Официальный сайт physbook 24/7/365

НФПК
Проект реализуется
Национальным фондом подготовки кадров
Вы не зарегистрированы

Авторизация



Методическая тема:«Использование различных видов устных упражнений как средство повышения познавательного интереса к уроку математики»

                               Наличие методической темы

В течение четырех лет я работаю над методической темой:

«Использование различных видов устных упражнений как средство повышения познавательного интереса к уроку математики»

 

Данную тему я выбрала, потому что считаю, что устные упражнения способствуют формированию интереса к уроку математики  и лучшему усвоению учебного материала.

Основные дидактические функции устной  работы:

  • -актуализация опорных знаний учащихся и их подготовка к восприятию нового материала;
  • -более сознательное, неформальное усвоение материала урока;
  • -систематическое повторение изученного;
  • -развитие у учащихся внимания, памяти, наблюдательности, сообразительности,      инициативы и т.п.;
  • - формирование интереса к предмету;
  • -активизация учебной деятельности на уроке.

Следовательно, в содержание устной работы, по-возможности, нужно включать упражнения следующих типов:

                       • на закрепление и отработку текущего материала;

                       • на повторение;

                       • с элементами творчества (например, для подготовки к восприятию нового материала, с новой для ребят пространственной ситуацией и т.д.);

                       • развивающего характера (в том числе нестандартные упражнения, на сообразительность, занимательные).

 

Важное значение для повышения эффективности урока или его этапа имеет активизация учебной деятельности и внимания учащихся. Комплексные упражнения имеют широкие возможности для этого. Для активизации я применяю  следующие методические приемы:

·         использование при составлении упражнения материала из произведений детской литературы,

·         использование заданий, содержащих практическую направленность и связь с жизнью

·         использование средств обратной связи

·         применение игровых моментов

Эти приемы обязательно должны присутствовать лишь в 1 и 2 классах, так как у них в этом возрасте преобладает интерес к содержанию деятельности. Учащиеся 3 и 4 классов уже не нуждаются в постоянном стимулировании, т.к. у них уже формируется интерес к способам деятельности.

Очень важным моментом для активизации учебной деятельности является создание ситуации успеха. Комплексные устные упражнения при всей своей видимой сложности состоят из нескольких элементов, хорошо знакомых и понятных учащимся. При налаженной системе работы они вызывают у учащихся положительные эмоции, получаемые от успешности своего учебного труда.

Важную роль в создании ситуации успеха и поддержании интереса к упражнению играет дифференцированный подход к учащимся.

Широко использую  дифференциацию по уровню творчества. Обычно сильная группа, привыкшая к постоянному самосовершенствованию и решению какой-то проблемы, при проведении устных упражнений может заскучать, потерять интерес. Для этого часто использую  такие приемы:

  • Составить еще одну задачу, чтобы решение было таким же, а смысл совсем другим.
  • Дополнить задание еще одним вопросом.
  • Хорошо разобраться с задание и в группе составить похожее задание на следующий устный счет.

Также применяю  дифференциацию по степени и характеру помощи. Здесь, в основном, все внимание обращаю на слабую группу. Учащиеся слабой группы получают карточку-помощницу, в которой содержится напоминание правила или алгоритм решения задания. Они могут использоваться многократно.

Значительно сэкономить время и усилить контроль над усвоением материала учащимися помогают средства обратной связи. На уроках я использую:

1) веера (в 1.2.3 классах)

2) карточки, обозначающие арифметические действия (1.2.3.4 классы),

3) “блокноты” для показа 2-значных чисел с указанием названия разрядов (1.2.3 классы),

4)“блокноты” для показа 3-значных чисел (3.4 классы),

5)таблица разрядов и классов с карманами для карточек с цифрами (для индивидуальной работы со слабыми учащимися),

6) карточки с геометрическими фигурами (1,2 классы),

7) карточки “У”, “В”, “Р”, “О” (1,2 классы, для анализа и составления алгоритма решения задачи),

8) двухцветные карточки (обычно зеленый и красный), при помощи которых подают сигнал о своем согласии или несогласии с ответом товарища.

9) карточки с передвижными полосками для показа 2-значных и 3-значных чисел.

10) знаковую систему, при которой учащиеся используют жесты.

 

Систему устных вопросов я реализую в различных формах: при опросе обучающихся, при проведении беседы с классом в виде самостоятельных фронтальных работ, математических диктантов.                                                          

Для развития навыков беглого счета я использую карточки, математическую эстафету, математическое лото, игры.

Материалы, используемые мной на уроках математике размещены в Методической копилке.

 

Литература:

1.      О.В.Узорова, Е.А.Нефёдова «2000 задач и примеров по математике» (для начальной школы) « Астрель» г. Москва 2006г

2.      Т.В.Шклярова «Справочник для начальных классов» изд. «Грамотей», 2013г.

3.      Э.В.Гордеев «1200 задач и примеров по математике» ( 1-4 класс) «Астрель» 2005г

4.      М.Ф.Александров, О.И.Волошина «Математика. Начальная школа. 1-4 классы. Тесты» « Дрофа» ,1999г.

5.      Жикалкина Т.К. игровые и занимательные задания по математике для

6.      1класса. М.: ”Просвещение” 1989г.

7.      Зайцева О.П. Роль устного счёта в формировании вычислительных навыков и в развитии личности ребёнка //Н.ш. 2001г. №1

8.      Зимовец К.А., Пащенко В.А. Интересные приемы устных вычислений. //Н.ш. 1990 №6

9.      Зимина С.В. Как развивается интерес к математике? //Н.ш.

10.  Иванова Т. Устный счёт. //Н.ш.1999г.

11.  Кравченко В.С. Устные упражнения по математике в 1-3 классе. Пособие для учителя. М.: Просвещение 1979г.

12.  Кузнецов Б.Н. Воспитание интереса к уроку математики в школе. Иркутск 1989г.

13.  Куличкова О.П., Уланова К. Формирование вычислительных навыков в процессе игры. //Н.ш. 1987

14.  Ковалёв А.Г., Мясищев В.Н. Психические особенности человека.

15.  Издательство: ЛГУ 1960г.

16.  Липатникова Н.Г. Роль устных упражнений на уроках математики. //Н.ш. 1998 №2

17.  Мишенева Т.С. Приемы организации устного счета. Из опыта. //Н.ш. 1987 №2

18.  Интернет-источники:

  • http://masterclassy.ru/pedagogam/
  •  http://festival.1september.ru/
  • http://nsportal.ru/nachalnaya-shkola/matematika/2013/09/14/ispolzovanie-...

 

 

 

Прикрепленный файл Size
Презентация Устн счет.ppt 1.92 MB
Задачи на смекалку для начальной школы.docx 17.22 KB
Памятка для решения нестандартных задач для учащихся 1.docx 13.92 KB
Развивающие упражнения для работы с геометрическим материалом в начальной школе.docx 25.28 KB
Презентация Игры с геометрическими фигурами.pptx 1.56 MB

Смотреть видео hd онлайн


Смотреть русское с разговорами видео

Online video HD

Видео скачать на телефон

Русские фильмы бесплатно

Full HD video online

Смотреть видео онлайн

Смотреть HD видео бесплатно

School смотреть онлайн