снизить уровень психологического выгорания и эмоционального напряжения педагогов;
Ожидаемые результаты:
овладение педагогами умениями и навыками психологической саморегуляции .
Содержание семинара: Слайд 3
1. Теоретические аспекты эмоционального и профессионального «выгорания» педагогов.
2. Экспресс-опросник на эмоциональное выгорание.
3. Практическая работа по психологической профилактике «эмоционального» выгорания.
Общеизвестно, что профессия педагога – одна из наиболее энергоемких. Для ее реализации требуются огромные интеллектуальные, эмоциональные и психические затраты. Слайд4 .В последние годы проблема сохранения психического здоровья педагогов стала особенно актуальной. Современный мир диктует свои правила: выросли требования со стороны родителей к личности педагога, его роли в образовательном процессе. Да и администрация поднимает планку: приветствуется творческий подход к работе, новаторство, проектная деятельность, педагогические технологии и т. д.
Увеличивается не только учебная нагрузка, вместе с ней растет и нервно-психическое напряжение личности, переутомление. Различного рода перегрузки усугубляются многочисленными страхами: страх быть покинутым, не найти поддержки; страх оказаться непрофессионалом; страх перед контролем и пр.
Такая ситуация достаточно быстро приводит к эмоциональному истощению педагогов, известному как «синдром эмоционального выгорания». Хроническая усталость лежит в основе многих психосоматических заболеваний, чье появление напрямую связано с душевным состоянием человека. «Эмоционально выгоревшие» педагоги отличаются повышенной тревожностью и агрессивностью, категоричностью и жесткой самоцензурой. Эти проявления значительно ограничивают творчество и свободу, профессиональный рост, стремление к самосовершенствованию. В результате личность педагога претерпевает ряд таких деформаций, как негибкость мышления, излишняя прямолинейность, поучающая манера говорить, чрезмерность пояснений, мыслительные стереотипы, авторитарность. Педагог становится своеобразной «ходячей энциклопедией»: он знает, что нужно, как нужно, когда, зачем и почему, и чем все это закончится. Но при этом он становится абсолютно закрытым и невосприимчивым к любым новшествам и переменам. Слайд5.Эмоциональное выгорание – это своего рода выработанный личностью механизм психологической защиты в виде полного или частичного исключения эмоций в ответ на психотравмирующие воздействия.
Слайд6.Профессиональное выгорание - это синдром, развивающийся на фоне хронического стресса, ведущий к истощению эмоционально-энергетических и личностных ресурсов работающего человека. Синдром профессионального выгорания – самая опасная профессиональная болезнь тех, кто работает с людьми: учителей, социальных работников, психологов, врачей, журналистов – всех, чья деятельность невозможна без общения.
Слайд7
Профессиональное выгорание возникает в результате внутреннего накапливания отрицательных эмоций без соответствующей “разрядки”, или “освобождения” от них. Оно ведет к истощению эмоционально-энергетических и личностных ресурсов человека. В 1981 году Андреа Морроу предложил яркий эмоциональный образ, отражающий, по его мнению, внутреннее состояние работника, испытывающего дистресс профессионального выгорания: “запах горящей психологической проводки”.
Слайд8
Известный американский психолог Кристина Маслач в своих трудах отмечает, что выгорание может проявляться в виде трёх стадий:
На первой стадии человек истощён эмоционально и физически. Он может жаловаться на плохое самочувствие, головную боль, разбитость, упадок сил, плохое настроение. Эти признаки и симптомы проявляются в лёгкой форме и выражаются в заботе о себе, например, путём расслабления или организации перерывов в работе.
На второй стадии выгорания симптомы проявляются более регулярно, носят более затяжной характер и труднее поддаются коррекции. Человек может чувствовать себя истощённым даже после продолжительного сна. Для трудовой деятельности требуется специальный настрой, но и это не всегда помогает.
У педагога может развиться отрицательное, циничное и обезличенное отношение к людям, с которыми он работает. Появляются первые срывы либо апатия. Для заботы о себе требуются дополнительные усилия.
Заключительная стадия- полное выгорание, которая, согласно мнению психолога Кристины Маслач, обнаруживается не очень часто и выливается в полное отвращение ко всему на свете. Педагог обижен на себя и на всё человечество. Жизнь кажется неуправляемой, человек не способен соответственно выражать свои эмоции и не способен к сосредоточению. Он может подвергать сомнению не только ценность своей работы, профессии, но и самой жизни в окружающей его действительности.
Итак, сгорают, как правило, не изначально равнодушные и безучастные к своей работе люди, а, наоборот, профессионалы, для которых деятельность изначально значима, сознательно выбрана, предполагает известное эмоциональное отношение, ориентацию на других людей, т.е. реализующие модель служения.
Слайд9
Давайте мы повысим свою активность для вашей дальнейшей работы перед экспрес-опросником и выполним упражнение «Пишущая машинка»
Представим себе, что все мы - большая пишущая машинка. Каждый из нас – буквы на клавиатуре (немного позже мы распределим буквы, каждому достанется по две-три буквы алфавита). Наша машинка может печатать разные слова и делает это так: я говорю слово, например, «смех» (эс, эм, е, ха), и тогда тот, кому достаётся буква «эс», хлопает в ладоши. Далее мы все хлопаем в ладоши. А затем хлопает в ладоши тот, у кого буква «эм» , и снова общий хлопок и т.д.
Если наша машинка сделает ошибку, то мы будем печатать с самого начала.
А напечатаем мы фразу Уильяма Шекспира: «Здоровье — дороже золота»
Сейчас мы проверим свое эмоциональное выгорание с помощью экспресс -опросника на эмоциональное выгорание
Инструкция. Ответьте, пожалуйста, на вопросы, представленные ниже. Отметьте ответ, который вы считаете наиболее подходящим для себя
Вопросы
Почти никогда
0 баллов
Редко
1 балл
Часто
2
балла
Почти
всегда
3 балла
1. Я чувствую себя эмоционально опустошенным к концу рабочего дня
2. Я плохо засыпаю из-за переживаний, связанных с работой
3. Эмоциональная нагрузка на работе слишком велика для меня
4. После рабочего дня я могу срываться на своих близких
5. Я чувствую, что мои нервы натянуты до предела Слайд 11
6. Мне сложно снять эмоциональное напряжение, возникающее у меня после рабочего дня
7. Моя работа плохо влияет на мое здоровье
8. После рабочего дня у меня уже ни на что не остается сил
9. Я чувствую себя перегруженным проблемами других людей
Слайд 12
Суммарный показатель менее 3-х баллов можно оценить как низкий уровень эмоционального выгорания; 3-12 средний, выше 12 — как высокий показатель эмоционального выгорания.
Появление симптомов эмоционального выгорания – естественное явление в педагогической деятельности. Результаты диагностики не должны вас пугать, а лишь только насторожить и предупредить о том, что к себе надо относиться бережно, учиться преодолевать усталость, нервозность, противостоять стрессам.
Слайд 13
Упражнение «Путешествие на ковре-самолете» (деление на пары)
Представьте себе, что вы попали в темницу к Кощею Бессмертному. Вы долго придумывали способ побега, но все бесполезно, пока не заметили в углу темницы странный пыльный рулон. Слайд 14
когда вы его развернули, то увидели чудо … это же ковер-самолет! Вы сломали решетки на окне вашей темницы и вдвоем помчались прочь на ковре-самолете, подальше от темницы и царства Кощеева. Однако приближалось время к ужину, и ваш побег был обнаружен. Кощей отправил за вами погоню. Вот вы чувствуете, что ковер-самолет теряет высоту, а впереди скала, внизу пропасть. Стражники Кощея все ближе и ближе. Вот они скрылись за поворотом. Тут на ковре появляется надпись: он сможет переместить через горы вес только одного тела. На несколько минут вы зависаете над пропастью, и вам предстоит принять непростое решение, кто же из вас продолжит путь на ковре-самолете. Время на обдумывание – 5 минут. Через пять минут ковер либо упадет вниз, либо наберет высоту и перелетит через горы, но с весом одного тела.
Ведущий наблюдает за тем, как происходят переговоры в парах, и отмечает, где они более оживленные, а где проходят без энтузиазма.
По истечении времени проходит р е ф л е к с и я:
Каким образом вы договаривались?
к какому решению пришли?
какие ощущения, чувства у вас были в момент обсуждения и после принятия решения?
После того, как все пары выскажутся, ведущий дает им понять, что однозначного решения здесь быть не может.
но это упражнение помогает сделать выбор в трудной жизненной ситуации, задуматься о своей жизни и ее значении, о стремлении в будущее. Здесь мы сразу видим, кто готов сдаваться при жизненных трудностях, а кто готов двигаться дальше, преодолевая все трудности.
Слайд 15
Рассмотрим качества, помогающие специалисту избежать профессионального выгорания:
Слайд 16
В первую очередь, выгорания избегают люди, имеющие, опыт успешного преодоления профессионального стресса;
способные конструктивно меняться в напряженных условиях, отличающиеся высокой подвижностью;
открытостью;
общительностью;
самостоятельностью;
стремлением опираться на свои собственные силы.
Слайд 17
Во-вторых это индивидуально-личностные особенности:
хорошее здоровье;
сознательная, целенаправленная забота о своем физическом состоянии (к примеру, занятия спортом и поддержка здорового образа жизни);
высокая самооценка и уверенность в себе, своих способностях и возможностях.
Слайд 18
В-третьих, важной отличительной чертой этих людей являются:
способность формировать и поддерживать в себе позитивные, оптимистичные установки и ценности, как в отношении самих себя, так и других людей и жизни вообще.
Слайд 19
Психологическими условиями восстановления здоровья педагогов являются развитие и формирование эмоциональной активности и поведенческой гибкости, обеспеченные механизмами осознанной саморегуляции. Основным средством восстановления здоровья педагогов является психоэмоциональная и двигательная активность. К активным средствам относятся все формы лечебной физкультуры: разнообразные физические упражнения, элементы спорта и спортивной подготовки, ходьба, бег и другие циклические упражнения и виды спорта, работа на тренажерах, хоротерапия, трудотерапия и др.
Пассивные средства – массаж, мануальная терапия, физиотерапия, психорегулирующие (психологические) средства – аутотренировка, мышечная релаксация, специально подобранные психотехники.
Сегодня вам будут предложены психорегулирующие средства восстановления психологического здоровья.
Слайд20
Я предлагаю вам сейчас 1.Снять эмоциональное и физическое напряжение с помощью методов, которые включают в себя серию упражнений по произвольному напряжению и расслаблению основных мышечных групп. Характерной чертой каждого такого упражнения является чередование сильного мышечного напряжения и следующего за ним расслабления
Слайд21
Упражнение«Потягивание»
Универсальное упражнение. Сложите руки «замком» перед собой и хорошенько потянитесь. Бодрость духа обеспечена. Улыбнитесь.
Слайд22
Упражнение «Вверх по радуге»
Упражнение способствует стабилизации эмоционального состояния. Участники закрывают глаза, делают глубокий вдох и представляют, что вместе с этим вдохом они взбираются вверх по радуге. А выдыхая – съезжают с нее, как с горки. Упражнение повторяется трижды, затем желающие делятся впечатлениями.
Слайд23
Упражнение «Шарик»
«Представьте, что у вас в животе воздушный шарик. Но он пока маленький, не надутый. Надо наполнить его воздухом. Вдохните животом поглубже, чтобы ваш воздушный шарик стал большим». Постепенно ваше дыхание выровняется и вы успокоитесь.
Слайд24
Упражнение «Муха»
Сядьте удобно: руки свободно положите на колени, плечи и голова опущены, глаза закрыты. Мысленно представьте, что на ваше лицо пытается сесть муха. Она садится то на нос, то на рот, то на лоб, то на глаза. Ваша задача: не открывая глаз, согнать назойливое насекомое.
Слайд25
Упражнение «Сосулька»
Встаньте, закройте глаза, руки поднимите вверх. Представьте, что вы — сосулька или мороженое. Напрягите все мышцы вашего тела. Запомните эти ощущения. Замрите в этой позе на 1—2 минуты. Затем представьте, что под действием солнечного тепла вы начинаете медленно таять. Расслабляйте постепенно кисти рук, затем мышцы плеч, шеи, корпуса, ног и т.д. Запомните ощущения в состоянии расслабления. Выполняйте упражнение до достижения оптимального психоэмоционального состояния.
Слайд26
Упражнение «Похвали себя»
Представьте себе любую неприятную ситуацию, в которую вы попадали (несправедливая, на ваш взгляд, критика со стороны руководителя). Попробуем проговорить ее и перевести на позитив.
Действуем по принципу: Нет безвыходных ситуаций.
Участники должны закончить предложение с позитивным настроем.
Примеры: Меня критикует начальство, значит я…..
Меня критикует начальство, а я мне пришла в голову отличная мысль….
Меня критикует начальство, а мне нравится в себе то, что я…
Меня критикует начальство, а погода - то….
Меня критикует начальство, а я больше всего получаю удовольствие от…
Участники проговаривают свой позитивный момент.
Слайд27
Упражнение : «Тише, Танечка, не плачь!»
Упражнение развивает чувство заботы к окружающим и поднимает самооценку
Выбирается «Танечка», которую любыми способами должны успокоить по очереди участники тренинга. По окончании упражнения «Танечка» называет того, чье утешение было самым убедительным и эффективным.
2. Цветотерапия (запустить видео, после видеоСлайд28, 29)
В своей повседневной жизни мы постоянно занимаемся цветотерапией, даже не подозревая об этом. Достаточно вспомнить о наших цветовых предпочтениях, например в одежде, в косметике, в выборе интерьера для дома. У нас есть любимые и нелюбимые цвета, приятные для глаз или раздражающие оттенки разных цветов.
Если вы ощущаете, что вам недостает жизненной энергии - смело используйте красный цвет;
Если вам не хватает чувства психологической свободы и умения приспосабливаться к внешним обстоятельствам - работайте с оранжевым цветом;
Желтый цвет поможет вам, если вы чувствуете упадок сил и хотели бы получить заряд активности или если вы находитесь в конфликте с самим собой;
При равнодушии и чувстве апатии, при желании быть более открытым и более спокойным вам поможет зеленый цвет;
Голубой цвет следует использовать, если вас тяготят ваши обязанности, если вы действуете, не задумываясь о последствиях своих поступков;
Если вы проявляете излишнюю эмоциональность и не контролируете свои реакции, используйте синий цвет;
Фиолетовый цвет оказывает большое влияние на область чувств, именно его надо использовать, если вы часто, по необъяснимым причинам, чувствуете себя обманутым, если вас мучают сомнения, и вы впадаете в состояние депрессии.
Слайд30
3. Упражнения на улучшение отношений с окружающими
Маски релаксации для мышц лица.
Слайд31
1.Маска удивления. И.п.: сидя, стоя, лёжа. С медленным вдохом постепенно поднять брови так высоко, как это только возможно. На высоте вдоха
задержать на секунду дыхание и опустить с выдохом брови.
Слайд32
2. Маска поцелуя. И.п.: стоя, сидя, лёжа. Одновременно с вдохом постепенно сжимать губы (трубочкой).
Довести это усилие до предела. Зафиксировать усилие, на секунду задержать дыхание, со свободным выдохом расслабить круговую мышцу рта.
Слайд33
3. Маска смеха. И.п.: стоя или сидя. Попеременно сжимать и разжимать зубы. Сжимать постепенно, а разжимать резко, давая нижней челюсти чуть отвалиться. Чередовать вдохи и выдохи соответственно движениям жевательных мышц. Можно выполнять упражнения с жевательной резинкой.
И.п.: стоя, сидя и лёжа. Чуть прищурить глаза, с вдохом слегка сжать губы и поднять углы рта – маска смеха, с выдохом – расслабить напряжённые мышцы.
Слайд34
Упражнение «Ловец блага»
Чтобы с вами не случилось, во всем старайтесь находить положительные стороны. Давайте потренируемся. Найдите и запишите, пожалуйста, положительные моменты в следующих ситуациях:
1. Вы собираетесь на работу, погода встречает вас проливным дождем.
2. Вы опоздали на автобус.
3. У вас нет денег, чтобы уехать куда-нибудь в отпуск.
Участники пишут для каждой ситуации свои положительные моменты. Каждый по очереди проговаривает эти моменты. Участник, указавший более 5 положительных моментов в каждой предложенной ситуации, считается «ловцом блага».
Слайд35
Упражнение «Энергетическая зевота»
За счет ослабления напряжения мышц лица упражнение способствует улучшению зрительного внимания и восприятия, помогает в общении, стимулирует творческие процессы, развивает способность отбирать нужную информацию. Рекомендуют энергетически зевать в те моменты, когда вы начинаете сердиться и сжимать зубы. После упражнения вы найдете нужные слова, чтобы донести свою мысль до собеседника, не обидев его при этом.
Займите удобную позицию стоя или сидя. Положите ладони на щеки.
Откройте и закройте рот, чтобы почувствовать под руками точки соединения верхней и нижней челюстей. Переместите пальцы на эти точки.
Представьте, что вы зеваете: широко откройте рот и на высоте «зевка» массируйте пальцами найденные точки. При этом попробуйте произносить расслабляющий длинный звук «ва-а-а-а-у-у-у».
Повторите упражнение 3–6 раз. При правильном выполнении упражнения вы непременно зевнете по-настоящему!
Слайд36
Саморегуляция
Это управление своим психоэмоциональным состоянием, достигаемое путем воздействия человека на самого себя с помощью слов, мысленных образов, управления мышечным тонусом и дыханием.
Методы саморегуляции: смех, улыбка, юмор; размышления о хорошем, приятном; наблюдение за пейзажем за окном; рассматривание цветов в помещении, фотографий, других приятных или дорогих для человека вещей; вдыхание свежего воздуха; чтение стихов; высказывание похвалы, комплиментов кому-либо просто так.
Слайд37
Я предлагаю вам методы саморегуляции психолога Александра Свияша, которые состоят из аудио-бесед и самонастроев. В своих аудио –беседах Свияш объясняет, как стать успешным, здоровым, как изменить свои отрицательные установки и др. Самонастрои посвящены таким темам: как полюбить себя; как избавиться от негатива; полюбить жизнь и др. На методах саморегуляции я подробно останавливаться не буду. В самом начале семинара вы уже познакомились с одним из методов саморегуляции Свияша на хороший день и позитив во всем. На ваши флешки, вам будут скинуты все эти аудио-материалы.
Слайд38
Ароматерапия
При всей благоприятности ароматерапии, есть очень важные моменты, о которых необходимо знать:
Одна ладонь кладется на затылок, другая на лоб. Можно закрыть глаза и подумать о любой негативной ситуации, актуальной для вас. Глубокий вдох – выдох. Мысленно представьте себе ситуацию еще раз, но только в положительном аспекте, обдумайте и осознайте то, как можно было бы данную проблему разрешить. После проявления своеобразной "пульсации" между затылочной и лобной частью самокоррекция завершается вдохом – выдохом.
Слайд43
Для снятия эмоционального напряжения можно слегка помассировать кончик мизинца.
Слайд44
Антистрессовая точка – в центре внутренней части подбородка. Надавливать большим пальцем правой руки, если у человека стрессовое состояние.
Слайд45
Точка от невроза – в центре линии, соединяющая верхние точки ушных раковин. Там есть теменная яма, массируйте ее, если у вас невроз и головные боли.
Слайд46
Зона экзаменационного невроза – во внутренней поверхности предплечья: на 3 пальца выше от локтевой складки. Ее массаж снимает предэкзаменационные напряжения, предстартовое волнение. Массаж выполняйте сильными, но не грубыми движениями. 9 раз по часовой стрелке и столько же обратно, в течение 3-4 минут.
Слайд 1
Карандаш от нервных стрессов. Перекатывать на ладони карандаш с гранями. Это успокоит нервную систему, т.к. нервные окончания на пальцах связаны с мозгом: а прилив крови к пальцам способствует снятию напряжения и физическому здоровью.
Данные упражнения рекомендуется использовать в самостоятельной работе над собой, особенно когда вы чувствуете себя особенно уставшими или начинаете нервничать.
Психорегулирующие методы, которые для вас наиболее эффективны, следует регулярно практиковать в своей жизни и на работе при нарастании внутреннего напряжения.
Слайд48
А сейчас давайте поработаем над нашей самооценкой и улучшим наше настроение с помощью психологической зарядки
Слайд49
1. Поглаживая себя левой рукой по затылку, повторяйте: «Я одобряю себя!»
Слайд50. Вращая головой по часовой стрелке, повторяйте: «Я думаю о хорошем!»
3. Слайд51. Делать наклоны туловища вправо-влево, повторяйте: «Каждый день чудесен!»
4. Слайд52. Примите позу цапли. И.п. руки в стороны. Поднимите одну ногу, согнутую в колене и повторите: «Я – королева!» (правая нога, левая нога).
5. Слайд53. И.п. Ноги на ширине плеч. Делая круговые движения руками, повторяйте: «Мои мечты сбываются!»
6. Слайд54. И.п. Лопатки сведены. Приседая и выпрямляясь, повторяйте: «Я решаю любые проблемы!»
7. Слайд55. Массируя мочки ушей, зажмуривая попеременно левый и правый глаз, повторяйте: «Будущее прекрасно!»
8. Слайд56. Правой рукой, поглаживая левый локоть, повторяйте: «Я любима!» (затем левой рукой – правый локоть)
9. Слайд57. Перекатываясь с носка на пятку, повторяйте: «Мне все удается!»
Слайд58.
"Жил мудрец, который знал все. Один человек захотел доказать, что мудрец знает не все. Зажав в ладонях бабочку, он спросил: "Скажи, мудрец, какая бабочка у меня в руках: мертвая или живая?"А сам думает: "Скажет живая - я ее умертвляю, скажет мертвая - выпущу". Мудрец, подумав, ответил: "Все в твоих руках". Эту притчу я прочитала не случайно. В наших руках возможность создать в такую атмосферу, в которой вы будут чувствовать себя комфортно. Так давайте же будем помнить об этом и заботиться о своем здоровье.