Система контроля и оценивания достижений обучающихся в процессе реализации рабочих программ по учебным дисциплинам предметной области «Филология»
Итоговый контроль и оценивание достижений обучающихся 6 класса по русскому языку
Система оценки достижения планируемых результатов освоения основной образовательной программы основного общего образования (далее — система оценки) представляет собой один из инструментов реализации требований Стандарта к результатам освоения основной образовательной программы основного общего образования, направленный на обеспечение качества образования, что предполагает вовлечённость в оценочную деятельность как педагогов, так и обучающихся.
Система оценки призвана способствовать поддержанию единства всей системы образования, обеспечению преемственности в системе непрерывного образования. Её основными функциями являются ориентация образовательного процесса на достижение планируемых результатов освоения основной образовательной программы основного общего образования и обеспечение эффективной обратной связи, позволяющей осуществлять управление образовательным процессом.
Основными направлениями и целями оценочной деятельности в соответствии с требованиями Стандарта являются: оценка образовательных достижений обучающихся (с целью итоговой оценки) и оценка результатов деятельности образовательных учреждений и педагогических кадров (соответственно с целями аккредитации и аттестации).
Обязательными составляющими системы внутришкольного мониторинга образовательных достижений являются материалы:
• стартовой диагностики;
• текущего выполнения учебных исследований и учебных проектов;
• промежуточных и итоговых комплексных работ на предметной или межпредметной основе, направленных на оценку сформированности познавательных, регулятивных и коммуникативных действий при решении учебно-познавательных и учебно-практических задач, основанных на работе с текстом;
• текущего выполнения выборочных учебно-практических и учебно-познавательных заданий на оценку способности и готовности учащихся к освоению систематических знаний, их самостоятельному пополнению, переносу и интеграции; способности к сотрудничеству и коммуникации, к решению личностно и социально значимых проблем и воплощению решений в практику; способности и готовности к использованию ИКТ в целях обучения и развития; способности к самоорганизации, саморегуляции и рефлексии;
• защиты итогового индивидуального проекта.
Обратимся к итоговому контролю и оцениванию достижений обучающихся.
Итоговая отметка – это показатель уровня образовательных достижений. Она высчитывается как среднеарифметическое текущих отметок, выставленных с согласия ученика, и обязательных отметок за проверочные и контрольные работы с учётом их возможной пересдачи. Возможно, будет полезной информация в случае появления неудовлетворительных результатов итогового контроля. Ниже предлагаю порядок действий по устранению отрицательных оценок.
О неудовлетворительной отметке за четверть, полугодие
1 Порядок работы по устранению неудовлетворительной оценки направлен на:
1.1. Повышение качества знаний отдельных учащихся и школы в целом;
1.2. Защиту прав учащихся;
1.3. Создание благоприятного микроклимата школы.
2. Основные направления и виды деятельности:
2.1. Выявление возможных причин снижения успеваемости и качества знаний учащихся.
2.2. Принятие комплексных мер, направленных на повышение успеваемости и качества знаний учащихся.
3. Программа деятельности учителя:
3.1. Проводить диагностику учащегося в начале учебного года с целью выявления уровня обучаемости, учитывать тип темперамента ребенка.
3.2. Использовать на уроках различные виды опроса (устный, индивидуальный, письменный и т.д.) для объективности результата.
3.3. Регулярно и систематически опрашивать, не допуская скопления отметок в конце четверти, когда учащийся уже не имеет возможности их исправить.
3.4. Комментировать оценку учащегося (необходимо отмечать недостатки, чтобы учащийся мог их устранить в дальнейшем).
3.5. Учитель-предметник после первичного контроля знаний должен отрабатывать материал на уроке с учащимися, показавшими низкий результат, после чего можно проводить повторный контроль знаний.
3.6. Учитель-предметник не должен опрашивать учащегося или давать ему контрольную работу в первый день занятий (после отсутствия в школе по болезни или уважительной причине).
3.7. Учитель-предметник должен определить время, за которое учащемуся следует освоить пропущенную тему, и в случае затруднения дать ему консультацию.
3.8. Учитель-предметник должен выставлять полученные учащимися неудовлетворительные отметки в дневник с целью своевременного контроля со стороны родителей (законных представителей).
3.9. Учитель-предметник должен дать возможность учащемуся сдать пройденный материал в виде проверочной работы или собеседования, не менее чем за неделю до окончания четверти.
3.10. Учитель-предметник обязан поставить в известность классного руководителя или непосредственно родителей (законных представителей) учащегося о понижении успеваемости учащегося.
3.11. Учитель-предметник не должен снижать отметку учащемуся за плохое поведение на уроке, в этом случае он должен использовать другие методы воздействия.
4. Программа деятельности классного руководителя.
6.4.1. Классный руководитель обязан выявлять причины неуспеваемости учащегося, при необходимости обращаясь к психологу (методы работы: тестирование ученика, анкетирование родителей, собеседование).
4.2. Возможные причины неуспеваемости:
- пропуск уроков;
- недостаточная работа дома;
- слабые способности;
- нежелание учить предмет;
- недостаточная работа на уроке;
- необъективность выставления оценок на уроке;
- предвзятое отношение учителя на уроке;
- большой объем домашнего задания;
- недостаточное внимание учителя;
- высокий уровень сложности материала;
- другие причины.
4.3. В случае пропуска учащимся уроков классный руководитель должен провести с ним индивидуальную работу по выяснению причин отсутствия, немедленно проинформировать родителей (законных представителей) об успеваемости учащегося через запись в ученическом дневнике или иным способом.
4.4. В случае выявления недобросовестного выполнения учащимся домашнего задания или недостаточной работы на уроке классный руководитель обязан провести профилактическую работу с родителями (законными представителями), обратиться за помощью в социально-психологическую службу в случае уклонения родителей от обязанностей.
4.5. В случае указания учащимся на завышение объема домашнего задания классный руководитель обязан обсудить этот вопрос с учителем-предметником или обратиться к директору, заместителю директора по учебно-воспитательной работе, чтобы проверить соответствие домашнего задания существующим нормам.
5. Программа деятельности учащегося.
5.1. Учащийся обязан выполнять домашние задания, письменные задания своевременно представлять учителю на проверку.
5.2. Учащийся обязан работать в течение урока и выполнять все виды упражнений, заданий на уроке.
5.3. Учащийся, пропустивший урок без уважительной причины, обязан самостоятельно изучить учебный материал, но в случае затруднения может обратиться к учителю за консультацией.
6. Программа деятельности родителей (законных представителей).
6.1. Родители (законные представители) обязаны контролировать выполнение домашнего задания учащимся, посещаемость.
6.2. Родители (законные представители) обязаны помогать ребенку в случае его длительного отсутствия по болезни или другим уважительным причинам в освоении пропущенного учебного материала путем самостоятельных занятий или консультаций с учителем-предметником.
6.3. Родители (законные представители) учащегося имеют право посещать уроки, по которым учащийся показывает низкий результат.
6.4. Родители (законные представители) учащегося в случае затруднения имеют право обращаться за помощью к классному руководителю, педагогу-психологу, социальному педагогу, администрации школы.
Контрольно-измерительные материалы
для проведения итоговой диагностической работы по русскому языку
в 6 классе
Спецификация диагностической работы по русскому языку для учащихся 6-ого класса
1. Назначение диагностической работы
Диагностическая работа проводится в конце учебного года (апрель – май) с целью определения уровня подготовки обучающихся 6 класса в рамках мониторинга достижений планируемых результатов освоения основной образовательной программы.
2. Документы, определяющие содержание и параметры диагностической работы
Содержание и основные характеристики проверочных материалов определяются на основе следующих документов:
– Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования (приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.12.2010 № 1897);
- Приказ Минобрнауки РФ от 29 декабря 2014г. «О внесении изменений в приказ Министерства образования и науки РФ от 17.12.2010 №1897 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта ООО»;
– Примерные программы основного общего образования. М.: Просвещение, 2010;
– Основная образовательная программа МКОУ Базовская СОШ, разработанная на период с 2015 по 2020 годы.
3. Условия проведения и время выполнения работы
Использование дополнительных материалов и оборудования не предусмотрено.
На выполнение всей диагностической работы отводится 45 минут.
4. Структура диагностической работы
В работу по русскому языку включено 10 заданий с выбором ответа (ВО), 5 заданий с кратким ответом (КО) и 1 задание с развернутым ответом (РО).
В таблице 1 приведено распределение заданий по разделам курса русского языка.
Таблица 1
Распределение заданий по разделам курса русского языка в 6 классе
№
п/п
|
Разделы курса русского языка
|
Число заданий
|
1
|
Речевая деятельность
|
1
|
2
|
Текст
|
1
|
3
|
Функциональные разновидности языка
|
1
|
4
|
Общие сведения о языке
|
1
|
5
|
Фонетика и орфоэпия
|
1
|
6
|
Морфемика и словообразование
|
1
|
7
|
Лексикология и фразеология
|
1
|
8
|
Морфология
|
1
|
9
|
Синтаксис
|
3
|
10
|
Культура речи
|
1
|
11
|
Правописание: орфография и пунктуация
|
4
|
|
Итого:
|
16
|
В таблице 2 приведено распределение заданий по планируемым результатам обучения, выносимым на проверку.
Таблица 2
Планируемые результаты обучения, выносимые на проверку
Код
ПРО
|
Планируемые результаты обучения (ПРО)
Ученик научится:
|
Число заданий
|
2.5.1
|
• создавать письменные монологические высказывания разной коммуникативной направленности с учетом целей и ситуации общения (ученическое сочинение на бытовые и учебные темы, рассказ о событии)
|
0,5
|
2.5.3
|
• соблюдать в практике письма основные лексические, грамматические, орфографические и пунктуационные нормы современного русского литературного языка; стилистически корректно использовать лексику и фразеологию
|
0,5
|
3.3.1
|
• делить текст на смысловые части и составлять его план
|
1
|
4.1.1
|
• владеть практическими умениями различать тексты разговорного характера, научные, официально-деловые, тексты художественной литературы (экстралингвистические особенности, лингвистические особенности на уровне употребления лексических средств, типичных синтаксических конструкций)
|
1
|
5.5.1
|
• характеризовать основные разделы лингвистики, давать определение основным понятиям
|
1
|
6.2.3
|
• классифицировать и группировать звуки речи по заданным признакам; слова по заданным параметрам их звукового состава
|
1
|
8.2.1
|
• различать изученные способы словообразования, сопоставлять морфемную структуру слова и способ его образования
|
1
|
9.3.1,
9.4.1
|
• проводить лексический анализ слова, характеризуя принадлежность слова к активной или пассивной лексике, а также указывая происхождение, сферу употребления
• опознавать фразеологические обороты по их признакам
|
1
|
10.3.2
|
• распознавать качественные, относительные и притяжательные прилагательные; степени сравнения; полные и краткие формы; приводить соответствующие примеры
|
1
|
11.2.2
|
• определять виды словосочетаний по морфологическим свойствам главного слова
|
1
|
11.4.1
|
• опознавать (находить) грамматическую основу предложения; главные и второстепенные члены предложения
|
1
|
11.5.1,
11.4.20
|
• опознавать и правильно интонировать сложные предложения с разными смысловыми отношениями между их частями
• понимать (осознавать) основные функции обращения; опознавать и правильно интонировать предложения с распространенными и нераспространенными обращениями
|
1
|
12.1
|
• владеть основными нормами русского литературного языка
|
1
|
13.1
|
• соблюдать орфографические и пунктуационные нормы в процессе письма (в объеме содержания курса)
|
3
|
13.3
|
• обнаруживать и исправлять орфографические и пунктуационные ошибки
|
1
|
|
Итого:
|
16
|
5. Система оценивания отдельных заданий и работы в целом
Задания типа А (ВО) и типа В (КО) оцениваются в 1 балл. Максимальный балл за выполнение задания С1 (РО) равен 6. Максимальный первичный балл за выполнение всей работы – 21 балл.
Таблица пересчета первичных баллов в школьные отметки:
Школьная отметка
|
5
|
4
|
3
|
2
|
Первичный балл
|
21-19
|
18-15
|
14-11
|
10 и менее
|
В Приложении приведён план итоговой работы по русскому языку для учащихся 6 класса.
Приложение
План диагностической работы по русскому языку для учащихся 6 класса
Расшифровка кодов представлена в Кодификаторе планируемых результатов обучения (ПРО) по русскому языку.
№
|
Обозначение задания в работе
|
Код ПРО
|
Тип
задания
|
Макс.балл за задание
|
1
|
А1
|
3.3.1
|
ВО
|
1
|
2
|
А2
|
5.5.1
|
ВО
|
1
|
3
|
А3
|
6.2.3
|
ВО
|
1
|
4
|
А4
|
10.3.2
|
ВО
|
1
|
5
|
А5
|
11.5.1
|
ВО
|
1
|
6
|
А6
|
12.1
|
ВО
|
1
|
7
|
А7
|
13.1
|
ВО
|
1
|
8
|
А8
|
13.1
|
ВО
|
1
|
9
|
А9
|
13.1
|
ВО
|
1
|
10
|
А10
|
13.3
|
ВО
|
1
|
11
|
В1
|
4.1.1
|
КО
|
1
|
12
|
В2
|
8.2.1
|
КО
|
1
|
13
|
В3
|
9.3.1
|
КО
|
1
|
14
|
В4
|
11.2.2
|
КО
|
1
|
15
|
В5
|
11.4.1
|
КО
|
1
|
16
|
С1
|
2.5.1, 2.5.3
|
РО
|
6
|
ИТОГО:
|
ВО-10
КО-5
РО-1
|
21
балл за работу
|
Диагностическая работа для учащихся 6-ого класса по русскому языку
Для заданийА1-А10 обведите номер правильного ответа.
А1 В какой последовательности надо расположить предложения, чтобы получился текст?
А)Я зацепил брёвнышко и откатил его на край.
Б)Теперь многие муравьи спаслись – побежали на песок, на сосновые иглы.
В)Я бросил в костер гнилое брёвнышко, недосмотрел, что изнутри оно густо населено муравьями.
Г)Затрещало бревно, вывалили муравьи и в отчаянье забегали, забегали поверху и корёжились, сгорая в пламени.
(По А.И. Солженицыну)
1)
|
А, Г, Б, В
|
2)
|
В, Г, А, Б
|
3)
|
В, А, Г, Б
|
4)
|
Г, В, А, Б
|
А2 Ученик 6 класса отвечал на уроке русского языка по теме «Имя существительное». Найдите ошибочное утверждение в ответе ученика:
«Имя существительное – это
- самостоятельная часть речи
- часть речи, которая отвечает на вопросы кто? что?
- часть речи, которая обозначает предмет
- часть речи, которая изменяется по родам, числам и падежам»
А3 Ольга заполняет таблицу словами. Укажите, какое слово (из перечисленных) подходит для записи в пустую ячейку таблицы.
Гласный звук в слове:
|
ударный
|
[ О ]
|
долгий
|
[ А ]
|
|
1)
|
средства
|
2)
|
диалог
|
3)
|
банты
|
4)
|
алфавит
|
А4 Ребята приводили примеры слов одного и того же лексико-грамматического разряда имен прилагательных (качественных, относительных или притяжательных). Учитель совершенно справедливо не согласился с некоторыми примерами. В каком ряду содержатся подобные неправильные примеры?
- светлый, вежливого, аккуратен, редкая
- сухим, деревянной, ананасовую, синего
- лисий, тётина, муравьиного, отцовыми
- деревенское, московской, песчаным, стеклянные
А5 Укажите сложное предложение с тремя грамматическими основами.
1)
|
В одном сказочном городе жили коротышки, все называли их так, потому что они были очень маленькие.
|
2)
|
Вокруг каждого дома росли цветы: маргаритки, ромашки, одуванчики.
|
3)
|
Коротышки делали из березовой коры лодочки, переплывали через реку и ходили в лес за ягодами, за грибами, за орехами.
|
4)
|
Спилят гриб под самый корень, потом распилят его на части и несут по кусочкам домой.
|
А6 Укажите слово, форма родительного падежа множественного числа которого образована неправильно.
1)
|
помидоров
|
2)
|
носок
|
3)
|
чулок
|
4)
|
килограммов
|
А7 Укажите строчку, в которой во всех словах на месте пропуска пишется буква И.
1)
|
пр…думать,пр…сесть, пр...красный
|
2)
|
пр…дорожный,пр…града,пр…клеить
|
3)
|
пр…сутствовать,пр…крыть (дверь),пр…лечь
|
4)
|
пр…вет,пр…мудрый, пр...бежать
|
А8 Укажите строчку, в которой во всех словах на месте пропуска пишется одна буква Н.
1)
|
со…ый, румя…ый, искре…ий
|
2)
|
гуси…ый, исти…ый, ветре…ый
|
3)
|
оловя…ый, песча…ый, сви…ой
|
4)
|
лошади…ый, нефтя…ой, си…ий
|
А9 В каком слове НЕ пишется слитно?
1)
|
ничуть (не) гордый
|
2)
|
(не) друг, а враг
|
3)
|
(не) вежественный
|
4)
|
(не) чувство
|
А10 Укажите предложение с ошибкой при постановке знаков препинания.
1)
|
«Слово – это поступок», - утверждал Лев Толстой.
|
2)
|
Философ Аристотель писал: «Хочешь узнать человека – заговори с ним».
|
3)
|
«Я скучала по тебе, как маковка по солнечному лугу» - сказала первая дочь.
|
4)
|
Учитель не раз говорил: «А.С. Пушкин – наш национальный гений».
|
Прочитайте текст и выполните приведённые ниже задания
на основе прочитанного текста (предложения в тексте пронумерованы).
(1)Долго стою на опушке рядом с елью.(2)Трогаю её блестящие ветки, которые слегка влажные от ночного тумана.(3) Смотрю, как просыпается небо от ночного тумана.
(4)Солнце лениво ощупывает макушки берез, светится в сучьях лиственниц, что высоко стоят над лесом.(5) Паутина серебрится узорным пятном.
(6) Не желая разрушать волшебное творение, обхожу его стороной, но всё-таки волшебные паутинки садятся на лицо и прилипают к одежде.(7) Надо мне выбраться к березовой роще.(8) Там ловлю я птиц, смотрю, как живет лес, пишу свои заметки.
(9)На светло-голубом сентябрьском небе березы пленяют светлой и солнечной окраской вершин, белой корой стройных стволов.(10) Даже отсюда видно, как сухо и тепло в березовой роще, словно горит она спокойным желтым пламенем, жаль, что скоро под студеными ветрами сникнут, потухнут костры берез, угаснет игра тёплых тонов.(11) Ведь облетев, березы растворяются в лесу, будто говорят:«Вот, мы всё отдали».
(По Н. Никонову)
В1 Определите стиль речи.
Ответ: ___________________________.
В2В предложении 8 найдите слово, образованное суффиксальным способом, и запишите его в ответе.
Ответ: ___________________________.
В3 В одном из этимологических словарей Вы можете прочитать следующее: «Если поискать в словарях других языков, то мы найдем там на удивление созвучные слова: в немецком – Birke, в английском – birch. И это не простое совпадение; все эти принадлежащие к разным языкам слова восходят к одному общему индоевропейскому корню «bhereg», означавшему "светлый"», «белый». Этот корень стал основой для рождения общеславянского слова «berza».
Выпишите из текста Н. Никонова слово, которое в русском языке является родственным для тех, о которых вы узнали из этимологического словаря.
Ответ: ___________________________.
В4Определите, какие из приведенных словосочетаний не относятся к именным (с главным словом, представленным существительным, прилагательным и т.д.). В ответе укажите только цифры, под которыми они указаны.
1)
|
в березовой роще
|
2)
|
горит пламенем
|
3)
|
скоро сникнут
|
4)
|
костры берез
|
Ответ: ___________________________.
В5Из предложения 8 выпишите второстепенный член предложения определение.
Ответ: ___________________________.
С1Напишите о том, как Вы понимаете смысл высказывания: «Вот, мы всё отдали». При ответе опирайтесь на текст автора. Объем Вашего текста должен быть не менее 50 слов.
Система оценивания результатов выполнения диагностической работы
Каждое задание типа «А» или «В» оценивается в 1 балл. Задание с кратким ответом или с выбором ответа считается выполненным, если записанный ответ совпадает с эталоном. Задание с развернутым ответом (С1) оценивается экспертом (учителем) в соответствии с критериями оценивания.
Ответы к варианту
А1
|
А2
|
А3
|
А4
|
А5
|
А6
|
А7
|
А8
|
А9
|
А10
|
2
|
4
|
3
|
2
|
1
|
2
|
3
|
4
|
3
|
3
|
В1
|
художественный
|
В2
|
заметки
|
В3
|
береза
|
В4
|
23
|
В5
|
свои
|
Критерии оценивании ответов на задание С1
№
|
Критерий
|
Градация критерия
|
Баллы
|
1
|
Соответствие созданного текста условиям, обозначенным в задании (комментарий высказывания; объем текста)
|
Текст соответствует условиям, обозначенным в задании
|
2
|
Текст частично соответствует условиям, обозначенным в задании
|
1
|
Текст не соответствует условиям, обозначенным в задании
|
0
|
2
|
Логичное построение текста
|
Логические ошибки отсутствуют
|
1
|
Имеются логические ошибки
|
0
|
3
|
Грамматическое и речевое оформление
|
Грамматические и речевые ошибки отсутствуют
|
1
|
Имеются грамматические и/или речевые ошибки
|
0
|
4
|
Орфографическая и пунктуационная грамотность
|
Орфографические и пунктуационные ошибки отсутствуют
|
2
|
Имеется 1 орфографическая и/или 1 пунктуационная ошибка
|
1
|
Имеются более 1 орфографической и/или более 1 пунктуационной ошибки
|
0
|
Максимальный балл:
|
6
|
|