Наличие методической темы
В течение четырех лет я работаю над методической темой:
«Использование различных видов устных упражнений как средство повышения познавательного интереса к уроку математики»
Данную тему я выбрала, потому что считаю, что устные упражнения способствуют формированию интереса к уроку математики и лучшему усвоению учебного материала.
Основные дидактические функции устной работы:
- -актуализация опорных знаний учащихся и их подготовка к восприятию нового материала;
- -более сознательное, неформальное усвоение материала урока;
- -систематическое повторение изученного;
- -развитие у учащихся внимания, памяти, наблюдательности, сообразительности, инициативы и т.п.;
- - формирование интереса к предмету;
- -активизация учебной деятельности на уроке.
Следовательно, в содержание устной работы, по-возможности, нужно включать упражнения следующих типов:
• на закрепление и отработку текущего материала;
• на повторение;
• с элементами творчества (например, для подготовки к восприятию нового материала, с новой для ребят пространственной ситуацией и т.д.);
• развивающего характера (в том числе нестандартные упражнения, на сообразительность, занимательные).
Важное значение для повышения эффективности урока или его этапа имеет активизация учебной деятельности и внимания учащихся. Комплексные упражнения имеют широкие возможности для этого. Для активизации я применяю следующие методические приемы:
· использование при составлении упражнения материала из произведений детской литературы,
· использование заданий, содержащих практическую направленность и связь с жизнью
· использование средств обратной связи
· применение игровых моментов
Эти приемы обязательно должны присутствовать лишь в 1 и 2 классах, так как у них в этом возрасте преобладает интерес к содержанию деятельности. Учащиеся 3 и 4 классов уже не нуждаются в постоянном стимулировании, т.к. у них уже формируется интерес к способам деятельности.
Очень важным моментом для активизации учебной деятельности является создание ситуации успеха. Комплексные устные упражнения при всей своей видимой сложности состоят из нескольких элементов, хорошо знакомых и понятных учащимся. При налаженной системе работы они вызывают у учащихся положительные эмоции, получаемые от успешности своего учебного труда.
Важную роль в создании ситуации успеха и поддержании интереса к упражнению играет дифференцированный подход к учащимся.
Широко использую дифференциацию по уровню творчества. Обычно сильная группа, привыкшая к постоянному самосовершенствованию и решению какой-то проблемы, при проведении устных упражнений может заскучать, потерять интерес. Для этого часто использую такие приемы:
- Составить еще одну задачу, чтобы решение было таким же, а смысл совсем другим.
- Дополнить задание еще одним вопросом.
- Хорошо разобраться с задание и в группе составить похожее задание на следующий устный счет.
Также применяю дифференциацию по степени и характеру помощи. Здесь, в основном, все внимание обращаю на слабую группу. Учащиеся слабой группы получают карточку-помощницу, в которой содержится напоминание правила или алгоритм решения задания. Они могут использоваться многократно.
Значительно сэкономить время и усилить контроль над усвоением материала учащимися помогают средства обратной связи. На уроках я использую:
1) веера (в 1.2.3 классах)
2) карточки, обозначающие арифметические действия (1.2.3.4 классы),
3) “блокноты” для показа 2-значных чисел с указанием названия разрядов (1.2.3 классы),
4)“блокноты” для показа 3-значных чисел (3.4 классы),
5)таблица разрядов и классов с карманами для карточек с цифрами (для индивидуальной работы со слабыми учащимися),
6) карточки с геометрическими фигурами (1,2 классы),
7) карточки “У”, “В”, “Р”, “О” (1,2 классы, для анализа и составления алгоритма решения задачи),
8) двухцветные карточки (обычно зеленый и красный), при помощи которых подают сигнал о своем согласии или несогласии с ответом товарища.
9) карточки с передвижными полосками для показа 2-значных и 3-значных чисел.
10) знаковую систему, при которой учащиеся используют жесты.
Систему устных вопросов я реализую в различных формах: при опросе обучающихся, при проведении беседы с классом в виде самостоятельных фронтальных работ, математических диктантов.
Для развития навыков беглого счета я использую карточки, математическую эстафету, математическое лото, игры.
Материалы, используемые мной на уроках математике размещены в Методической копилке.
Литература:
1. О.В.Узорова, Е.А.Нефёдова «2000 задач и примеров по математике» (для начальной школы) « Астрель» г. Москва 2006г
2. Т.В.Шклярова «Справочник для начальных классов» изд. «Грамотей», 2013г.
3. Э.В.Гордеев «1200 задач и примеров по математике» ( 1-4 класс) «Астрель» 2005г
4. М.Ф.Александров, О.И.Волошина «Математика. Начальная школа. 1-4 классы. Тесты» « Дрофа» ,1999г.
5. Жикалкина Т.К. игровые и занимательные задания по математике для
6. 1класса. М.: ”Просвещение” 1989г.
7. Зайцева О.П. Роль устного счёта в формировании вычислительных навыков и в развитии личности ребёнка //Н.ш. 2001г. №1
8. Зимовец К.А., Пащенко В.А. Интересные приемы устных вычислений. //Н.ш. 1990 №6
9. Зимина С.В. Как развивается интерес к математике? //Н.ш.
10. Иванова Т. Устный счёт. //Н.ш.1999г.
11. Кравченко В.С. Устные упражнения по математике в 1-3 классе. Пособие для учителя. М.: Просвещение 1979г.
12. Кузнецов Б.Н. Воспитание интереса к уроку математики в школе. Иркутск 1989г.
13. Куличкова О.П., Уланова К. Формирование вычислительных навыков в процессе игры. //Н.ш. 1987
14. Ковалёв А.Г., Мясищев В.Н. Психические особенности человека.
15. Издательство: ЛГУ 1960г.
16. Липатникова Н.Г. Роль устных упражнений на уроках математики. //Н.ш. 1998 №2
17. Мишенева Т.С. Приемы организации устного счета. Из опыта. //Н.ш. 1987 №2
18. Интернет-источники:
- http://masterclassy.ru/pedagogam/
- http://festival.1september.ru/
- http://nsportal.ru/nachalnaya-shkola/matematika/2013/09/14/ispolzovanie-...
|