«Факторы, способствующие употреблению детьми психоактивных веществ»
В настоящее время наше общество всерьез заговорило и озаботилось проблемой наркомании - свидетельство этому материалы в печатных и электронных средствах массовой информации. Да, есть выраженный количественный рост этих явлений, идет "омоложение" потребителей ПАВ, и здесь почти в равной мере представлены и мальчики, и девочки… - словом, ситуация более чем грустная и тревожная.
Сегодня зависимость представляет собой основную часть всех поведенческих и личностных расстройств и является основным фактором, разрушающим физическое и психическое здоровье нации. К тому же зависимость, особенно наркомания и алкоголизм, лежит в основе проявления асоциального и преступного поведения, вандализма и терроризма среди всех возрастных групп населения, особенно среди молодежи. Наркомания – это тяжелое заболевание, характеризующееся физической и психической зависимостью от наркотика. Беда может прийти в любую семью. Профилактика наркомании важна т.к. наркомания опасное заболевание не только для самого человека, но и для общества. Заболевают подростки со сверхзаботой со стороны родителей и в семьях, имеющих материальные и психологические проблемы. Именно поэтому очень важный адресат профилактической деятельности – семья ребенка.
Говоря о ПАВ, о наркологической ситуации обычно для примера берут ситуацию со злоупотреблением наркотиков, потому что именно наркотики наносят наиболее ощутимый ущерб человечеству. По официальным данным, в мире – 70 миллионов наркоманов. Приобщению несовершеннолетних к потреблению ПАВ способствуют несколько факторов:
- Биологические;
- Психологические;
- Социальные.
Биологические факторы:
Лица, имеющие родственников первой степени родства, зависимых от ПАВ, сами имеют риск стать зависимыми от ПАВ, превышающий таковой риск в общей популяции в 4-6 раз. Речь идет, прежде всего, о наследственной отягощенности алкоголизмом родителей, а также алкоголизм братьев и сестер в данной семье. При этом надо учитывать алкоголизм не только у ближайших родственников, но и наличие его в нисходящих поколениях.
Психологические факторы:
Многие исследователи считают, что главная роль в развитии злоупотребления ПАВ принадлежит психологическим и личностным факторам.
Социальные факторы:
Социальными факторами риска развития зависимости от ПАВ являются: алкоголизм отца, матери, или других родственников; отсутствие эмоционального резонанса, сплоченности в семье; конфликтные отношения среди членов семьи; терпимое отношение родителей к употреблению алкоголя детьми, а также к их девиантному поведению.
Таким образом, в подростковой среде использование ПАВ с целью одурманивания занимает существенное место в досуге, групповом общении. Непосредственно приобщаются к пробам наркотиков и других ПАВ от 20-30% школьников 12-17 лет. Для подростков на этом этапе онтогенеза такое поведение представляет особую значимость и нередко является основным содержанием жизни. Желание быть «как все», не выделяться «быть своим» и т.д. Наркотики сегодня достаточно доступны для приобретения. Можно говорить о реальной незащищенности подрастающего поколения от агрессивной экспансии наркотического соблазнения. При этом у большинства детей и подростков отсутствует превентивная психологическая защита, ценностный барьер от вовлечения в прием наркотических веществ. Начинающий принимать наркотики несовершеннолетний находится в своеобразной социально – психологической ситуации. Это мощный прессинг рекламных предложений нового стиля жизни и нового стиля жизни и новых ощущений, связанных с наркотизацией. Он особенно угрожаем для детей и подростков, потому что в ситуации выбора у подростка ведущим часто оказываются мотивы любопытства и подражания. Одновременно налицо безучастное отношение к вовлечению в наркотизацию со стороны сверстников – соучеников, друзей, а также взрослых, отвечающих за воспитание, и мало информированных родителей. Данная ситуация отягощается тем, что входящие в употребление «модные» в подростковой среде наркотические средства характеризуются при повторном приеме быстрым закреплением зависимости и пристрастия.
Приобщение подростков к ПАВ почти всегда происходит с участием их близких друзей. При первом приеме подростки обычно употребляли ПАВ в компании своих приятелей, реже – сверстников или младших по возрасту. Доступность отдельных наркотиков была различной, но в целом ее можно оценить как высокую. Наркотики приобретаются в барах, на дискотеках, в широко известных местах на улицах, в парках, а также на квартирах у наркоторговцев.
Результаты мониторинга показали, что курение и раннее приобщение к потреблению спиртных напитков – это «прелюдия» приобщения к потреблению наркотических веществ. Известно, что последовательность приобщения к ПАВ в целом следующая:
- Пиво и вино.
- Водка и сигареты.
- Конопля и его производные.
- Другие запрещенные наркотики
В то же время в последние годы выявляется рост заболеваемости наиболее тяжелыми формами наркоманий – героиновой, кокаиновой. Растет число потребителей соответствующих «тяжелых» наркотиков, а также других синтетических препаратов – психостимуляторов, галлюциногенов и пр. Доля потребителей ранее наиболее широко распространенных самодельных ПАВ растительного происхождения (гашиш, производные опийного мака) быстро уменьшается.
Необходимо признать, что массовое злоупотребление наркотиками – это сложный, психобиосоциальный феномен. В его возникновении и воспроизведении чрезвычайно важен исторический, цивилизованный аспект, определяющий его место и роль в современном мире. Такая постановка вопроса представляется закономерной с учетом глобальных масштабов этой проблемы. Сегодня можно говорить о том, что наркотики являются спутником и артефактом современной цивилизации. Именно поэтому недостаточен и даже опасен поверхностный, упрощающий причинно-следственные отношения подход к проблеме наркотиков, предполагающий возможность простого ее решения, в частности, с упором на административные, силовые, репрессивные меры.
Наркотическая зависимость – это процесс, содержащий 4 этапа, и как любой процесс имеет начало и конец.
1 этап. Первые пробы.
На нём происходит знакомство с наркотиками.
2 этап. Употреблять наркотики нравится.
На этот этап попадают обычно те люди, которым «это состояние» понравилось. Если человек не прекращает употребление, начинается следующая стадия развития зависимости.
3 этап. Возникают проблемы.
На этом этапе возникает физическая зависимость. Прекратить употребление на этой стадии самостоятельно практически невозможно, необходима помощь специалистов. Продолжение употребления обязательно ведет к переходу на следующий этап развития зависимости.
4 этап. Употребление наркотиков становится целью.
На этом этапе человек попадает в круговорот, из которого выбраться трудно. Скатиться всегда просто, а вот вернуться назад очень сложно.
На этой стадии, если не прекратить употребление наркотиков, наступает смерть. Статистика говорит о том, что из 100 «заболевших» выздоравливает только 3%, т.е. из 100 – выживают только 3.
Наркомания – это болезнь души. Наркоман не лечится: он перестраивает свою психику, адаптируется к новой жизни без наркотиков.
При планировании работы в нашей школе особое внимание было обращено на профилактику асоциального поведения и проявлений среди детей и подростков наркомании, алкоголизма и табакокурения. При планировании деятельности классных руководителей в начале учебного года особое внимание было обращено на наличие в плане работы классного руководителя профилактической работы с детьми асоциального поведения.
В учебном году прослеживалось разнообразие форм мероприятий по данному направлению: участие в районном конкурсе «Школа против наркотиков и Спида», в антинаркотической акции «Сообщи, где торгуют смертью», мероприятиях приуроченные к Международному дню борьбы с наркоманией и незаконным оборотом наркотиков, краевой антитабачной акции, посвященной Всемирному дню без табака.
Были проведены следующие мероприятия:
- Профилактические беседы со всеми категориями учащихся: «Алкоголизм и курение – модно?!», «Безвредного наркотика не бывает», « Вредные привычки, а потом необратимые процессы», «Осторожно - наркотики!», «Как не стать жертвой наркотика?», «Курение - можно ли без этого прожить?» и др.;
- Классные часы: «Вредит ли курение нашему здоровью», «Мое здоровье в моих руках», «Подросток в мире вредных привычек», «Действие никотина на организм подростка», «Соблазнов в мире много - жизнь одна» и др.;
- Физкультурно - оздоровительные и спортивные мероприятия: «Веселые старты», соревнования по баскетболу, волейболу;
- Конкурс рисунков «Жизнь – это здорово!»; «Детский телефон доверия»;
- Анкетирование «Мы в ответе за свою жизнь», «Молодежь против курения».
- Профилактические и коррекционные беседы с родителями учащихся «группы риска» «Внимание, родители!», «Защитим детей от беды!»;
- Анкетирование на предмет выявления факта употребления алкоголя, табачных изделий, наркотических веществ.
- Распространение листовок «Выбор за тобой», Детский телефон Доверия»;
- Общешкольное собрание «Профилактика употребления ПАВ», «Телефон доверия, Детский телефон доверия – самый популярный и широко известный вид экстренной помощи детям»;
- Просмотр видеофильмов о вреде ПАВ, курения, алкоголя; «Имею право знать», «Запретные игры», «Телефон доверия» и др.
- Вовлечение «трудных» учащихся в классные и общешкольные мероприятия, спортивные секции, кружки.
- Организация и проведение школьных рейдов на квартиры уч-ся «группы риска», в неблагополучные семьи.
- Проведение рейдов по проверке места нахождения несовершеннолетних в вечернее время.
С несовершеннолетними ведется индивидуальная, групповая работа, оказывается консультативная помощь по вопросам вредных привычек, по взаимоотношениям среди одноклассников и сверстников.
Также оказывалась методическая помощь классным руководителям при разработке классных часов, бесед, круглых столов, родительских собраний, направленных на формирование здорового образа жизни, профилактику злоупотребления подростками табачных изделий, алкогольных напитков, веществ наркотического содержания.
|