Официальный сайт teledu 24/7/365

Вы не зарегистрированы

Авторизация



Психологическая профилактика эмоционального «выгорания» педагогов

Submitted by Виктория Викторовна Паскал on чт, 04/02/2016 - 19:41
Данные об авторе
Автор(ы): 
Паскал Виктория Викторовна
Место работы, должность: 

педагог-психолог , МБОУ "Усть-Нерская гимназия"

Регион: 
Республика Саха - Якутия
Характеристики ресурса
Уровни образования: 
все уровни образования
Предмет(ы): 
Все предметы
Целевая аудитория: 
Все целевые аудитории
Ресурс для профильной школы: 
Ресурс для профильной школы
Тип ресурса: 
другой тип
Краткое описание ресурса: 
<p><strong><em>Цели:&nbsp;</em></strong></p> <ul> <li><em>познакомить педагогов с понятием &laquo;синдрома профессионального выгорания&raquo;, его причинами, стадиями, способами профилактики;</em></li> <li><em>обучить педагогов способам психологической саморегуляции;</em></li> <li><em>снизить уровень психологического выгорания и эмоционального напряжения педагогов.</em></li> </ul>

Слайд 1

Цели: Слайд 2

  • познакомить педагогов с понятием «синдрома профессионального выгорания», его причинами, стадиями, способами профилактики;
  • обучить педагогов способам психологической саморегуляции;
  • снизить уровень психологического выгорания и эмоционального напряжения педагогов;

 

Ожидаемые результаты:

  • овладение педагогами умениями и навыками психологической саморегуляции .

 

Содержание семинара: Слайд 3

1.    Теоретические аспекты эмоционального и профессионального «выгорания» педагогов.

2.    Экспресс-опросник на эмоциональное выгорание.

3.    Практическая работа по психологической профилактике «эмоционального» выгорания.

    Общеизвестно, что профессия педагога – одна из наиболее энергоемких. Для ее реализации требуются огромные интеллектуальные, эмоциональные и психические затраты.
    Слайд 4 .В последние годы проблема сохранения психического здоровья педагогов стала особенно актуальной. Современный мир диктует свои правила: выросли требования со стороны родителей к личности педагога, его роли в образовательном процессе. Да и администрация поднимает планку: приветствуется творческий подход к работе, новаторство, проектная деятельность, педагогические технологии и т. д.
    Увеличивается не только учебная нагрузка, вместе с ней растет и нервно-психическое напряжение личности, переутомление. Различного рода перегрузки усугубляются многочисленными страхами: страх быть покинутым, не найти поддержки; страх оказаться непрофессионалом; страх перед контролем и пр.

    Такая ситуация достаточно быстро приводит к эмоциональному истощению педагогов, известному как «синдром эмоционального выгорания». Хроническая усталость лежит в основе многих психосоматических заболеваний, чье появление напрямую связано с душевным состоянием человека. «Эмоционально выгоревшие» педагоги отличаются повышенной тревожностью и агрессивностью, категоричностью и жесткой самоцензурой. Эти проявления значительно ограничивают творчество и свободу, профессиональный рост, стремление к самосовершенствованию. В результате личность педагога претерпевает ряд таких деформаций, как негибкость мышления, излишняя прямолинейность, поучающая манера говорить, чрезмерность пояснений, мыслительные стереотипы, авторитарность. Педагог становится своеобразной «ходячей энциклопедией»: он знает, что нужно, как нужно, когда, зачем и почему, и чем все это закончится. Но при этом он становится абсолютно закрытым и невосприимчивым к любым новшествам и переменам.
    Слайд 5. Эмоциональное выгорание – это своего рода выработанный личностью механизм психологической защиты в виде полного или частичного исключения эмоций в ответ на психотравмирующие воздействия.

     Слайд 6. Профессиональное выгорание - это синдром, развивающийся на фоне хронического стресса, ведущий к истощению эмоционально-энергетических и личностных ресурсов работающего человека. Синдром профессионального выгорания – самая опасная профессиональная болезнь тех, кто работает с людьми: учителей, социальных работников, психологов, врачей, журналистов – всех, чья деятельность невозможна без общения.

Слайд 7

Профессиональное выгорание возникает в результате внутреннего накапливания отрицательных эмоций без соответствующей “разрядки”, или “освобождения” от них. Оно ведет к истощению эмоционально-энергетических и личностных ресурсов человека. В 1981 году  Андреа Морроу предложил яркий эмоциональный образ, отражающий, по его мнению, внутреннее состояние работника, испытывающего дистресс профессионального выгорания: “запах горящей психологической проводки”.

  Слайд 8

  Известный американский психолог  Кристина Маслач в своих трудах отмечает, что выгорание может проявляться в виде трёх стадий:

На первой стадии человек истощён эмоционально и физически. Он может жаловаться на плохое самочувствие, головную боль, разбитость, упадок сил, плохое настроение. Эти признаки и симптомы проявляются в лёгкой форме и выражаются в заботе о себе, например, путём расслабления или организации перерывов в работе.

На второй стадии выгорания симптомы проявляются более регулярно, носят более затяжной характер и труднее поддаются коррекции. Человек может чувствовать себя истощённым даже после продолжительного сна. Для трудовой деятельности требуется специальный настрой, но и это не всегда помогает.

У педагога может развиться отрицательное, циничное и обезличенное отношение к людям, с которыми он работает. Появляются первые срывы либо апатия. Для заботы о себе требуются дополнительные усилия.

Заключительная стадияполное выгорание, которая, согласно мнению психолога  Кристины Маслач, обнаруживается не очень часто и  выливается в полное отвращение ко всему на свете. Педагог обижен на себя и на всё человечество. Жизнь кажется неуправляемой, человек не способен соответственно выражать свои эмоции и не способен к сосредоточению. Он может подвергать сомнению не только ценность своей работы, профессии, но и самой жизни в окружающей его действительности.

     Итак, сгорают, как правило, не изначально равнодушные и безучастные к своей работе люди, а, наоборот, профессионалы, для которых деятельность изначально значима, сознательно выбрана, предполагает известное эмоциональное отношение, ориентацию на других людей, т.е. реализующие модель служения.

   Слайд 9

  Давайте мы повысим свою активность для вашей дальнейшей работы перед экспрес-опросником и выполним  упражнение «Пишущая машинка»

    Представим себе, что все мы - большая пишущая машинка. Каждый из нас – буквы на клавиатуре (немного позже мы распределим буквы, каждому достанется по две-три буквы алфавита). Наша машинка может печатать разные слова и делает это так: я говорю слово, например, «смех» (эс, эм, е, ха), и тогда тот, кому достаётся буква «эс», хлопает в ладоши.  Далее мы все хлопаем в ладоши. А затем хлопает в ладоши тот, у кого буква «эм» , и снова общий хлопок и т.д.

Если наша машинка сделает ошибку, то мы будем печатать с самого начала.

А напечатаем мы фразу Уильяма Шекспира: «Здоровье — дороже золота»

Пробел между словами – всем нужно встать.

 (Зэ, дэ, о, эр, о, вэ, ь, е   пробел  дэ, о, эр, о, жэ, е  пробел  зэ, о, эль, о, тэ, а)

 

  Слайд 10

 Сейчас мы проверим свое эмоциональное выгорание с помощью экспресс -опросника на эмоциональное выгорание

Инструкция. Ответьте, пожалуйста, на вопросы, представленные ниже. Отметьте ответ, который вы считаете наиболее подходящим для себя

Вопросы

Почти никогда

0 баллов

Редко

1 балл

Часто

2

балла

Почти

всегда

3 балла

1. Я чувствую себя эмоционально опустошенным к концу рабочего дня

 

 

 

 

2. Я плохо засыпаю из-за переживаний, связанных с работой

 

 

 

 

3. Эмоциональная нагрузка на работе слишком велика для меня

 

 

 

 

4. После рабочего дня я могу срываться на своих близких

 

 

 

 

5. Я чувствую, что мои нервы натянуты до предела   Слайд 11

 

 

 

 

6. Мне сложно снять эмоциональное напряжение, возникающее у меня после рабочего дня

 

 

 

 

7. Моя работа плохо влияет на мое здоровье

 

 

 

 

8. После рабочего дня у меня уже ни на что не остается сил

 

 

 

 

9. Я чувствую себя перегруженным проблемами других людей

 

 

 

 

 

 Слайд 12

   Суммарный показатель менее 3-х баллов можно оценить как низкий уровень эмоционального выгорания; 3-12 средний, выше 12 — как высокий показатель эмоционального выгорания.

Появление симптомов эмоционального выгорания – естественное явление в педагогической деятельности. Результаты диагностики не должны вас пугать, а лишь только насторожить и предупредить  о том, что к себе надо относиться бережно, учиться преодолевать усталость, нервозность, противостоять стрессам.

 

Слайд 13

Упражнение «Путешествие на ковре-самолете»  (деление на пары)

     Представьте себе, что вы попали в темницу к Кощею Бессмертному. Вы долго придумывали способ побега, но все бесполезно, пока не заметили в углу темницы странный пыльный рулон. Слайд 14

когда вы его развернули, то увидели чудо … это же ковер-самолет!  Вы сломали решетки на окне вашей темницы и вдвоем помчались прочь на ковре-самолете, подальше от темницы и царства Кощеева. Однако приближалось время к ужину, и ваш побег был обнаружен. Кощей отправил за вами погоню. Вот вы чувствуете, что ковер-самолет теряет высоту, а впереди скала, внизу пропасть. Стражники Кощея все ближе и ближе. Вот они скрылись за поворотом. Тут на ковре появляется надпись: он сможет переместить через горы вес только одного тела. На несколько минут вы зависаете над пропастью, и вам предстоит принять непростое решение, кто же из вас продолжит путь на ковре-самолете. Время на обдумывание – 5 минут. Через пять минут ковер либо упадет вниз, либо наберет высоту и перелетит через горы, но с весом одного тела.

Ведущий наблюдает за тем, как происходят переговоры в парах, и отмечает, где они более оживленные, а где проходят без энтузиазма.

По истечении времени проходит  р е ф л е к с и я:

  • Каким образом вы договаривались?
  • к какому решению пришли?
  • какие ощущения, чувства у вас были в момент обсуждения и после принятия решения?

После того, как все пары выскажутся, ведущий дает им понять, что однозначного решения здесь быть не может.

но это упражнение помогает сделать выбор в трудной жизненной ситуации, задуматься о своей жизни и ее значении, о стремлении в будущее. Здесь мы сразу видим, кто готов сдаваться при жизненных трудностях, а кто готов двигаться дальше, преодолевая все трудности.

 

 Слайд 15

   Рассмотрим качества, помогающие специалисту избежать профессионального выгорания:

Слайд 16

В первую очередь, выгорания избегают люди, имеющие, опыт успешного преодоления профессионального стресса;

  • способные конструктивно меняться в напряженных условиях, отличающиеся высокой подвижностью;
  • открытостью;
  • общительностью;
  • самостоятельностью;
  • стремлением опираться на свои собственные силы.

 

Слайд 17

Во-вторых это индивидуально-личностные особенности:

  • хорошее здоровье;
  • сознательная, целенаправленная забота о своем физическом состоянии (к примеру, занятия спортом и поддержка здорового образа жизни);
  • высокая самооценка и уверенность в себе, своих способностях и возможностях.

 

Слайд 18

В-третьих, важной отличительной чертой этих людей являются:

  • способность формировать и поддерживать в себе позитивные, оптимистичные установки и ценности, как в отношении самих себя, так и других людей и жизни вообще.

   

   Слайд 19

 Психологическими условиями восстановления здоровья педагогов являются развитие и формирование эмоциональной активности и поведенческой гибкости, обеспеченные механизмами осознанной саморегуляции. Основным средством восстановления здоровья педагогов является психоэмоциональная и двигательная активность. К активным средствам относятся все формы лечебной физкультуры: разнообразные физические упражнения, элементы спорта и спортивной подготовки, ходьба, бег и другие циклические упражнения и виды спорта, работа на тренажерах, хоротерапия, трудотерапия и др.

Пассивные средства – массаж, мануальная терапия, физиотерапия, психорегулирующие (психологические) средства – аутотренировка, мышечная релаксация, специально подобранные психотехники.

 

Сегодня вам будут предложены психорегулирующие средства восстановления психологического здоровья.

    Слайд 20

Я предлагаю вам сейчас 1. Снять эмоциональное и физическое напряжение с помощью методов, которые включают в себя серию упражнений по произвольному напряжению и расслаблению основных мышечных групп. Характерной чертой каждого такого упражнения является чередование сильного мышечного напряжения и следующего за ним расслабления

*  

*       Слайд 21

Упражнение «Потягивание»

Универсальное упражнение. Сложите руки «замком» перед собой и хорошенько потянитесь. Бодрость духа обеспечена. Улыбнитесь.

 

Слайд 22

Упражнение «Вверх по радуге»

     Упражнение способствует стабилизации эмоционального состояния. Участники закрывают глаза, делают глубокий вдох и представляют, что вместе с этим вдохом они взбираются вверх по радуге. А выдыхая – съезжают с нее, как с горки. Упражнение повторяется трижды, затем желающие делятся впечатлениями.

 

Слайд 23

Упражнение «Шарик»

 «Представьте, что у вас в животе воздушный шарик. Но он пока маленький, не надутый. Надо наполнить его воздухом. Вдохните животом  поглубже, чтобы ваш воздушный шарик стал большим». Постепенно ваше дыхание выровняется  и вы успокоитесь.

 

Слайд 24

Упражнение «Муха»

 Сядьте удобно: руки свободно положите на колени, плечи и голова опущены, глаза закрыты. Мысленно представьте, что на ваше лицо пытается сесть муха. Она садится то на нос, то на рот, то на лоб, то на глаза. Ваша задача: не открывая глаз, согнать назойливое насекомое.

 

 

Слайд 25

Упражнение «Сосулька»
Встаньте, закройте глаза, руки поднимите вверх. Представьте, что вы — сосулька или мороженое. Напрягите все мышцы вашего тела. Запомните эти ощущения. Замрите в этой позе на 1—2 минуты. Затем представьте, что под действием солнечного тепла вы начинаете медленно таять. Расслабляйте постепенно кисти рук, затем мышцы плеч, шеи, корпуса, ног и т.д. Запомните ощущения в состоянии расслабления. Выполняйте упражнение до достижения оптимального психоэмоционального состояния.

 

Слайд 26

Упражнение  «Похвали себя» 

     Представьте себе любую неприятную ситуацию, в которую вы попадали (несправедливая, на ваш взгляд, критика со стороны руководителя). Попробуем проговорить ее и перевести на позитив.

    Действуем по принципу: Нет безвыходных ситуаций.

   Участники должны закончить предложение с позитивным настроем.

Примеры: Меня  критикует начальство, значит я…..

Меня  критикует начальство, а я  мне пришла в голову отличная мысль….

Меня  критикует начальство, а  мне нравится в себе то, что я…

Меня  критикует начальство, а погода -  то….

Меня  критикует начальство, а я больше всего получаю удовольствие от…

    Участники проговаривают свой позитивный момент.

Слайд 27

Упражнение : «Тише, Танечка, не плачь!»

Упражнение развивает чувство заботы к окружающим и поднимает самооценку

    Выбирается «Танечка», которую любыми  способами должны успокоить  по очереди участники тренинга. По окончании упражнения «Танечка» называет того, чье утешение было самым убедительным и эффективным.

 

2. Цветотерапия  (запустить видео, после видео Слайд 28, 29)

    В своей повседневной жизни мы постоянно занимаемся цветотерапией, даже не подозревая об этом. Достаточно вспомнить о наших цветовых предпочтениях, например в одежде, в косметике, в выборе интерьера для дома. У нас есть любимые и нелюбимые цвета, приятные для глаз или раздражающие оттенки разных цветов.

  • Если  вы   ощущаете, что вам недостает жизненной энергии - смело используйте красный цвет;
  • Если вам не хватает чувства психологической свободы и умения приспосабливаться к внешним обстоятельствам  -  работайте с оранжевым цветом;
  • Желтый цвет поможет вам, если  вы  чувствуете упадок сил и хотели бы получить заряд активности или если вы находитесь в конфликте с самим собой;
  • При  равнодушии  и  чувстве апатии,  при  желании быть более открытым и более спокойным  вам  поможет зеленый цвет;
  • Голубой  цвет   следует  использовать,  если  вас тяготят  ваши обязанности, если вы действуете,  не задумываясь о последствиях своих поступков;
  • Если  вы проявляете  излишнюю эмоциональность и не контролируете  свои реакции, используйте синий цвет;
  • Фиолетовый  цвет  оказывает большое влияние на область чувств,   именно  его   надо использовать,  если  вы   часто, по необъяснимым  причинам, чувствуете  себя   обманутым, если вас мучают  сомнения, и вы  впадаете в состояние депрессии.  

 

Слайд 30

3. Упражнения на улучшение отношений с окружающими

 Маски релаксации для мышц лица.

Слайд 31

1.Маска удивления. И.п.: сидя, стоя, лёжа. С медленным вдохом постепенно поднять брови так высоко, как это только возможно. На высоте вдоха

задержать на секунду дыхание и опустить с выдохом брови.                                                    

Слайд 32

2. Маска поцелуя. И.п.: стоя, сидя, лёжа. Одновременно с вдохом постепенно сжимать губы (трубочкой).

Довести это усилие до предела. Зафиксировать усилие, на секунду задержать дыхание, со свободным выдохом расслабить круговую мышцу рта.

Слайд 33

3. Маска смеха. И.п.: стоя или сидя. Попеременно сжимать и разжимать зубы. Сжимать постепенно, а разжимать резко, давая нижней челюсти чуть отвалиться. Чередовать вдохи и выдохи соответственно движениям жевательных мышц. Можно выполнять упражнения с жевательной резинкой.

И.п.: стоя, сидя и лёжа. Чуть прищурить глаза, с вдохом слегка сжать губы и поднять углы рта – маска смеха, с выдохом – расслабить напряжённые мышцы.

 

Слайд 34

Упражнение  «Ловец блага»

    Чтобы с вами не случилось, во всем старайтесь находить положительные стороны. Давайте потренируемся. Найдите и запишите, пожалуйста, положительные моменты в следующих ситуациях:

1. Вы собираетесь на работу, погода встречает вас проливным дождем.

2. Вы опоздали на автобус.

3. У вас нет денег, чтобы уехать куда-нибудь в отпуск.

     Участники пишут для каждой ситуации свои положительные моменты. Каждый по очереди проговаривает эти моменты. Участник, указавший более 5 положительных моментов в каждой предложенной ситуации, считается «ловцом блага».

 

Слайд 35

Упражнение «Энергетическая зевота»

За счет ослабления напряжения мышц лица упражнение способствует улучшению зрительного внимания и восприятия, помогает в общении, стимулирует творческие процессы, развивает способность отбирать нужную информацию. Рекомендуют энергетически зевать в те моменты, когда вы начинаете сердиться и сжимать зубы. После упражнения вы найдете нужные слова, чтобы донести свою мысль до собеседника, не обидев его при этом.

Займите удобную позицию стоя или сидя. Положите ладони на щеки.

Откройте и закройте рот, чтобы почувствовать под руками точки соединения верхней и нижней челюстей. Переместите пальцы на эти точки.

Представьте, что вы зеваете: широко откройте рот и на высоте «зевка» массируйте пальцами найденные точки. При этом попробуйте произносить расслабляющий длинный звук «ва-а-а-а-у-у-у».

Повторите упражнение 3–6 раз. При правильном выполнении упражнения вы непременно зевнете по-настоящему!

 

Слайд 36

Саморегуляция

 Это управление своим психоэмоциональным состоянием, достигаемое путем воздействия человека на самого себя с помощью слов, мысленных образов, управления мышечным тонусом и дыханием.

Методы саморегуляции:  смех, улыбка, юмор; размышления о хорошем, приятном; наблюдение за пейзажем за окном; рассматривание цветов в помещении, фотографий, других приятных или дорогих для человека вещей; вдыхание свежего воздуха; чтение стихов; высказывание похвалы, комплиментов кому-либо просто так.

 Слайд 37

    Я предлагаю вам методы саморегуляции психолога Александра Свияша, которые состоят из аудио-бесед и самонастроев. В своих аудио –беседах Свияш объясняет, как стать успешным, здоровым, как изменить свои отрицательные установки и др. Самонастрои посвящены таким темам: как полюбить себя; как избавиться от негатива; полюбить жизнь и др. На методах саморегуляции я подробно останавливаться не буду. В самом начале семинара вы уже познакомились с одним из методов саморегуляции Свияша на хороший день и позитив во всем. На ваши флешки, вам будут скинуты все эти аудио-материалы.

 

Слайд 38

Ароматерапия

При всей благоприятности ароматерапии, есть очень важные моменты, о которых необходимо знать:

1) индивидуальная непереносимость масла (аллергия);                    

2) беременность;        

3) эпилепсия;                                                      

4) при болезнях почек противопоказаны ароматы ели, можжевельника, пихты.

Слайд 39

Способы распространения эфирных масел различны: ингаляции, ванны, компрессы, растирания, массаж, в том числе точечный.

Рекомендации по применению даются вместе с маслом в аптеке.

Ароматизация помещения: 3-5 капель в аромалампу, заправленную водой и зажечь свечу. длительность процедуры – 15 – 30 минут.

ароматы, которые применяют при:

Слайд 40

  • переутомлении – апельсин, бергамот, герань, ель, лаванда, лимон, ладан, мята, роза
  • депрессивных состояниях –лаванда, пихта, роза, шалфей
  • раздражительности – анис, ель, кипарис, мандарин, можжевельник, розмарин
  • повышенной эмоциональности – жасмин, лаванда, ладан, мята, роза, сосна

 

4. Слайд 41Кинезиологический комплекс упражнений

Слайд 42

  • Одна ладонь кладется на затылок, другая на лоб. Можно закрыть глаза и подумать о любой негативной ситуации, актуальной для вас. Глубокий вдох – выдох. Мысленно представьте себе ситуацию еще раз, но только в положительном аспекте, обдумайте и осознайте то, как можно было бы данную проблему разрешить. После проявления своеобразной "пульсации" между затылочной и лобной частью самокоррекция завершается вдохом – выдохом.

Слайд 43

  • Для снятия эмоционального напряжения можно слегка по­массировать кончик мизинца.

Слайд 44

  • Антистрессовая точка – в центре внутренней части подбородка. Надавливать большим пальцем правой руки, если у человека стрессовое состояние.

Слайд 45

  • Точка от невроза – в центре линии, соединяющая верхние точки ушных раковин. Там есть теменная яма, массируйте ее, если у вас невроз и головные боли.

      Слайд 46

  • Зона экзаменационного невроза – во внутренней поверхности предплечья: на 3 пальца выше от локтевой складки. Ее массаж снимает предэкзаменационные напряжения, предстартовое волнение. Массаж выполняйте сильными, но не грубыми движениями. 9 раз по часовой стрелке и столько же обратно, в течение 3-4 минут.

Слайд 1

  • Карандаш от нервных стрессов. Перекатывать на ладони карандаш с гранями. Это успокоит нервную систему, т.к. нервные окончания на пальцах связаны с мозгом: а прилив крови к пальцам способствует снятию напряжения и физическому здоровью.

 

     Данные упражнения рекомендуется использовать в самостоятельной работе над собой, особенно когда вы чувствуете себя особенно уставшими или начинаете нервничать.

    Психорегулирующие методы, которые для вас наиболее эффективны, следует регулярно практиковать в своей жизни и на работе при нарастании внутреннего напряжения.

 

Слайд 48

А сейчас давайте поработаем над нашей самооценкой и улучшим наше настроение   с помощью психологической зарядки

Слайд 49

1.   Поглаживая себя левой рукой по затылку, повторяйте: «Я одобряю себя!»

  1. Слайд 50. Вращая головой по часовой стрелке, повторяйте: «Я думаю о хорошем!»

3.   Слайд 51. Делать наклоны туловища вправо-влево, повторяйте: «Каждый день чудесен!»

4.   Слайд 52. Примите позу цапли. И.п. руки в стороны. Поднимите одну ногу, согнутую в колене и повторите: «Я – королева!» (правая нога, левая нога).

5.   Слайд 53. И.п. Ноги на ширине плеч. Делая круговые движения руками, повторяйте: «Мои мечты сбываются!»

6.   Слайд 54. И.п. Лопатки сведены. Приседая и выпрямляясь, повторяйте: «Я решаю любые проблемы!»

7.   Слайд 55. Массируя мочки ушей, зажмуривая попеременно левый и правый глаз,    повторяйте: «Будущее прекрасно!»

8.   Слайд 56. Правой рукой, поглаживая левый локоть, повторяйте: «Я любима!» (затем левой рукой – правый локоть)

9.   Слайд 57. Перекатываясь с носка на пятку, повторяйте: «Мне все удается!»

  Слайд 58.

    "Жил мудрец, который знал все. Один человек захотел доказать, что мудрец знает не все. Зажав в ладонях бабочку, он спросил: "Скажи, мудрец, какая бабочка у меня в руках: мертвая или живая?"А сам думает: "Скажет живая - я ее умертвляю, скажет мертвая - выпущу". Мудрец, подумав, ответил: "Все в твоих руках". Эту притчу я прочитала не случайно. В наших руках возможность создать в   такую атмосферу, в которой вы будут чувствовать себя   комфортно. Так  давайте же будем помнить об этом и заботиться о своем здоровье.                              

 

Прикрепленный файл Size
выступление Паскал.doc 42.14 KB
1.rar 8.19 MB
2.rar 6.55 MB

Смотреть видео онлайн


Смотреть русское с разговорами видео

Online video HD

Видео скачать на телефон

Русские фильмы бесплатно

Full HD video online

Смотреть видео онлайн

Смотреть HD видео бесплатно

School смотреть онлайн