен» (идет представление команд).
Ведущий: рассмотрим правила данной игры.
1. Команды представляют собой правление банка, а капитан команды является президентом банка. Капитан команды (президент банка) имеет право принимать окончательное решение по каждому заданию игры.
2. Стартовый капитал каждого банка ─ 10000 рублей.
3. Каждому банку предлагается по очереди выбрать себе задание стоимостью от 500 до 2000 рублей.
4. Если команда, представляющая данный банк, дает правильный ответ, то ее капитал увеличивается на стоимость задания.
5. Если ответ неправильный, то капитал уменьшается на:
а) 50% стоимости задания, если другой банк также не сможет ответить верно;
б) на 100% стоимости задания, если другой банк дает правильный ответ, а команда, представляющая этот банк, получает прибавку к своему капиталу, равную 100% стоимости задания.
6. Время на обдумывание задания представляется в зависимости от его сложности.
Стоимость
задания, руб.
500
1000
1500
2000
Время
30 с
1 мин
2 мин
3 мин
7. Игра заканчивается, если закончились задания или одна из команд стала банкротом.
8. Победителем игры объявляется та команда, у которой в банке будет больше «денег» к концу игры.
Ведущий: Подсчитывать заработанный командами капитал будет наше жюри (представление жюри).
Вопросы стоимостью 500 рублей.
Что нужно иметь, чтобы получить дивиденды?
Ответ: Акцию.
Как называется дело приносящее доход?
Ответ: Бизнес, предпринимательство, коммерция.
Уменьшение покупательской способности денег?
Ответ: Инфляция.
Как называются деньги иностранного государства?
Ответ: Валюта.
Плата за кредит?
Ответ: Процент.
Вопросы стоимостью 1000 рублей.
1. Мастерица связала свитер и продала его за 1000 руб. Какую прибыль она получила, если на свитер пошло три мотка шерсти по 200 руб. за моток, а на украшение свитера понадобился бисер стоимостью 100 руб.
Ответ: 300 руб.
2. Два бизнесмена поспорили: кто получил больше прибыли. Один выручил от продажи своих товаров 5000 руб., а его расходы составили 3000 руб. Другой наторговал на 1000 руб. меньше, но и затратил своих денег всего 2000 руб. кто выиграл спор?
Ответ: никто.
3. Костюм стоит 110 долларов. Сколько франков надо заплатить за этот костюм, если курс франка по отношению к доллару составляет 5,5? Т.е.
1 доллар=5,5 франков.
Ответ: 605 франков.
4. Два друга решили заработать. Они купили в киоске 100 газет по 30 рубля за газету и стали продавать их по 50 руб. за штуку. Какой доход получат ребята, когда продадут все газеты?
Ответ: 2000 руб.
5. Лиса купила у пчел 100 кг меда за 10000 руб., а на рынке стала продавать его по 120 руб. за килограмм. Какой доход получит лиса, когда продаст весь мед?
Ответ: 2000 руб.
Вопросы стоимостью 1500 рублей.
1. Коля печет пирожки и продает их на рынке. В первый день он продал 100 пирожков по цене 10 руб. за один пирожок. На следующий день он снизил цену на 10% и продал 110 пирожков. В какой день он заработал больше денег?
Ответ: в первый день.
2. Бизнесмен положил в банк 100000 руб. Через год он забрал из банка 150000 руб. Сколько % составила прибыль?
Ответ: 50%.
3. Допустим, что выручка от продажи продукции, выпускаемой неким предприятием, составила 50000 руб. при этом было израсходовано:
На сырьё 20 тыс. руб.
На топливо 1,5 тыс. руб.
Заработная плата 14,5 тыс. руб.
Кредиты, налоги 4,5 тыс. руб.
Итого: 40,5 тыс. руб.
Какова прибыль предприятия и его рентабельность?
Ответ: прибыль - 9,5 тыс. руб., рентабельность 9,5:40,5×100%=23,5%.
4. Два мальчика решили купить книгу. Одному из них не хватало 50 руб., а второму ─ 10 руб. Они сложили деньги, но их всё равно не хватало. Сколько стоит книга?
Ответ: 50 руб.
5. Один отец дал своему сыну 150 руб., а другой своему – 100 руб. Оказалось, однако, что оба сына вместе увеличили капитал только на 150 руб. Чем это объяснить?
Ответ: всего их было трое: дед, сын, внук. Дед дал сыну 150 руб., сын дал своему сыну (внуку) 100 руб., у сына 50 руб., а вместе 150 руб.
Вопросы стоимостью 2000 рублей.
1. У вашего банка есть несколько вариантов использования денег:
а) Вложить 8000 руб. и получить 10000 руб.
б) Вложить 2000 руб. и получить 3000 руб.
в) Вложить 10000 руб. и получить 14000 руб.
Какой вариант вы выберете и почему?
Ответ: второй.
2.Фермер продает лошадь по числу подковных гвоздей, которых у неё 16. За первый гвоздь он просит 10 руб., за второй 20 руб., за третий 40 руб. и т.д., т.е. за каждый следующий вдвойне больше, чем за предыдущий. Спрашивается, во сколько фермер оценивает лошадь?
Ответ: 655350 руб.
3. Какую сумму денег вы сможете отдать через 2 года, если в ваш банк положили 500000 руб. под 10% годовых?
Ответ: 605 тыс. руб.
4. Вы продаете лимонад. Затраты на производство и реализацию 1 стакана лимонада составляют 3 руб. По цене 6 руб. можно реализовать 130 стаканов в день, а по цене 5 руб. ─ 200 стаканов. Какую цену вы должны назначить, если хотите получить больше прибыли?
Ответ: 5 руб. за стакан.
5. Девочка решила помочь маме, приготовить ужин: сделать салат, картофельное пюре и котлеты. До прихода мамы осталось 1 час. Девочка знала, что приготовление блюд отнимает разное время.
10 мин.- мытье овощей
10 мин.- их резка
10 мин.- очистка картофеля
30 мин.- его варка
10 мин.- приготовление пюре
10 мин.- приготовление котлет из фарша
30 мин.- жарение котлет
10 мин.- накрывание на стол
Итого: 2 часа
Но у девочки был всего 1 час. В какой последовательности она должна готовить, чтобы ужин был готов к приходу мамы?
Ответ: 1) Чистка картофеля; 2) варка картофеля, в это же время: а) приготовление котлет, б) жарение котлет, в) мытье овощей и резка; 3) приготовление пюре. За оставшиеся 10 мин накрыть на стол.
Подведение итогов.
Выигравшей считается та команда, которая имеет больше денег в своём банке.
Литература.
1. Предметные недели в школе. Математика / сост. Л.В. Гончарова. Волгоград: Учитель, 2002.
2. Внеклассная работа по математике. 5-11 классы/ А.В. Фарков. – 2-е изд. – М.: Айрис-пресс, 2007.