Submitted by Оксана Юрьевна Седова on Tue, 09/02/2016 - 20:08
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа к курсу «Юный исследователь» составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, на основе программы развития познавательных способностей учащихся младших классов с использованием методического пособия Сизовой Р.И., Селимовой Р.Ф. «Учусь создавать проект».
Программа обеспечивается учебно-методическим комплектом, который включает:
- Методическое пособие для 4 класса «Учусь создавать проект: исследуем, доказываем, проектируем, создаем». Сизова Р.И., Селимова Р.Ф. – М.: Росткнига, 2013.
- Рабочие тетради для 4 класса «Учусь создавать проект: исследуем, доказываем, проектируем, создаем». Сизова Р.И., Селимова Р.Ф. – М.: Росткнига, 2013.
Актуальность программы обусловлена ее методологической значимостью. Знания и умения, необходимые для организации проектной деятельности, в будущем станут основой для организации научно-исследовательской деятельности.
Цель программы: развитие личности и создание основ творческого потенциала учащихся.
Задачи программы:
формирование позитивной самооценки, самоуважения;
формирование представления о проектном обучении как ведущем способе учебной деятельности;
обучение знания, необходимым для проведения самостоятельных исследований;
формирование коммуникативных навыков (партнерское общение);
формирование навыков работы с информацией (сбор, систематизация, хранение, использование);
формирование умения оценивать свои возможности, осознать свои интересы и делать осознанный выбор;
развитие познавательной потребности и способности, креативности.
ФГОС нового поколения требует использования в образовательном процессе технологий деятельностного типа, методы проектно-исследовательской деятельности определены как одно из условий реализации основной образовательной программы начального общего образования. В соответствии с требованиями нового стандарта по окончании начальной школы предполагается оценивание сформированности у школьников универсальных учебных действий. Работа над проектами - это способ формирования общих УУД:
организационных (регулятивных),
интеллектуальных (познавательных),
оценочных (личностных),
коммуникативных.
Организация массовой работы школьников над проектами позволит существенно дополнить усилия учителей по формированию универсальных учебных действий на уроках по базовым дисциплинам. Кроме того, работа над проектами позволяет:
обрести ученикам ощущение успешности, с одной стороны, независящее от успеваемости и, с другой стороны, не на пути асоциального поведения,
научиться применять полученные знания,
организовывать сотрудничество с родителями на регулярной основе.
Проектная деятельность ребенка интенсивно может развиваться в сфере дополнительного образования на внеклассных и внеурочных занятиях. Она позволяет привлекать к работе разные категории участников образовательного процесса (учащихся, родителей, учителей), создает условия для работы с семьей, общения детей и взрослых, их самовыражения и самоутверждения, развития творческих способностей, предоставляет возможность для отдыха и удовлетворения своих потребностей.
Основные принципы реализации программы– научность, доступность, добровольность, субъектность, деятельностный и личностный подходы, преемственность, результативность, партнерство, творчество и успех.
Особенностью подхода к работе над проектами является двухкомпонентная организация проектной деятельности: работа над темой и работа над проектами.
Компонент 1. Работа над темой (Узнаем). Учащиеся собирают сведения по какому-либо направлению изучения темы. По завершении обмениваются найденными знаниями.
Компонент 2. Работа над проектами (Делаем). Учащиеся работают над разными проектами (поделки, мероприятия, исследования), имеющими какое-либо отношение к теме.
Срок реализации: программа кружка рассчитана на 34 учебных часа, 1 час в неделю.
Планируемые результаты
Универсальными компетенциями учащихся на этапе начального общего образования по формированию умения проектировать свою деятельность являются:
умения организовывать собственную деятельность, выбирать и использовать средства для достижения ее цели;
умения активно включаться в коллективную деятельность, взаимодействовать со сверстниками в достижении общих целей;
умения доносить информацию в доступной, эмоционально-яркой форме в процессе общения и взаимодействия со сверстниками и взрослыми людьми.
Личностными результатами освоения учащимися содержания программы по формированию умения проектировать свою деятельность являются следующие умения:
активно включаться в общение и взаимодействие со сверстниками на принципах уважения и доброжелательности, взаимопомощи и сопереживания;
осмысливать мотивы своих действий при выполнении заданий с жизненными ситуациями;
проявлять дисциплинированность, трудолюбие и упорство в дастижении поставленных целей;
оказывать бескорыстную помощь своим сверстникам, находить с ними общий язык и общие интересы.
Метапредметными результатами освоения учащимися содержания программы по формированию умения проектировать свою деятельность являются следующие умения:
умение осмысливать задачу, для решения которой недостаточно знаний;
умение отвечать на вопрос: чему нужно научиться для решения поставленной задачи?
умение выдвигать гипотезы;
умение самостоятельно генерировать идеи, т.е. изобретать способ действия, привлекая знания из различных областей;
умение самостоятельно находить недостающую информацию в информационном поле;
умение находить несколько вариантов решения проблемы;
умение устанавливать причинно-следственные связи;
умение находить и исправлять ошибки в работе других участников группы;
умения и навыки работы в сотрудничестве.
Предметными результатами освоения учащимися содержания программы по формированию умения проектировать свою деятельность являются следующие умения:
использовать средства Интернет для нахождения графических иллюстраций, аудио объектов;
создавать рисунки в графическом редакторе;
пользоваться цифровым фотоаппаратом и видеокамерой;
использовать сканер, микрофон и принтер для ввода и вывода информации.
Межпредметные связи на занятиях по проектной деятельности:
с уроками русского языка: запись отдельных выражений, предложений, абзацев из текстов изучаемых произведений;
с уроками изобразительного искусства: оформление творческих работ, участие в выставках рисунков при защите проектов;
с уроками труда: изготовление различных элементов по темам проектов;
с уроками окружающего мира: поиск дополнительной информации к изучаемым темам.
Формы контроля: защита выполненных проектов, конкурсы выполненных работ.
Учебно – тематический план
Раздел, тема
Общее количество часов
В том числе
теоретических
практических
Работа над основополагающими понятиями
17
4
13
Сбор и обработка информации
7
2,5
4,5
Готовимся к выступлению
10
2
8
Итого:
34
11
23
Содержание программы
Тема 1. Работа над основополагающими понятиями.
Теория: работа над понятиями «задача проекта», «формулировка», «тема», «цель», «выработка», «гипотеза», «предположение», «этап», «проблема», « лидер», «продукт проекта»
Практика: работа со словарями, энциклопедиями, составление и разгадывание ребусов, кроссвордов, выполнение логических заданий, выдвижение гипотез, предположений.
Тема 2. Сбор и обработка информации.
Теория: работа с различными источниками информации (книги, газеты, журналы, Интернет), знакомство с правилами получения информации в сети Интернет.
Практика: сбор и обработка информации на компьютере, подготовка сообщения, создание презентации.
Тема 3. Готовимся к выступлению.
Теория: работа над понятиями «паспорт проекта»
Практика: подготовка выступления перед знакомой и незнакомой аудиторией, ответы на вопросы «зала», самоанализ.
Календарно-тематическое планирование
№ п/п
Темы занятий
Теория
Практика
Дата
план
факт
1
Круг твоих интересов. Хобби. Увлечения.
1
2
Выбор темы твоего проекта. Проблема. Решение задачи
1
3
Выбор темы твоего исследования. Предположение. Гипотеза
1
4
Цель проекта. Задачи. Сбор информации
1
5
Работа над проектом «Что такое хорошо». Актуальность.
1
6
Карта и эмблема проекта. План работы над проектом
1
7
Этапы работы над проектом
1
8
Защита проекта
1
9
Составление паспорта проекта
0,5
0,5
10
Требование к составлению анкет для проекта. Анкетирование
0,5
0,5
11
Составление памяток по теме проекта
1
12
Постер. Требования к созданию постера.
1
13
Практическая работа. Создание мини-постера
1
14
Работа над проектом «Милая сердцу старина». Актуальность.
1
15
План работы над проектом
1
16
Этапы работы над проектом.
1
17
Защита проекта
1
18
Изучение и освоение возможностей программы МРР
0,5
0,5
19
Программы МРР. Анимация.
0,5
0,5
20-21
Программа МРР-Microsoft Power Point. Дизайн
0,5
1,5
22
Фотографии на слайдах. Работа с фотографиями
1
23
Требования к компьютерной презентации
1
24
Закрепление полученных знаний в работе с программой МРР
1
25
Работа над проектом «Юный патриот».
Актуальность
1
26
План работы над проектом
1
27
Этапы работы над проектом
1
28
Защита проекта
1
29
Составление первой презентации по заданному тексту
1
30
Подготовка проектной документации к выступлению на конкурсе
0,5
0,5
31
Тестирование. Самоанализ. Рефлексия
0,5
0,5
32
Твои впечатления от работы над проектом
1
33
Пожелания будущим проектантам.
1
34
Советы на лето
1
Итого:
8,5
25,5
Методическое обеспечение
Формы организации учебного процесса.
Программа предусматривает проведение внеклассных занятий, работу учащихся в группах, парах, индивидуальную работу, работу с привлечением родителей.
Исследовательская деятельность включает проведение опытов, наблюдений, экскурсий, викторин, встреч с интересными людьми, реализации проектов и т.д. Работа над проектами предусматривает поиск необходимой недостающей информации в энциклопедиях, справочниках, книгах, на электронных носителях, в сети Интернет, СМИ и т.д. Источником нужной информации могут быть взрослые: представители различных профессий, родители, увлеченные люди, а также другие учащиеся.
Основные методы и технологии.
Технологии, методики:
уровневая дифференциация;
проблемное обучение;
моделирующая деятельность,
поисковая деятельность;
информационно-коммуникационные технологии;
здоровьесберегающие технологии.
Методы проведения занятий: беседа, игра, практическая работа, эксперимент, наблюдение, экспресс-исследование, коллективные и индивидуальные исследования, самостоятельная работа, защита исследовательских работ, мини-конференция, консультация.
Методы контроля: доклад, защита исследовательских работ, выступление, презентация, мини-конференция, научно-исследовательская конференция, участие в конкурсах исследовательских работ.
Техническое оборудование:
компьютер;
принтер;
сканер;
мультмедиапроектор.
Информационное обеспечение
Методические пособия:
Методическое пособие для 4 класса «Учусь создавать проект»: исследуем, доказываем, проектируем, создаем. Сизова Р.И., Селимова Р.Ф. – М.: Росткнига, 2013.
Рабочие тетради для 4 класса «Учусь создавать проект»: исследуем, доказываем, проектируем, создаем. Сизова Р.И., Селимова Р.Ф. – М.: Росткнига, 2013.
Дополнительная литература:
1.Зиновьева Е.Е. Проектная деятельность в начальной школе [Текст]: /Зиновьева Е.Е., 2010.
2.Григорьев Д. В., Степанов П. В.. Стандарты второго поколения: Внеурочная деятельность школьников. Методический конструктор. Москва: «Просвещение», 2010. – 321с.
3.Проектная деятельность в начальной школе / авт.-сост. М.К Господникова и др. – Волгоград: Учитель, 2009.
4.Проектные технологии на уроках и во внеурочной деятельности. – М.: «Народное образование». - 2000, №7.