VII Межрегиональные Мартыновcкие чтения
Секция: «Многогранный мир»
Бумага своими руками.
Работу выполнила:
учащаяся 4 а класса
МБОУ «СОШ №8
г. Красноармейска
Саратовской области»
Каталевская Софья
8-927-279-14-90
Научный руководитель:
Горячева Наталия Геннадиевна
учитель начальных классов
(первой категории)
МБОУ «СОШ №8
г. Красноармейска
Саратовской области»,
ул.Луначарского,33
телефон: 8(84550) 2-14-85
г. Петровск 2016
Содержание:
1.Введение………………………………………………………………....3-4
2. Предшественники бумаги………………………………………….......5-6
3. Где и как используют бумагу? ………………………………………...7-8
4. Из чего и как делают бумагу?............................................................ 9
5. Мои первые исследования (практическая часть) ………………....10-12
6. Выводы и предложения…………………………...................................13
7. Список использованных источников…………………………..............14
8. Приложение……………………………………………………………15-27
ВВЕДЕНИЕ
Согласитесь, нет ничего более привычного в нашей жизни, чем бумага. Бумага сопутствует человеку на протяжении всей его жизни. Она напоминает о себе всякий раз, когда обращаешься к документам - паспорту, диплому, справке, когда берёшь в руки книгу, извлекаешь из почтового ящика газету или журнал. С бумагой связаны многие наши действия. Она нужна и для делового письма, и для творческой работы, и для бытовых надобностей. Бумага настолько прочно вошла в нашу жизнь, что порой забываешь: а ведь было время, когда о бумаге люди и не слышали.
Но что мы знаем о бумаге? Бумага приходит к нам во всём разнообразии видов и форм, во множестве изделий. Чертёж и график, каталог и карта, справка и товарная упаковка – всё это и многое другое сделано из бумаги. Бумага дает нам широкие возможности для творчества: ее можно складывать, резать, клеить. На ней можно рисовать и печатать.
Актуальность выбранной темы: с каждым годом потребность в бумаге увеличивается, а запасы древесины, из которой её получают - уменьшаются. Поэтому использование вторичного сырья для получения бумаги – одно из важнейших решений данной проблемы.
Гипотеза: возможно ли изготовить бумагу в домашних условиях.
Цель: изучение способов получения бумаги в домашних условиях из разных видов бумажных отходов и вторичное использование бумаги.
Задачи исследования:
-
изучить историю возникновения бумаги;
-
опробовать некоторые способы получения бумаги в домашних условиях, показать применение полученной бумаги;
- выявить осведосленность учащихся об использовании вторичного бумажного сырья.
-
-
Объектом исследования: является ненужная бумага (макулатура).
-
Предмет исследования: возможность вторичного использования бумаги.
Методы:
- <!-- -->
анализ литературы по теме работы;
-
эксперимент;
-
социологический опрос;
-
прогнозирование.
Значимость и прикладная ценность работы состоит в том, чтобы научить школьников бережно относиться к природным ресурсам, привить им навыки ручного труда, расширить знания об истории изготовления бумаги.
Одной из задач моего исследования было знакомство с литературой. Я стала искать информацию о бумаге в книгах, энциклопедиях, Интернете. Вот что я узнала.
В древние времена люди редко ездили из одной страны в другую. И каждому народу приходилось самому придумывать разные вещи. Так было и с материалом для письма. Писать люди научились гораздо раньше, чем изобрели бумагу. Одни народы писали на сырых глиняных плитах. Другие – на дощечках, залитых воском, выдавливая буквы острой палочкой. По берегам Нила в болотистых местах росло странного вида растение с длинным голым стеблем и кистью цветков на верху. Называется это растение папирус. Это растение имеет прямой стебель высотой до 5 метров. Для приготовления материала для письма использовалась только нижняя часть стебля длиной около 60 сантиметров. Изготовление папируса возникло в древнем Египте примерно около 3,5 тысяч лет до нашей эры. Именно из папируса древние египтяне научились делать свой материал для письма. Он не только является ближайшим предком бумаги, но и передал ей свое название. На многих языках бумага до сих пор называется папирусом: по-немецки – папир, по-французски – папье, по-английски – пэйпер. Папирус не отличался прочностью: сделанный из него лист нельзя было складывать или перегибать. Поэтому из него стали делать длинные ленты, которые наматывали на палочку с ручкой. Получались свитки, на которых переписывали книги и документы. Главным недостатком папируса была недолговечность.
Во 2 веке до нашей эры в Малой Азии в Пергамском царстве в городе Пергаме было организовано производство прекрасного материала для письма, но не из папируса, а из обработанных особым способом кож молодых животных – телят, ягнят, козлов, ослов. По имени города этот материал стал называться пергамент. В отличие от папируса пергамент был значительно прочнее, эластичнее, долговечнее, на нём было легче писать, причём с обеих сторон, а в случае необходимости текст можно было легко смыть и нанести новый. Но, несмотря на эти преимущества пергамента, изготовление его трудоёмко и он был дорогим материалом.
На Руси писали на берёзовой коре – бересте. Хитроумнее всех оказались китайцы. Они раньше других изобрели бумагу. Изготовление бумаги обычно связывают с именем китайца Цай Луня и относят к 105 году нашей эры. Заслуга Цай Луня состоит в том, что он обобщил и усовершенствовал уже известный в Китае способ изготовления бумаги. Согласно легенде император поручил Цай Луню материал для письма не хуже шелка, но гораздо дешевле. Поиски привели Цай Луня к осам. Тонкий, но прочный материал, из которого были сделаны осиные гнезда, больше всего походил на то, что он искал. Проведя сотни опытов, ученый пришел к выводу, что получить нечто подобное можно из коры тутового дерева, конопляного лыка, изорванных рыболовных сетей и ветхих тканей. Все это надо перетереть и проварить, смешав с жидкостью, похожей на слюну насекомых. Полученную массу нужно зачерпнуть ситом из шелковых нитей, закрепленных на бамбуковой рамке. Когда вся вода стечет, оставшийся влажный листок следует пропитать секретным составом. Остается только высушить и разгладить его между каменными плитами. И вот он - желанный материал, не впитывающий тушь, на котором не размываются контуры начертанного. Рецепты изготовления бумажных листов хранились, как большая государственная тайна. В 610 году бумажный секрет был вывезен буддистскими монахами Донхо и Годзо в Корею и Японию.
В 650 году бежавшие из китайского плена воины, работавшие на бумажных «фабриках», стали заниматься изготовлением бумаги в Самарканде. Так от китайцев секрет изготовления бумаги переняли не только японцы, но и арабы. Они и привезли его в Испанию, а уже оттуда искусство делать бумагу распространилось по всему миру.
Бумага собственного производства появилась на Руси во второй половине XVI века в царствование Ивана Грозного. Начало массового бумажного производства в России было положено Петром I. Для обеспечения фабрик сырьем по царскому указу в армии и на флоте собирали отслужившие срок паруса, не смоленые канаты, веревки и тряпье. Гражданским людям предлагалось приносить остатки изношенных полотняных вещей "за вознаграждение", с крестьян брали "тряпичный" налог.
Сейчас бумага остаётся одним из самых распространённых канцелярских товаров. Бумага служит не только для письма и печати, она находит самое широкое применение везде.
Где и как используют бумагу?
Различные бумажные предметы мы постоянно носим при себе. В карманах или сумке каждого хранятся документы. Редко кто обходится без записной книжки. В редкой семье теперь не знают таких удобных и практичных вещей, как бумажные скатерти, полотенца, салфетки, одноразовая посуда. И конечно, всем приходилось иметь дело с бумажными денежными знаками.
На улице бумага предстаёт перед нами театральной афишей, в школьном классе – географической картой. Бумага дала жизнь множеству непохожих, но нужных людям предметов – конверту и марке, билету на самолёт и ученической тетрадке. Если раньше бумага предназначалась главным образом для письма и печатных изданий, то теперь границы её службы раздвинулись. В 1960 г. люди узнали, как выглядит обратная сторона Луны. Космический корабль сфотографировал её и передал изображение на Землю, где оно было воспроизведено на специальной бумаге.
Бумага всё стремительнее завоёвывает различные области техники. Сегодня бумагу делают огнестойкой, противостоящую газам, парам, влаге, кислотам. Бумага сегодня – верный помощник строителей. Она успешно заменяет дерево, мрамор, железо, камень. Стены делают из двухслойного гофрированного картона, а детали оконных рам, дверей, крыш прессуются их бумаги. С каждым годом строителям требуется всё больше кирпича, камня, цемента. Раньше цемент перевозили в деревянных бочках. А теперь цемент засыпают в бумажные мешки, которые делают из прочной сульфатной целлюлозы. Они занимают меньше места, легче и дешевле бочек.
Выпускают из бумаги и такие мешки, в которые можно класть овощи и спокойно оставлять их надолго под дождём или на снегу. Пищевые отходы в бумажных мешках не разлагаются потому, что через бумагу непрерывно поступает воздух, они не нагреваются. Мешки с мусором сжигают, зарывают в землю или отправляют на переработку.
Современная мебель тоже имеет отношение к бумаге. Сверкающая поверхность стола, створок шкафа с замысловатым рисунком не что иное, как лист бумаги, запрессованный на древесностружечной плите. Такая мебель прочна, красива и долговечна. Всё это стало возможным благодаря бумаге.
Из бумаги шьют одежду, изготовляют бельё. Уже много лет в Швеции вырабатывают одеяла, состоящие из 10-30 слоёв эластичной крепированной бумаги, вложенные в пододеяльник из льняной или хлопчатобумажной ткани. Под таким одеялом не замёрзнешь и в холодной комнате. Бумага, из которой делают бельё и одежду, не похожа на обыкновенную. На ощупь она напоминает хлопчатобумажную ткань или шелковистую пушистую шерсть – для зимней одежды. Бумажную ткань можно сделать даже непромокаемой.
Все шире применяется бумага для изготовления посуды. Из нее делают тарелочки, стаканчики, бутылки. Дешевые, удобные, гигиеничные они пользуются заслуженным успехом у потребителя
Из особых сортов бумаги изготавливают моющиеся обои, само клеящиеся обои.
В фармацевтической практике часто приходится фильтровать различные растворы. И тут на помощь приходит бумага. Около 400 разных изделий для фармацевтической промышленности изготавливают сегодня из бумаги.
Для всего этого нужно много бумаги и ее выпуск ежегодно стремительно растет, но также стремительно сокращаются и площади лесов на нашей планете. А этого допустить нельзя. Поэтому ученые во всем мире ищут дереву замену, чтобы больше не вырубать лес и не отправлять его на целлюлозно-бумажные комбинаты. Бумагу уже пробуют изготавливать из стекла и камня, синтетических волокон, полимерных пленок, очень важен сбор макулатуры.
Из чего и как делают бумагу?
Важную роль в производстве бумаги играет макулатура. Её применение способствует снижению расхода древесины для производства бумаги, что очень важно с экологической точки зрения. Технологии с использованием бумажных тряпичных отходов позволяют получать бумагу высокого качества, не затрагивая при этом естественных природных источников.
Не смотря на то, что по всему миру хорошо налажено промышленное производство бумаги, с каждым днём растёт интерес к бумаге ручного отлива. В наши дни изделия ручной работы ценятся очень высоко, ведь они хранят тепло человеческих рук и не имеют аналогов. То же можно сказать и о бумаге ручного отлива.
«Рукотворная» бумага не похожа на бумагу машинной выделки, и с точки зрения технических стандартов она хуже: неравномерная по толщине, обычно менее гладкая, подчас слишком хрупкая — такая бумага отнюдь не всегда подойдет для печати. Но бумага ручного изготовления обладает одним неоспоримым достоинством, которое заставляет забыть все ее недостатки, — абсолютной эксклюзивностью. Мастера бумаги давно заметили одну закономерность: даже если при литье двух листов используются одни и те же материалы и технология изготовления остается неизменной, все равно они хоть немного, но будут отличаться друг от друга. Эффект неожиданности — вот что больше всего ценят мастера бумаги; может быть, именно он превращает изготовление бумаги из ремесла в искусство.
Практическая часть работы
Я решила попробовать сделать бумагу в домашних условиях и дать ей «вторую жизнь»
«Изготовление бумаги в домашних условиях», её результаты
Цель: 1.Получить бумагу в домашних условиях из использованных газет и исписанных тетрадных листов.
Для реализации поставленной цели мною были проведены опыты.
Опыт №1.
Чтобы получить бумагу в домашних условиях из бумажных отходов была применена следующая методика.
Инструменты
Для работы можно брать самую различную бумагу: документы, старые газеты, яичные лотки, туалетную бумагу.
На изготовление 2-3 листов бумаги надо приблизительно 3-4 литра массы. Чем тоньше бумагу хотим получить в итоге, тем больше воды берем в начале.
Для окраски можно использовать любые краски, начиная с гуашевых. Лучший эффект дают акриловые краски, подкрашивали мы и цветной гофрированной бумагой, интересно смотрится смешивание красок.
В качестве добавки и создания эффекта добавляем в массу (когда выложили ее на рамку) сухие листья и лепестки, блестки, цветные нитки, кусочки тонкой цветной бумаги и в небольших количествах и со вкусом.
Процесс
- Собранную для работы бумагу я порвала на мелкие кусочки, залила водой и поместила в блендер, где измельчила до состояния однородной массы. Когда бумажная масса готова, я нанесла на рамку с сеткой, сверху накрыла рамкой без сетки. Некоторое время подождала, чтобы дать воде стечь.
-
Снимается верхняя рамка .
-
На поверхность бумажной массы можно выложить лепестки, цветные нитки, блёстки для создания нужного эффекта.
-
Перевернуларамку сеткой к верху и с помощью губки удалила всю лишнюю влагу. После этого осторожно удалиларамку с сеткой и оставилавысыхать в течении нескольких часов.
-
В конце прогладилаполучившуюся бумагу утюгом через тонкую тряпку (можно газету)
Вывод: Первый опыт был проведён со старыми газетами. В результате получилась бумага грубая, серого цвета, Полученную бумагу можно использовать для бытовых нужд (туалетная бумага, салфетки, как обёрточный материал)
Опыт №2. Получение цветной бумаги.
Для того чтобы получить цветную бумагу я применила окрашивание ранее полученной смеси красителем –зеленка (можно гуашью, остатками красок для принтера).
Вывод: была получена цветная бумага. Такую бумагу можно использовать для детского творчества на уроках технологии, для изготовления подарков
Опыт №3. Получение бумаги из тетрадных листов.
Чтобы получить бумагу в домашних условиях из исписанных тетрадных листов была применена эта же методика.
Вывод: бумага получилась более нежная и бело-голубоватого цвета.
Опыт №4. Получение белой бумаги.
Чтобы получить белую бумагу, я в приготовленную смесь из исписанных тетрадных листов добавили хлорный отбеливатель.
Вывод: получилась бумага белого цвета.
Из полученной мною бумаги я изготовила красивую поделку. Этим я доказала, что можно дать « вторую жизнь бумаге», не затрагивая при этом естественных природных источников.
Социологический опрос на тему: «Что вы знаете о вторичном использовании бумажного сырья?»
Цель опроса: выявление осведомленности учащихся об использовании вторичного бумажного сырья (макулатуры).
Учащимся 3 а класса было предложено ответить на следующие вопросы:
1. Как известно бумагу получают из древесины, запасов которой с каждым годом становится всё меньше и меньше, а потребность бумаги возрастает. Какое решение данной проблемы вы можете предложить?
2. Известно ли вам для производства чего используют макулатуру?
3. Считаете ли вы необходимым участие в сборе макулатуры?
Анализ социологического опроса.
В опросе приняло участие 23 человека
В результате проведенного опроса выяснилась, что 71 % учащихся знает, как сохранить запасы древесины. Решением этой проблемы дети предложили
сбор макулатуры, посадка молодых деревьев, ограничение вырубки леса;
29 % - не знают, как решить проблему сохранности лесов.
О вторичном использовании бумажного сырья:
знают - 79 % учащихся (туалетная бумага, картон, изготовление коробок)
не знают – 21 % учащихся
76 % считают, что сбор макулатуры необходим;
17 % не считают нужным участвовать в сборе и сдаче макулатуры;
7 % затрудняются ответить.
Мои выводы.
В результате проделанной работы я изучила историю возникновения бумаги. Изучив различные источники, опробовала один из методов изготовления бумаги в домашних условиях. Используя старые газеты и исписанные тетрадные листы, мне удалось получить бумагу разного качества, а при помощи красителей (я брала зелёнку), отбеливателя я смогла получить бумагу разного цвета. Таким образом, подтвердилась моя гипотеза о возможности получения бумаги в домашних условиях.
Вывод: Можно изготовить бумагу в домашних условиях , а полученную бумагу использовать для бытовых нужд, а также для детского творчества на уроках технологии в школе, для изготовления подарков, что позволит сэкономить семейный бюджет и природные ресурсы нашей страны.
Сегодня мы живем во времена огромного информационного прогресса. Но это не значит, что бумажная эра подходит к концу. Бумага по-прежнему является важным элементом в процессе печатания, для многих людей чтение книг остается большим удовольствием, а книга в красивом издании может стать чудесным подарком на любой праздник. А значит, с уверенностью можно сказать, что бумага еще долго будет занимать важное место в нашей жизни.
Мои предложения:
1.Предлагаю провести в школе конкурс поделок, сделанных из вторичного бумажного сырья (макулатуры).
2.Организовать в школе сбор макулатуры.
3.Провести классный час о происхождении и получении бумаги. (Ведь это так увлекательно и занимательно исследовать что-то новое!)
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
1. Алексин А. Г. Что такое. Кто такой. - М., Издательство педагогика, 1990. с.188-190
2. Львов С. Книга о книге. – М.: Просвещение, 1980, с 15, с. 96
3. Орлова Н. Д. Я познаю мир.-М.: Издательство АСТ, 2000. с. 97
4. Сквернюков П.Ф. Слово о бумаге. - М.: Московский рабочий, 1980 г. с 9-13, с. 79 – 92, с 150 – 208.
5. Хорёва Г. А. "Твоя альтернатива АЭС" Книга 2 / Энергетический паспорт семьи/ Изд. 2–е, перераб. и дополненное. – Мурманск, 2002.– 32 с.
6. Энциклопедия «Я познаю мир»
7. Интернет ресурсы. Бумага своими руками Страна Мастеров. mht
|
На: VII Межрегиональные Мартыновcкие чтения. Работа Каталевской
Молодец, Соня! Только, по-моему, тебе нужно записаться в другую секцию. "Многогранный мир" - секция по иностранному языку.
С уважением В.И. Громова