Заседание клуба «Родничок» Животный мир родного края Работа с детьми и родителями
Ломова Елизавета Михайловна, воспитатель МАДОУ детский сад № 6 Январь 20
Я буду так вводить малышей в окружающий мир, чтобы они каждый день открывали в нём что- то новое, чтобы каждый шаг был путешествием к истокам мышления и речи, чтобы каждый шаг познания облагораживал сердце и закалял волю. В. А. Сухомлинский Одно из основных направлений познавательного развития детей – знакомство с природой. Очень важной задачей дошкольного образования является воспитание человека, великодушного к природе, способного любовью и своей положительной деятельностью сберечь мир, который не может уже уцелеть сам по себе, без помощи человека. Ознакомление дошкольников с родной природой - первые шаги в познании родного края, воспитания любви к Родине. При ознакомлении дошкольников с животным миром Саратовской области перед педагогами стоят следующие задачи: 1. Формирование у детей представлений о животных Саратовской области. 2. Развитие эмоционально – положительного отношения к ним. 3. Воспитание нравственного поведения в природе. Педагогу необходимо ввести ребенка в мир природы, сформировать у него реалистические знания об объектах и явлениях природы, учить наблюдать, замечать, размышлять и рассуждать, т.е. активно общаться с природой, овладевая новыми знаниями, навыками и умениями. Все увиденное и услышанное впервые интересно и загадочно: как растут цветы и деревья? Откуда берутся листочки? Почему шмель такой пушистый и что он делает на цветке, вопросам нет конца. Какая притягательная сила заключена в том, что нас окружает с детства. С годами наших знаний о родном крае становится больше, но те радостные переживания от общения с природой запоминаются на всю жизнь. Дети всегда и везде соприкасаются с природой. Зеленые леса и луга, яркие цветы и бабочки, жуки, птицы, звери, движущиеся облака, падающие хлопья снега, ручейки даже лужицы после летнего дождя - все это привлекает детей, радует их, дает богатую пищу для их развития. Человек – часть природы. Маленький человек этого пока не понимает, но мы, взрослые, должны научить его бережно относиться к тому, что нас окружает. Для ведения планомерной, систематической работы по ознакомлению детей с растительным и животным миром я разработала перспективный план, составила картотеку дидактических игр, подобрала литературный материал, изготовила необходимые пособия для проведения игр. В своей педагогической работе для решения задач по ознакомлению с растениями и животными я использую следующие методы и формы работы: 1. Наглядные методы: 1.1 Наблюдение: Наблюдение – это специально организованное педагогом, целенаправленное, более или менее длительное и планомерное, активное восприятие детьми объектов и явлений природы. Целью наблюдения может быть усвоение разных знаний – установление свойств и качеств, структуры и внешнего строения предметов, причин изменения и развития объектов (растений, животных) сезонных явлений. Мы можем наблюдать: Утром в окно можно наблюдать за домашними животными, их повадками, внешним видом. На мероприятиях непрерывной образовательной деятельности воспитатель может принести домашнее животное для рассматривания детьми: кошку, собаку, декоративную птицу. Обязательное условие использования животного для наблюдения: отсутствие аллергической реакции у воспитанников, наличие справки для животного от ветеринарного врача. На прогулке можно наблюдать за прохожими с домашними животными. 1.2 Рассматривание картин из серии «Дикие и домашние животные» дает возможность педагогу познакомить детей с домашними и дикими животными, с которыми нельзя познакомить в натуральном виде. Для успешного достижения поставленной цели я использую специальные приемы, организующие активное восприятие детей: задаю вопросы, предлагаю обследовать, сравнивать объекты между собой, устанавливать связи между отдельными объектами и явлениями природы. Наблюдение позволяет показать детям природу в естественных условиях во всем ее многообразии, в простейших, наглядно представленных взаимосвязях. Многие связи и отношения природных явлений доступны непосредственному наблюдению, зримы. Систематическое использование наблюдения в ознакомлении с природой Родного края приучает детей приглядываться, подмечать ее особенности и приводит к развитию наблюдательности, а значит, решению одной из важнейших задач умственного воспитания. Рассматривая божью коровку, дети отметили у неё маленькую чёрную головку, черные лапки, красные крылья: красные с белыми или черными пятнышками. До этого дети не знали, что означает яркая окраска жучка и почему он называется коровкой. Я объясняла, что капельки жидкости желтого цвета, которую выделяет жучок, считают молочком, поэтому он и называется « коровкой». А яркая окраска, словно вывеска, извещает: « Не тронь меня, очень невкусно!» Любили дети наблюдать за муравьями. Подолгу они следили, как они ползают по определенным дорожкам. Дети преграждали путь муравьям: насыпали землю, клали крупные предметы и замечали, что муравьи ползают вокруг, но с дорожки не уходят. Дети радовались суете муравьев и говорили, что они, наверное, заблудились в лесу. Я объясняла детям, что дорожки муравьев пахнут спиртом, поэтому они и находят их. А вы засыпали дорожки и сбили их с пути. Дети с интересом наблюдали, как муравьи тащили на себе траву, соломинки и другие предметы. В начале осени мы приступаем к заготовке корма зимующим птицам. Дети приносят из дома семена арбузов, дынь. Все сушим и раскладываем в баночки, мешочки. С наступлением холодов обращаю внимание детей на то, что на участке, возле жилых домов стало больше птиц. Почему? Объясняю: холодно, для птиц стало меньше корма: спрятались насекомые, ветер срывает, а снег заметает семена трав и деревьев, птицы нуждаются в помощи и заботе человека. Во время зимних прогулок организуем с детьми наблюдения за посетителями кормушек. Организованные наблюдения учат ребёнка не только смотреть, но и видеть, не только слушать, но и слышать. 2. Словесные методы: 2.1 Рассказ педагога (утром по плану, НОД, на прогулке, вечером) о диких и домашних животных энциклопедического характера расширяет знания детей. К рассказу воспитателя можно привлечь детей старшего дошкольного возраста, которые с удовольствием расскажут о своих домашних питомцах, о посещении зоопарка, цирке, выставке животных. Можно давать задания старшим дошкольникам на выходной понаблюдать за домашним животным, за птицами в парке, а в понедельник организовать «телевизионную передачу» о животных. 2.2 Беседа является одним из основных приемов словесного метода. Дети активно включаются в беседу после прочитанного рассказа о животных Е.Чарушина, В.Бианки, В.Сутеева. Новые знания о живой и природе дети получают из чтения педагогом произведений художественной литературы: Л. Толстой «Три медведя», В. Аникина «Зайчишка-трусишка», «Овечка и волк», В. Финикова «Лиса и куропатка», Г.Х. Андерсен «Гадкий утенок», Г. Петельникова «Овечка и волк», В. Степанов «Зоопарк», «Родная природа». 2.3 Ответы на вопросы воспитателя в разное время года: о перелетных птицах, как готовятся животные к зиме, почему происходит линька у некоторых животных, обогащают знания детей о животном мире. Чтобы проверить знания детей, можно провести итоговые мероприятия, включив в них загадки и стихи, викторину и отгадывание кроссвордов, театрализованные инсценировки отрывков из рассказов и сказок. 3. Практические методы 3.1 Опыты: С детьми старшего дошкольного возраста можно провести элементарные опыты. "В воде купался - сух остался" Цель: Развивать познавательную активность в процессе экспериментирования; Задачи: - поощрять выдвижение гипотез; - подвести к планированию своей деятельности; - способствовать развитию умения делать выводы; Материал: тазики с водой, гусиные перья, жир, крем для рук. Проводит опыты: Почему перья у гуся не намокают? Предложить узнать намокают или не намокают. Взять перья, опустить их в воду. Выводы: - перо сухое, оно покрылось капельками;- если перо встряхнуть, капельки упадут, перо становится сухим. Если опустить руки в воду. Какими они станут? (мокрыми) Как сделать так, чтобы руки в воде тоже не намокли? Версии: завернуть в ткань, надеть резиновые перчатки. Предложить смазать кремом, а потом намочить. Выводы:- руки, смазанные кремом, не намокают. Результат: Гусиные перья не намокают в воде потому, что гусь постоянно смазывает свои перья жиром. Знаешь ли ты? А кто еще смазывает свое тело жиром? (водоплавающие птицы и белый медведь). Человек узнал про эту хитрость и металлические предметы, детали машин, чтобы они не промокали и не ржавели, смазывает жиром. 3.2. «Солнечная лаборатория» Цель: Показать предметы, какого цвета (темного или светлого) быстрее нагреваются на солнце. Ход: Разложить на окне, на солнышке листы бумаги разных цветов (среди которых должны быть листы белого и черного цвета). Пусть они греются на солнышке. Попросите детей потрогать эти листы. Какой лист будет самым горячим? Какой лист самым холодным? Вывод: Темные листы бумаги нагрелись больше. Предметы темного цвета улавливают тепло от солнца, а предметы светлого цвета отражают его. Вот почему грязный снег тает быстрее чистого! 3.3.«Текучесть воды» Цель: Показать, что вода не имеет формы, разливается, течет. Ход: взять 2 стакана, наполненные водой, а также 2-3 предмета, выполненные из твердого материала (кубик, линейка, деревянная ложка и др.) определить форму этих предметов. Задать вопрос: «Есть ли форма у воды?». Предложить детям найти ответ самостоятельно, переливая воду из одних сосудов в другие (чашка, блюдце, пузырек и т. д.). Вспомнить, где и как разливаются лужи. Вывод: Вода не имеет формы, принимает форму того сосуда, в который налита, то есть может легко менять форму. 3.4 Дидактические игры: В теории и практике дошкольного воспитания существует следующая классификация дидактических игр: а) дидактические игры с игрушками и предметами Основное назначение дидактической игры – способствовать усвоению и закреплению знаний, умений, навыков, развитию умственных способностей. В своей работе по ознакомлению дошкольников с животным и растительным миром я использую настольно-печатные игры. Они отвечают особенностям наглядно-действенного мышления детей. В процессе этих игр дети усваивают и закрепляют знания о природном мире в практических действиях с их изображением на картинках. Мною изготовлены следующие дидактические игры: 1.«Что за игрушка?» Цель: учить называть игрушки животных. Ход: Ребёнок достаёт из чудесного мешочка игрушку, называет его, описывает животное. 2.«У кого какая шубка?» Цель: Учить детей вычленять характерные особенности животных и птиц. Воспитатель показывает игрушку и предлагает детям назвать, сравнить внешний вид: мех, оперенье, части тела, особенности строения отдельных частей. б) настольно-печатные игры. Используется как наглядное пособие, направленное на развитие зрительной памяти и внимания, расширение знаний о живой природе. 1. Подбор картинок по парам Цель: Учить сравнивать предметы, находить одинаковые. Самое простое задание в такой игре – нахождение среди разных картинок совершенно одинаковых: две птички, два зайца, две лисицы; взрослое животное и детеныш; 2. Логические цепочки Цель: развивать логическое мышление, устанавливать связи между предметами. Дети собирают картинки в цепочки: животное – детеныш – жилище - корм 3. Разрезные картинки Цель: Развивать умение из отдельных частей (2-8 частей) составлять целый предмет. в) словесные игры. Они построены на словах и действиях играющих. Такие игры служат средством развития памяти, внимания, связной диалогической речи, умения и желания выражать свои мысли. Воспитание правильного звукопроизношения, уточнение, закрепление и активизацию словаря. 1. « Какие животные живут в нашем крае?» Правила игры: « Я называю разных животных, а вы выбираете картинки только тех, которые живут в нашей местности и хлопаете в ладоши, если нет – молчите» 2.«Птицы и звери» Цель: учить детей классифицировать картинки Приготовить фигурки различных животных или карточки с их изображениями. Рассмотреть с ребенком зверей и выделить их общие признаки (у них есть голова, уши, хвост, туловище, лапы, тела их покрыты шерстью). Так же рассмотреть и прокомментировать изображения птиц (у них есть голова, клюв, нет ушей, носа, их тела покрыты перьями). Затем предлагаем ребенку распределить все карточки в 2 группы: птицы и звери. 3. «Покажи и назови» - ввести в активный словарь детей существительные – названия диких животных. Учить отвечать на вопросы о внешнем виде животных, их образе жизни. Материалы и оборудование: игрушка курочки, корзинка с яйцами (киндер-сюрприз) с находящимися в них игрушками-цыплятами. 1. Организационный момент Воспитатель. Посмотрите, кто пришел к нам в гости. Кто это? Правильно, курочка. Курочка большая, красивая. Рассматривает и называет части тела курочки. Повторяет вместе с детьми: голова, гребешок, глазки, клюв, шея, крылышки и т.д. Ход. Как курочка зовет своих деток-цыплят? Правильно, «Ко-ко-ко» - говорит курочка. А цыплят не видно. Где цыплята? Посмотрите, курочка принесла корзинку. А в корзинке чудесные яички. Давайте раскроем яичко и посмотрим, кто там спрятался. ( Каждому малышу предлагаю взять яйцо и раскрыть его). Ой, посмотрите, какие маленькие цыплята. Желтые, пушистые, маленькие. Какие цыплята? Как цыплята говорят? Правильно, «пи-пи-пи» - говорят цыплята. Покажите, пожалуйста, клюв цыпленка. А где глазки, крылышки, хвостик? (Индивидуальная работа). Малыши показывают пальчиком и называют части тела. 4. «Кто где живет» – закрепить умение систематизировать животных по среде обитания. На доске картинки с дикими и домашними животными (медведь, лиса, волк, белка, заяц и т.д.). На столе педагога картинки с их жилищами (конура, нора, берлога, логово, дупло, куст). Дети ставят картинку с изображением жилища под картинку с соответствующим животным. Белка живет в дупле. Медведь живет в берлоге. Лиса живет в норе. Волк живет в логове. Заяц живет под кустом. Собака живёт в конуре. 5. «Назови дерево» - закрепить знания детей о деревьях. Материал: деревья на уличной площадке. Ход игры Воспитатель подводит детей к деревьям и просит напомнить название этого дерева. Воспитатель. Кто быстрее найдет березу? Один, два, три - к березе беги! Дети должны найти дерево и подбежать к определенной березе. Игра продолжается, пока дети не устанут. Использование художественной литературы при ознакомлении детей с природой родного края. Литература представляет богатый материал, на основе которого можно воспитывать подрастающее поколение. На мероприятиях непрерывной образовательной деятельности по ознакомлению с художественной литературой основным источником обогащения речи становится текст художественного произведения, который педагог читает или рассказывает детям, а дополнительно остается речь педагога и иллюстрации книги. Поэтому, прежде всего, я подбираю книги с яркими иллюстрациями, где бы можно было почувствовать красоту, дать элементарные знания о природе, воспитать бережное отношение к ней. Перед началом чтения я готовлю необходимый иллюстративно – наглядный материал. Я считаю, что дошкольникам лучше не читать произведение, а рассказывать его, сопровождая рассказ демонстрацией иллюстративно – наглядного материала. Я использую неоднократное повторение чтения художественного произведения. Во время чтения я слежу за восприятием детей. В случае ослабления внимания сразу же привлекаю детей вопросом по содержанию книги, показом иллюстрации, мимикой, изменением интонации. Для ознакомления детей с дикими животными использую рассказы Е.Чарушина «Заяц», А.Н.Толстого «Ёж», «Лиса», русские народные сказки «Волк и семеро козлят», «Лиса и кувшин», «Кот, петух и лиса», Е.Чарушина «Белка», «Волк», К.Ушинского «Ласточка», «Дятел» и т. д. Дидактические сюжетные и предметные картины специально созданы как наглядные пособия для обучения детей. В работе я использую подборки картин: «Дикие звери», «Животный мир весной», «Животный мир летом», «Животный мир зимой», «Животные севера», «Животные Африки» и т.п. Работа с родителями. Организуя работу с родителями, я использую различные приемы: анкетирование, совместное творчество ребенка с родителями, домашние задания (нарисовать, придумать рассказ, понаблюдать), выступления на родительских собраниях, индивидуальные беседы. Я советовала родителям больше быть на природе, подробно отвечать на детские вопросы, рассматривать живые объекты, играть. Регулярно оформляю уголок для родителей, где помещаю советы родителям. Мною подготовлено выступление на родительском собрании о ядовитых растениях и животных нашей местности. Многие и не знали, что такие растения как полынь, лютик едкий, вех ядовитый, белена дурман, молочай считаются ядовитыми ми и очень опасны особенно для детей. Значит, родители должны предостеречь своих детей, а прежде всего надо знать об этом. Опасны также различные насекомые, гусеницы, пауки., нельзя брать в руки незнакомых жуков, разорять гнезда ос, шершней, шмелей. Поэтому в лес лучше ходить в высокой обуви. Заключение. Итак, ознакомление детей с природой Родного края в детском саду требует постоянного непосредственного общения с ней. Привлекая детей к тесному общению с природой, к познанию мира растений и животных мы, взрослые, способствуем активному развитию у детей таких качеств, как доброта, терпение, трудолюбие, милосердие. Эти черты, заложенные в раннем возрасте, прочно войдут в характер человека, станут его основой. Тогда можно быть спокойным за природу и молодое поколение. Животный мир Саратовской области На территории Саратовской области разнообразен видо¬вой состав фауны (животного мира). Большое влияние на него оказывает тип климата, почв и растительности. О том какие представители фауны встречаются в нашей области. В Саратовской области обитают 76 видов млекопитающих, 260 видов птиц, 10 видов рептилий, 7 видов амфибий и 50 ви¬дов рыб, произрастает 1700 видов растений. Звери. В лесах Правобережья (Аркадакский, Базарно-Карабулакский, Вольский, Турковский, Хвалынский районы) водятся лоси, косули, горностаи, куницы, норки, зайцы-беляки, бар¬суки. В норах прячутся кроты, сурки, слепыши, пеструшки, хомяки. На этой же территории расположены охотничьи заказни¬ки. Охота там на отдельные виды зверей и птиц разрешается только на определенный срок. Назначение заказника не только в охране его обитателей, но и в заботе об увеличении численности (популяции) и рассе¬лении охотничьих промысловых животных, в проведении био¬технических мероприятий. На границе Балаковского и Марксовского районов распо¬ложен Алексеевский государственный заказник. Здесь живут кабаны, косули, сурки, ондатры. Обитает и водоплавающая птица. Но все-таки старожилами здесь являются кабаны. К зиме кабаны готовят себе логово из тростника. На озерах сгребают его в большие кучи. Если подстилка не особенно мягка, рвут тростник еще. В результате получа¬ется «перина», на которой не жестко спать и не так зябко в студеную погоду. Но во время вьюжных ночей и силь¬ных метелей дикие свиньи оставляют свое логово и пря¬чутся в овинах или стогах соломы Птицы В лесостепной зоне водятся и птицы. Это глухари, тетере¬ва, лесные кулики (вальдшнеп). На зиму прилетают снегири, чечетки, свиристели. В степной зоне можно встретить зайца-русака, лисицу. Из хищников – волка и степного хорька. Из грызунов – сусли¬ков, тушканчиков, хомяков, обыкновенных полевок, степных пеструшек. На самом юге области (в Александрово-Гайском, Новоузенском районах) водятся сайгаки – степные антилопы. В заволжских степях обитает множество птиц. Это черный жаворонок, степной лунь, степной орел, орел беркут, сокол, пустельга, стрепет, а также «царица степей» – дрофа. С целью охраны этой редкой птицы в Федоровском районе Заволжья создан Семеновский заказник. Известно, что дрофа крайне осторожна: зачастую, вспугнутая человеком, она долго не решается вернуться к гнезду, и тогда яйца или птенцы погибают: их обычно расклевывают вороны или грачи... Лежит на голом поле пучок сухой травы – и вдруг, как по волшебству, превра¬щается в рыжевато-коричневую, с темными крапинками птицу. Большими скачками несется она все стремительней, пока, наконец, после долгого разбега медленно и плавно не поднимается на крыло. В степях много и перелетных птиц. Это скворцы, соловьи, ласточки, зяблики, кукушки. Из пернатых хищников встре¬чаются ушастая и болотная совы, филины, черные коршуны. На берегах рек, озер, прудов, заливов можно увидеть водо¬плавающую и болотную птицу: чайки, серые цапли, кулики, утки-кряквы, лысухи. В полупустынной зоне встречаются пресмыкающиеся: узорчатые полозы, ящерицы, из ядовитых – гадюки. Здесь обитают грызуны, тушканчики (земляные зайчики). Но с приходом осени жизнь животных замирает. Многие птицы улетают на юг, а часть зверей уходят в норы в спячку или «надевают теплые шубы», как лисицы, зайцы. Все про¬буждается только весной. Рыбы Издавна наш край славился рыбой. Ловили сазанов, суда¬ков, стерлядь, севрюгу. Рыбу солили, вялили, коптили, жари¬ли, варили вкусную уху. Вот как описывает рыбалку извест¬ный писатель К. Федин: ...поплавок остановился и замер. Я осторожно потя¬нул удочку вверх и неожиданно вытащил из воды рыбу – узенькую, длинную, вроде селедки, и такую же серебри-стую, с чуть вогнутой спинкой. Когда я ее выкинул на конторку, она один раз дрогнула и сразу обмерла: глаза у нее помутнели, и чешуя стала терять блеск и синеть В настоящее время из промысловых рыб водятся лещ (основной вид), судак, щука, плотва, густера, берш, язь. В це¬лях воспроизводства рыбных запасов в области создана Ахматская рыбохозяйственная зона. Здесь находятся нерестили¬ща судака, берша, место нагула и зимовки леща, сома, стер¬ляди. Контроль за охраной рыбных ресурсов осуществляет инс¬пекция рыбоохраны Саратовской области. Красная книга – это сигнал тревоги, это-информация о современном положении испытывающих беду вида, это- рекомендация по мерам его охраны, это- «индикатор» нашего отношения к здоровью окружающий среды. Кроме Международной Красной Книги и Красной книги России, в каждом субъекте Российской Федерации существуют свои, местные, Красные книги. В них занесены редкие виды животных и растений, проживающие именно на этой территории. Список птиц, животных, рыб, класс Рептилии, или Пресмыкающиеся обитающих на территории Саратовской области, занесенных в Красную Книгу: Птицы: Стерх, Серый журавль, Красавка, Погоныш-крошка, Дрофа (европейский подвид), Стрепет, Авдотка, Каспийский зуек, Кречетка, Ходулочник, Шилоклювка, Кулик-сорока (материковый подвид),Поручейник, Дупель, Большой кроншнеп, Большой веретенник, Степная тиркушка, Черноголовый хохотун, Чеграва, Малая крачка, Клинтух, Филин, Зеленый дятел, Средний дятел (европейский подвид), Воронок, Степной жаворонок, Белокрылый жаворонок, Черный жаворонок, Серый сорокопут (номинативный подвид),Вертлявая камышевка, Черноголовый чекан, Белая лазоревка (европейский подвид). Животные: Еж ушастый, Выхухоль русская, Кутора обыкновенная, Ночница прудовая, Шакал, Горностай (заволжские популяции),Норка среднерусская европейская, Хорь степной, Перевязка, Барсук песчаный, Выдра северная, Кот степной, Рысь обыкновенная ,Пищуха малая ,Белка обыкновенная, Суслик желтый, Суслик крапчатый, Соня-полчок, Тушканчик малый, Тарбаганчик, Тушканчик малый, Косуля европейская. Рыбы: Русский осетр, Шип, Стерлядь, Белуга, Черноспинка, Волжская сельдь, Ручьевая форель,Белорыбица, Русская быстрянка, Азово-черноморская шемала, Вырезуб, Волжский подуст,Обыкновенный рыбец, Белоперый пескарь, Обыкновенный подкаменщик. Класс Рептилии, или Пресмыкающиеся: Веретеница ломкая, Разноцветная ящурка, Живородящая ящерица, Обыкновенная медянка, Водяной уж, Гадюка Никольского, Восточная степная гадюка. Растения Мохообразные : Абиетинелла елеобразная, Барбула отвороченная, Гипн бледнеющий, Дикран Бонжана, Климаций древовидный, Некера перистая, Политрихум обыкновенный (кукушкин лен),Птеригоневр Козлова, Птилиум гребенчатый,Сфагнум плосколистный,Тортула стенная, Туидиум признанный, Фаск кривошеий, Энкалипта скрученноплодная. Плауновидные: Дифазиаструм сплюснутый,Плаун булавовидный,Плаун годичный. Папоротникообразные: Страусник обыкновенный, Кочедыжник женский, Щитовникгребенчатый, Щитовник Картузиуса, или игольчатый Щитовник мужской, Голокучник обыкновенный,Телиптерис болотный, Гроздовник полулунный, Марсилея четырехлистная, Марсилея щетинистая. Голосеменные: Можжевельник казацкий, Эфедра двуколосковая. Покрытосеменные, или Цветковые: Ежеголовник малый, Рдест злаковый, Рдест длиннейший, Руппия морская, Звездоплодник частуховый, Чий блестящий, Змеевка растопыренная, Полевичка пахучая,Овсец пустынный,Овсец опушенный, Овсец Шелля, Ячмень короткоостый, Тонконог жестколистный, Волоснец Пабо, Молиния голубая, Мятлик степной, Ломкоколосник ситниковый,Тростянка овсяницевидная, Ковыль меловой,Ковыль опушеннолистный, Ковыль перистый,Ковыль красивейший,Ковыль узколистный,Ковыль Залесского, Осока Арнелла, Осока прямоколосая, Осока богемская,Осока двутычинковая, Осока удлиненная, Осока Гартмана, Осока волосистоплодная, Осока войлочная, Пушица влагалищная,Белокрыльник болотный, Ситник головчатый, Брандушка разноцветная, Чемерица черная, Рябчик шахматовидный, Рябчик русский, Гусиный лук краснеющий, Тюльпан двуцветковый, Тюльпан Геснера, Тюльпан поникающий, Гиацинтник светло-голубой,Птицемлечник Коха, Пролеска сибирская, Лук Пачосского, Лук Регеля, Спаржа Палласа,Спаржа мутовчатая, Майник двулистный, Шпажник тонкий, Ирис безлистный, Ирис солелюбивый, Ирис боровой, Ирис аировидный, Ирис низкий, Ирис сибирский, Ирис тонколистный, Пыльцеголовник длиннолистный, Пыльцеголовник красный, Венерин башмачок настоящий, Пальчатокоренник кровавый, Пальчатокоренник Фукса, Пальчатокоренник мясокрасный, Пальчатокоренник длиннолистный, Дремлик темно-красный, Дремлик зимовниковый, Дремлик болотный, Кокушник длиннорогий, Гаммарбия болотная, Гнездовка обыкновенная, Ятрышник клопоносный, Ятрышник шлемовидный, Ятрышник болотный, Ятрышник обожженный, Любка двулистная, Ива шерстистопобеговая, Ива Штарке, Ива розмаринолистная, Береза пушистая, Курчавка кустарниковая, Курчавка отогнутая, Горец змеиный, Анабазис меловой, Анабазис солончаковый, Верблюдка Маршалла, Офайстон однотычинковый, Сведа вздутоплодная, Гвоздика луговая, Гвоздика жесткая, Гвоздика узкочашечная, Гвоздика волжская, Пустынница Корина, Качим волжский, Зорька обыкновенная, Минуарция Регеля, Мерингия бокоцветная, Смолевка башкирская, Смолевка Гельманна, Кувшинка белая, Борец северный, Адонис весенний, Адонис волжский, Ветреница лесная, Бушия бокоцветная, Живокость клиновидная, Прострел раскрытый, Прострел луговой, Лютик высокий, Купальница европейская, 1ион тонколистный, Хохлатка Маршалла, эурачок ленский, зурачок извилистый, 'езуха прямая, Сердечник луговой,(лаусия солнцелюбивая, Сатран Литвинова, Желтушник золотистый, вечерница густоволосистая, Зечерница сибирская,Вечерница печальная, Сюповник Мейера, Литвиновия тончайшая,Левкой душистый, Телунгиелла солончаковая, Молодило русское,Смородина щетинистая, Манжетка шершавостебельная,Сабельник болотный,Кизильник черноплодный, Гравилат речной,Лапчатка белая, Лапчатка Гольдбаха,Лапчатка волжская, Литература: 1. О.В. Воронкевич. Добро пожаловать в экологию! -СПб.:« Детство - пресс»; 2002. - 160с. 2. Виноградова Н.Ф., Куликова Т.А. Дети, взрослые и мир вокруг, М.: Просвещение, 1993. - 128с. 3. Бондаренко Т.М. Экологические занятия с детьми 6-7 лет. Воронеж: ТЦ « Учитель», 2002. - 184с. 4. Красная Книга Саратовской области Автор: Коллектив Издательство: Саратов, «Детская книга» Страниц: 264 Практическое пособие: 5. Иванова А.И., Методика организации экологических наблюдений и экспериментов в детском саду. - М.: Просвещение 2004. 6. Молодова Л.П. Игровые экологические занятия с детьми: Учебно - методическое пособие для воспитателей детских садов и учителей. - Минск: « Асар» - 1995. - 128с. 7. Жуковская Р.И. и др. Родной край. Пособие для воспитателей дет. сада. 2-е изд., перераб. и доп. - М.: Просвещение, 1985. 238 с. 8. Бондаренко А.К. Дидактические игры в детском саду [Текст] / А.К Бондаренко. - М.: Просвещение, 1991. - 160 с 9. Николаева С.Н. « Юный эколог» программа Павлова Л.Ю. Сборник дидактических игр по ознакомлению с окружающим миром Л.Ю. Павлова. – М.: Мозаика – Синтез 2011.