- изготовление листьев и плакатов с изображением различных деревьев, грибов, маски «ягодки рябинки», макета дерева, пеньков;
- работа с Осенью;
- поощрительные призы детям.
IОрганизационный момент
Дети вместе с воспитателем входят в группу.
Воспитатель: - Дети, посмотрите, мы с вами пришли в осенний лес. Как здесь красиво!
На полу разбросаны листья разных деревьев, шишки, орешки, жёлуди. Стоит макет дерева, под ним сидит ёж, а на ветке белочка.
Нельзя нам на свете прожить без чудес,
Они нас повсюду встречают.
Волшебный, осенний и сказочный лес
Нас в гости к себе приглашает.
Закружится ветер под песню дождя,
Листочки нам под ноги бросит.
Такая красивая эта пора:
Пришла к нам опять чудо-Осень.
II 1) Воспитатель: - Подходит к концу прекрасное время года, которое называется… осень. А мы знаем, что осень бывает какая?
Ответы детей:ранняя, золотая и поздняя
Правильно, ребята. А чем нас осень радовала?
Тёплым солнышком, своимзолотым ковром, различными дарами
А из чего был золотой ковёр осени?
Из листьев
Вы правы, ребята, из листьев различных деревьев. А каких деревьев?
Дети называют деревья: дуб, клён, берёза и т. д.
Нам очень нравилось гулять по осеннему ковру. А как мы узнали, что к нам пришла осень?
Дети называют признаки осени: пошли дожди, похолодало, листья с деревьев опадают, солнце меньше светит, исчезают насекомые, птицы улетают в тёплые края
Молодцы! А сейчас Максим нам прочтёт стихотворение на осеннюю тему:
Максим: - На дворе листочки пожелтели,
Лужицы укрылись тонким льдом.
Паутинки тихо полетели,
Заискрился иней серебром.
2) Воспитатель: - Спасибо, Максим.
Слышен стук в дверь
Ой, ребята, к нам кто-то стучится. Кто же это может быть?
Воспитатель и дети подходят к дверям
Ребята, а дверь-то не открывается. Наверное, она закрыта на замок. Давайте его откроем.
Проводится пальчиковая гимнастика «Замок»
На двери висит замок,
Соединяем руки в «замок»,
Кто его открыть бы смог?
Пробуем развести - не разводятся
Потянули- потянули,
Сильно тянем ладони влево-вправо,
Покрутили- покрутили,
Постучали-постучали,
Хлопаем ладонями друг об друга,
Наконец-то мы открыли!
Руки раскрыть ладонями вверх
Замок открылся и в дверь заходит Осень
3) Осень: - Здравствуйте, ребята! Как у вас красиво! Я прямо в осенний лес попала.
Дети здороваются
Воспитатель: - Осень, а давай мы ребятам загадки загадаем?
Осень: - Хорошо.
Листья с веток облетают,
Птицы к югу улетают.
«Что за время года?» - спросим.
Нам ответят: «Это …» (осень)
Осень в гости к нам пришла
И с собою принесла…
Что? Скажите наугад!
Ну, конечно… (листопад)
Молодцы! Всё-то вы знаете.
4) Дети переходят к фланелеграфу, где расположены картинки с изображением диких животных. Шагают, высоко поднимая ноги, т. к. «трава мокрая после дождя»
Осень: - А какие животные в лесу запасы делают? Дикие животные. А каких диких животных вы знаете? Дети называют диких животных: белка медведь, ёж, заяц и т. д. Правильно, ребята. А как ёж, белка, заяц и медведь готовятся к зиме?
Дети говорят, что белка меняет шубку с рыжей на серую, запасает в дупле на зиму грибы, ягоды, орехи; ёж готовит грибы и яблоки, делает норку; заяц меняет шубку с серой на белую; медведь питался целое лето, чтобы в берлоге лечь в спячку
Правильно, ребята.
Воспитатель: - А Коля и Тимур знают загадки про зверей. Давайте попробуем их отгадать.
Коля: - Под соснами, под ёлками
Лежит мешок с иголками. (Ёж)
Воспитатель: - Правильно. А теперь Тимур загадает загадку.
Тимур: - Не мышь, не птица,
В лесу резвится.
На деревьях живёт,
Орешки грызёт. (Белка)
5) Воспитатель: - Молодцы, правильно отгадали. Ребята, а ведь осенью люди убирают урожай.
Дети разглядывают иллюстрации
Давайте мы его сейчас тоже соберём. Что это может быть? Капуста, яблоки и т. д. Правильно. А капуста и картофель, что это? Овощи. А яблоки и груши? Фрукты. Сейчас мы возьмём корзинки и правильно разложим плоды. В корзину, которую держит Осень, положим овощи. А в корзинку, которая у меня в руках, вы должны положить фрукты.
Дети складывают плоды в корзинки, называя их, отвечая, почему именно в эту корзинку нужно положить данный плод
6) Осень: - Молодцы, ребята!
Дети подходят к магнитной доске, где расположены картинки с птицами. Идут гуськом, т. к. «тропинка узкая»
Осень: - А вы знаете, что не все птицы остаются зимовать, некоторые улетают в тёплые края. Как они называются? Перелётные. А каких перелётных птиц вы знаете?
Дети называют птиц: аист, ласточка, гусь, журавль, стриж, чиж, уткаи т. д.
Правильно. А почему они улетают в тёплые края? Им здесь холодно. А как называются птицы, которые остались у нас на зиму? (Зимующие). Да, а каких зимующих птиц вы знаете? Ворона,воробей, голубь. Хорошо. Умницы.
Воспитатель: - Молодцы, давайте покажем Осени наших перелётных птиц.
Тили-тели, тили-тели,
На юг птицы полетели.
Большие пальцы скрестить, делать взмах ладошками
Улетел наш скворушка –
Серенькое пёрышко,
Жаворонок, соловей
Торопились, кто скорей?
Цапля, лебедь, утка, стриж,
Аист, ласточка и чиж.
Поочерёдно сгибать пальцы обеих рук,
Начиная с мизинца левой руки
Все вернутся, прилетят,
Снова скрестить большие пальцы,
Делать взмахи ладошками
Песни петь нам захотят.
Указательным и большим пальцами
Делать клюв – « птицы поют»
Осень: - Молодцы, мне понравилось как вы делали гимнастику, какие у вас умелые пальчики.
IIIДинамическая пауза
Воспитатель: - Ребята, давайте вместе с Осенью поиграем.
Дети становятся в круг. На полу разбросаны листья деревьев. Воспитатель с детьми проговаривают слова и выполняют движения
Осень в гости к нам пришла,
Дождь и ветер принесла.
Дети берутся за руки и идут по кругу
Ветер дует, задувает,
С веточек листы сдувает.
Дети поднимают руки вверх и качают ими
Из стороны в сторону
Листья по ветру кружатся
И под ноги нам ложатся.
Дети разбегаются из стороны в сторону,
Кружатся и приседают
Ну, а мы гулять пойдём
И листочки соберём.
IV 1) Осень: - Дубовый листочек, лети ко мне в кузовок.
Дети собираюттолько дубовые листочки
- Кленовый листочек, лети ко мне в кузовок.
Дети собирают толькокленовые листочки
- Берёзовый листочек, лети ко мне в кузовок.
Дети собирают толькоберёзовые листочки
Дети, а на наших деревьях не хватает листочков.
Осень показывает на три плаката с изображением деревьев: дуба, клёна и берёзы.
Давайте прикрепим их к деревьям. Заодно я проверю, правильно ли вы определили, от какого дерева лист.
А как у дуба листочки называются? Дубовые. А у клёна? Кленовые. А у берёзы? Берёзовые. Умницы! А листочки все по цвету одинаковые? Нет,разные. А почему? Потому, что осенью все листья разного цвета. Молодцы!
2) Воспитатель: - А теперь, ребята, давайте Осени подарим танец и попрощаемся с ней.
Звучит музыкальная композиция «Осень постучалась к нам…»
V Итог занятия
Осень: - Ребята, спасибо за танец. У вас я сегодня побывала в настоящей сказке. О чём вы сегодня мне рассказали? О ком были ваши загадки?
Ответы детей
Мне хочется вас отблагодарить, и я приготовила вам осенние подарки.
Осень угощает детей яблоками, грушами, печеньем «Грибочки»
Воспитатель: - Осень, приходи к нам ещё! Давайте, ребята, скажем Осени до свидания!