Здоровьесберегающие технологии в начальной школе
Здоровьесберегающие технологии в современной начальной школе определяются как система мер по укреплению и сохранению здоровья детей, в которой учтены главнейшие характеристики образовательной среды и условия жизни ребенка, влияющие на состояние здоровья
Целевые установки:
· стимулировать у детей желание жить, быть здоровыми,
· учить их ощущать радость от каждого прожитого дня;
· показывать им, что жизнь - это прекрасно,
· вызывать у них позитивную самооценку.
Отличительные особенности здоровьесберегающих образовательных технологий
· отсутствие назидательности и авторитарности
· воспитание, а не изучение культуры здоровья
· элементы индивидуализации обучения
· наличие мотивации на здоровый образ жизни учителя и учеников
· интерес к учебе, желание идти в школу
· наличие физкультминуток
· наличие гигиенического контроля
Основой здоровьесберегающей технологии является соблюдение следующих принципов:
· учет возрастно-половых особенностей;
· учет состояния здоровья ученика и его индивидуальных психофизических особенностей при выборе форм, методов и средств обучения;
· структурирование урока на три части в зависимости от уровня умственной работоспособности учащихся (вводная часть, основная и заключительная)
· использование здоровьесберегающих действий для сохранения работоспособности и расширения функциональных возможностей организма учащихся.
На своих уроках я применяю следующие здоровьесберегающие действия:
· оптимальная плотность урока
· количество видов учебной деятельности
· их смена
· длительность и чередование
· отвлечения от учебной работы
· чередование видов учебной деятельности
· чтение,
· письмо,
· слушание,
· рассказ,
· рассматривание пособий,
· ответ на вопрос,
· решение примеров.
Оздоровительные моменты, применяемые мною на уроках
- физкультминутки, динамические паузы
- минутки релаксации
- дыхательная гимнастика
- гимнастика для глаз
- массаж активных точек
Цель оздоровительных моментов
- отдых центральной нервной системы
- профилактика утомления, нарушения осанки, зрения.
Я обязательно слежу за правильной позой ученика во время урока за столом
- длина сиденья стула должна соответствовать длине бедер ребенка.
- высота ножек стула должна равняться длине голени.
- голеностопный, коленный, тазобедренный суставы при сидении образуют прямой угол.
- между краем стола и грудной клеткой сидящего ученика необходимо выдерживать расстояние равное ширине кисти ребенка.
- расстояние от глаз до стола (тетради, книги) соответствует 30-35 см.
- тетрадь при письме должна лежать на столе под углом 30 градусов.
С 2011 по 2015 год в рамках внеурочной деятельности мною реализовывалась
программа по спортивно-оздоровительному направлению «Здоровейка»
|